Александр Невский и Русь Северо-восточная

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:02, реферат

Описание работы

Русские князья в Орде. — Тяжкие дани. — Судьба Ярослава. — Мученичество Михаила Черниговского. — Александр. — Невская победа. — Ледовое побоище. — Соперничество с братом .Андреем. — Политика в отношении к татарам. — Новгородские смуты. — Татарские численники и сборщики даней. — Последнее путешествие в Золотую Орду и кончина Александра. — Установленный им характер татарской зависимости. — Распадение Чингизовой империи. — Мусульманство в Золотой Орде. — Братья и преемники Александра. — Раковорская битва. — Довмонт Псковский. — Договоры с Новгородом. — Междоусобия Александровых сыновей. — Князья Ростовские. — Митрополит Кирилл II и оставление Киева. — Рязань. — Положение Чернигово-Северской украйны. — Борьба новгородцев со шведами и псковичей с немцами.

Файлы: 1 файл

Александр Невский и Русь Северо.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Александр Невский и  Русь Северо-восточная

Русские князья в Орде. — Тяжкие дани. — Судьба Ярослава. — Мученичество Михаила Черниговского. — Александр. — Невская победа. — Ледовое побоище. — Соперничество с братом .Андреем. — Политика в отношении к татарам. — Новгородские смуты. — Татарские численники и сборщики даней. — Последнее путешествие в Золотую Орду и кончина Александра. — Установленный им характер татарской зависимости. — Распадение Чингизовой империи. — Мусульманство в Золотой Орде. — Братья и преемники Александра. — Раковорская битва. — Довмонт Псковский. — Договоры с Новгородом. — Междоусобия Александровых сыновей. — Князья Ростовские. — Митрополит Кирилл II и оставление Киева. — Рязань. — Положение Чернигово-Северской украйны. — Борьба новгородцев со шведами и псковичей с немцами.

Суздальские и рязанские  князья, уцелевшие от татарского меча, после Батыева нашествия снова заняли свои наследственные уделы и принялись вызывать жителей, укрывшихся в леса и дебри, очищать землю от гниющих трупов, возобновлять сожженные города и храмы.

Старший Владимирский стол, после гибели Георгия II, наследовал следующий за ним брат Ярослав Всеволодович; младшим братьям (Святославу и Ивану) он отдал Суздаль и Стародуб Клязьменский, а- потомкам старшего своего брата Константина Всеволодовича оставил их наследственные волости Ростов, Ярославль, Углич, Белоозеро. Но скоро русские князья узнали, что они уже утратили свою независимость и свободу распоряжаться собственной землей; что у них есть господин; что над Русью тяготело жестокое варварское иго. По возвращении из Венгрии, расположась станом на берегах Волги, Батый послал звать русских князей в Орду под угрозой лишения уделов и самой жизни. Страх, наведенный погромом, был еще так силен, что никто не думал о новом сопротивлении. Гордые, вольнолюбивые русские князья и бояре смиренно склонили свою выю под татарское ярмо. Ярослав Всеволодович показал пример: с некоторыми сыновьями и боярами он отправился в Орду в 1243 году. Батый был доволен его покорностью и утвердил за ним старейшинство между русскими князьями, признав его великим князем Киевским и Владимирским. Другие князья суздальские, равно рязанские и северские, тоже с боярами своими поспешили в Орду, чтобы выхлопотать ханские ярлыки или грамоты на владение своими наследственными уделами. Там, представляясь пред лицо хана, они подвергались тем же унизительным обрядам, о которых упоминает Плано Карпини, т.е. проходили между двух огней, кла-

нялись идолам, становились на колена. Разумеется, князья должны были являться к своим владыкам с большими дарами, раздавать также подарки ханским женам, воеводам и чиновникам, которые вымогали эти подарки с великою жадностью.

Вместе с утверждением князей в их наследственных волостях русский народ был обложен  тяжелою данью; кроме того, подобно другим покоренным народам, он должен был выставлять вспомогательные дружины в татарских войнах. По словам русской летописи, татары, облагая данью, предварительно подвергали перечислению жителей, оставшихся после Батыева разгрома. То же подтверждает и Плано Карпини, который в бытность свою на востоке слышал, что от Гаюка и Батыя был послан какой-то сарацин (мусульманин) на Русь для сбора дани. Этот сборщик от каждого отца, имевшего троих сыновей, брал по одному из них; неженатых мужчин и незамужних женщин, равно и нищих, татарские чиновники уводили в Орду. Остальное население, перечислив "по их обычаю", приказали, чтобы каждый, малый и большой, даже пладенец однодневный, бедный и богатый, давал дань по шкуре медведя, бобра, соболя, чернобурой лисицы и хорька. Кто не мог заплатить дани, того уводили в рабство. Россия, как страна бедная звонкой .монетой и богатая мехами, была обложена именно меховою данью, излишек которой потом продавался купцам азиатским и европейским. То же самое делалось с русскими людьми, которых огромное количество было уводимо в татарскую неволю, о чем согласно свидетельствуют русские летописи и иноземные источники (Плано Карпини). И действительно, базары городов крымских и азовских наполнились русскими невольниками и невольницами. Там купцы, особенно приходившие из Венеции и Генуи, скупали молодежь, и перепродавали ее в мусульманские страны, каковы: Малая Азия, Сирия, Египет, Северная Африка, Испания. Многие знатные фамилии двух названных итальянских республик приобрели свои богатства с помощью гнусной торговли христианским народом.

Карпини сообщает также, что в покоренных землях ханы держат своих баскаков или наместников, которые наблюдают за покорностью  жителей, если же замечают противное, то призывают татар и подвергают страну новому разорению и убийствам;

что не только татарские  князья и наместники, но и всякий знатный татарин, приехав в покоренную землю, повелевает как государь. Баскаки действительно были поставлены почти во всех главных городах покоренной Руси; а в стольном Владимире жил "великий баскак" Владимирский.

Отпуская русских князей в их земли, Батый обыкновенно  удерживал у себя кого-либо из их родственников, в виде заложников. Но так как он сам считался только наместником великого

хана, то некоторых подчиненных владетелей отправлял от себя в главную Орду на поклон великому хану. Первым из русских князей был отправлен к Гаюку один из сыновей Ярослава, по имени Константин. Но Гаюк по-видимому не удовольствовался тем, и, отпустив сына, потребовал к себе отца. Великий князь вторично, с братьями и племянниками, должен был явиться к Батыю. Сей последний некоторых князей послал еще ка поклон в другую орду, к своему сыну Сартаку; а самого Ярослава отправил в Каракорум к Гаюку.

В сопровождении многих бояр и слуг, великий князь предпринял это трудное путешествие по азиатским бесприютным пустыням. При переходе по безводным степям туркестанским он потерял часть своих бояр и слуг, умерших от жажды. В главной орде Ярославу, подобно другим владетелям и послам, пришлось долго жить, пока происходил великий курилтай, занимавшийся избранием хана. Там он терпел много унижения и нужды. По словам Карпини, приставленные к нему и к другим вассальным владетелям татары обращались с ними высокомерно и сажали их ниже себя; впрочем великому князю русскому оказывали некоторое предпочтение перед другими. Наконец после возведения на престол Гаюка Ярослав был отпущен домой. Но тут настала его кончина (1246). Карпини сообщает слух, что его отравила бывшая правительницею татарского царства Туракиня, мать Гаюка. Она позвала его к себе, и, как бы оказывая ему честь, потчевала из своих рук; а, возвратясь в ставку, он тотчас занемог и скончался на седьмой день. Ханша будто сделала это для того, чтобы совершенно завладеть русскою землею. Такой слух считается не совсем достоверным, потому что татары ничего не выиграли от смерти Ярослава. Но он не противоречит событиям. В обычае монгольских ханов было, при завоевании какой-либо земли, возможно более истребить в ней народу, чтобы ее обессилить, а также истребить тех правителей, которые даже при изъявлении покорности считались почему-либо опасными для татарского владычества. Русские летописи подтверждают известие об отраве, прибавляя, что великий князь был оклеветан перед ханом каким-то изменником Федором Яруновичем.

Подобная кончина, постигшая  Ярослава Всеволодовича на пятьдесят  седьмом году его жизни далеко от родины, посреди ненавистных варваров, окружила его имя в глазах современников  славою страдальца за Русскую землю. Вообще великие труды и лишения последних лет его жизни искупили те непривлекательные жесткие черты, с которыми он первоначально является в истории, особенно в своих отношениях к Великому Новгороду.

Однако не все русские  князья смиренно перенесли те уничижения, которым подвергали их в Золотой Орде. Между ними,

после Василька Константиновича  Ростовского, нашелся и другой

^.искал^ежища то у венгерского хопол^ тп v п. .^11^ Между прочим в Силезии толпа немцев напала на его обоз;

убила его внучку»  а обоз разграбила; после чего он удалился к . мазовецкому князю Конраду, который тоже приходился ему родственником. Во время пребывания татар в Венгрии Михаил воротился в Киев, и тут проживал не в разоренном городе, а на одном днепровском острове. Когда же Батый потребовал русских князей к себе в Орду, Михаил Всеволодович очевидно не желал подчиниться татарскому ярму и снова удалился к венгерскому королю, который около того времени сделался ему свояк, потому что выдал свою дочь за его сына Ростислава. Оскорбленный тем, что ни король, ни собственный сын не воздали ему должной чести, Михаил воротился в свое наследственное княжение, в Чернигов. Но без Батыева соизволения князь уже не мог владеть собственным наследством. Пришлось покориться необходимости, т.е. ехать в Орду и там выпрашивать себе ханский ярлык на княжение. Духовник Михаила священник Иоанн, отпуская его в путь, увещевал не следовать примеру других князей и не поклоняться в орде огню и идолам в угоду хану, а лучше претерпеть мучения и самую смерть за христианскую веру. К тому же убеждал он и Михайлова ближнего боярина Федора. Тот и другой обещали исполнить духовный завет.

Когда Батый разрешил Черниговскому князю предстать  с дарами пред свое лицо, пришли монгольские шаманы, и по обычаю провели Михаила с его спутниками между священными огнями;

затем приказали ему  сделать земной поклон на юг тени Чингиз-хана. Тут Михаил объявил, что вера христианская повелевает кланяться только Святой Троице и запрещает поклонение кумирам. Донесли хану о таком ответе русского князя. Разгневанный Батый послал одного из вельмож, Елдегу, возвестить Михаилу, что он будет казнен, если не исполнит обычных обрядов. Михаил отвечал, что готов пострадать за правую веру. В Орде находился тогда юный ростовский князь Борис Василькович, по матери своей внук Михаила. Татары подослали Бориса, чтобы он уговорил своего деда не упорствовать. Со слезами, начал Борис упрашивать Михаила, склоняя его исполнить волю цареву. Бывшие с Борисом ростовские бояре также приступили к Чернигов-

скому князю с просьбами и говорили, что они со всей своей областью примут на себя епитимию за него. Тут черниговский боярин Федор, опасаясь, чтобы слезы внука и любовь к дочери не поколебали старика, начал укреплять его мужество и решимость, напоминая завет духовного отца и данное ему обещание. Слова Федора устранили всякое колебание.

"Нет, не послушаю вас, не погублю своей души^, сказал Михаил. И, сняв с себя верхний княжеский плащ, бросил его ростовским боярам со словами: "возьмите славу света сего; я не хочу ее".

Елдега пошел доложить Батыю о непреклонной решимости русского князя. Сего последнего между тем обступило множество народа, татар и христиан; некоторые из толпы даже уговаривали его оставить упорство. Но князь и боярин, произнося молитву, причастились запасными дарами, которые отпустил с ними духовный отец, и приготовились к смерти. Она не замедлила. Подъехали ханские телохранители, соскочили с коней, схватили Михаила за руки и за ноги, и, растянув его на земле, принялись бить кулаками под сердце; потом перевернули ниц и стали топтать ногами. Один из русских людей, изменивших своей религии и народности и вступивших в службу ханскую, по имени Домант, родом путивлец, мечом отсек голову умирающему князю. За князем тем же мукам и отсечению головы был подвергнут верный его боярин. Это событие совершилось 20 сентября 1246 года, следовательно почти одновременно с гибелью великого князя Суздальского в Монголии. Тела мучеников брошены были на съедение псам; но в числе ордынских христиан нашлись благочестивые люди, которые тайно их схоронили. Внука Михайлова, Бориса Васильковича, Батый после того отправил в Придонскую орду к сыну своему Сартаку. Последний принял его благосклонно и отпустил на Ростовское княжение. •               '

Как ни тяжки были дани, наложенные татарами на русский народ, как ни велики были унижения и поругания, которым подвергались в Орде русские князья и бояре — все это можно назвать благом сравнительно с тем положением, в котором очутилась бы Россия, если бы варвары сами поселились в ней, заняли бы своими полчищами ее стольные города, и, устранив природных властителей, взяли бы управление ею в собственные руки, подобно тому, как поступили османские турки с балканскими славянами. К счастью, по своей дикости, политической незрелости и по своей привычке к степному быту, золотоордын-ские ханы ограничились вассальными отношениями и удовлетворяли своей жадности посредством тяжких даней. Пребывая пока в грубом язычестве, они не отличались религиозным фанатизмом, не воздвигли гонения на православную веру и казнили

только за непокорность. Оставляя неприкосновенными церковь и наследственную княжескую власть, они дали возможность будущему возрождению самобытности, над чем немедленно начали трудиться наиболее дальновидные и энергичные из русских князей. Во главе их является наш национальный герой Александр Невский. (66)

Александр Ярославич принадлежит к тем историческим деятелям Северной Руси, в которых наиболее отразились основные черты великорусской народности: практический ум, твердость воли и гибкость характера или умение сообразоваться с обстоятельствами. Большую часть своей юности он провел в Новгороде Великом, где под руководством суздальских бояр заступал место своего отца Ярослава Всеволодовича; а с 1236 года, когда Ярослав получил Киевский стол, Александр остался самостоятельным новгородским князем. Эти годы, проведенные в Великом Новгороде, бесспорно имели большое влияние на развитие его ума и характера. Деятельная, кипучая жизнь торгового города, постоянное присутствие западных иноземцев и почти непрерывная борьба веча с княжеской властью, конечно, производили на него глубокое впечатление и немало способствовали развитию той выдержанности характера и той гибкости, соединенной с твердою волею, которыми отличается вся его последующая деятельность. Внутренним качествам соответствовала и самая наружность Александра, красивая и величественная.

В 1239 г. двадцатилетний Александр  Ярославич вступил в брак с  дочерью полоцкого князя Брячислава. Венчание происходило в Торопце, где он и "кашу чини", т.е. давал свадебный пир; "а другое в Новгороде"; следовательно по возвращении в свое княжение Александр и здесь устроил широкое угощение. Вслед затем он с новгородцами ставит городки на реке Шелони, т.е. укрепляет западную окраину их владений; очевидно в таких укреплениях существовала тогда настоятельная нужда.

Как известно, Великий  Новгород был столь счастлив, что  гроза Батыева нашествия миновала его и только юго-восточная часть его земли подверглась разорению. Но в то же самое время западные соседи, как бы сговорясь между собою, спешат воспользоваться разгромом Северо-Восточной Руси, чтобы теснить Великий Новгород, отнимать у него волости, грабить, разорять его пригороды и села. То были: шведы, ливонские немцы и Литва. Здесь-то, в борьбе с этими внешними врагами, Александр обнаружил свои блистательные дарования и покрыл себя неувядаемой славой. Первыми испытали на себе его тяжелую руку шведы. Известно, что уже давно происходили столкновения с ними новгородцев на северных прибрежьях Финского залива, где

^л/^,

шведы постепенно распространяли свое владычество, а вместе с тем и свою религию. Но нам неизвестно в точности, что послужило ближайшим поводом к шведскому походу на новгородцев в 1240 г., в царствования короля Эриха Эрихсона. Очень вероятно, что он был предпринят под влиянием папских посланий, побуждавших шведов и ливонских немцев оружием подчинить католицизму русские прибалтийские земли. Настоящею же целью шведского похода было по-видимому завоевание Невского побережья, а следовательно и захват главного пути новгородской торговли с Северо-Западною Европою; причем, может быть, имелась в виду и Ладога, которою издавна стремились завладеть варяжские конунги.     -

Информация о работе Александр Невский и Русь Северо-восточная