Античная Греция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 13:13, реферат

Описание работы

Судебные и политические речи как исторический источник. Исократ, Демосфен.
Роль армии в политической системе древней Греции.
Особенности спартанской и афинской школ воспитания.

Файлы: 1 файл

Antichnaia_Greciia.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

У мальчика отнимали всю нижнюю одежду, и отныне в течение года ему разрешено носить только одно одеяние. Частые купания тоже были запрещены, потому что вода и притирания размягчают кожу, тогда как холодный воздух и земля придают ей твердость и стойкость. Зимой и летом он спал под открытым небом, на ложе из наломанного на берегах Еврота тростника. Целый год молодой человек блуждал по Гором и долам, скрываясь так, что его нельзя было найти, сам добывал себе пищу, спал мало и всякий час был на чеку, дабы никто не мог его выследить и застать врасплох. Успешно отбыв криптию, юный спартанец мог быть допущен у участию в совместных трапезах мужчин — Фидиях. До тридцати лет он жил вместе с товарищами в казармах и не знал никаких домашних удобств.

Интеллектуальная подготовка спартанцев ограничивалась умением читать и писать ровно настолько, чтобы сделать его грамотным, знанием нескольких военных и религиозных песен, а также некоторым сведениям о традициях Спарты, об ее истории, религии и обрядах. Юного спартиата приучали к трезвости, для этого некоторых илотов заставляли напиваться до пьяна, чтобы молодежь видела насколько глуп пьяный. Готовя юношу к войне, его учили рыскать по полям в поисках пропитания, а иначе умирать с голоду, красть в таких случаях было позволительно, но попасться значило совершить преступление, за которое наказывали поркой. Если он вел себя достойно, ему разрешали посещать общие трапезы граждан, где он должен был внимательно прислушиваться к старшим, чтобы познакомиться с проблемами государства и выучиться искусству беседы. В тридцать лет, если он с честью переносил тяготы молодости, ему предоставлялась вся полнота прав и обязанностей гражданина, и разрешалось обедать со старшими [Человек и общество в античном мире, М., 1998, с. 67].

Воспитание девочек, будучи домашним, тоже регулировалось государством.

Девочкам полагалось участвовать в атлетических состязаниях  — беге, борьбе, метении копья  и дротика, — чтобы в будущем  стать сильными и здоровыми матерями.

Афины содержат общественные гимнасии и палестры и осуществляют общий надзор за учителями. При этом город не располагает общественными школами и университетами и образование остается в частных руках. Профессиональные наставники упреждают собственные школы, которые посещают свободнорожденные мальчики с шестилетнего возраста. Словом педагог называют не учителя, а раба, ежедневно провожающего мальчика в школу и из школы. Учеба в школе продолжается до четырнадцати – шестнадцати лет, а среди детей богатых родителей и до более позднего возраста. Все предметы преподает один учитель, который следит не только за интеллектом, но и за характером ученика.

Учебная программа состоит  из трех разделов — письма, музыки и  гимнастики. Уроки письма включают в себя обучению чтению и арифметике. Каждый обучается игре на лире, и  значительная часть учебного материала излагается в поэтической или музыкальной форме. Гимнастика преподается главным образом в гимнасиях и палестрах, и не один человек, не выучившийся бороться, плавать и пользоваться пращом и луком, не считается образованным [Человек и общество в античном мире. М., 1998, с. 67].

Летом дети распускались на каникулы, в течение года было также много дней свободных от занятий.

Мальчики по достижению шестнадцатилетнего возраста полагается уделить особое внимание физическим упражнениям, которые в известной мере подготавливают их к несению воинской службы. Даже спортивные упражнения косвенно способствуют военной подготовке: юноши бегают, прыгают, борются, охотятся, правят колесницами и метают дротик. В восемнадцать лет они вступают во вторую из четырех стадий афинской жизни (дитя, юноша, муж, старик) и вносятся в список афинских призывников — эфебов. Под руководством наставников они в течении двух лет обучаются несению обязанностей гражданина и война. Они живут, питаются сообща, носят броскую униформу, их поведение днем и ночью находится под надзором. В течении первого года они проходят усиленную военную подготовку и слушают лекции по литературе, музыке, геометрии и риторике. В девятнадцать они направляются на охрану границы и на два года им доверяется охрана города от нападения.

Когда в возрасте двадцати одного года военная подготовка эфебов подходит к концу, они освобождаются  от власти родителей и официально получают афинское гражданство.

Девочки получают образование  дома. В главных чертах оно сводится к изучению «домоводства». За пределами Спарты девушки не участвуют в публичных гимнастических упражнениях. Матери или кормилицы учат их чтению, счету и письму, прядению, ткачеству и вышиванию, танцу, пению и игре на каком-либо музыкальном инструменте. Обучение пению и танцам было необходимо девочкам для участия в религиозных празднествах. Не избегали женщины и изучения литературы, однако от разговоров на литературные темы в кругу мужчин были отстранены. В мужском обществе могли блистать остроумием только гетеры, но женщины свободнорожденные — никогда.

Получение образования  в Греции было обязанностью и привилегией  свободнорожденных. Рабы не допускались  не только к образованию, но и к  упражнениям, развивающим физическую силу и выносливость. Рабов обучали только нескольким практическим навыкам, необходимым для работы в домашнем хозяйстве.

Библиографический список

  1. Игнатенко А. В., Армия в государственном механизме рабовладельческого Рима, Свердловск, 1988.
  2. Игнатенко А. В., Древний Рим: от военной демократии к военной диктатуре, Свердловск, 1988.
  3. Токмаков В. Н., Военная организация Рима ранней республики, М., 1998.
  4. Утченко С. Л., Кризис и падение римской республики, М., 1965.
  5. Хрестоматия по истории Древнего Рима. Под ред. С. Л. Утченко, М., 1962.
  6. Боннар А., Греческая цивилизация, М., 1995.
  7. Винничук Л., Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима, М.,1988.
  8. Хрестоматия по истории Древней Греции под ред. Д. П. Каллистова, М., 1964.
  9. Человек и общество в античном мире, М., 1998.

Информация о работе Античная Греция