Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 13:13, реферат
Судебные и политические речи как исторический источник. Исократ, Демосфен.
Роль армии в политической системе древней Греции.
Особенности спартанской и афинской школ воспитания.
У мальчика отнимали всю нижнюю одежду, и отныне в течение года ему разрешено носить только одно одеяние. Частые купания тоже были запрещены, потому что вода и притирания размягчают кожу, тогда как холодный воздух и земля придают ей твердость и стойкость. Зимой и летом он спал под открытым небом, на ложе из наломанного на берегах Еврота тростника. Целый год молодой человек блуждал по Гором и долам, скрываясь так, что его нельзя было найти, сам добывал себе пищу, спал мало и всякий час был на чеку, дабы никто не мог его выследить и застать врасплох. Успешно отбыв криптию, юный спартанец мог быть допущен у участию в совместных трапезах мужчин — Фидиях. До тридцати лет он жил вместе с товарищами в казармах и не знал никаких домашних удобств.
Интеллектуальная подготовка спартанцев ограничивалась умением читать и писать ровно настолько, чтобы сделать его грамотным, знанием нескольких военных и религиозных песен, а также некоторым сведениям о традициях Спарты, об ее истории, религии и обрядах. Юного спартиата приучали к трезвости, для этого некоторых илотов заставляли напиваться до пьяна, чтобы молодежь видела насколько глуп пьяный. Готовя юношу к войне, его учили рыскать по полям в поисках пропитания, а иначе умирать с голоду, красть в таких случаях было позволительно, но попасться значило совершить преступление, за которое наказывали поркой. Если он вел себя достойно, ему разрешали посещать общие трапезы граждан, где он должен был внимательно прислушиваться к старшим, чтобы познакомиться с проблемами государства и выучиться искусству беседы. В тридцать лет, если он с честью переносил тяготы молодости, ему предоставлялась вся полнота прав и обязанностей гражданина, и разрешалось обедать со старшими [Человек и общество в античном мире, М., 1998, с. 67].
Воспитание девочек, будучи домашним, тоже регулировалось государством.
Девочкам полагалось участвовать в атлетических состязаниях — беге, борьбе, метении копья и дротика, — чтобы в будущем стать сильными и здоровыми матерями.
Афины содержат общественные гимнасии и палестры и осуществляют общий надзор за учителями. При этом город не располагает общественными школами и университетами и образование остается в частных руках. Профессиональные наставники упреждают собственные школы, которые посещают свободнорожденные мальчики с шестилетнего возраста. Словом педагог называют не учителя, а раба, ежедневно провожающего мальчика в школу и из школы. Учеба в школе продолжается до четырнадцати – шестнадцати лет, а среди детей богатых родителей и до более позднего возраста. Все предметы преподает один учитель, который следит не только за интеллектом, но и за характером ученика.
Учебная программа состоит из трех разделов — письма, музыки и гимнастики. Уроки письма включают в себя обучению чтению и арифметике. Каждый обучается игре на лире, и значительная часть учебного материала излагается в поэтической или музыкальной форме. Гимнастика преподается главным образом в гимнасиях и палестрах, и не один человек, не выучившийся бороться, плавать и пользоваться пращом и луком, не считается образованным [Человек и общество в античном мире. М., 1998, с. 67].
Летом дети распускались на каникулы, в течение года было также много дней свободных от занятий.
Мальчики по достижению шестнадцатилетнего возраста полагается уделить особое внимание физическим упражнениям, которые в известной мере подготавливают их к несению воинской службы. Даже спортивные упражнения косвенно способствуют военной подготовке: юноши бегают, прыгают, борются, охотятся, правят колесницами и метают дротик. В восемнадцать лет они вступают во вторую из четырех стадий афинской жизни (дитя, юноша, муж, старик) и вносятся в список афинских призывников — эфебов. Под руководством наставников они в течении двух лет обучаются несению обязанностей гражданина и война. Они живут, питаются сообща, носят броскую униформу, их поведение днем и ночью находится под надзором. В течении первого года они проходят усиленную военную подготовку и слушают лекции по литературе, музыке, геометрии и риторике. В девятнадцать они направляются на охрану границы и на два года им доверяется охрана города от нападения.
Когда в возрасте двадцати одного года военная подготовка эфебов подходит к концу, они освобождаются от власти родителей и официально получают афинское гражданство.
Девочки получают образование дома. В главных чертах оно сводится к изучению «домоводства». За пределами Спарты девушки не участвуют в публичных гимнастических упражнениях. Матери или кормилицы учат их чтению, счету и письму, прядению, ткачеству и вышиванию, танцу, пению и игре на каком-либо музыкальном инструменте. Обучение пению и танцам было необходимо девочкам для участия в религиозных празднествах. Не избегали женщины и изучения литературы, однако от разговоров на литературные темы в кругу мужчин были отстранены. В мужском обществе могли блистать остроумием только гетеры, но женщины свободнорожденные — никогда.
Получение образования в Греции было обязанностью и привилегией свободнорожденных. Рабы не допускались не только к образованию, но и к упражнениям, развивающим физическую силу и выносливость. Рабов обучали только нескольким практическим навыкам, необходимым для работы в домашнем хозяйстве.
Библиографический список