Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:07, контрольная работа
Функция государства по обеспечению внутренней упорядоченности общественной жизни возникает вместе с рождением государства и становится важнейшим ее предназначением. Порядок общественных отношений, складывающийся в том или ином государстве, обеспечивается всеми имеющимися средствами. Этому подчинены государственный механизм и система права. Тем не менее, для непосредственной реализации внутренней функции по обеспечению общественного порядка государство образует специальный аппарат. Будучи на ранних этапах не столь сложным, он с течением времени складывается в целостную организационную систему, которая уже в новое время в большинстве стран получает название системы органов внутренних дел.
Введение 2
1. МВД в конце XIX – начале XX века 2
Организация работы МВД в конце XIX - начале XX века 2
2. Создание специализированной сыскной полиции Петербурга в 1866 году и организация работы сыскных отделений по Закону от 6 июля 1908 г. 9
3. Конвойная стража России. 174
Заключение 218
Список литературы 30
Содержание
Введение 2
1. МВД в конце XIX – начале XX века 2
Организация работы МВД в конце XIX - начале XX века 2
2. Создание
специализированной сыскной
3. Конвойная стража России. 174
Заключение 218
Список литературы 30
Функция государства по обеспечению внутренней упорядоченности общественной жизни возникает вместе с рождением государства и становится важнейшим ее предназначением. Порядок общественных отношений, складывающийся в том или ином государстве, обеспечивается всеми имеющимися средствами. Этому подчинены государственный механизм и система права. Тем не менее, для непосредственной реализации внутренней функции по обеспечению общественного порядка государство образует специальный аппарат. Будучи на ранних этапах не столь сложным, он с течением времени складывается в целостную организационную систему, которая уже в новое время в большинстве стран получает название системы органов внутренних дел. Так произошло и в России, где эта система сформировалась в начале XIX века. Однако и до этого времени в российском государственном механизме были звенья, обеспечивавшие охрану внутреннего общественного порядка.
В конце XIX в развитии местных
полицейских органов
Во второй половине 50-х - начале 60-х годов XIX в. был предпринят ряд мер по реформированию полиции1. 25 марта 1859 г. Александр II утвердил "Главные начала для устройства уездной полиции", которые легли в основу дальнейших преобразований2. В это же время из обязанностей полиции были исключены следственные и хозяйственно-распорядительные функции, а в июле 1860 г. учреждается институт судебных следователей, и, соответственно, из ведения полиции выделяется проведение следствия. Одновременно в 1860 г. в "Наказе полициям о производстве дознания по происшествиям, могущим заключать в себе преступление или проступок" уточняются полномочия полиции по производству дознания. В 1861 г. Александр утверждает "Временный наказ полициям для действия в чрезвычайных ситуациях", который был издан в развитие "Главных начал для устройства уездной полиции" и некоторым образом корректировал соответствующие разделы.
В 1862 г. произошло объединение городской полиции с уездной. 25 декабря 1862 г. Александр II утвердил "Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах", которые должны были изменить структуру и организацию деятельности полиции3. По принятым тогда Временным правилам об устройстве полиции в 44 губерниях, управлявшихся по «Общему губернскому учреждению», городская и уездная полиция объединялись. Было создано единое уездное полицейское управление во главе с исправником, который назначался губернатором. Отдельная городская полиция сохранялась лишь в губернских и крупных уездных городах. Несколько позднее происходит дальнейшее расширение уездного полицейского аппарата. "Временные правила..." не меняли существовавшей системы управления общей полицией и регулировали деятельность полицейских структур лишь на уровне уезда. Городская полиция (управа благочиния) и уездная полиция (уездный земский суд) были объединены в один орган, получивший название уездного полицейского управления. Уезды делились на станы, полицейские функции в которых выполняли становые приставы. Порядок замещения должности начальника уездной полиции (уездного исправника) по выбору от дворян был изменен. Назначение на должность теперь и увольнение с должности классных и исполнительных чинов полиции являлось компетенцией лично губернатора. Уездный исправник являлся опорой губернатора в уезде. На него были возложены сложные обязанности по организации деятельности уездной полиции. Он лично был обязан руководить действиями полиции в случаях совершения тяжких преступлений, народных волнений, общественных бедствий, и т.д.
Закон устанавливал, что
во всех случаях, связанных с фактом
преступления, полиция должна немедленно
сообщать о нем судебному следователю,
приняв меры для сохранения следов
преступления, но ничего не предпринимать
самостоятельно. Только в определенных
случаях полиция могла
Такие действия предусматривались в статьях 257 и 258 Устава уголовного судопроизводства и сводились к следующему: 1) когда преступник застигнут на месте преступления и факт преступления очевиден («найдены будут явные следы преступления»); 2) когда на месте происшествия необходимо проведение процессуальных действий, не терпящих отлагательства, иначе «следы преступлений могли бы изгладиться» (осмотры, освидетельствования, обыски, выемки). Однако и при этом «формальных допросов ни обвиняемым, ни свидетелям полиция не делает, разве бы кто-либо из них оказался тяжко больным и представлялось опасение, что он умрет до прибытия следователя»
Как это можно заметить, состояние полицейского аппарата в 60 — 70‐е годы XIX века было далеко не адекватно состоянию и уровню преступности в стране. Не случайно один из русских юристов того времени Н. Селиванов с горечью писал: «Раз между окончанием преступления и началом действительного розыска протек сравнительно большой промежуток времени - очевидность доказательств исчезает, является туманная область гадательных предположений, и в 9 из 10 случаев приходится довольствоваться упованием, что виновные подвергнутся каре Божьей, а дело сдать в архив».4
Таким образом, отсутствие эффективного специального аппарата борьбы с преступностью не могло не сказываться отрицательно на оперативной обстановке в стране. Особенно сложным было положение в городах, где основными исполнителями по розыску и дознанию были частные приставы и околоточные полицейские надзиратели и их помощники.
Обострение социально‐политичес
Следует отметить, что территориальные жандармские подразделения не были подчинены губернатору. Одной из основных обязанностей губернского жандармского управления был контроль за деятельностью губернской администрации. Жандармам предписывалось бдительно следить за «духом всего населения вообще и каждого сословия порознь».5
19 мая 1871 г. был принят Закон «О порядке действий чинов корпуса жандармов по исследованию преступлений».
Этот закон стал по существу первым шагом судебной контрреформы, поскольку отступал от главного правила производства расследований: следственная часть должна быть отделена от полиции. Протоколы жандармских дознаний поступали к прокурору, который передавал их министру юстиции.
Последний, совместно с шефом Корпуса жандармов отдавал распоряжение о производстве предварительного следствия или обращался к царю за разрешением о прекращении производства. Во втором случае дела или полностью прекращались или разрешались в административном порядке.
Переход страны на стадию капитализма привел к значительному росту преступности; он стал настолько высоким, что уже в 60‐е годы стал опережать рост народонаселения.
В последней четверти XIX века темпы роста преступности стали еще быстрее обгонять прирост народонаселения. В 1900г. общее число уголовных дел было на 48% больше, чем в 1884 г., а население увеличилось за это время лишь на 24‐25%. Еще более разительна картина по отдельным видам преступлений. Например, рост числа краж и грабежей в два раза опережал прирост населения, а телесных повреждений в семь раз (на 171%).
Правительство было не в состоянии не только повлиять на причины преступности в стране, но и вести с ней достаточно эффективную борьбу. Несмотря на значительный рост преступлений, основными инструментами борьбы с ними оставались наружная полиция и следственно‐судебный аппарат.
С 1874 г. в ведение исправника
перешел сбор податей, выкупных платежей
и другие вопросы, относившиеся ранее
к компетенции земских мировых
посредников. Кроме того, он в качестве
члена входил в состав Уездного присутствия
по крестьянским делам, Присутствия воинской
повинности, Особого присутствия для срочных
свидетельств Уездного казначейства,
Комитета общественного здравия, председательствовал
в Уездном распорядительном комитете6.
Деятельность урядников строилась на
основе Инструкции полицейским урядникам,
разработанной Департаментом полиции
в 1878 г. Урядник, подчиненный становым
приставам, стал низшим звеном профессиональной
уездной полиции, поэтому на нем и было
сконцентрировано все многообразие задач
полиции. В прямом подчинении урядников
находились сотские и десятские. В случаях,
когда происшествие на участке урядника
содержало признаки политического преступления,
урядник обязан был сообщить об этом судебному
следователю и жандармскому офицеру7.
Конец 70‐х — начало 80‐х годов XIX века характеризуется новым обострением социально‐политической обстановки в стране, подъемом революционного движения. Царское правительство встало на путь лавирования, подготовки ряда либеральных реформ, упразднения некоторых, ставших одиозными органов и отстранение от должности ряда высших чиновников.
В феврале 1880 г. был издан Указ Александра II о создании Верховной распорядительной комиссии во главе с графом М.Т. Лорис‐Меликовым. Ему предоставлялись права главноначальствуюшего в Петербурге и его окрестностях, вверялось «прямое ведение и направление следственных дел по государственным преступлениям в С.‐Петербурге и С.‐Петербургском военном округе»8. В связи с этим упразднялась должность петербургского генерал‐губернатора.
В целом по стране все ведомства без исключения должны были беспрекословно выполнять требования Верховной распорядительной комиссии «по делам об охранении государственного порядка и общественного спокойствия». М.Т. Лорис‐Меликов проводил гибкую политику, сочетая репрессии по отношению к революционерам с уступками либеральным кругам. Тем самым предпринималась попытка расширить социальную базу царского правительства. В частности, к таким уступкам следует отнести упразднение III отделения императорской канцелярии. Первым шагом в этом направлении было временное подчинение Лорис‐Меликову III отделения (3 марта 1880 г. — Прим. авт.). Затем отделение было подвергнуто глубокой ревизии комиссией под руководством сенатора И.И. Шамшина. Результаты ревизии показали неблагоприятное состоянии дел в III отделении. Как отмечал И.И. Шамшин, единственной областью, где работа была поставлена идеально, — оказалось наблюдение за высокопоставленными лицами.
По предложению М.Т. Лорис‐Меликова, III отделение было ликвидировано, а его функции были переданы Министерству внутренних дел, в котором, таким образом, сосредоточивалось управление всей полицией в государстве.
В результате удельный вес
и значение этого ведомства в
государственном механизме
Министр внутренних дел становился шефом Отдельного корпуса жандармов, к нему переходили и полномочия упраздненной Верховной распорядительной комиссии.
Таким образом, Министерство
внутренних дел было призвано обеспечивать
прочность и незыблемость всего
внутреннего устройства царской
России. Можно без преувеличения
сказать, что это ведомство стало
главным министерством в
О том, насколько высок был удельный вес Министерства внутренних дел, свидетельствует его бюджет. Например, в 1887 г. его годовой бюджет равнялся 73 млн руб. (для сравнения: бюджет Министерства путей сообщения - 26 млн, просвещения - 21 млн, юстиции - 20 млн, иностранных дел - 5 млн). В годы первой русской революции бюджет Министерства внутренних дел возрос на 40%. По важнейшим вопросам государственной деятельности министр внутренних дел получал руководящие указания лично от царя.
Во второй половине XIX века больше внимания стало обращаться на профессиональную подготовку полицейских чинов. Одним из первых шагов в этой области явилось введение для лиц, получающих должности по классным чинам (в соответствии с Табелью о рангах), экзаменов с целью установления степени знания ими законов, касающихся полицейской службы.
Позднее стали создаваться так называемые резервы полиции, в которые осуществлялась первоначальная подготовка полицейских кадров. Впервые резерв полиции был основан в Петербурге в 1867 г. В его состав входила специальная школа для лиц, которые подготавливались к занятию полицейских должностей (как классных, так и низших). По образцу этой школы затем были организованы школы в других крупных городах. В Москве, например, такая школа появилась в 1881 г.