Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 15:17, реферат
Целью моей работы было разобраться в данной теме и ответить на вопрос: как монастырь мог выдержать 16 месячную осаду польско-литовского войска, которое превосходило защитников по численности в 5-6 раз? Особенно актуальна эта тема сейчас, в год, когда со дня завершения осады прошло 400 лет.
Введение.....................................................................................................................3
Глава 1. Осада Троице-Сергиевой лавры в описании историков........................4
Глава 2. Анализ расположения батарей осаждающих..........................................7
Глава 3. Анализ текста сообщения Авраамия Палицына под углом определения вклада Сапеги и Лисовского в ход осады............................................................................10
Глава 4. Причины осенних вылазок 1608 года......................................................13
Заключение.................................................................................................................20
Список использованной литературы и источников..................
20
оружия бежал. По малом же времени,
еще дыша рвением, вышел он, чтобы отомстить.
Простецы сказали ему на пути: «Мы, государь
боярин, прося перед этим у чудотворца
Сергия помощи, со слабым вооружением
выходили, потому что недостает его у нас,
как овцы выходили, а пастух наш сам о нас
заботился и не погубил нас никогда». Давыд
же, с гневом подняв глаза на говорящих,
вышел к врагам на бой. Когда же сошлись
противники и начался бой, замечают простецы,
что у храброго и мудрого мужа нет удачи,
но из-за его запрета не смеют помощь ему
подать. Видя же, что порублены будут кедры
в дубраве, и, не дожидаясь гибели своей
надежды, по своему простому обычаю немощные
бросились в бой и спасли мудрых от рук
лукавых. Гордецы же с тех пор называли
немощных и бедных не овцами, но львами,
и не сиротами, но господами и вместе с
собой за трапезу их сажают. И оставляют
немецкую мудрость, а принимают покрываемых
преподобным безрассудность. И, простыми
став, забыли, как убегать, но привыкли
славно врагов гонять».
Автором проводится противопоставление.
Защитники монастыря -«простецы», «овцы»,
ведомые «пастухом», которые «сколь попросту
поступают», выходя на вылазки противопоставляются
«храбрым и мудрым мужам» в лице Давыда
Жеребцова, профессионального воина, воеводы,
посланного князем Михаилом на помощь
осажденным. В этом фрагменте текста прослеживается
довольно типичный для средневековья
ход мысли: «Не в силе Бог, а в правде».
Именно об этом говорит Палицын: «Гордецы
же с тех пор называли немощных и бедных
не овцами, но львами... И, простыми став,
забыли, как убегать, но привыкли славно
врагов гонять». В этом смысле вылазки
являлись тем самым проявлением «покрываемой
Преподобным безрассудности», которая
явно ценится автором текста выше, чем
квалификация защитников, чем «немецкая
мудрость». Именно в таких вылазках осажденные
и видели путь к спасению.
Таким образом, уже можно сделать первые
выводы. А также, что немаловажно, становится
понятным, как воспринимать все религиозные
аспекты текста, многочисленные упования
на Бога и т.п. «Сказание» Авраамия Палицына,
написанное в XVII в., носит ярко выраженный
религиозный характер. Иногда кажется,
что свидетельства о чудесах, знамениях,
молитвенном подвиге, которые встречаются
в тексте, - просто характерный признак
ментальности автора. Однако внимательный
анализ источника показывает, что эти
свидетельства многое проясняют, и в духовной,
и в военно-политической стороне происходящего,
что видно на примере определения причин
вылазок.
21
Заключение
В начале исследования мной
был поставлен вопрос: как монастырь мог
выдержать 16 месячную осаду польско-литовского
войска, которое превосходило защитников
по численности в 4-6 раз? Для ответа на
этот вопрос мной была изучена историческая
литература, был проведен анализ источника.
Е.Е.Голубинский не объясняет, почему Лавра
удержалась в 1608 году. Но после исследования
И.О.Тюменцева становится ясно почему
- И.О.Тюменцев приводит точное число артиллерийских
орудий, из чего следует, что значительный
перевес был на стороне защитников лавры,
что и помогло им выстоять в 1608 году. Однако
до сих пор остаётся неясно, как лавра
удержалась во время летних штурмов 1609
года.
Анализ текста сказания Авраамия Палицына
помогает нам ответить на этот вопрос.
Войско осаждавших состояло из отряда
русских под командованием А.Лисовского
и отряда поляков под командованием гетмана
Сапеги. В действиях осаждавших в 1608 году
основную роль силой играл Лисовский,
на протяжение всей осады он действует
более активно, он воспринимается защитниками
как более опасный враг. Однако неудача
осеннего штурма 1608 года вызывает в отряде
Лисовского деморализацию. Православные
казаки начинают воспринимать свое участие
в осаде лавры как серьезный грех, начинается
дезертирство. В результате Лисовский,
чтобы сохранить отряд, уводит своих людей
от стен монастыря. В летних штурмах он
участия не принимает. Именно в этом кроется
причина неудачи поляков.
19
Список используемой литературы.
1. Авраамий Палицын. Сказание Авраамия Палицына С.-Петербург. 1909
http://www.vostlit.info/Texts/
2. Преподобный Сергий
http://www.stsl.ru/lib/book7/
3. И.О.Тюменцев. Страницы истории Троице-Сергиевой лавры: осадное сидение 1608-1610 годов // Историко-археологический альманах. Вып. 2. стр. 217-218. Армавир, 1996 г.
4. Владимир Ткаченко. Троицкое сидение. Сергиев Посад. 2010 г.
20
Приложение
Карта1.