Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:37, реферат
Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в
Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха
Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного.
Дхармагупты, отсюда она распространилась на Корею, Японию и Вьетнам. Тексты Махаяны начали
записывать на санскрите, а открыто они появились вскоре после окончания царствования короля Канишки
во II в. н.э. Вначале это имело место в районе Андхра на юго-востоке Индии, а затем эти учения быстро
распространились на северную Индию, Кашмир и, особенно, Хотан, Начиная с IV в. в северной части Индии
были построены великие монастырские университеты, такие как Наланда и Викрамашила. Постепенно
Махаяна попала также в Западный Туркестан, где буддизм, как уже упоминалось выше, исповедовался на
территориях современной Туркмении, Таджикистана, Узбекистана и Киргизии вплоть до арабских
нашествий в VIII в., в результате которых эти районы подверглись мусульманизации. Как уже говорилось
ранее, ранняя индийская Махаяна попала также в Кампучию, а через нее в южный Вьетнам.
В середине II в. н.э. через Центральную Азию и Шелковый путь начались контакты Китая с
буддизмом. Монахи из купеческих семей Индии, Кашмира, Согдианы, Парфии, Хотана и Кучи, многие из
которых были уроженцами Китая, начали переводить буддийские тексты с санскрита на китайский язык.
Сначала это были тексты Хинаяны, однако вскоре были переведены также священные тексты Махаяны. В III-
IV вв. Китай был раздроблен на различные княжества делившиеся на северные и южные. В южном Китае,
где продолжала существовать более традиционная китайская культура, интерес к буддизму был чисто
философским, сопровождавшимся множеством рассуждений, часто путающих учения Махаяны о пустоте или
отсутствии воображаемых способов существования с местными идеями небытия. На севере, где правили по
большей части династии, представлявшие народы некитайского происхождения, являвшиеся дальними
предками тюрков, тибетцев, монголов и маньчжуров, основное внимание уделялось медитации, а также
развитию и использованию экстрасенсорных и экстрафизических сил.
Поскольку переведенные тексты не были отобраны в соответствии с какой-либо системой, а термины
часто заимствовались из конфуцианской традиции и только частично были эквивалентны переводимым
терминам, было много путаницы относительно сущности учения Будды. Вследствие этого многие монахи
совершали путешествия по Шелковому пути в Центральную Азию или по морю с целью привезти большее
количество текстов и надеясь с их помощью устранить неясности; с этой же целью они посещали великие
монастырские университеты. Так было собрано и привезено в Китай много текстов. При попытках сведения
всех этих текстов воедино они столкнулись с серьезными проблемами. В Индии учения Махаяны не были
еще достаточно унифицированы, и каждый паломник, приносивший с собой связку текстов, имел различный
подбор материала, вследствие чего не было единого мнения о том, какие тексты считать важнейшими
учениями Будды. Таким образом возникли различные школы китайского буддизма, отличающиеся друг от
друга чаще всего тем, какой текст и какой метод из тех, которым учил Будда, признавался главным.
В
Китай буддизм попал также
морским путем с юга. Одним
из величайших индийских
прибывшим в Южный Китай, был Бодхидхарма. От мастера Бодхидхармы развился так называемый чань-
буддизм. В этом учении особое внимание уделяется простому и естественному бытию в гармонии с
природой и вселенной, что характерно также для китайской философии даосизма.
Как
я уже отмечала, буддизм всегда
стремится приспособиться к
южном Китае также происходит адаптация буддийских техник. Там также учат, что существует "мгновенное"
просветление. Это согласуется с конфуцианской идеей о том, что человек добродетелен по своей природе, и
исходит из концепции, что каждый обладает природой будды, о чем я уже сказал в начале лекции. Чань-
буддизм учит, что если человек сможет успокоить все свои "искусственные" (суетные) мысли, то он сможет
преодолеть все свои заблуждения и препятствия в мгновение ока, и тогда немедленно наступит
просветление. Это не соответствует индийской концепции о том, что развитие способностей идет в рамках
постепенного длительного процесса создания положительного потенциала, развивая сострадание и так далее
путем активной помощи другим людям.
В
это время в Китае
течение длительного времени Бодхидхарма сосредоточенно размышлял о том, какие методы могут быть
приемлемыми для того времени и для тех условий; он разработал то, что в последствии стало известно как
боевые искусства, и начал Обучать этим искусствам.
В
Индии не существовала
Тибете, ни в Монголии, куда буддизм проник из Индии. Будда учил о тонких энергиях тела и работе с ними.
Поскольку разработанная для Китая система боевых искусств также имеет дело с тонкими энергиями тела,
она согласуется с буддизмом. Однако в боевых искусствах энергии тела описываются с точки зрения
принятого в Китае традиционного представления об этих энергиях, которое мы находим в даосизме.
Буддизму
свойственно стремление
концентрации с тем, чтобы личность была в состоянии сосредоточиться на реальности, мудро проникая в
суть вещей и преодолевая заблуждения; а также разрешить собственные проблемы и максимально помочь
окружающим. Боевые искусства являются техникой, дающей возможность развить те качества личности,
которые могут быть использованы для достижения той же самой цели.
В
Китае и в Восточной Азии
наиболее популярной
которая особое внимание уделяет перерождению в Чистой земле Будды Амитабы. Там все способствует
тому, чтобы быстрее стать Буддой и быть в состоянии скорее приносить пользу другим. Особое внимание в
Индии всегда уделялось медитативным практикам концентрации с целью достижения этой же цели. В Китае
учили, что все, что надо делать, это повторять имя Амитабы.
Популярность
этой школы в регионе
объясняется, вероятно, тем, что идея перерождения Будды Амитабы в находящейся на западе Чистой земле
согласуется с даосской идеей о попадании после смерти в "западный рай" бессмертных. Таким образом, мы
рассмотрели различные аспекты и модификации классического китайского буддизма.
Вследствие
суровых преследований
философскую ориентацию школ заглохло. Основными сохранившимися формами буддизма были школа
Чистой земли и чань-буддизм. В более позднее время буддизм смешался с конфуцианским культом почитания
предков и даосскими практиками гадания с палочками.
В
течение многих столетий
индоевропейских языков Центральной Азии. Китайский канон более обширен, нежели палийский, ибо он
включает также тексты Махаяны. Правила дисциплины и обеты для монахов и монахинь несколько
отличаются от принятых в традиции Тхеравады, так как китайцы, как уже упоминалось выше, следуют другой
школе Хинаяны, а именно школе Дхармагупты. Несмотря на то, что 85% обетов монахов, и монахинь те же
самые, что и в текстах Тхеравады, незначительные различия существуют. В Юго-Восточной Азии монахи
носят оранжевые или желтые одежды без рубашек. В Китае предпочитают одежду принятых в этой стране
черного, серого и коричневого цветов с длинными рукавами, что вызвано традиционными конфуцианскими
представлениями о скромности. В отличие от Тхеравады и поздних тибетских традиций в Китае существует
традиция полностью посвященных монахинь2. Эта преемственная пиния посвящения продолжается в
настоящее время на Тайване, в Гонконге и Южной Корее.
Собственно китайская буддийская традиция существует в наше время в очень ограниченных
масштабах в Китайской Народной Республике. Она наиболее распространена на Тайване, а практикуется в
Гонконге, в заморских общинах китайцев на Сингапуре, в Малайзии, Индонезии, Таиланде, Вьетнаме и на
Филиппинах, а также в Соединенных Штатах и других странах, где осели китайцы.
Ранние формы буддизма, обнаруженные как в Западном, так и в Восточном Туркестане, помимо
Китая, распространились на другие культуры стран Центральной Азии, однако часто к ним примешивались
некоторые элементы китайской культуры. Достойным внимания является распространение буддизма среди
тюрков, первого известного народа, говорившего на тюркском языке и получившего это же название.
Тюркский каганат возник во второй половине VI в. и скоро распался на две части. Северные тюрки
сосредоточились в районе озера Байкал, где позднее образовалась Бурятия, а южные - в долине реки Енисей,
на территории Тувы - в Восточно-Сибирском регионе СССР. Тюрки населяли также значительную часть
Монголии. Западные тюрки имели своими центрами Урумчи и Ташкент.
Буддизм
впервые попал в Тюркский
Кушанского периода (II-III вв. н.э.) , были также присущи некоторые черты Махаяны. Согдийские купцы,
часто встречавшиеся на всем протяжении Шелкового пути, несли свою культуру и религий. Именно они
были наиболее известными переводчиками санскритских текстов на китайский и другие языки Центральной
Азии; они также переводили тексты с санскрита, а в более поздний период - с китайского на свой
собственный, родственный персидскому, язык. Во время существования Северного и Западного каганатов
среди тюрков преобладали махаянские монахи из района Турфан в северной части реки Тарим. Некоторые
тексты были переведены на старый тюркский язык индийскими, согдийскими и китайскими монахами. Это
было первой известной волной распространения буддизма, достигшей Монголии, Бурятии и Тувы. В
Западном Туркестане сохранялась уже существовавшая там буддийская традиция до тех пор, пока в начале
XIII в. тюрки
не были разбиты арабами, и
эти районы не были
Уйгуры, родственный тувинцам тюркский народ, завоевали северных тюрков и правили на
территории Монголии, Тувы и в близлежащих районах с середины VIII в. до середины IX в. Уйгуры также
испытывали влияние буддизма из Согдианы и Китая, однако основной их религией было пришедшее из
Персии манихейство. Они приняли возникшую на основе сирийской согдийскую письменность; именно от
уйгуров монголы получили свою собственную письменность. Тувинский язык также использовал
письменность уйгуров, буддийское влияние попало к тувинцам от уйгуров в IX в. вместе с изображениями
Будды Амитабы.
В середине IX в. уйгуры потерпели поражение от киргизских тюрков. Многие из них покинули
Монголию и мигрировали на юго-запад в район Турфан в северной части восточного Туркестана, где
длительное время существовала первая хинаянская традиция Сарвастивады, а затем Махаяна, попавшая сюда
из королевства Куча. Были переведены тексты на индоевропейский кучанский язык, который известен также
как тохарский. Часть уйгуров мигрировала в восточные районы Китая (современная провинция Каньсу) , где
также проживали тибетцы. Эта часть уйгуров стала называться "желтые" уйгуры, многие из них являются
буддистами и по сей день. Именно в это время уйгуры начали широко переводить буддийские тексты.
Сначала они переводили согдийские тексты, позднее основная часть переводов делалась с китайского.
Однако значительная часть переводов осуществлялась с тибетских текстов, и в уйгурском буддизме со
временем все более и более преобладало тибетское влияние. Первая волна распространения буддизма в
Монголии, Бурятии и Туве, полученная от тюрков и уйгуров, не была очень продолжительной.
Позднее, в конце Х в начале XIII вв. тангуты из Хара-Хото, расположенного на юго-западе Монголии,
получили как китайскую, так и тибетскую формы буддизма. Они перевели большое количество текстов на
тангутский язык, письменность которого подобна Китайской, но намного сложнее ее.
Собственно китайский буддизм, особенно принятая на севере придающая большое значение
медитативным практикам его форма во второй половине IV в. из Китая попал в Корею. В IV в. из Кореи он
распространился на Японию. В Корее он процветал приблизительно до конца XIV в., когда завершилось
владычество монголов. До начала XII в., во время правления династии И, имевшей конфуцианскую
ориентацию, буддизм был значительно ослаблен. Возродился буддизм во время правления японцев.
Преобладающей формой был чань-буддизм, который в Корее получил название "сон". Эта форма буддизма
имеет мощную монастырскую традицию, в которой особое внимание уделяется интенсивной медитативной
практике.
Получив первоначально буддизм из Кореи, японцы, начиная с VII в. ездили в Китай с целью
обучения и обеспечения непрерывности преемственных линий. Привезенные ими учения вначале имели
философскую окраску, однако позднее стали преобладать характерные японские черты. Как уже упоминалось,
буддизм всегда адаптируется к местным традициям образу мышления. В XIII в. Синран на основе школы