Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:39, реферат
Целью данной работы является исследование брака и семьи в период средневековья. Объектом исследования выступают брачно-семейные, а также тесно связанные с ними иные социально-экономические отношения. В работе рассматриваются брачные модели и брачность, понятие семьи и семейные формы, условия заключения браков, статус женщины, представления об основных возрастах, особенности городских браков
Введение ……..……………………………………………………………………3
Брак и семья в средние века ……………………..……………………………...4
Заключение ……………………………………………………………………..14
Список литературы …………………………………………………………….16
3. Анализ НПА «Билль о правах 1689г.»
/Акт, декларирующий права и свободы подданного и устанавливающий наследование Короны/ ………………………………………………………...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Контрольная работа
по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
тема реферата: «Брак и семья в средние века».
Анализ нормативно-правового акта «Билль о правах 1689г»
Исполнитель: | |
студент группы: ЮР-13 ОМ | |
Бургер М.Д. | |
Рецензент: к.ю.н., доцент Бодрова Э.Э. | |
Допуск к защите:______________ |
|
Дата защиты: ___________________ |
|
Оценка:_______________________ |
Омск - 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……..……………………………………………………………………
Брак и семья в средние века ……………………..……………………………...4
Заключение …………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………….16
3. Анализ НПА «Билль о правах 1689г.»
/Акт, декларирующий права и свободы подданного и устанавливающий наследование Короны/ ………………………………………………………...17
ВВЕДЕНИЕ
Одним из фундаментальных институтов общества всех времен является семья и брак. В зависимости от культуры того или иного места эти понятия могут различаться, но ясно одно - семья и брак в главном своем значении подразумевают под собой тесные взаимоотношения, основной функцией которых является воспроизведение населения. Кроме того семья выполняет экономическую и социально-статусную функции.
Согласно Брокгаузу и Ефрону, «брак (брачный союз) - постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода». Люди, состоящие в браке, называются супругами или супружеской парой. Мужчина - муж, женщина - жена. В браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Как правило, брак подразумевает ведение супругами совместного хозяйства и наличие общего имущества, передаваемого по наследству, а также воспитание ими детей. Брак пользуется охраной и покровительством законов лишь при совершении по известным формам, с соблюдением установленных в законах условий; влечет за собой известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям (право на содержание, наследование и пр.).
Целью данной работы является исследование брака и семьи в период средневековья. Объектом исследования выступают брачно-семейные, а также тесно связанные с ними иные социально-экономические отношения. В работе рассматриваются брачные модели и брачность, понятие семьи и семейные формы, условия заключения браков, статус женщины, представления об основных возрастах, особенности городских браков.
Брак и семья в средние века
Воззрения на институт брака, в целом, на взаимоотношения полов пережили в средние века весьма глубокую эволюцию, в ходе которой происходило преодоление языческих представлений о браке и утверждение христианских. Переход от племенной к национальной общности длился несколько веков. По мере усиления королевской власти феодальные племенные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право принимать решение о браках своих вассалов и смердов. Стали возможны браки, основанные на добровольном союзе супругов. Одновременно появилась и более либеральная точка зрения на брак, несмотря на то, что церковь по-прежнему оставалась на раннехристианской позиции и в каждой женщине, дочери Евы, видела олицетворение злого начала.
Католическая церковь «признала» брак довольно поздно. В раннее средневековье среди христиан пользовались наибольшим распространением взгляды на брак, сформулированные на основе новозаветных текстов св. Иеронима (347-430 гг.) и папой Григорием Великим (530-604 гг.). В эти времена любые брачные союзы решительно осуждались, и подлинно достойными христианами считались лишь те, кто отказывался от брака. Эта точка зрения в определенной степени не утратила своего влияния и в наши дни: как известно, благодать священства в католической церкви даруется только людям, давшим обет безбрачия.
Церковный брак стал шире распространяться в народных массах в конце XI века, когда церковь приняла трактовку установлений Священного Писания относительно брака, Блаженного Августина, епископа Гиппонского (354-430 гг.). Августин утверждал, что в законном супружестве половой акт превращается из смертного греха в грех простительный, «ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться», важно лишь, чтобы соитие совершалось не ради наслаждения, но только с целью рождения себе подобных, часть которых, ведя праведную жизнь, могла бы в последствии заменить в раю падших ангелов.
Наиболее широкое влияние
в феодальной среде церковный
брак стал играть с середины XII в. Утверждение
христианской идеологии в сфере
брачных отношений
До этого времени в Европейских королевствах бытовали две матримониальные традиции - позднеантичная и древнегерманская. Ни одна из них не исключала одновременного существования двух-трех видов супружеских союзов. Они различались по своей престижности, но, ни один из них не имел ничего общего с моногамным христианским браком. Знакомое всем понятие «брак» просто отсутствовало. Термином, который позднее служил для обозначения брака, называли в ту пору более или менее длительный супружеский половой союз, нередко сосуществовавший с какой-либо иной формой сожительства мужчин и женщин, также признанной в праве.
Не существовало тогда и привычного для
нас понятия «семья». В среде простолюдинов
домохозяйственные группы сплошь да рядом
включали, помимо супругов и их детей,
родственников отца (или матери), а также
временных сожительниц главы дома и их
детей. Частенько «одним домом» жило несколько
супружеских пар, связанных общим предком.
Особенно был заметен приоритет кровнородственных
связей перед матримониальными в среде
аристократии. В принадлежащих знати замках
супруги жили вместе с многочисленной
свитой, включавшей, прежде всего, кровных
родственников. Церковь участвовала в
процедуре бракосочетания, как правило,
только тогда, когда дело касалось королевских
семей. Но и в королевских семьях вплоть
до VIII в. словом «жена» называли не только
официальную супругу, но и других сожительниц
короля. В те времена браки простолюдинов,
да и многих знатных заключались по большей
части без участия священника.
Для большинства современников церковная
трактовка понятий «брак» и «жена» еще
долгое время остается достаточно чуждой.
Невозможность сочетать церковный брак с другими формами супружеских союзов или тем более нерасторжимость церковного брака казались не только непривычными, но и неоправданными. В среде знати, например, существовал давний обычай оставлять прежнюю жену, если представлялась возможность породниться с более знатным родом. Привлекательность более высокородных невест обусловливалась отнюдь не обязательно их большим богатством или особой близостью к королевскому двору. Согласно принятым представлениям, все основные достоинства человека считались врожденными качествами, передававшимися с кровью отца или матери. От выбора брачной партии или же от ее изменения зависела с данной точки зрения сама судьба рода, его благополучие и процветание.
Запрет разводов препятствовал реализации некоторых укоренившихся представлений того времени. Церковная концепция брака с особенным трудом прививалась в среде аристократии. Но и сами клирики сплошь, да рядом уклонялись от выполнения предписанного им канона безбрачия. Многие из них имели постоянных конкубин (незамужних женщин низшего сословия, находившихся в сожительстве с холостым мужчиной) и детей.
Помимо отказа от принципа моногамии, для массовой модели поведения было тогда характерно особое акцентирование плотского начала в браке. Среди богословов XII в. еще не было единодушия в том, что следует признавать сутью брака - «согласие» на него (предполагавшее, по крайней мере, психологическую готовность к заключению данной брачной партии) или же подкрепление такого согласия плотским соитием. На практике же такое соитие долгое время исчерпывало эмоциональную сторону супружеских отношений. Отчасти это было связано с некоторыми общими чертами социальной психологии того времени. Люди вообще не считали нужным стесняться проявления чувств. Жаркие объятия, как и «потоки слез», не случайно сплошь и рядом упоминаются в самых разных литературных сочинениях XI-XIII вв. И гнев, и страх, и ненависть, и пристрастие выражались неприкрыто и прямо. Хитрость и скрытность выступали скорее в качестве отклонения от нормы, чем правила.
Своеобразным было и восприятие собственного тела в Средние века. Граница, незримо отделяющая одно человеческое существо от другого, осмысливалась тогда иначе, чем ныне. Понятие брезгливости, стыдливости отсутствовали. Естественными казались еда из общей миски и питье из общей чаши. На одной постели вповалку спали мужчины и женщины, взрослые и дети. Супруги совокуплялись в присутствии детей и родственников. Детородный акт еще не обрел ореола таинственности. Половая активность мужчины была предметом столь же пристального внимания, что и его воинские доблести. Даже церковью импотенция признавалась одним из главных оснований для развода.
В этом контексте понятнее игнорирование большинством современников духовной стороны взаимоотношений супругов. Решающую роль при выборе брачной пары играли матримониальные планы старших родственников. Что касается приязни между мужем и женой, то обычно она рисовалась современникам не столько необходимой предпосылкой, сколько лишь возможным следствием брака, обусловленным, прежде всего их телесной близостью.
В конце раннего средневековья появилось новое романтическое направление, возникшее к рубежу XI-XII вв., когда это явление впервые обнаруживается в рыцарской среде. Изысканная, или рыцарская любовь, получила распространение при королевских дворах Англии, Франции, Германии. Кодекс рыцарской любви был везде одинаков и изыскан: целомудренную, прекрасную и обычно недосягаемую знатную даму боготворил, сгорая от любви, столь же благородный, галантный и отважный рыцарь. Принципы рыцарской любви воплотились в таких средневековых произведениях, как аллегорическая «Легенда о розе», и в истории жизни французского философа, богослова, поэта Пьера Абеляра (1079-1142) и его возлюбленной Элоизы. Вдохновляемые подобными историями, представители рыцарских и придворных кругов идеализировали и романтизировали войну и женщин. Зачастую они вообще объединяли их воедино, считая, что благородные подвиги свершаются ими исключительно во славу прекрасной дамы. При этом выше всего среди рыцарей почитались бескорыстная верность, доблесть, справедливость и воздержание, тем более что возлюбленная обычно была замужем, а потому недосягаема. Неотъемлемой частью рыцарского кодекса считались христианские добродетели, проповедь христианства и борьба с мусульманством.
Следует отметить, что в ту же эпоху романтическое отношение к женщине подвергалось нападкам многих ученых. Например, философ и теолог Фома Аквинский (1225-1274), сочинения которого оказали большое влияние на умы средневековой Европы, адаптируя ранние сочинения Аристотеля, рассматривал женщину всего лишь как испорченный вариант мужчины. Соответственно он полагал, что детей следует воспитывать в большем почтении к отцу, нежели к матери, а женам наказывал обеспечивать мужей чистой одеждой, согревать их хорошим огнем в очаге, мыть им ноги, следить за чулками и обувью, готовить вкусную еду и напитки, уделять много внимания, готовить удобную постель с белыми простынями, ночной колпак и меховые покрывала, а также доставлять другие радости, сокровенные и тайные удовольствия.
В средние века социальная
мобильность людей была незначительной.
Люди рождались и умирали
В средние века слово «любовь» имело несколько другой смысл. Cильнaя cтиxийнaя чyвcтвeннaя любoвь быль бoлee xapaктepнa для лиц, нe cвязaнныx oфициaльными бpaчными yзaми. Для cyпpyгoв любовь – это скорее чувство привязанности, которое paзвилось и oкpeпло в пpoцecce coвмecтнoй жизни. B гаpмoничнoм бpaкe муж бoлee вceгo ценил в жeнe ee пocлyшaниe и cлyжeниe eмy «как cвoeмy гocпoдинy». Об этом можно судить, исходя из текстов огромного количества фаблио и новелл, написанных в XIII - XIV вв. Франко Саккетти (XIV в.), флорентийский горожанин повествует в нескольких из своих новелл, как муж, решивший проучить свою жену за непочтительное отношение к себе или даже окружающим, брал палку и жестоко избивал свою супругу до полусмерти. Причем автор подмечает, что после нескольких таких поучительных поступков жена становилась послушной, заботливой и понимала супруга с полуслова.
Одним из важных условий заключения брака являлось согласие обеих сторон. В XII в. необходимость обоюдного согласия как основы брачного союза была окончательно сформулирована в декреталиях Грациана, трактатах его комментаторов и, позднее, в постановлениях IV Латеранского собора. На практике брак был, как правило, результатом соглашения между ближайшими родственниками девушки и женихом или, значительно реже, его отцом. Крайне редко можно узнать о сопротивлении девушки браку, намеченному её опекуном. В двух завещаниях составитель распоряжается оставить наследнице значительно большую сумму, если она проявит покорность и согласится на замужество по его выбору, чем в том случае, если она воспротивится ему. В праве же города Гослара (1219 г.) приводится статья: «Ничья дочь или сестра, если она ещё не достигла совершеннолетия, путь не совершает обручения с кем-либо иначе, чем с согласия своего покровителя», из которой можно сделать вывод о том, что с наступлением совершеннолетия девушка по закону имеет право обручаться с кем угодно и без согласия попечителя.