Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:47, курсовая работа
В летописях и древних грамотах нет такого сочетания слов в буквальном смысле – « Боярская дума »; есть бояре, которые « сидят в думе » с великим князем ( потом царём ), ездят с посольствами в другие страны, бывают наместниками в различных городах, возглавляют войско во время походов, несут государственную службу. Лишь один раз повествуя о таинственном убийстве княжеского любимца Алексея Петровича Хвоста ( 1356 г. ), летописец написал, что оно совершено «Боярской думой », но здесь речь идёт о заговоре, а не об органе управления.
Однако само название -- « Боярская дума Древней Руси » -- свидетельствует, что в книге речь пойдет об одном из существенных вопросов отечественной истории – государственном управлении, деятельности высшего органа власти.
Введение.
В летописях и древних
грамотах нет такого сочетания
слов в буквальном смысле –
« Боярская дума »; есть бояре,
Однако само
название -- « Боярская дума Древней
Руси » -- свидетельствует, что
в книге речь пойдет об одном
из существенных вопросов
Слово « боярин
» появляется в древнейших
источниках при описании самых
ранних событий русской
Тем не менее
историки до сих пор не могут
окончательно определить ни
Столетие за
столетием изменялись и
Бояре как свидетели
( «послухи» ) подписывают великокняжеские
завещания ( «духовные грамоты» ),
что было гарантией исполнения
последней воли правителя.
Недовольный боярин
мог поднять мятеж, бежать к
соседнему князю, уговорить
Бояре – это крупные землевладельцы, за ними стоят их собственные военные слуги; во время походов бояре выставляют свои вооружённые отряды, а кроме того, сами возглавляют значительные воинские подразделения ( « полки » ) великого князя. Без согласия таких советников государю трудно управлять княжеством. С XIV в. бояре появляются в окружении не только великих и удельных князей, но также митрополитов и епископов ( митрополичий и « владычен » боярин ) – это высшие чиновники-администраторы при церковных иерархах.
Великий князь московский Иван III в 1948 г. распустил дворы крупных боярских семей, дав служившим там людям земли на недавно присоединённых к Московскому государству новгородских окраинах. Отсюда пошли многие семьи, известные в русской истории и культуре XIX столетия ( Пущины, Муравьёвы, Епанчины и др. )
Глава 1. Боярская дума.
§ 1. Функции Боярской думы.
Боярская дума
имела законосовещательный
Постоянное присутствие в думе начальников важнейших приказов сообщало ей вид совета министров. Дума ведала очень обширный круг дел судебных и административных; но, собственно, это было законодательное учреждение. Законодательное значение думы теперь уже не держалось только на давнем обычае, а прямо утверждено было в Судебнике 1550 г., одна статья которого гласит: « а которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, и те дела в сем Судебнике приписывати ». Все дополнительные к Судебнику указы и были приговорами думы. Далее, дума руководила действиями приказов и имела контроль над областным управлением. Она же решала множество судебных дел, как высшая или единственная инстанция. Члены думы собирались на заседании во дворце, в Кремле или где находился государь, обыкновенно рано по утрам, летом при восходе солнца, зимой ещё до рассвета; заседания длились по пяти-шести, между заутреней и обедней, и
нередко возобновлялись вечером, когда думные люди, соснув после обеда, с первым ударом колокола к вечерне опять съезжались во дворец. На заседании советники рассаживались по чинам, окольничие ниже бояр и т. д., а люди одного чина по породе, в местническом порядке; дьяки присутствовали стоя; иногда царь сажал и их. Заседание думы обозначалось выражениями « сидеть за делы » или, если на заседании присутствовал сам царь, « слушать дел с бояры ». Ходить с докладами в думу значило « всходить делами в верх перед бояр ». Приёмные и жилые покои дворца вообще назывались верхом. Дума сама очень редко возбуждала вопросы, подлежащие её обсуждению. Законодательный почин обыкновенно шел снизу или сверху, а не из среды самого совета. Текущие дела вносились в думу начальниками приказов, каждым по своему ведомству; что не могло быть доложено ни из какого приказа, что не входило в текущее приказное делопроизводство, то вносил в думу сам государь; ему принадлежал почин в важнейших делах внешней политики и внутреннего государственного строения. Государь часто сам председательствовал в думе, « сидел с бояры о делах »; нередко он приказывал боярам « без себя сидеть » об известном деле. Иногда бояре не решались без государя произнести окончательного приговора о том, чего им « без государеву указу вершить было немочно », и тогда дело докладывалось отсутствовавшему государю. Но если бояре, заседая без государя, по данному им полномочию находили возможным решить законодательный вопрос, то их приговор получал силу закона, не восходя к государю на утверждение. Таков был обычный порядок думского законодательства. Начальник приказа вносил в думу запрос о новом законе на имя государя в обычной формуле: « и о том великий государь что укажет? ». Государь если не решал дела сам или с боярами, указывал о том сидеть боярам, приговор которых и становился законом. Предварительный указ государя, ставивший вопрос на очередь, и боярский приговор – таковы два необходимые момента законодательного процесса; они обозначены в формуле государь указал и бояре приговорили; третий момент, утверждение приговора всех бояр отсутствовавшим государем, представляется случайностью или исключением. Были, кажется, только два рода боярских приговоров, которые всегда представлялись на утверждение государя в случае его отсутствия на заседании: это приговоры о местнических делах и о наказании за тяжкие преступления; пересмотр дел второго рода обыкновенно сопровождался отменой или смягчением наказания. Иногда, в особо важных случаях, обычный состав думы расширялся и в нее входил сторонний правительственный фактор, глава русской церковной иерархии, один или с высшим духовенством, епископами. Этот высший иерарх, до конца XVI в. митрополит, а потом патриарх, со своими епископами составлял особый правительственный совет, ведавший дела русской церкви и называвшийся Освященным собором. Этот собор действовал или независимо от государевой думы, или вместе с нею, или по ее указанию. Совместное или подчиненное действие Освященного собора вызывалось церковными делами, близко касавшимися интересов государства, или делами государственными, соприкасавшимися с ведомством церкви. Для решения таких дел созывались соединенные собрания боярской думы и Освященного собора. Такие собрания носили специальное название соборов, которые надобно отличать от Земских.2
§ 2. Состав Боярской думы.
В период феодальной
раздробленности Боярские
дума превратилась в постоянно действующий орган и насчитывала около двадцати человек. В XVII в. состав думы был значительно расширен и превысил сто человек. Сложилась иерархия думных чинов: бояре, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки. Высшими думными чинами являлись бояре, или как их часто именуют грамоты, « великие бояре ». С конца XVI по конец XVII вв. чин боярина имели 200 человек. Из них 130 бояр ( 65% ) принадлежали к титулованной знати, то есть являлись потомками некогда суверенных феодальных владык, перешедших в московское подданство. Впрочем как подчёркивал В. О. Ключевский, « В первое время своей московской службы это были не столько подданные московского государя, сколько союзные с ним государи, его державные вассалы. Многие из них, например, князья Одоевские, Белевские, долго сохраняли при себе особые удельные войска, которыми сами командовали в московских походах независимо от воевод московских полков »3.
Князья потеснили московских бояр, издавна состоявших на службе великого князя. За столетний период только 70 бояр ( 35% ) принадлежали к нетитулованной знати. Нетитулованная знать в основном жаловалась в следующие за боярами чины « окольничие » ( от слово « около » государя, то есть приближённые к царской особе ). В редких случаях окольничие могли дослужиться боярского чина.
Происхождение этого слова, как и слова «боярин», неизвестно, но функции окольничих в документах отражены достаточно ясно: это княжеские слуги, ведавшие « околицами », т. е. какими-то территориями государства. Впервые такая должность упоминается источниками в Смоленске, затем в Рязани, Серпухове. Эти чиновники часто упоминаются в документах, связанных с судебными делами, или как люди, которые на местах следят за выполнением распоряжений князя. Термин « боярин » в документах XV—XVI вв., когда сложилось Московское государство, начинает приобретать разные эпитеты, характеризующие деятельность конкретного администратора.
Ближний боярин ( иногда он называется комнатный ) – это особо доверенное лицо, он мог входить в комнату государя еще до его официального « выхода » в парадные покои. Введённый боярин рассматривал судебные дела от лица князя; путный – тот кто ведал какой-либо отраслью ( « путём » ) княжеского хозяйства («соколиный путь », « бортный путь » и др.). в подчинении таких бояр были многочисленные люди, обслуживающие хозяйство князя и часто жившие в разных местах. Например, бортники, собиравшие мёд диких пчёл в лесах и следившие за бортными деревьями и пчелиными роями. Очевидно, «ближний» по положению боярин мог стать «путным» по службе, а затем и «введенным». Употребление этой и подобной терминологии показывает, что княжеский совет с течением времени преобразуется в государственное учреждение с разнообразными функциями, среди которых управление страной (судебно-административные дела) и собственно княжеским хозяйством. Воинская служба, управление городами и территориями, дипломатические дела – всем этим занимались бояре.4
Главным лицом
в великокняжеской думе был кон
Из записок
иностранцев, посетивших
Бояр первых московских князей (XIII – XIV вв.) было мало, около десяти человек; все знали их по именам, и в документах они записаны без фамилий и прозвищ: Иван Родионович, Иван Фёдорович, Фёдор Андреевич… Это сейчас историки мучительно выясняют: Фёдор Андреевич – это Свибло или Кошка? Который из них? Со временем число бояр увеличилось, но всё же их было немного. Боярское звание передавалось по наследству; круг семей имевших на него право, был невелик.5
В 30—40-е гг. XVI в. при малолетнем царе Иване IV в думу входят новые роды, среди них – ранее независимые служилые князья. Участие в работе думы даёт реальную власть в государстве. А все изменения в ее составе ( поочерёдное свержение придворных партий Воронцовых, Шуйских и Бельских, столь красочно описанное летописцами в XVI в.) прежде всего говорят о том, что дума из совета при князе превращается в орган государственной власти, который осуществляет высшие законодательные, военно-административные и судебные функции. У думы появляется свой чиновный аппарат – думные дьяки.
Этот низший
думный чин был