Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 16:47, дипломная работа
Основной целью нашей работы стало исследование особенностей архивного дела в конце XIX века и начала XX века
Постановка цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач:
1. рассмотреть деятельность архивов различных государственных учреждений в данный период;
2. выявить особенности формирования архивных кадров данного периода;
3. рассмотреть особенности деятельности архивов местных учреждений.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 АРХИВНОЕ ДЕЛО В РОССИИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА
1.1 Архивы правительственных учреждений
1.2 Исторические архивы
1.3 Уничтожение архивных дел
ГЛАВА 2 АРХИВНОЕ ДЕЛО В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
2.1 Архивы в России в период крушения Российской империи
2.2 Архивы в первые годы советской власти (октябрь 1917 -1921гг.)
2.3 Процесс централизации управления архивами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учреждения-сдатчики, стремясь разгрузить свои переполненные архивы, порой присылали в архивы древних актов материалы XIX в. Но наблюдалась и противоположная тенденция, когда учреждения оставляли у себя старые источники, в том числе XV-XVI вв. Тем не менее в архивах древних актов удалось сконцентрировать основную массу источников, возникших в результате деятельности судебно-административных учреждений Украины, Белоруссии Литвы.
Упорядочение и описание архивов древних актов продвигалось медленно. Маленькие штаты, текучесть кадров, сложные источники, выполненные на польском, латинском и других языках, - все это сильно затрудняло составление справочников. Архивы должны были составлять краткие инвентарные описи публиковать их. Но во второй половине XIX в. среди архивистов преобладало мнение о преимуществах подробного описания источников.
Слабо разрабатывались описи и в Витебском архиве. Здесь штат был сокращен до в основном составлением в основном который в свободное от справочной работы время занимался в основном составлением именных алфавитов.
Сотрудники местных исторических архивов участвовали в форумах ученых и архивистов. Довольно активно был представлен на них Виленский архив.
Харьковский исторический архив был создан в 1880 г. Инициатором его образования выступило Историко-филологическое общество при Харьковском университете.
В конце 80-х годов в Харьковский исторический архив передали документы из Полтавского архива губернского правления, где находилась часть источников Второй Малороссийской коллегии, и из архива Новгород-Северского полицейского управления, в котором имелись дела периода гетманщины. Архив получил также материалы по истории Слободской Украины из Харьковского губернского правления. Кроме того, в нем были сконцентрированы личные фонды и коллекции украинских ученых и общественных деятелей.
В общей сложности в Харьковском историческом архиве было собрано около 750 тыс. дел и 2,5 тыс. книг. Это был значительный комплекс ценных источников по истории Левобережной и Слободской Украины. Но архив от царской администрации ассигнований Ее получал, а существовал на пожертвования частной благотворительности и на незначительные дотации от Харьковского университета. Правительство склонно было считать его обычным архивом губернской ученой архивной комиссии, хотя по богатству своих материалов Харьковский архив выгодно отличался от архивов этих комиссий.
Из-за нехватки средств Харьковский архив переживал определенные трудности. Плохо обстояло дело с кадрами. На протяжении всей истории архива единственным архивариусом являлся Е.М.Иванов, квалифицированный работник, много сделавший для упорядочения его дел.
В целом деятельность местных исторических архивов заслуживает положительной оценки. Материалам, вошедшим в их состав от плохих условий хранения и хищений грозило полное уничтожение. В том, что эти источники дошли до нас, есть немалая заслуга сотрудников местных исторических архивов.
1.3 Уничтожение архивных дел
Буржуазные реформы 60-70-х годов вызвали оживление в деятельности архивов. Им в огромных размерах передавались материалы упраздненных и преобразованных учреждений. Такое интенсивное комплектование впервые в истории отечественного архивного дела проходило в период, когда было разрешено уничтожать архивные источники. Поэтому ведомствами оперативно продолжались разрабатываться правила "О порядке разбора и уничтожения решенных дел".
Аналогичные правила издавались для местных учреждений: для архивов дореформенных судов - 1866 г.; приказов общественного призрения - в 1869 г.; судебных палат, окружных судов и мировых судей - в 1865 г.; присутствий по крестьянским делам - в 1889 г. Одновременно расширялись права местной администрации в области архивного дела.
Разработанные ведомствами правила об уничтожении архивных материалов имели некоторые общие черты.
На временное хранение оставлялись источники, необходимые для справок: полугодовые и месячные отчеты, дела по личному составу и др. Характерно, что материалы о тяжелом положении "нижних чинов", их большой смертности хранились очень короткое время.
Немедленному уничтожению (после завершения производством) подлежали адресные книги, книги разносные, дела о швейцарах, курьерах и др. Но в эту категорию дел попадали материалы, в хранении которых правительство не было заинтересовано. Особенно широко уничтожались источники, освещающие жизнь и быт народов, вошедших в состав России. Такова была политика царизма в отношении культурных ценностей присоединенных народов. "Эпоха реформ" одновременно явилась периодом массового уничтожения архивных дел.
Многие видные архивисты выступали против того, чтобы архивы продавали выделенную к уничтожению документацию, справедливо считая, что "материальная заинтересованность" может принести к продаже ценных источников.
Ряд ценных источников был уничтожен в исторических архивах. Уничтожение затронуло Государственный архив МИД, в котором хранились важные документы. До 80-х годов они сознательно не уничтожались, но затем директор архива подучил право самостоятельно решать вопрос об уничтожении дел дипломатического характера.
Большое число документов погибло от плохих условий хранения, пожаров, наводнений и других бедствий. Огромный урон архивам наносили невежественные чиновники. Еще более энергично и бесконтрольно уничтожались материалы на местах.
Массовая гибель материалов, имеющих большую научную и практическую ценность, обеспокоила научную общественность, которая выступила в защиту сохранения архивов, поставив вопрос о реорганизации архивного дела в стране. Предпосылкой разработки архивной реформы явились также рост в господствующих классах интереса к историческим источникам как одному из средств реабилитации крепостнического прошлого, заинтересованность правительства в поднятии архивного дела как орудия в борьбе за незыблемость устоев самодержавия.
Глава 2 Архивное дело в России в начале XX века
2.1 Архивы в России в
период крушения Российской
В начале ХX вв. наблюдается спад работы в области архивного дела. В этот период не было создано ни одного нового исторического архива, правда продолжались упорядочения дел и разработка справочников, но эта деятельность протекала медленными темпами.
Пагубно сказалась на сохранности материалов первая мировая война.
Многие источники погибли из-за плохо организованной и несвоевременной эвакуации. Прекратился отпуск средств на ремонт архивных зданий, приобретение оборудования.
Интересным историческим источником этого времени становятся документы партий и революционного движения. Создаются партийные архивы. В 1904 году в Женеве создается библиотека и архив партии большевиков.
В этих материалах откладываются и документы внутрипартийной борьбы, издательской, подпольной деятельности. Далеко не все документы того периода дошли до нас.
Деятельность Д.Я Самоквасова. 1899 году Д.Я. Самоквасов - видный археолог, историк русского права, управляющий Московским архивом Министерства юстиции, внес на рассмотрение XI Археологического съезда проект архивной реформы. Для управления архивами создается Центральный архив. Делопроизводство высших и центральных учреждений до 1800 г. концентрируется в архиве Министерства юстиции. В центральных городах учебных округов создаются областные архивы, которые хранят документы местных учреждений до 1800 г. Делопроизводство с 1800 г. образует единый архив - регистратуру. Губернские ученые комиссии вливаются в областные архивы. По своей четкости и последовательности проект Д.Я.Самоквасова превосходил все предыдущие проекты.
Съезд принял компрессионное решение. За основу был положен проект Д.Я.Самоквасова, но с сохранением за губернскими комиссиями самостоятельности. Было принято постановление о необходимости добиваться создания главного архивного управлений, в ведении которого должны были находиться государственные архивы, оно бы решало вопрос о штатах, о порядке хранения, описания и использования материалов, о контроле архивной службы.
В последующем Д.Я Самоквасов настаивал на проведении архивной реформы, требуя создания центрального архивного органа, централизации исторических архивов, прекращении уничтожения дел и постройке архивохранилищ. Позднее Д.Я. Самоквасов предложил создать 90 губернских архивов. Но и этот проект был отклонен.
Окончательную судьбу проекта Д.Я Самоквасова решило в сентябре 1903 года Министерство финансов заявив, что не имеет возможности "на отвлечение государственных средств" на такие расходы, которые " хотя и являются полезными, но по предмету своему терпят отлагательства".
Отличительная черта этого периода - резкое нарастание научно - технической документации, что было вызвано развитием науки и техники. Появилось большое количество машинописных материалов, телеграфные бланки и ленты, записи телефонограмм и радиограмм, фотографии, кинофильмы, звукозаписи.
Отечественные архивисты успешно разрабатывают теоретические вопросы архивоведения.
В русское архивоведение вводится понятое "фонд".
Несмотря на определенные успехи, архивные учреждения испытывали и трудности. Например, в Московском архиве Министерства юстиции понадобилось бы на описание всех дел 1000 лет.
Архивы продолжали вести большую справочную работу, расширялась
публикация документов.
Итак, в России до 1917 года сложилась огромная сеть архивов. Всего в стране насчитывалось свыше 120 тыс. правительственных и общественных архивов. Над ними не было единого руководящего органа, они находились в подчинении различных ведомств.
Бал создан ряд исторических архивов, которые сыграли положительную роль в деле опасения источников от гибели, их упорядочение и использование.
Плохо был налажен учет архивных источников. Часто архивисты не знали какое количество дел они хранят. Что касается их численности в масштабах всей страны, то такой вопрос дореволюционные историки-архивисты даже не ставили. По подсчетам последователей в архивах правительственных учреждений в конце XIX-начале XX в. насчитывалось от 300 млн. до 1.25 млрд. ед. хранения. Но до нас дошла незначительная часть этого огромного документального массива.
С конца XIX в. выработались определенные принципы отбора документов, улучшились способы их систематизации, был достигнут прогресс в разработке вопросов о хранении документов и описании архивных дел.
Закладывались основы организации архивного дела, которые позднее воплотились в жизнь.
2.2 Архивы в первые годы советской власти (октябрь 1917 -1921гг.)
Октябрьская революция разрушила старый государственный аппарат, ликвидировала правительственные учреждения буржуазно-помещечьего государства и вместо него создала новые органы государственной власти и управления.
Это повлекло за собой упразднение архивов старых правительственных учреждений. В связи с этим возникла необходимость сохранения дореволюционных архивов, которые стихийно уничтожались в массовом порядке.
В течение 1917-1920 гг. были заложены политические и организационные основы организации архивного дела в нашей стране. I июня 1918 г. Совет народных комиссаров принял Декрет о реорганизации и централизации архивного дела. В нашей стране впервые публично были узаконены не только принципы и технологии организации архивного дела, но и фактически подтверждена необходимость существования центрального органа управления архивным строительством.
До 1991 года да и сейчас он является основополагающим документом в организации архивного дела.
В первых пунктах декрета определяется сущность коренной перестройки в управлении этой отраслью:
1. Все архивы правительственных
учреждений ликвидируются, как ведомственные
учреждения и хранящиеся в
них дела и документы отныне
образуют единый
2. Заведывание государственным Архивным фондом возлагается на
Главное управление архивным делом. И далее коротко (всего в декрете 12 пунктов) излагаются задачи, стоящие перед вновь созданным органом, его права, .указываются те организационные меры, которые надо принять для проведения в жизнь главных идей декрета.
В состав единого государственного Архивного фонда были включены архивные фонды не только правительственных учреждений и общественных организаций, профсоюзов, кооперативных учреждений, умерших ученых, писателей, композиторов, а также церквей, монастырей, существовавших до издания декрета об отделении церкви от государства.
22 апреля 1919г. принят Декрет
о хранении и уничтожении
1) Установлен срок хранения документов в учреждениях.
2) учреждениям запрещалось
уничтожать какие-либо
3) Создана система
В губерниях начинается работа по организации архивного дела.
Принципы организации ЕГАФ и формы объединения фондов были серьезной проблемой. Было признано, что в ЕГАФ создаются комплексы фондов, связанных по содержанию своих материалов с какой-либо стороной государственной и общественной жизни страны. Комплексы образуют секции, которые состоят из отделений. Внутри отделений основываются отделы. Секция, имея отделения и отделы, является научно - организационным центром. В 1918-1919 гг. создано 8 секций:
Информация о работе Архивное дело в конце XIX - начале XX века