Александр I. Исторический портрет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 19:01, реферат

Описание работы

Петр Великий, неограниченный диктатор на практике, превратил в теории московскую вотчинную монархию в чиновническую монархию на европейский манер. Екатерина Вторая пыталась доказать, что Россия не деспотическая страна, потому что в ней есть дворянство, привилегированный правящий класс, составляющий промежуточную силу между царем и народом. Но для народа это было плохим утешением.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...2
Глава I. Детство Александра………………………………………………...3
Глава I I. Годы великих надежд……………………………………………..5
Глава I I I. Военная гроза……………………………………………………12
Глава IV. Похолодание………………………………………………………17
Глава V. Закат……………………………………………………………..…21
Глава V I. Смерть Александра………………………………………………22
Глава V I I. Из памятного……………………………………………………25
1. Аракчеев. Военные поселения. Аракчеевщина………….…25
2.О пожаре Москвы……………………………………………..26
3.Александр I и наполеон Бонапарт могли бы породниться….27
4.Император и тайные общества……………………………….27
5.Семейство императора Александра I Павловича……………28
Заключение…………………………………………………………………..30
Список литературы………………………………………………………….31 

Файлы: 1 файл

ЭПОХА АЛЕКСАНДРА(реферат).docx

— 75.87 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

Владимирский государственный  университет

 

 

 

Кафедра всеобщей истории

 

 

 

 

Реферат на тему: «Александр I. Исторический портрет»

 

 

 

 

 

Факультет: ПМФ

Выполнила: студентка

группы  ММЭ-109

Майорова Наталья

Проверил: доцент Трошин Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир

2009

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………...2

Глава I. Детство Александра………………………………………………...3

Глава I I. Годы великих надежд……………………………………………..5

Глава I I I. Военная гроза……………………………………………………12

Глава IV. Похолодание………………………………………………………17

Глава V. Закат……………………………………………………………..…21

Глава V I. Смерть Александра………………………………………………22

Глава V I I. Из памятного……………………………………………………25

1. Аракчеев. Военные поселения. Аракчеевщина………….…25

2.О  пожаре Москвы……………………………………………..26

3.Александр  I и наполеон Бонапарт могли бы породниться….27

4.Император  и тайные общества……………………………….27

5.Семейство императора Александра I Павловича……………28

Заключение…………………………………………………………………..30

Список  литературы………………………………………………………….31 

ВВЕДЕНИЕ

 

Петр Великий, неограниченный диктатор на практике, превратил в теории московскую вотчинную монархию в чиновническую монархию на европейский манер. Екатерина Вторая пыталась доказать, что Россия не деспотическая страна, потому что в ней есть дворянство, привилегированный правящий класс, составляющий промежуточную силу между царем и народом. Но для народа это было плохим утешением.

Русская монархия тем и  отличалась от западной, что ее не ограничивали никакие права сословий, никакие  привилегии областей, и на широком  просторе собранной ею Руси она хозяйничала  как хотела. Ей пришлось бороться с  чужим правом, а потому и сама она не заботилась забронировать себя доказательствами собственного права. Когда в конце царствования Екатерины II и Александра I образованные люди стали спорить против неограниченности царской власти, русское самодержавие прибегло к мерам самообороны. Но эти меры были не юридическими, какими было бы превращение монархической власти хоть в это время в государственный орган, а чисто полицейскими и военными. Борьба самодержавия с общественностью тянулась целый век…

Как видим, собственного права  у нашей монархии, которая упорно хотела остаться вотчинной, так и  не было. Западное право монарха  вело туда, куда вел и закон эволюции, но куда самодержавие не захотело пойти: к монархии конституционной. Не уступив  закону эволюции, монархия окопалась  на своих позициях и продолжала до первого толчка держаться практикой постоянно усиливавшегося насилия, рассчитывая на неподготовленность масс и всячески задерживая просвещение народа.

(Из сочинений П. Н.  Милюкова)

В данной работе я хотела бы осветить жизнь и государственную  деятельность одного из величайших императоров 19 века – Александра I.

Глава I. Детство Александра

 

Весть о кончине Павла I вызвала восторг и ликование всего народа. Люди плакали от радости. Продолжительное напряжение нервов от страха наконец-то ослабло. Знакомые и незнакомые, поздравляя друг друга, обнимались, точно в день Светлого Воскресения Христова. На престол вступил обожаемый всеми 24-летний сын Павла Александр I, воспитанник самой Екатерины Великой. Новый император обязался управлять народом «по законам и по сердцу премудрой бабки...»

12 декабря 1777 года 201 пушечный выстрел с фортов Петропавловской крепости явил миру рождение в семье цесаревича Павла Петровича первенца от второго брака, названного в честь Святого Невского Александром. Царствующая Екатерина II с пеленок забрала внука у родителей и сама занялась его воспитанием. Не любя сына, она стала готовить внука как замену себе на престоле. Она перепробовала над ним массу воспитательных экспериментов, в частности, женив его, 15-летнего, на девочке 14 лет, превратив внука-подростка в незрелого семьянина. Так, будущий император, не познав ласки, тепла и радостей в родительской семье, стал авторитетом собственной семьи...

В 10-летнем возрасте узнал Александр  о коварных планах бабушки относительно отца и невольно стал свидетелем ее дальнейших неприглядных действий. Но, ни Совет при императрице, ни супруга  Павла Мария Федоровна, ни сам Александр не согласились дать добро Екатерине II на отречение Павла Петровича от престола. Александр, к тому же, дал отцу клятву, что не посягнет на престол помимо него и назвал его «Ваше императорское величество».

Разумеется, надломленный, нервный, мучительно ждущий престола Павел не очень поверил  сыну, и все время подозревал его  в сговоре с матерью. Так, неприкрытая  вражда и злоба между отцом  и бабушкой заставляла Александра вращаться  между различными дворами, жить на два  ума, держать два парадных обличил, двойной прибор манер, чувств и мыслей. Вот как описывает среду обитания и характер Александра того времени известный историк: «Каждую пятницу он должен был быть у отца в Гатчине на субботнем параде, на котором изучал жесткие бесцеремонные казарменные нравы вместе с казарменным непечатным лексиконом, а вечером вращаться в избранном обществе Екатерины, где говорили только о самых высоких политических делах, вели самые остроумные беседы, шутили самые изящные шутки, а грешные дела и чувства облекали в самые опрятные прикрытия... Александр знал изящную грязь бабушкиного салона, как и неопрятную грязь отцовской казармы, но его не познакомили с той здоровой житейской грязью, испачкаться в которой благословил человека сам Бог. Он не был приучен ни упорно трудиться, ни самостоятельно работать. Его не познакомили с той действительностью, которой он должен был управлять». Вступив на престол с самыми возвышенными чувствами и доброжелательными устремлениями, Александр I решил, прежде всего, смягчить то зло, которое вольно или невольно породил его отец.

Четверть века царствования императора Александра Павловича — ярчайшая эпоха русской истории. Это время небывалого духовного подъёма русского народа в жестокой борьбе с воинством Наполеона. Это период, когда на небосклоне русской литературы появились бессмертные имена Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина, когда русские моряки совершали кругосветные плавания и открывали Антарктику. (№ 11, стр. 8)1

В течение всего XVIII столетия Россия в экономическом, политическом и культурном отношении становилась подобна Европе. Во время царствования императора Александра I представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами.

Александровская эпоха — время великих свершений, великих надежд и... великих разочарований. Именно при Александре возникла та почва, на которой позднее расцвела Русская революция, — непреодолимым стал разрыв между просвещённой частью российского общества и властью. (№ 4, стр. 7)

Глава II. Годы Великих Надежд

 

«Дней Александровых прекрасное начало...»  — знаменитые пушкинские слова о  заре правления государя Александра Павловича. Мнение это разделяли  многие современники, что совсем не удивительно. Вот ряд первых указов молодого императора, явственно обозначивших «курс» его царствования.

14 марта 1801 г. снято запрещение на вывоз из России различных продуктов.

15 марта восстановлены дворянские выборы в губерниях; снято запрещение на ввоз ряда товаров.

22 марта объявлен свободный въезд в Россию и выезд за её пределы, весьма ограниченный при Павле I.

31 марта разрешена деятельность типографий и ввоз любых книг из-за границы. В то время это была немыслимая свобода для многих стран Европы, особенно для наполеоновской Франции.

2 апреля восстановлены екатерининские жалованные грамоты дворянству и городам, отменённые при Павле I.

В тот же день уничтожена Тайная экспедиция (учреждение политического сыска). Ушло из русской жизни страшное «Слово и дело!», открывавшее сыск с его пытками. В стране не стало, правда ненадолго, и самой тайной полиции.

9 апреля отменены неудачные Павловские нововведения в военной форме, солдаты получили более удобную одежду и снаряжение.

27 сентября запрещены пытки и употребление в делах самого слова «пытка».

Дух прощения и милосердия освещал  первые распоряжения нового монарха. Помилованы и возвращены на службу около 12 тыс. человек, амнистированы все, укрывшиеся от Павловского гнева за границей Особый указ последовал обер-полицмейстеру. Теперь полиции вменялось в обязанность «не причинять никому никаких обид».

Шагнув к престолу через труп отца, Александр вынужденно объявил заговорщикам о возвращении екатерининских времён: «При мне всё будет, как при бабке нашей Екатерине Великой». Здесь он лукавил, Молодой царь имел программу действий, явно не вязавшихся с духом «просвещённого абсолютизма» Екатерины II. Во главе государства встал хорошо образованный монарх, убеждённый в возможности изменить к лучшему российскую жизнь. Александр I не сомневался в том, что «закон выше монарха». Ученик швейцарца Ф. С. Лагарпа, сторонника идей Просвещения, блестящего юриста и педагога, Александр с юных лет вынашивал мечты «утвердить благ: России на основаниях непоколебимых». Такими основаниями ему виделись прочный конституционный порядок в стране (Александр, рождённый царствовать, мечтал о республиканском устройстве России, полагая его наилучшим способом правления!) и отмена крепостного права — избавление страны от язвы рабства. Ко времени вступления на престол эти мечты превратились в твёрдое намерение незамедлительно провести государственные преобразования, уничтожить в России рабство, подарить стране свободу, гарантированную законом. Об искренности и убеждённости Александра говорит его запись в личной тетради, куда он заносил мысли, «до блага общего касающиеся»: «Ничего не может быть унизительнее и бесчеловечнее, как продажа людей, и для того неотменно нужен указ, который бы оную навсегда запретил». (№ 5, стр. 11; №9, стр. 24)

Написано это было ещё Александром-престолонаследником. Александр-император попытался претворить свои замыслы в жизнь. Чтобы убийцы императора Павла не питали надежд на превращение молодого царя в их послушное орудие, Александр постепенно удалил сановных заговорщиков от двора. Окружение государя составили его «молодые друзья»: граф Н. Н. Новосильцев, князь В. П. Кочубей, граф П. А. Строганов, польский князь Адам Чарторыйский. Все они были убеждёнными сторонниками конституционной монархии и отмены крепостного права, единомышленниками Александра Павловича. Из высших чиновников государства к непосредственной работе над указом о запрете продажи крестьян без земли Александр привлёк генерал-прокурора А. А. Беклешова. При подготовке проекта указа Беклешов с сотрудниками исходил из Соборного Уложения 1649 г. (свода законов), где ничего не говорилось о праве помещиков и вотчинников продавать крестьян, а лишь устанавливалось прикрепление последних к земле. Право торговли людьми владельцы крестьян присвоили себе сами при попустительстве царской власти.

15 сентября 1801 г. в Москве состоялась коронация императора Александра I. В тот же день он объявил о прекращении раздачи крестьян в собственность помещикам: «Большая часть крестьян в России рабы, считаю лишним распространяться об уничижении человечества и о несчастии подобного состояния. Я дал обет не увеличивать числа их и поэтому взял за правило не раздавать крестьян в собственность». 12 декабря 1801 г. был издан императорский указ о запрещении печатать объявления о продаже крестьян без земли и с раздроблением семей. В то же время право покупки земли распространялось на купцов, мещан, подённых крестьян и освобождённых от крепостной неволи.

Благородные намерения Александра и его ближайшего окружения натолкнулись на сопротивление не только очевидных сторонников крепостного права. К своему изумлению, государь не нашёл поддержки и у просвещённой части русского общества, на которую предполагал опереться в борьбе против защитников крепостнических устоев.



«Не знаю, хорошо ли сделал Годунов, отняв  у крестьян свободу (ибо тогдашние  обстоятельства не совершенно известны), но знаю, что теперь им неудобно возвратить оную» — так напишет знаменитый историк Карамзин Александру I в «Записке о древней и новой России». «Прежде чем народ освободить, его следует просветить» — побуждение, свойственное и великим, благородным умам во все времена, но редко реализующееся на практике. Философы издревле спорят, что должно предшествовать: просвещение или освобождение от гнета.

Тщетными оказались надежды  Александра на совестливость и благоразумие помещиков, которым в Указе о вольных хлебопашцах 1803 г. предлагалось добровольно и постепенно освобождать крестьян. Указ не имел значительных последствий. Только 47 тыс. душ из 20 млн. крепостных стали «вольными хлебопашцами».

Неудача в деле, которое он почитал главным в своей жизни, была жесточайшим ударом для Александра и повлекла за собой тяжелейший внутренний надлом, глубочайшее разочарование.

Гораздо более успешными оказались начинания государя в области просвещения, где он был достойным наследником Петра I и Екатерины II. 24 января 1803 г. увидели свет Предварительные правила народного просвещения. Согласно Правилам, рядом с университетами создавалась система средних и низших учебных заведений — уездных гимназий и приходских училищ. Были образованы учебные округа с попечителями во главе. Программы гимназий и училищ значительно расширили и согласовали так, что у учащихся появилась возможность последовательно переходить из низших учебных заведений в средние, а из средних в высшие. Возросло число университетов: в 1802 г. основан Университет в Дерите; в 1803 г. утверждён устав Университета в Вильно; в 1804—1805 гг. созданы университеты в Казани и Харькове. В Петербурге в 1804 г. открылся первый в России Педагогический институт, в 1819 г. преобразованный в Санкт-Петербургский университет.

Среди созданных при Александре I учебных заведений особое место занимал открытый 19 октября 1811 г. Царскосельский лицей. В нём должно было получать образование юношество, «предназначенное к важным частям службы государственной». Первый выпуск лицея дал России А. С. Пушкина, его друзей — поэтов А. А. Дельвига и В. К. Кюхельбекера, великого дипломата, одного из крупнейших политиков Европы XIX в. князя А. М. Горчакова, декабриста И. И. Пущина, мореплавателя Ф. Ф. Матюшкина.

Информация о работе Александр I. Исторический портрет