Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 16:19, курсовая работа
Целью данной работы является исследование брака и семьи в Западной Европе в период Средневековья.
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать историографическую составляющую темы;
- исследовать тенденции развития представлений об институте брака и семьи в Западной Европе теологами и юристами;
- охарактеризовать структуру семьи и внутрисемейные отношения;
- рассмотреть формы регламентации брака; исследовать причины вступления в брак и причины разводов в Средние века;
- показать роль и статус мужчины и женщины в средневековой семье;
- проанализировать восприятие детства, отношение родителей к своим детям, а также рассмотреть специфику воспитания детей в период Средневековья;
- исследовать статистические данные рождаемости и смертности.
Введение.......................................................................................3
Глава 1. Брак в период Средних веков................................................18
§1. Эволюция взглядов на брак и семью в период Средневековья..............18
§2. Формы регламентации брака. Брачный возраст.................................30
§3. Закон о браке.............................................................................42
§4. Традиции Средневековых свадеб и разводов....................................47
Глава 2. Супруги и дети....................................................................57
§1. Мужчина и женщина в семье. Их роль и статус................................57
§2. Рождение и воспитание детей в Средние века...................................65
§3. Детская смертность....................................................................73
Заключение..................................................................................88
Список источников и литературы......................................................94
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет»
Исторический факультет Кафедра всеобщей истории
БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
по специальности- История
2012
Содержание.
Введение......................
Глава 1. Брак в период Средних
веков.........................
§1. Эволюция взглядов на брак и семью в период Средневековья..............18
§2. Формы регламентации брака.
Брачный возраст.......................
§3. Закон о браке.........................
§4. Традиции Средневековых
свадеб и разводов......................
Глава 2. Супруги и дети..........................
§1. Мужчина и женщина в семье.
Их роль и статус........................
§2. Рождение и воспитание детей
в Средние века..........................
§3. Детская смертность....................
Заключение....................
Список источников и литературы....................
Приложения....................
Введение.
Актуальность данной темы определяется тем, что брачно-семейным отношениям историки не всегда уделяют должное внимание. Семья, являясь первичной ячейкой общества, содержит множество информации о нем, выступает носителем определенных социальных стереотипов, несет в себе дух эпохи. Также тема определена социальной значимостью историкодемографических исследований в современной исторической науке; созвучностью данной темы с теми проблемами, которые сегодня стоят перед российским обществом - ранние браки; недостаточное внимание, оказываемое в семье детям; место и роль мужчины и женщины в семье.
Для того чтобы представить себе историческое прошлое, недостаточно изучить только лишь политическую и экономическую историю, следует реконструировать жизнь и быт людей изучаемого времени. Немаловажное место в жизни людей занимают супружеские отношения, дети, семья. Однако и сегодня эти отношения сталкиваются с множеством проблем, порой трудноразрешимых. Опыт прошлого позволяет определять причины этих явлений и делать правильные прогнозы, осуществлять эффективные меры для выхода из кризиса.
Каждое время наполняет все ключевые явления человеческой жизни, и в том числе брак, любовь, счастье и несчастье, своим неповторимым содержанием. Поэтому и представления людей разных исторических эпох об окружающем их мире, об основных ценностях жизни, о самих себе глубоко различны. Одна из актуальных задач исторической науки как раз в том, чтобы раскрыть меняющийся смысл этих представлений и показать, как в зависимости от социального контекста переосмысливается вся совокупность человеческих радостей и горестей. Только при таком подходе можно понять подлинные мотивы, побуждавшие мужчин и женщин далекого прошлого спешить (или, наоборот, не спешить) с браком, сохранять (или не сохранять)
супружескую верность, выбирать ту или иную партию в браке или оставаться холостяком.
Именно этим и обусловлен выбор темы брачно-семейных отношений в Западной Европе в период Средневековья.
Объектом исследования выступают брак и семья периода Средневековья в Западной Европе.
Предметом являются брачно-семейные отношения, историкодемографические показатели брачных отношений, рождаемости и смертности. Рассматриваются понятия семьи и брака, семейные формы, традиции средневековых свадеб и разводов, восприятие детства и численность детей, воззрения на статус женщины и мужчины в семье, отношение к старости и смерти и продолжительность жизни.
Целью данной работы является исследование брака и семьи в Западной Европе в период Средневековья.
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать
историографическую
- исследовать тенденции
развития представлений об
- охарактеризовать
структуру семьи и
- рассмотреть формы регламентации брака; исследовать причины вступления в брак и причины разводов в Средние века;
- показать роль и статус мужчины и женщины в средневековой семье;
- проанализировать восприятие детства, отношение родителей к своим детям, а также рассмотреть специфику воспитания детей в период Средневековья;
- исследовать статистические
данные рождаемости и
Хронологические рамки работы обусловлены целью и задачами
исследования и охватывают период Средневековья: Раннее Средневековье
(конец V — середина XI веков),
Высокое или классическое
Территориальные рамки определены темой нашего исследования и охватывают такие страны Западной Европы, как Австрия, Англия, Г ермания, Нидерланды, Франция, т.к. доступными для нас были источники по брачносемейным отношениям в этих странах, опубликованные и переведенные на русский язык.
Методологическую базу работы составляет применение методов исторического исследования: описательного метода, без которого невозможно изложить фактический материал об исследуемой проблеме; метода критического анализа, применяемого при исследовании источниковой базы и историографии по данной проблеме с целью выявления степени достоверности источников и объективности их освещения авторами; метода сравнительного анализа, с помощью которого происходит выявление особенностей изучаемого периода и самого явления.
Источниками по данной теме выступают, прежде всего, сочинения авторов раннего средневековья - Августина Аврелия, Юлия Павла, Жоффруа де Ла Тура Ландри, Кристины Пизанской, Эйнхарда1, а также документы того времени - метрические книги, церковные (монастырские) описи имущества и доходов (полиптики) и другие, опубликованные в разные периоды и переведенные на русский язык.
Исследованиями по данной теме занимались, прежде всего, французские историки - Марк Блок, Жак Ле Гофф, Жак Дюби, Фернан Бродель, Жан Дюпакье, Жерар Бирабен, Робер Вотье, английские ученые Конан Мак Картер, Ф. и Д. Гис. Данной темой серьезно занимались и отечественные исследователи: Ю.Л. Бессмертный, В.А. Блонин, Т.П. Воронова, А.Я. Гуревич, В.К. Ронин, А.Л. Ястребицкая, П.Ш. Габдрахманов.
Источников по теме можно найти множество, например, источники о семье городских ремесленников, купцов, бюргеров (обобщающее понятие городского обеспеченного жителя), аристократии. Но исторически правильнее вывести общее представление о семейных ценностях средневековья, в том числе города, формирующееся в раннее средневековье на базе античных и варварских ценностей, церковных постулатах и христианских представлениях. О семейных ценностях средневековья и их понимании (или навязывании церковью) мы черпали сведения в монографиях специального характера, цитирующих источники, нам недоступные. О данных монографиях будет сказано ниже.
Источниками XIV- XV веков по исследуемой теме являются оригинальные французские литературные и ученые тексты, посвященные браку и собранные в одном издании «Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов XV-XVI веков»1. В этих текстах находится весь спектр оценок и суждений - от высмеивания брака и семьи до воспевания любви между мужчиной и женщиной. Нами выбраны два произведения, в которых упоминается быт средневекового города.
Во-первых, это «Пятнадцать радостей брака»1, которые написаны в начале XV века. Автор неизвестен, до нас она дошла в обработке новеллиста рубежа XVI века Франсуа де Россе. Источник отображает переходное понимание семейных ценностей от средневековой традиции к чему-то новому (традициям Возрождения). Это собрание историй о проделках коварных жен и об их легковерных мужьях. Книга полна наивного антифеминизма. На русском языке «Пятнадцать радостей брака» доступны в переводе И.Я. Волевич и входят в книгу выдающегося российского медиевиста Ю.Л. Бессмертного «Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов XIV-XV веков»2.
Во-вторых, это отрывок из сочинения Кристины Пизанской «Книги о граде женском» , дочери астролога и врача, жившей в Венеции, потом при дворе короля Франции. После смерти мужа и приобретения известности она стала пользоваться покровительством короля Карла VI и его жены. Получила образование, была знакома с жанрами античной, французской и средневековой литературы и писала сама. В сочинении «Книга о граде женском» Кристина Пизанская защищает достоинство женщины вопреки укоренившемуся в литературе и социальном сознании представлению о низменной природе женщины. Она доказывала, что женская душа, равно как и мужская, сотворена по образу и подобию Божьему. Социальное неравенство ею воспринимается как должное. «Град» - понятие аллегорическое, понятие об идеале, твердыня женского достоинства и убежище всех добропорядочных женщин, гонимых клеветой. На русском языке нам были доступны главы с теоретическими рассуждениями о достоинствах и природе женщин в переводе Ю. П. Малинина.
Дополнительный - и притом очень важный - колорит привносит в картину брачно-семейных отношений XII-XIII веков куртуазный культ Дамы. Его возникновение относится к рубежу XI-XII веков, когда он впервые обнаруживается в рыцарской среде. Зародившись на юге Франции, со временем он распространился и на север страны, а затем и по всей Европе. Такой подход накладывает определенный отпечаток на представления не только аристократии, но и тех более зажиточных слоев неблагородных, которые пытались ей подражать.
Главный источник наших знаний о куртуазной любви - сочинения южно-французских трубадуров, северофранцузских труверов и рыцарские романы. В немалой степени они были игрой воображения их авторов, воспользовавшихся различными поэтическими традициями: и христианскими, и античными. Но и вовсе отрицать связь этих сочинений с французской действительностью было бы неверно. В них формировалась некоторая поведенческая модель, само рождение которой и тем более готовность подражания ей определялись некоторыми глубинными тенденциями времени.
Сюжет беззаветной любви, вечной до смерти, пришел в литературу в середине XII века, от того времени сохранились только отрывки. Знаменитое предание о влюбленных воплотилось в XIII веке в романе «Тристан и Изольда»1, который обработал выдающийся французский литературовед-медиевист Жозеф Бедье в 1898 году. Роман повествует об истории любви британского воина Тристана и ирландской принцессы Изольды. Действие разворачивается вскоре после падения Римской империи. Осиротевший в детстве, Тристан был воспитан другом его семьи лордом Марком. Повзрослев, Тристан становится храбрым рыцарем, успешно сражающимся с армией ирландского короля. Едва не погибнув в одной из битв, Тристан случайно оказывается у ирландских берегов, где его находит, а затем и исцеляет дочь короля Изольда. Между молодыми людьми, еще ничего не знающими друг о друге, вскоре зарождается настоящая любовь. Вернувшись домой, Тристан узнает, что ирландский король решил выдать свою дочь замуж за одного из британских лордов якобы для того, чтобы объединить эти государства. Будущим супругом Изольды должен стать победитель турнира. Защищая честь лорда Марка, Тристан побеждает в состязании. И только после этого он узнает, что его возлюбленная Изольда и есть та самая ирландская принцесса, которая теперь должна достаться его лучшему другу. Роман «Тристан и Изольда» был переведен на русский язык в 1903 году А.Н. Веселовским и в 1913 году Е. и Н. Урениус.
Источником о представлении добродетелей жены горожанина послужило произведение Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»1. Франсуа Рабле - представитель французского Ренессанса, хотя виднейшим представителем этой эпохи его сделало единственное художественное произведение. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» стал именно тем произведением, благодаря которому имя известного французского врача и ученого-энциклопедиста вошло в мировую историю литературы XVI столетия. Фантастическая страна Утопия, изображенная в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», расположилась где-то во Франции. Об этом свидетельствуют описания Парижа и провинциальных городков, в которых живут простые трудолюбивые ремесленники и крестьяне. Роман Ф. Рабле написан в форме сказки-сатиры. Автор саркастически изображает каждого из представителей схоластической науки, религиозные распри и самых церковников, с жизнью которых был хорошо осведомлен еще со времени пребывания в монастырях. Рабле широко использует аллегорию для изображения как положительных, так и отрицательных общественных явлений. Опираясь на фольклорные источники, автор создал образы людей, жадных к знаниям и к самой жизни. Огромный рост Гаргантюа и Пантагрюэля был олицетворением их безграничных знаний, чрезвычайной образованности, благородства чувств, искренности, доброты и способности на самопожертвование ради обиженных. Великаны-Короли создавали законы, направленные на благосостояние своего народа. Сатира и гиперболы Рабле не абстрактные, они опираются на реальную подпочву. Даже в образах отбивается и тогдашняя действительность, и исторические фигуры.
Следующим полезным для нас источником оказались «Жизнеописания трубадуров»1 Жана де Нострадама, составленные в XVI веке.
Сегодня работу Жана де Нострадама можно проанализировать благодаря изданию Мейлаха М. Б. «Жизнеописания трубадуров» . В основу издания положен полный перевод подлинных старопровансальских «Жизнеописаний трубадуров» XIII - XIV веков, до сих пор знакомых отечественному читателю лишь в нескольких хрестоматийных выдержках. Книга, однако, отличается большей полнотой и от всех существующих западных изданий «Жизнеописаний»: все они без исключения опускают песни трубадуров, новеллизированные комментарии к которым составляют значительную часть памятника. В издании подлинные средневековые жизнеописания трубадуров впервые сопровождаются полным переводом еще одного, несколько более позднего памятника, непосредственно с ними связанного и, при всех присущих ему элементах мистификации, сыгравшего не меньшую, а, может быть, и большую роль в формировании европейских представлений о куртуазной культуре. Речь идет о «Жизнеописаниях древних и наиславнейших провансальских пиитов»3 Жана де Нострадама (брата знаменитого астролога Нострадамуса), вышедших в Лионе в 1575 г. Кроме того, в книге имеются обширные дополнения, посвященные преломлению и развитию ряда сюжетов жизнеописаний трубадуров, как в современной им литературе, так и в позднейших произведениях. По замыслу издание примыкает к серии выпущенных в разное время «литературных памятников» из области средневековой французской литературы - эпоса
(«Песнь о Роланде» ), рыцарского романа («Легенда о Тристане и Изольде» , «Эрек и Энида. Клижес»3 Кретьена де Труа), а также литературы провансальской (романы «Фламенка»4, «Песни Бернарта де Вентадорна»5).
Литературой по теме послужили монографии, посвященные вопросам семьи и брака, а так же статьи - комментарии и отдельные работы, посвященные источникам.
Подробно этой темой занимались знаменитые английские историки-медиевисты Д. и Ф. Гис. Их обширный труд «Брак и семья в Средние века»6 рассматривает институт брака и семьи с учетом его корневых основ -римских, германских, христианских. На основе исследований источников разных жанров в книге сделана попытка выявить основные тенденции развития брака и семьи в среде знати, среднего класса, крестьян и ремесленников на протяжении тысячи лет Средневековья (500-1500 гг.). Начиная с двойного наследия римского и германского миров, и влияния раннехристианской церкви, авторы прослеживают существование семьи в первые пять веков Средневековья вплоть до 1000 года, когда в ее форме и организации происходят важные изменения, и далее в развитое Средневековье до трагедии Черной Смерти и, наконец, до XV века и начала Нового времени.
Информация о работе Брачно-семейные отношения в западной Европе в период средневековья