Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:43, доклад
Революция в соседнем Иране (1978) способствовала возрождению исламизма в Азербайджане. В ответ на рост иранского влияния был вновь выдвинут лозунг «Единого Азербайджана». В 1988 начали появляться независимые издания и политические организации. Из этих организаций самой мощной оказался Народный фронт Азербайджана (НФА).
В январе 1990 в НФА произошел раскол между консервативно-исламистским и умеренным течениями. Большинство лидеров НФА были арестованы. На альтернативных выборах, проведенных в сентябре 1990, коммунисты получили ок. 90% голосов и были обвинены в фальсификации результатов выборов.
Независимый Азербайджан. После провала попытки переворота в Москве Азербайджан объявил 30 августа 1991 о своей независимости от СССР. Компартия Азербайджана объявила о выходе из КПСС, а затем была распущена. 8 сентября бывшего первого секретаря компартии Аяза Муталибова избрали президентом страны. 18 октября был принят конституционный акт о государственной независимости Азербайджана, затем одобренный 95% граждан, принявших участие в референдуме 29 декабря 1991.
- Развить плюралистическую
- Восстановление
- Усиление безопасности и
- Интеграция в европейские и
Трансатлантические структуры
- Используя важное
За прошедшие 10 лет Азербайджан
сделал несколько серьезных шагов
в направлении поставленных целей.
Согласно проведенным анализам эти
достижения опираются на несколько
факторов. Таковыми можно считать
обеспечение политической стабильности
и её долгосрочного характера, экономические
успехи и, в результате, рост экономической
мощи страны, и таким образом полное
устранение иностранной зависимости,
руководство национальными
ПРИОРИТЕТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА
Напряжённые отношения между современными
Азербайджаном и Арменией имеют
глубокие исторические корни. В конце
1980-х годов армянское
Президенты Азербайджана, России и Армении — Ильхам Алиев, Дмитрий Медведев и Серж Саргсян во время подписания декларации по Нагорному Карабаху. Замок Майендорф (Подмосковье), 2008 год
В 1994 году при посредничестве России Азербайджан, Армения и непризнанная Нагорно-Карабахская Республика подписали трёхстороннее соглашение о прекращении огня, которое в последние 3-4 года периодически нарушается со взаимными обвинениями. Стороны занимают позиции, соответствующие их положению на момент подписания соглашения. Бо́льшая часть Нагорного Карабаха, а также ряд прилегающих к нему территорий контролируется Нагорно-Карабахской Республикой, поддерживающей тесные связи с Республикой Армения, в частности, использующей её национальную валюту — драм.
Азербайджан и другие государства-члены ООН считают Нагорный Карабах частью Азербайджана. Руководство Азербайджана не раз подчеркивало, что в случае, если армянская сторона не освободит оккупированные территории и в нагорно-карабахском переговорном процессе не произойдет подвижек, то это будет означать, что все мирные возможности разрешения конфликта исчерпаны и Азербайджан будет вынужден прибегнуть к силовым методам его разрешения. О необходимости новой войны в Карабахе говорят и многие депутаты парламента республики. Азербайджан наращивает военную мощь, что вызывает негативную реакцию со стороны ряда проармянских конгрессменов США, и заявляет о необходимости изолировать Армению от региональных проектов
Γражданам Армении и других государств,
имеющим армянское
2 ноября 2008 года президентами Азербайджана, Армении
и России была подписана декларация,
касающаяся Карабахского
конфликта. Лидеры трёх государств договорились
совместно работать над оздоровлением
ситуации на Кавказе. «Президенты, предметно
и содержательно обсудив состояние и перспективы
урегулирования нагорно-карабахского
конфликта политическими средствами путем
продолжения прямого диалога между Азербайджаном
и Арменией при посредничестве России,
США и Франции, заявляют, что будут способствовать
оздоровлению ситуации в Южном Кавказе
и обеспечению установления в регионе
обстановки стабильности, безопасности
путем политического урегулирования конфликта»,
говорится в декларации.
Дипломатические отношения между Азербайджанско
Россия принимает активное участие в процессе политического урегулирования Карабахского конфликта.
Развивается торгово-экономическое сотрудничество. В 2008 г. внешнеторговый оборот между Азербайджаном и Россией составил 2,403 млрд долларов. В связи с прекращением с 1 января 2007 г. поставок российского газа в Азербайджан в структуре товарооборота увеличилась доля несырьевых товаров.
Азербайджан осуществляет через территорию Российской Федерации транспортировку нефти по маршруту Баку-Новороссийск. С 2007 г. в связи с вводом в эксплуатацию нового маршрута транспортировки нефти «Баку-Тбилиси-Джейхан» и перераспределением экспортных потоков азербайджанской нефти транзит через российскую территорию существенно сократился.
Россия участвует в
Проблема занятости в
Развивается военно-техническое
Россия арендует в Азербайджане Габалинскую РЛС — это одна из составных частей российской системы слежения за пусками баллистических ракет. Габалинская РЛС была построена в советское время в качестве одного из важнейших элементов системы противоракетной обороны СССР. После получения Азербайджаном независимости и перехода РЛС в его собственность Россия продолжала её использование несмотря на все перипетии внутриполитической жизни Азербайджана.
На территории Азербайджана проживает
немало беженцев из Чечни, в том числе
участников вооружённых действий против
российских войск. Азербайджанская
территория в течение длительного
времени, по сообщениям СМИ, использовалась
чеченскими сепаратистами как транзитная
страна и своего рода тыловая база,
где, в частности, проходили восстановление
раненые боевики. Боевикам сравнительно
легко удавалось пересекать границу
между Азербайджаном и
В настоящее время сообщается о развитии взаимодействия правоохранительных и судебных органов двух стран, развитии пограничного сотрудничества, с учётом общей ситуации на Кавказе и исходя из задач борьбы против международного терроризма.
Продолжается работа по делимитации
государственной границы с
Некоторые другие аспекты
российско-азербайджанских
В 1992 году под давлением армянского лобби была принята Поправка 907 к «Акту в поддержку свободы» (Freedom Support Act)[18]. «Акт в поддержку свободы» был принят для экономической поддержки бывших советских республик. Однако под давлением армянского лобби в него была включена Поправка 907, запрещавшая оказание помощи Азербайджану со стороны правительства США. В обоснование запрета помощи приводятся действия Азербайджана по блокаде Армении и НКР, однако поправка игнорирует тот факт, что Армения сама осуществила эмбарго в отношении Нахичевани, отделенной от основной части Азербайджана, а закрытие границы с Арменией произошло из-за оккупации азербайджанских земель. Более того, использование термина «блокада» само по себе вводит в заблуждение — Армения имеет тесные экономические связи с Грузией и Ираном и данном случае больше подходит термин «эмбарго».
Успех в принятии Поправки был достигнут
благодаря нескольким факторам: высокий
уровень организации и
Томас Де Ваал называет принятие этой поправки «самой аномальной частью внешней политики». Она сильно ограничивала возможности США в отношениях с Азербайджаном и усложнила работу американских посредников по урегулированию карабахского конфликта. В своем письме главе Палаты Представителей в сентябре 1998 года Мадлен Олбрайт писала: «Поправка 907 вредит национальным интересам США, подрывая их нейтралитет в урегулировании карабахского конфликта, их возможности в поддержке экономических и широких правовых реформ в Азербайджане, их усилия в развитии энергетического транспортного коридора Восток-Запад» .
Шведский учёный Сванте Корнелл приводит в своей работе ещё более категоричную оценку роли армянского лобби в карабахском конфликте:
Соединенные Штаты продолжают свое
вредное вмешательство в
Информация о работе Азербайджан: политическая система и основные политические события 1990-1999