Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:37, реферат
Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в
Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха
Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного.
Традиция бон существует и в наши дни, но она столь тесно слилась с буддизмом, что практически является
еще одной его линией. В этой традиции используется другая терминология и другие названия священных
образов, однако основные техники имеют очень много общего с тибетскими буддийскими техниками,
развившимися на основе первой волны распространения буддизма в Тибете.
Первая
волна буддизма пришла в Тибет
преимущественно благодаря
Гуру Ринпоче, как он стал известен среди тибетцев. Он положил начало традиции Ньингма, или "старых
(переводов) ". В середине IX в. имели место сильные гонения на буддизм, и традиция Ньингма продолжала
существовать в основном тайно, многие тексты были спрятаны в пещерах и обнаружены вновь через
несколько столетий.
После
наступления более
пригласили новых учителей и в Тибет пришла другая волна буддизма. Она известна как период "новых
(переводов) ", когда получили развитие три главные традиции: Сакья, Кагью и Кадам. В XIV в. традиция
Кадам была преобразована в Новую Кадам, или Гелуг. В традиции Кагью существуют две главные линии.
Дагпо Кагью развилась из линии Тилопы, Наропы, Марпы, Миларепы и Гампопы. Она подразделяется на 12
разных линий, одна из них Карма Кагью, главой которой традиционно является Кармапа. Наиболее
важными из этих 12 линий являются Другпа, Дрикунг и Таг-лунг Кагью. Вторая главная линия Кагью,
Шангпа, ведет свое происхождение от индийского мастера Кхьюнгпо Налжор. Традиция Сакья идет от
великого индийского мастера Вирупы, а Кадам - от индийского мастера Атиши, который, прежде чем
отправиться в Тибет, совершил путешествие в Индонезию с целью возрождения некоторых линий Махаяны,
попавших туда, как уже упоминалось, из Индии. Традиция Новая Кадам, или Гелуг, была основана
Тзонкапой.
Одной
из величайших фигур в
Тзонкхапы, когда 3-й его "перерожденец" прибыл в Монголию, ему дали имя "Далай", по-монгольски "океан",
а предыдущие его перерождения после смерти были признаны как Далай-ламы 1 и II. Далай-лама IV родился
в Монголии; Далай-лама V объединил весь Тибет и стал не только духовным, но и политическим лидером.
Неверно полагать, что Далай-лама является главой традиции Гелуг; ее возглавляет Гандэн Три Ринпоче.
Далай-лама стоит выше любого главы любой из традиций, являясь покровителем всего тибетского буддизма.
Панчен-лама 1 был одним из учителей Далай-ламы V. В отличие от Далай-ламы Панчен-лама занимается
исключительно духовными делами. Когда возраст Далай-ламы и Панчен-ламы был подходящим, тогда один
из них мог стать учителем другого.
Анализируя
четыре традиции тибетского
составляет приблизительно 85%, Все они следуют учениям Индии как своей первоначальной основе. Все
они изучают философские догматы четырех буддийских традиций Индии, рассматривая это как путь к
достижению все более тонкого понимания реальности. В этом отношении они все признавали, что наиболее
совершенной является Мадхьямика. Все они соблюдают традицию проведения диспутов, широко
распространенную в индийских монастырях, а также традицию великих созерцателей Индии, махасиддх. Все
они следуют объединенному пути сутры и тантр, которые являются общей махаянской основой этих учений.
Общей для них является и традиция монашеских обетов; это традиция хинаянской школы Мула-
Сарвастивады, развившаяся из Сарвастивады и незначительно отличающаяся от распространенной в Юго-
Восточной Азии и Китае традиции Тхеравады. В Тибете не получила распространения традиция полностью
посвященных монахинь, хотя в тибетских монастырях существовал институт послушниц. Приблизительно
85% монашеских
обетов не отличаются от
существуют. Одежда монахов темно-бордового цвета, а рубашки не имеют рукавов.
Буддийские
тексты переводились на
были переведены с китайского, в случае, когда был утерян санскритский подлинник. Тексты хранятся в двух
главных собраниях: Кэнгьюр, объединяющий подлинные слова Будды, и Тэнгьюр, в котором собраны
индийские комментарии. Это самый крупный корпус буддийской канонической литературы, содержащий
наиболее полное изложение индийской буддийской традиции, что особенно ценно, так как начиная с ХII-
ХIII вв. буддизм в Индии потерял влияние в результате тюркских вторжений из Афганистана. Большинство
утраченных санскритских подлинников сохранилось исключительно в тибетских переводах.
Таким
образом, Тибет стал наследником
индийского буддизма в то
оформился в виде традиции, признающей постепенный путь. Великий вклад тибетцев в буддизм состоит в
дальнейшем развитии его организации и методов обучения. Тибетцы разработали способы раскрытия всех
основных текстов и прекрасные системы толкования и обучения.
Из
Тибета буддизм проник в
область Шерпа в Непале, Сикким, Бутан и Аруначал. Однако наиболее масштабным было распространение
буддизма в Монголии в конце VI в. во время тюркского, а затем и уйгурского правления в Монголию пришла
из Центральной Азии первая волна учений махаянского буддизма. Позднее, в XVII в. Монголия была
искусственно разделена маньчжурами на Внешнюю и Внутреннюю Это произошло до завоевания ими Китая,
Буддизм распространился на территории всей Монголии. Вторая, более крупная волна пришла их Тибета в
ХН1 в. во времена хана Хубилая, когда в Монголию прибыл великий мастер традиции Сакья Пхагпа-лама.
Для помощи в переводе буддийских текстов он разработал новую монгольскую письменность. В это время в
Монголию пришли также учителя традиции Карма Кагью.
Тибетский
буддизм был принят также
ханами Чигитай, правившими в Восточном и Западном Туркестане, и ханами Или, правившими в Персии.
фактически в течение нескольких десятилетий тибетский буддизм был государственной религией Персии,
хотя он и не получил поддержки коренного мусульманского населения. В середине XIV в., с падением в
Китае монгольской династии Юань, влияние буддизма в Монголии, поддерживавшегося в основном знатью,
ослабело.
Третья
волна буддизма пришла в
главной формой распространившегося среди монголов тибетского буддизма стала традиция Гелуг. Однако
незначительные следы традиций Сакья и Кагью сохранились несмотря на то, что они не были признаны
официально. В некоторых небольших монастырях продолжали практиковать традицию Ньингма, однако ее
истоки не ясны: происходит она от тибетских традиций собственно школы Ньингма или же от практик
Ньингма, восходящих к "Чистым видениям" Далай-ламы V. Первоначальный стиль возведения тибетских
монастырей возник в конце XVI в. при постройке монастыря Эрдэни-Цзу на месте древней столицы
Каракорум.
С
тибетского языка на
Выдающиеся монгольские ученые написали комментарии к буддийским текстам иногда на монгольском, но
большей частью на тибетском языке. В Монголию из Тибета перешла традиция монастырской жизни
монахов, но традиция послушниц не попала ни в Монголию, ни в районы с бурятским, тувинским и
калмыцким населением. Линия перерождений тибетского мастера Таранатхи стала известна как линия
Богдо-гегенов, или Джебцун-дамба Хутухт, которые стали традиционными главами буддизма в Монголии.
Их резиденция находилась в Урге (ныне Улан-Батор) . С течением времени тибетский буддизм несколько
приспособился к условиям Монголии. Например, 1-й Богдо-геген Дзанабазар (вторая половина XVII - начало
XVIII вв.) создал
специальную одежду
выполнения церемоний время. На основе уйгурской и монгольской письменности он разработал также
алфавит союмбу, использовавшийся для транслитерации тибетских и санскритских слов.
В XVII в. тибетский буддизм, и в первую очередь традиция Гелуг, попал к маньчжурам, а во время их
правления - в Маньчжурию и в северные области Китая. Был основан тибетский монастырь в Пекине, а в
Гехоле, летней столице маньчжуров, расположенном на северо-востоке от Пекина были построены точные
копии лхасской Поталы, а также монастырей Самье и Ташилунпо. Кэнгьюр был полностью переведен с
тибетского языка на маньчжурский, в основе которого лежит адаптированный монголами уйгурский шрифт.
В начале XVII в. тибетский буддизм из Монголии проник на север к бурятскому населению
Забайкалья. Вторая линия пришла непосредственно из Тибета из монастыря Лабранг Ташикьил в провинции
Ам-до. С целью ослабления позиции Богдо-гегенов и влияния монголов и маньчжуров в этой части России,
царь дал настоятелям Гусиноозерского дацана как главам бурятского буддизма титул Бандидо Хамбо-Лама.
Таким образом бурятская традиция стала официально независимой от монгольской церкви. В 20-х годах
нашего века часть бурят переселилась из Забайкалья во Внутреннюю Монголию и там продолжила свои
собственные буддийские традиции в дополнение к тем, что уже существовали в этой области.
В XVIII
в. тибетский буддизм из Монголии
попал также к тюркскому
отмечено ранее, первая волна буддизма пришла в Туву в IX в. от уйгуров. Как и в Забайкалье, это была
главным образом традиция Гелуг; традиция Ньингма также получила значительное распространение.
Настоятели Чаданского хурэ как главы тувинского буддизма получили титул Хамбу-лама. Поскольку Тува,
подобно Монголии, до 1912 г. находилась под маньчжурским правлением, тувинские Хамбу-ламы
подчинялись непосредственно Богдо-гегенам в Урге: тувинский буддизм имел значительно более тесные
связи с Монголией, чем бурятский. В Туве буддизм мирно сосуществовал с местной традицией шаманизма: в
одних случаях люди обращались к шаманам, а в других - к буддийским священникам.
К западным монголам, ойратам, тибетский буддизм впервые попал в XIII в., однако не получил здесь
широкого распространения. Более глубокие корни он пустил в конце XVI - начале XVII вв., когда получила
распространение традиция Гелуг, пришедшая непосредственно из Тибета и отчасти через Монголию. Это
было в Джунгарии в Восточном Туркестане (ныне северная провинция Синь-Цзянь, в КНР) , в Восточном
Казахстане, а также, возможно, на Алтае.
Шаманизм в этих районах был запрещен Советом ханов. Когда предки калмыков отделились от
ойратов Джунгарии в начале XVII в. переместились в район между Волгой и Доном к северу от Каспийского
моря, они принесли с собой собственную традицию тибетского буддизма. Большую помощь им оказал ойрат
Зая Пандита, Намкхаи Гиятсо, который на основе монгольской письменности разработал калмыцко-
ойратскую письменность. Глава калмыцкого буддизма назначался царем и именовался Лама калмыцкого
народа. Его резиденция располагалась в Астрахани, и, подобно бурятскому Бандидо Хамбо-ламе, он был
совершенно независим от монголов. Духовное руководство калмыки получили непосредственно из Тибета.
Несмотря на то, что наибольшее распространение у калмыков получила традиция Гелуг, вследствие
присущего им синкретизма они приняли также некоторые обряды традиций Сакья и Кагью.
В XVIII в. маньчжуры истребили ойратов в Джунгарии; во второй половине того же столетия многие
калмыки вернулись в Джунгарию и присоединились к ойратам, еще остававшимся в этой области, принеся с
собой сильную буддийскую традицию. Эта традиция продолжает существовать среди ойратов в северных
районах Восточного Туркестана. Одна ветвь тувинцев, также подвергшихся гонениям маньчжуров, дошла до
центральной части Восточного Туркестана, и, очевидно, основала собственную традицию тибетского
буддизма в районах Урумчи и Турфан.
Кроме
того, одним из наставников Далай-
влиянием в Петрограде в 1915 г. был построен тибетский буддийский монастырь традиции Гелуг.
Итак,
мы видим, что буддийские учения
широко распространились во
Азии. В каждом из этих регионов буддизм адаптировался к местным обычаям и традициям и, в свою очередь,
каждая культура внесла в его развитие свои характерные черты. Все это находится в соответствии с
основным буддийским методом обучения с помощью "искусных средств". Существует множество техник и
методов, используя которые можно помочь людям преодолеть собственные проблемы и ограничения,
реализовать возможности с тем, чтобы наиболее эффективно помогать другим. Таким образом, хотя
существует много различных форм буддизма, все они, основываясь на учениях Будды, согласуются друг с
другом.