Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:02, реферат
Русские князья в Орде. — Тяжкие дани. — Судьба Ярослава. — Мученичество Михаила Черниговского. — Александр. — Невская победа. — Ледовое побоище. — Соперничество с братом .Андреем. — Политика в отношении к татарам. — Новгородские смуты. — Татарские численники и сборщики даней. — Последнее путешествие в Золотую Орду и кончина Александра. — Установленный им характер татарской зависимости. — Распадение Чингизовой империи. — Мусульманство в Золотой Орде. — Братья и преемники Александра. — Раковорская битва. — Довмонт Псковский. — Договоры с Новгородом. — Междоусобия Александровых сыновей. — Князья Ростовские. — Митрополит Кирилл II и оставление Киева. — Рязань. — Положение Чернигово-Северской украйны. — Борьба новгородцев со шведами и псковичей с немцами.
эта более чем какая-либо соответствовала их дикому состоянию и хищным инстинктам. Когда Джучиды утвердили средоточие своего царства на берегах Волги, то Золотая Орда, уже заключавшая в себе значительное число мусульман, подверглась еще сильному влиянию магометанской пропаганды с двух сторон: с севера из Камской Болгарии и с востока из Бухары и Харезма. Город Великие Болгары, хотя и разоренный полчищами Батыя, как видно, успел вскоре оправиться от этого разорения, благодаря промышленному характеру своих жителей, и сделался даже обычным летним местопребыванием Кипчакских Джучидов. Любопытно, что дошедшие до нас монеты с именами этих ханов в первые полвека татарского владычества преимущественно биты в Булгаре, о чем говорят их арабские надписи; только в конце этого периода встречаются монеты, битые в Сарае и Харезме. Замечательные остатки каменных мечетей и терм, относящиеся к эпохе Золотой Орды, ясно свидетельствуют, что Великие Болгары в ту эпоху вновь достигли процветания своей мусульманской гражданственности и, следовательно, оказывали значительное воздействие на своих завоевателей. Но и самая метрополия болгарского мусульманства, издавна славившаяся школами и проповедниками и отличавшаяся промышленным характером, т.е. часть Средней Азии, лежащая по Оксусу и Аму Дарье (Харезм и Бухара), состояла в деятельных торговых сношениях с Золотой Ордою и даже по временам входила в состав улуса Джучиева.
Хивинский хан XVII века, Абульгази (потомок Батыева брата Шибана) рассказывает в своей летописи, что Берке был обращен в магометанство именно бухарскими купцами (а по другим известиям неким дервишем из Харезма). Тому же хану Берке приписывают построение и самого города Сарая на берегах волжского рукава Ахтубы; вероятно он предпринял собственно построение дворцов, мечетей, терм и каравансараев в этом зимнем местопребывании золотоордынских ханов. Число проживавших в Золотой Орде русских пленников, купцов, ремесленников и князей с их дружинниками было так значительно, что митрополит Кирилл поставил в Сарай особого епископа, Митрофана, конечно сванского дозволения, в том самом году (1261), к которому относят обращение Берке в ислам. Такое обстоятельство указывает, что хан этот не изменил своей веротерпимости в отношении к покоренным народам. Пределы новой епархии обнимали потом земли по нижней Волге и притокам Дона; почему она и называлась обыкновенно "Сарская и Подонская". (К ней же причислена епархия южного Переяславля.)
Раздор Берке с его двоюродным братом, персидским ханом Гулагу, возникший из-за пределов их владений, усилился с вод-
ворением ислама в Сарае, под влиянием мусульманских улемов. Гулагу, оставшийся язычником, около тоге времени окончательно разрушил Багдадский халифат и умертвил последнего халифа. Берке заключил союз против двоюродного брата с его злейшим неприятелем сирийско-египетским султаном Бибарсом. Последний был родом из половцев; мальчиком татары продали его в Крыму венецианским купцам. Потом он попал в мамелюкскую гвардию египетского султана; возвысился до степени военачальника; наконец хитростию и преступлениями достиг престола. Он ».е,\ забыл города Крыма, где его продали в неволю; посылал скупать здесь таких же молодых невольников в мамелюкскую гвардию, и украсил этот город богатыми мечетями и караван-сараями.
Междоусобие двух ханств естественно должно было ослабить татарское могущество и принести некоторое облегчение ига, наложенного на Россию; чем, как мы видели, искусно умел пользоваться Александр Невский. Беркай умер в Грузии посреди своей войны с преемником Гулагу, в 1266. Ему наследовал племянник его Менгу Темир. Наш летописец замечает, что на Руси сделалась тогда "ослаба от насилья бесерменского" и что татар было избито в междоусобной войне такое множество, как песку морского. В это время и в самой Золотой Орде уже начинаются внутренние смуты и разделение; к чему особенно подавала повод та же неопределенность престолонаследования.
Еще при жизни Беркая из ордынских царевичей возвысился некто Ногай, который начальствовал над ордою, кочевавшею в степях между Доном и Днепром, и сделался самостоятельным ханом, грозным для своих соседей. Император Михаил Палсолог, знаменитый уничтожением Латинской империи в Константинополе и восстановлением Византийской, искал союза с Ногаем против Болгар Дунайских и не затруднился отдать ему в жены собственную дочь. Подобное раздвоение Золотой Орды, казалось, благоприятствовало дальнейшему облегчению ига, тяготевшего над Русью. Но не таковы были ближайшие преемники Александра Невского, чтобы воспользоваться обстоятельствами для блага отечества. Его вынужденную покорность перед ханами они об-.ратили уже в простое раболепство, и в своей погоне за великокняжеским столом сами приводили татар для опустошения русских земель. .
Александр оставил после себя трех сыновей: Димитрия, удельного князя Переяславля Залесского, Андрея Городейского и Даниила Московского. Во время его кончины они были еще очень молоды; а последний, Даниил, родоначальник великих кня-
зей и царей Московских, имел только два года. Стол великого княжения Владимирского, с соизволения хана, занимали по очереди младшие братья Александра, сначала Ярослав Тверской (до 1272 г.), потом Василий Костромской (до 1276). Любопытно, что уже Александр Невский не постоянно жил во Владимире; а братья его, добившись великого стола, редко посещали стольный город; но проживали более в своих наследственных уделах, т.е. в Твери и Костроме, где и были погребены. Начавшееся отчуждение великих князей от Владимира, кроме его разорения, может быть объяснено также пребыванием в нем баскаков с толпою татар, нагло, грубо обходившихся с жителями и неуважительно с самими князьями. Последние конечно избегали такого близкого соседства с варварами.
Наиболее выдающимися в эту эпоху представляются события новгородские. После татарского нашествия, когда Киевское и Черниговское княжения окончательно упали и вообще порвалась прежняя связь Юго-Западной Руси с Северной, суздальские князья уже не встречают себе в Новгороде соперников между иными коленами Владимирова потомства. Со времени Александра Невского великие князья владимирские обыкновенно получают и княжение новгородское, которое держат посредством своих сыновей, племянников или наместников из бояр; а сами они только изредка приезжали в Новгород и гостили на Городище. При таких условиях казалось бы самобытности Великого Новгорода грозил скорый конец; тем более, что неразборчивые на средства суздальские князья стали получать от ханов не одни ярлыки на какое-либо княжение, но в случае нужды и войско для приведения этих ярлыков в исполнение. Однако новгородцы не только сумели еще надолго отстоять свою самобытность; но в эту именно эпоху их народоправление и торговые обороты достигли еще большего развития, чем прежде. Если не существовало более южных Изяславов и Мстиславов, которых можно было противопоставить Суздалю, то в среде самих суздальских князей новгородцы умели находить союзников себе и соперников великому князю Владимирскому.
В пользу тесного сближения Новгорода с Суздальскою Русью в XIII веке действовала продолжавшаяся^ опасность со стороны внешних врагов, т.е. шведов, эстонских датчан, ливонских немцев и Литвы. Без помощи низовых полков великого князя Владимирского новгородцам и псковичам трудно было бы отстаивать свою землю от сих алчных соседей. В этом отношении особенно замечателен Раковорский поход 1268 года.
Новгородцы одновременно находились во вражде с немцами, с датчанами и с Литвою, так что не знали, куда обратить свои силы. Подумав на вече, решили идти за реку Нарову к городу
Раковору (Везенбергу), т.е. на Эстонскую Чудь и ее владетелей датчан. Начали собирать войско; порочные мастера принялись строить стенобитные орудия (пороки) на дворе у владыки. Наместник великого князя Ярослава Ярославича, его племянник Юрий Андреевич послал просить помощи у дяди. Тот сам не пошел, а отправил низовые полки с своими сыновьями (Святославом и Михаилом) и -племянниками; в том числе был сын Александра Невского Димитрий Переяславский. Услыхав о таких приготовлениях, ливонские немцы из городов Риги, Феллина, Дерпта и других прислали в Новгород послов с предложением мира и с уверениями, что они не будут помогать эстонцам. Послы присягнули в Новгороде; потом новгородское посольство ездило в Ливонию и приняло такую же присягу от ливонских епископов и рыцарей-меченосцев или "божьих дворян", как их называет новгородская летопись. Русское ополчение вошло в Эстонию и по обычаю принялось опустошать неприятельскую землю. Между прочим туземная Чудь спряталась с своим имуществом в какой-то трудно доступной пещере, так что русские сюяли три дня и не могли проникнуть в нее. Но один из порочных мастеров сумел как-то пустить в нее воду; Чудь выбежала вон и была избита, а имущество ее досталось в добычу. Затем русские приблизились к Раковору; но тут к удивлению своему увидели перед собою большую рать, подобную густому бору. Оказалось, что ливонские немцы обманули и соединились с датчанами. Однако русское ополчение не устрашилось и тотчас стало в боевой порядок. Новгородцы поместились в середине против главного немецкого полка или железной свиньи; по сторонам стояли низовые полки и псковичи. Битва была очень упорна и напоминала Ледовое побоище. Русь наконец сломила железный полк рыцарей, гнала немцев до самого города Раковора и на расстоянии семи верст покрыла поля их трупами. Но вожди ее, увлекшись преследованием, как это часто бывает, забыли военные предосторожности. Возвратясь назад, они увидели, что запасный немецкий отряд ворвался в русский обоз. Молодежь хотела ударить на него. Наступила ночь, и опытные люди удержали ее, говоря, что в темноте может произойти беспорядок и избиение своих собственных людей. Немцы, не дожидаясь света, ушли. Победители стояли три дня па костях, т.е. на поле битвы, и затем воротились домой. Отступление это объясняется тем, что победа стоила очень дорого; особенно много потеряли новгородцы, сражавшиеся с главным рыцарским полком. В числе убитых бояр находился сам посадник Михаил, а тысяцкий Кондрат пропал без вести. Война продолжалась.
В следующем году немцы пришли на Псков. Но псковитяне имели такого вождя, который был именно нужен в это трудное
время. В соседних с Русью литовских землях произошли большие смуты и междоусобия по смерти князя Миндовга. Многие знатные литвины тогда бежали из отечества от преследования своих. Так до 300 литовских семей удалились в Псков, где приняли крещение и поселились. Вслед за ними сюда же прибыл и один из литовских князей, по имени Довмонт, с своими родственниками и дружиною. Он также крестился и получил имя Тимофея. Помощию брака Довмонт породнился с русским княжим домом:
он женился на дочери Димитрия Александровича, т.е. на внучке Длександра Невского. Вскоре псковичи поставили его своим князем. Начальствуя во Пскове, он отличился ратными подвигами. Первые его подвиги были направлены на защиту Псковской области от своих соплеменников, которым он не раз наносил поражение, и сам ходил в землю Литовскую. При этом составитель Сказания о Довмонте, увлекаясь своим героем, рассказывает не совсем вероятные дела. Так однажды он сделал обычный набег на землю литовского князя Герденя с тремя девяностами псковичей (они, как видно, считали свои дружины не сотнями, а девяностами). На обратном пути после переправы через Двину Довмонт послал два девяноста вперед с добычею и пленными, а с остальным расположился в шатрах недалеко от берега посреди рощи; он ожидал погони. Действительно, вскоре сторожа прибежали с известием, что идет сам Гердень с несколькими князьями и 700 воинов и уже перебродил реку. Тогда Довмонт обратился к своей дружине с такими словами: "братья мужи псковичи, кто стар, тот мне друг, а кто молод, тот брат. Слышал я, что о мужестве вашем знают во всех странах. Потягаем, братья, за Св. Троицу и св. церковь, и за свое отечество!" Одушевленные им, псковичи ударили на врагов и разбили их, так что Гердень едва спасся бегством с остатком своей дружины, а у псковичей пал только один человек. В другой раз Довмонт с 60 псковичами будто бы победил 800 немцев. Они укрылись на один речной остров; псковитяне зажгли на нем траву, и немцы, принужденные спасаться, частию потонули, частию были избиты.
Довмонт по преимуществу сделался грозою сих надменных соседей, т.е. ливонских немцев. Он тоже участвовал в Раковор-ской битве и после нее сильно опустошил Виррию или Раковор-скую область до самого моря. В следующем 1269 году сам магистр Ливонского Ордена Отто фон Роденштейн прибыл с большим войском, сухопутьем и озером в лодках. Он разорил Изборск и подступил ко Пскову. Псковитяне послали гонцов в Новгород с просьбою о помощи, и сами пожгли свои посады, чтобы они не достались врагу. Немцы сильно стеснили город, который начали громить из своих стенобитных орудий. Горожане собрались на торжественное богослужение в соборном храме Св. время. В соседних с Русью литовских землях произошли большие смуты и междоусобия по смерти князя Миндовга. Многие знатные литвины тогда бежали из отечества от преследования своих. Так до 300 литовских семей удалились в Псков, где приняли крещение и поселились. Вслед за ними сюда же прибыл и один из литовских князей, по имени Довмонт, с своими родственниками и дружиною. Он также крестился и получил имя Тимофея. Помощию брака Довмонт породнился с русским княжим домом:
он женился на дочери Димитрия Александровича, т.е. на внучке Александра Невского. Вскоре псковичи поставили его своим князем. Начальствуя во Пскове, он отличился ратными подвигами. Первые его подвиги были направлены на защиту Псковской области от своих соплеменников, которым он не раз наносил поражение, и сам ходил в землю Литовскую. При этом составитель Сказания о Довмонте, увлекаясь своим героем, рассказывает не совсем вероятные дела. Так однажды он сделал обычный набег на землю литовского князя Герденя с тремя девяностами псковичей (они, как видно, считали свои дружины не сотнями, а девяностами). На обратном пути после переправы через Двину Довмонт послал два девяноста вперед с добычею и пленными, а с остальным расположился в шатрах недалеко от берега посреди рощи; он ожидал погони. Действительно, вскоре сторожа прибежали с известием, что идет сам Гердень с несколькими князьями и 700 воинов и уже перебродил реку. Тогда Довмонт обратился к своей дружине с такими словами: "братья мужи псковичи, кто стар, тот мне друг, а кто молод, тот брат. Слышал Я, что о мужестве вашем знают во всех странах. Потягаем, братья, за Св. Троицу и св. церковь, и за свое отечество!" Одушевленные им, псковичи ударили на врагов и разбили их, так что Гердень едва спасся бегством с остатком своей дружины, а у псковичей пал только один человек. В другой раз Довмонт с 60 псковичами будто бы победил 800 немцев. Они укрылись на один речной остров; псковитяне зажгли на нем траву, и немцы, принужденные спасаться, частию потонули, частию были избиты.
Довмонт по преимуществу сделался грозою сих надменных соседей, т.е. ливонских немцев. Он тоже участвовал в Раковор-ской битве и после нее сильно опустошил Виррию или Раковор-скую область до самого моря. В следующем 1269 году сам магистр Ливонского Ордена Отто фон Роденштейн прибыл с большим войском, сухопутьем и озером в лодках. Он разорил Изборск и подступил ко Пскову. Псковитяне послали гонцов в Новгород с просьбою о помощи, и сами пожгли свои посады, чтобы они не достались врагу. Немцы сильно стеснили город, который начали громить из своих стенобитных орудий. Горожане собрались на торжественное богослужение в соборном храме Св.
Троицы. Тут Довмонт положил свой меч пред алтарем и горячо молился. После богослужения игумен Исидор с духовенством препоясал этим мечом князя и благословил его на брань. Одушевленные верою, Довмонт и небольшая, но храбрая псковская дружина сделали отчаянную вылазку, во время которой нанесли немцам большой урон. Когда же на десятый день осады магистр услыхал о приближении новгородского отряда с князем Юрием Андреевичем, то не стал дожидать его; а поспешно снял осаду и удалился.
После того новгородцы начали собирать большое ополчение, чтобы предпринять новый поход в глубь неприятельской земли, Великий князь Ярослав, находившийся тогда в Новгороде, опять послал сына (Святослава) с низовою ратью; на этот раз к ней присоединился и великий баскак владимирский Амраган с своим отрядом. Услыхав о приготовлениях, немцы прислали с просьбою о мире и отступались от своих притязаний на земли по р.Нарове. Новгородцы, как люди торговые, не любили продолжительных войн и охотно заключили мир на этом условии. Дабы не отсылать свои полки назад без всякого дела и без всякой добычи, великий князь хотел отправить их на север за р.Неву на мятежную Карелу, державшую сторону датчан и шведов. Новгородцы однако упросили его отказаться от этого намерения и не разорять Карелу, своих данников.
Информация о работе Александр Невский и Русь Северо-восточная