Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:37, реферат
Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в
Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха
Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного.
Чистой земли развил учение школы Дзедо Синею. Китайцы в это время уже свели индийскую практику
медитации для достижения перерождения в Чистой земле Амитабы просто к многократному повторению с
искренней верой имени Амитабы. Японцы сделали шаг еще дальше и упростили всю процедуру до
однократного произнесения с искренней верой имени Амитабы, в результате чего человек должен попасть в
Чистую землю независимо от того, сколько плохих поступков он совершил в прошлом. Дальнейшее
повторение имени Будды является выражением благодарности. Японцы не придавали совершенно никакого
значения медитации и совершению положительных поступков, т.к. это может предполагать недостаток веры
в спасительную силу Амитабы. Это согласуется с японской культурной тенденцией избегать
индивидуальных усилий, а действовать, как частица большой команды под покровительством выдающейся
личности.
Несмотря на то, что к этому времени в Японии существовали лишь полученные из Кореи и Китая
преемственные линии посвящения в монашеский сан мужчин и женщин, Синран учил, что соблюдение
целибата и монашеский образ жизни не являются обязательными. Он основал традицию, допускающую
женитьбу храмовых священников, соблюдающих ограниченный набор обетов. Во второй половине XIX в.
правительство Мейджи издало декрет, согласно которому духовенство всех японских буддийских сект могло
заключать браки. После этого в Японии постепенно отмерла традиция монашества.
В XIII в. оформилась также школа Нитирен, ее основателем был учитель Нитирен. Здесь особое
внимание уделялось произнесению на японском языке названия "Лотосовой сутры" - "Нам-м хОрэн-ге к ",
сопровождавшемуся ударами в барабан. Подчеркивание универсальности Будды и его природы привело к
тому, что историческая фигура Будды Шакьямуни отошла на 2-й план. Утверждение, что если каждый
человек в Японии будет повторять эту формулу, то Япония превратится в рай на земле, придает буддизму
националистический оттенок. Основное внимание уделяется земной сфере. В XX в. на основе этой секты
развилось японское националистическое движение Сока Гаккай. Традиция Чань, попав в Японию, стала
называться Дзэн; первоначально она достигла расцвета в ХII-ХШ вв. Она также приобрела ярко
выраженный характер, присущий японской культуре. В дзэн-буддизме присутствуют определенные влияния
воинской традиции Японии, которой присуща очень суровая дисциплина: верующий должен сидеть в
безупречной позе, при нарушении которой его бьют палкой. В Японии существует также традиционная
религия синто, уделяющая особое внимание утонченному восприятию красоты всего сущего во всех его
проявлениях. Благодаря влиянию синто в дзэн-буддизме развились традиции аранжировки цветов, чайной
церемонии и другие, являющиеся полностью японскими по своим культурным особенностям.
Китайская
форма буддизма
преобладали индийская и кхмерская формы буддизма, причем следует отметить смешение Тхеравады,
Махаяны и индуизма. В XV в. они были вытеснены китайскими традициями. На севере была первоначально
распространена традиция Тхеравады, попавшая сюда по морю, а также буддийские влияния из Центральной
Азии, которые были занесены осевшими здесь купцами. Во II-III вв. имели место различные китайские
культурные влияния. К концу VI в. относится появление чань-будцизма, известного во Вьетнаме как Тьен.
Практики Чистой земли также стали частью Тьен, они были ориентированы на социальные и политические
проблемы. Традиция Тьен в значительно меньшей степени, чем Чань, отстранялась от мирских дел.
В Корее, Японии и Вьетнаме сохранился китайский буддийский канон, записанный китайскими
иероглифами, однако в каждой из этих стран он произносился по-своему. Несмотря на то, что многие тексты
были переведены на национальные языки, классический китайский язык оставался главным.
В
это время (IV в. н.э. и далее) в монастырских
университетах Индии
идей буддизма. Значительное развитие получили логика и философия как школы Сарвастивады, так и
Махаяны. Учение Будды послужило основой для разработки различных философских систем, например,
Вайбхашики и Саутрантики в Сарвастиваде, Читтаматры, известной также как Виджнянавада и Мадхьямики,
включая Сватантрику и Прасангику, в Махаяне. Самое главное различие между ними, помимо многих менее
значительных, состоит в том, что каждая следующая из этих систем дает более тонкий анализ
действительности, так как именно незнание индивидуумом действительности является причиной
периодического неконтролируемого повторения его проблем. Индийские учителя, придерживавшиеся
различных точек зрения, оставили комментарии ко многим священным текстам Будды. Среди наиболее
известных авторов были Нагарджуна, написавший комментарии к Мадхьямике, и Асанга, сочинивший
комментарии к Читтаматре. Большие дискуссии были не только между ними, но и со сторонниками таких
великих философских традиций как индуизм и джайнизм, также развившихся в Этот период. Читтаматра и
Мадхьямика попали в Китай и существовали там как отдельные школы, однако в результате преследований в
середине IX в. они заглохли.
Тексты тантр, относящиеся к Махаяне, и особенно к Мадхьямике, передавались со времени Будды
особенно тайно, их начали записывать, вероятно, во II-III вв. н.э. Тантра подчеркивает использование
воображения с применением техник визуализации самого себя в образе Будды, в различных его обликах при
полном осознании соответствующей реальности. Представляя самого себя уже обладающим телом и разумом
Будды, мы создаем причины для более быстрого достижения этого объединяющего состояния, чем с
помощью обычных махаянских методов, и таким образом можем скорее начать помогать другим людям.
Множество лиц, рук и ног у некоторых из изображений Будды имеет несколько уровней, символически
представляющих различные реализации на пути. Их визуализация помогает одновременно удержать в уме
все эти прозрения, которые они символизируют с тем, чтобы более эффективно способствовать воссозданию
всеведущего ума Будды.
Тексты тантр, относящиеся к Махаяне, и особенно к Мадхьямике, передавались со времени Будды
особенно тайно, их начали записывать, вероятно, во II-III вв. н.э. Тантра подчеркивает использование
воображения с применением техник визуализации самого себя в образе Будды, в различных его обликах при
полном осознании соответствующей реальности. Представляя самого себя уже обладающим телом и разумом
Будды, мы создаем причины для более быстрого достижения этого объединяющего состояния, чем с
помощью обычных махаянских методов, и таким образом можем скорее начать помогать другим людям.
Множество лиц, рук и ног у некоторых из изображений Будды имеет несколько уровней, символически
представляющих различные реализации на пути. Их визуализация помогает одновременно удержать в уме
все эти прозрения, которые они символизируют с тем, чтобы более эффективно способствовать воссозданию
всеведущего ума Будды.
Теперь относительно тантры. Существуют четыре класса тантр, В Китай и Японию попали
преимущественно первые три класса и частично четвертый. Однако именно он с течением времени получил
наиболее полное развитие в Индии. В четвертом классе тантр, Ануттара-йоге, акцент на работе с
различными тонкими энергиями тела для обретения доступа к наиболее тонкому уровню сознания, чтобы
затем использовать его как инструмент постижения реальности с целью разрешения собственных проблем и
обретения способности помогать другим наиболее эффективно.
В течение этого времени Махаяна вместе с тантрой распространилась из Индии, особенно из ее
восточных районов, в страны Юго-Восточной Азии. Как уже отмечалось ранее, эти учения попали в Шри-
Ланку (Цейлон) и Мьянмар (Бирма) , однако они не стали господствующими, так как ранее там утвердилась
Тхеравада. В Кампучии (Камбоджа) и в северной части Таиланда, начиная с IV в., Махаяна была
распространена наряду с Тхеравадой и индуизмом. Со временем и там тоже она была вытеснена Тхеравадой.
В
Индонезии контакты с
Махаяны, начались во II-III вв. н.э. на Суматре, Яве и Сулавеси (Целебес) . В конце V в. Махаяна, включая
тантру, попала на Центральную Яву и очень там усилилась: буддизм был официально принят королевой.
Ранее в этом районе преобладала Тхеравада. Как и в Кхмерском королевстве (Кампучия) здесь, наряду с
буддизмом процветал индуизм в форме шиваизма, зачастую они смешивались, Для приобретения могущества
некоторые верующие использовали также элементы местных ритуалов и спиритизма. В конце VII в. буддизм
стал официальной религией на Суматре. В начале IX в. на Яве построили великий комплекс ступ Боробудур.
К середине IX в. яванские короли завоевали Суматру, а также Малайский полуостров. На всей этой
территории процветала Махаяна, включая все четыре класса тантр. В конце Х в. великий индийский мастер
Атиша посетил Сурварнадвипу, которую можно идентифицировать как Суматру. Он ездил туда с целью
возвращения махаянской преемственной линии учений о Бодхичитте, о том, как раскрыть сердце всех и стать
буддой, чтобы помогать людям. Он вернул эти учения не только в Индию, но и в Тибет, где способствовал
возрождению буддизма после периода преследований и упадка. Атиша сообщил, что в это время в
Индонезии были распространены учения Калачакра Тантры. В конце XIII в. на Суматре, Яве и в Малайзии
распространился ислам, завез нный сюда арабскими и индийскими купцами, основавшими на побережье
торговые центры. К концу XV в. здесь господствовал ислам, а буддизм был утрачен. Только на Бали
сохранилась смешанная форма индуистского шиваизма и махаянского тантрического буддизма.
В этот период Махаяна и все четыре класса тантр попали также в Непал, где со времени короля Ашоки
существовала ранняя Хинаяна. Махаяна не только вытеснила Хинаяну, но и сохранилась в индийской
санскритской форме до наших дней среди неваров в Центральном Непале.
Первыми тибетцами, оказавшими предпочтение буддизму, был народ чианг. Это произошло в конце
IV в. н.э., когда
они управляли частью
Тибет. В первой половине VII в. состоялись первые контакты Тибета с буддизмом (его махаянской
традицией) , пришедшим из Хотана, расположенного в южной части бассейна реки Тарим в Восточном
Туркестане. Эти события имели место во время правления короля Сонгцен гампо, который властвовал в
центральном и восточном Тибете, в Шан-Шуне в Западном Тибете, в северной части Мьянмара (Бирма) и, в
течение некоторого времени, в Непале. Он женился на китайской и непальской принцессах; обе принцессы
привезли с собой изображения Будды, а также астрологические и медицинские тексты тех традиций,
которым они следовали. Король направил в Кашмир миссию с целью разработки более совершенной
системы тибетской письменности; существовавшая в Тибете письменность была заимствована из Шан-Шуна,
она также испытала некоторое влияние хотанской письменности. В это время начали переводить с санскрита
буддийские тексты, однако работы не имели большого масштаба.
Между этим периодом и известным диспутом монастыре Самье в конце VIII в., когда во время
правления короля Тризонг-детцена было принято решение, что в Тибете будет принята не китайская, а
индийская форма буддизма, состоялись контакты с другими буддийскими традициями. В это время
владычество Тибета распространялось на государства-оазисы пустынь Восточного Туркестане, контакты с
буддизмом в Западном Туркестане простирались до Самарканда. Именно король Тризонг-детцен завоевал и в
течение короткого времени удерживал китайскую столицу Чанъянь. Хотя на этом диспуте китайский буддизм
был отвергнут, некоторое влияние традиции чань можно обнаружить в тех школах тибетского буддизма,
которые говорят о двух типах верующих: о тех, кто достигает всего сразу же, и о тех, кто проходит путь
постепенно. Первая школа напоминает учение чань о стремительном просветлении (о нем было сказано
выше) , однако в Тибете оно интерпретируется совершенно по-другому.
В
Киргизии были обнаружены
принадлежат ли они традиции западных тюрков или уйгуров, а также сколь велико было здесь влияние
Тибета. В долинах рек Или и Чу, расположенных восточнее или западнее озера Иссык-Куль, найдено
множество наскальных буддийских надписей на тибетском языке, датируемых именно этим и более поздним
периодами, что свидетельствует о присутствии тибетской буддийской культуры в этих районах.
Добуддийская
тибетская традиция бон
район ее распространения - Тазик. Трудно сказать, расположен ли Тазик на территории современного
Таджикистана. Эту традицию исследует отождествлять с распространенным в Центральной Азии
шаманизмом, хотя они и имеют общие черты. В тибетском буддизме присутствует некоторое влияние
шаманизма, преимущественно в таких ритуалах, как привязывание к деревьям молитвенных флагов,
выполнение всевозможных обрядов с целый умилостивить духов, хранителей горных перевалов и т.д.