Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 12:56, реферат
В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки. Поэтому правительство края в течение первой половины XIX в. предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения - "вдов, девок", семей с большим числом женщин. Постепенно налаживался семейный быт.
В больших неразделенных семьях все продукты находились в ведении свекрови, которая выдавала их «дежурной» невестке... Пищу варили, как правило, в печи (зимой в доме, в кухне, летом - тоже в кухне или в летней печи во дворе): В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты-рогачи, чаплейки, кочерги».
Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или наговицы.
Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я более перед богом за тебя не ответчик».
Кровопролитные войны начала XX века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.
Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.
«..Юбки шили из покупного материала широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздернутом шнуре - учкуре. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски - подол, по-украински спидница. Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой.»
Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.
В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле, домашними делами занималась свекровь или старшая невестка.
Ранней весной, в марте-апреле, в зависимости от состояния почвы, начинали распашку земли под яровые; осенняя вспашка производилась в сентябре-октябре. Основным орудием пахоты с развитием земледелия стал тяжелый двухколесный деревянный плуг, необходимый на тернистых кубанских черноземах и характерный для южных, степных и лесостепных районов России. С конца XIX в. деревянные части плуга постепенно заменяются железными. На целинных землях в тяжелый плуг впрягалось до четырех — шести, а на мягкой земле — до двух-трех пар быков. Многие казачьи хозяйства не имели такого количества скота, и поэтому на Кубани, как и на Дону и в других южных районах России, распространенной была пахота супрягой. Для рыхления почвы и вспашки мягких земель широко применялось трехзубое украинское рало. В рало запрягали две пары волов.
Посев зерновых и пропашных
культур повсеместно
С первых чисел мая начиналась прополка; мотыга (сапа) почти не выпускалась из рук и попеременно применялась на бахчах, в огородах, в поле, на участках кукурузы, подсолнечника, гороха, фасоли и т. д. Пололи гуртом — всей семьей, но поскольку на май часто назначались лагерные сборы, вся тяжесть работы обычно падала на женщин. В конце мая — начале июня занимались уборкой сена. Сенокошение считалось мужской работой, однако почти во всех казачьих семьях косой владели и женщины. При недостатке рабочей силы на время сенокоса нанимали косарей, приходивших на заработки из внутренних губерний России. Сушкой сена обычно занимались женщины, мужчины укладывали его в копны и возили к скирдам. Во многих станицах метание скирд считалось мужской работой (Ново-Рождественская, Некрасовская, Михайловская, Удобная), в черноморских станицах Платнировской и Старо-Мышастовской скирды всегда метали женщины, а мужчины подавали им сено.
Наиболее напряженным
периодом сельскохозяйственных работ
была уборка зерновых. В конце июня
— начале июля поспевали озимые,
во второй половине июля — яровые. Позднее
начиналась уборка проса, льна, подсолнечника,
кукурузы. В уборке участвовали все
— взрослые, подростки, старики. При
господствовавшей в то время примитивной
земледельческой технике
Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом. Народные промысли и ремесла - важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавались истинные произведения искусства.
Гончарное производство - типичный
мелкий крестьянский промысел. В каждой
кубанской семье имелась
Кузнечным делом на Кубани
занимались издревле. Каждый шестой казак
был профессиональным кузнецом. Умение
ковать своих коней, брички, оружие
и, прежде всего, всякую домашнюю утварь,
считалось таким же естественным,
как возделывать землю. К концу
XIX века образовались центры кузнечного
дела. В станице Старощербиновской,
например, кузнецы изготавливали
плуги, веялки и бороны. Они пользовались
большим спросом в Ставрополье
и в Донской области. В станице
Имеретинской тоже изготавливали
Очевидцы и бытописатели
из всех народных промыслов выделяли
ткацкое производство. Ткачество
давало материал для одежды и украшения
жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей
семье девочки приучались к ткачеству,
прядению. До совершеннолетия они
успевали приготовить для себя приданое
из нескольких десятков метров полотна:
рушники, настольник, рубахи. Сырьем для
ткацкого ремесла служили в основном
конопля и овечья шерсть. Неумение
ткать считалось большим
Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы «ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки - бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.
На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники (полотенца), настольники (скатерти), подзоры, салфетки и многое другое. Вышивали по целой ткани(собственно «вышивка») различными «верхошвами» – крестом, гладью (счетной, позже – свободной) и прозрачными строчевыми швами по разреженной предварительно ткани – белая строчка или шитье по выдергу. Мережка – узкая строчевая вышивка, в которой нити ткани выдергиваются лишь в одном направлении. Нити оставшиеся не выдернутыми, соединяются в пучки различными способами. Мережка применялась чаще всего в комбинации с другими вышивальными техниками. Узкой полоской узора она проходила по нижнему краю рушников, настольников.
Вышивали в основном на конопляном домотканом полотне хлопчатобумажными нитками (заполочью), реже использовали лен. В начале XX века вошло в употребление фабричное полотно – миткаль. Доминировала двухромная вышивка: основные цвета – красный и черный. Иногда мастера использовали вместо черного синий или серый цвет (от светло-серого до холодного серо-голубого).
Одно из первых мест по бытованию занимали вышитые и тканые полотенца – рушники. Вышитые полотенца играли большую роль в обрядах дарения, особенно в свадебной обрядности.
Обычно в доме имелось около тридцати вышитых рушников. Часть из них входила в приданое невесты и готовилась девушкой до замужества. Это, прежде всего, рушник для новобрачных – им пользовались молодожены в первые дни. Два рушника готовились для будущих малышей: для мальчика – с геометрическим орнаментом, для девочки – с растительным. Скромный рушник предназначался казаку в дорогу.
Значительную роль играло полотенце в похоронном обряде. Рушники провожали в последний путь умершего - их вешали на большой церемониальный крест, который несли впереди похоронной процессии. На специально изготовленных длинных рушниках с продольными ткаными полосками несли гроб с умершим, иногда до самого кладбища. Полотенца клали в гроб покойника.
Вышивкой украшали женские и мужские рубахи. Украшали рубахи вышивкой по низу подола, по краям рукавов, по вороту и на груди. Вышивка выполнялась главным образом крестиком, черными и красными хлопчатобумажными нитями.
Глава 2. Культура кубанских казаков.
2.1 Кубанские обряды.
На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны.
Свадьба - сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами.
В старину свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Прежде всего, она была государственным, духовным и нравственным актом, важным событием в жизни станицы. Строго соблюдался запрет устраивать свадьбы в посты. Самым предпочтительным временем года для свадеб считались осень и зима, когда не было полевых работ и, к тому же, это время хозяйственного достатка после уборки урожая. Благоприятным для брака считался возраст 18-20 лет. В процедуру заключения браков могла вмешаться община и войсковая администрация. Так, например, не разрешалось выдавать девушек в другие станицы, если в своей было много холостяков и вдовцов. Но даже в пределах станицы молодые люди были лишены права выбора. Решающее слово в выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Сваты могли явиться без жениха, только с его шапкой, поэтому девушка вплоть до свадьбы не видела своего суженого.
«В развитии свадьбы выделяется несколько периодов: досвадебный, который включал в себя сватовство, рукобитие, своды, вечеринки в доме невесты и жениха; свадьбу и послесвадебный ритуал». В конце свадьбы главная роль отводилась родителям жениха: их катали по станице в корыте, запирали на горище, откуда им приходилось откупаться при помощи «четвертинки». Доставалось и гостям: у них «крали» кур, ночью замазывали известью окна. «Но во всем этом, не было ничего оскорбительного, бессмысленного, не направленного на будущее благо человека и общества. Старинные ритуалы намечали и закрепляли новые связи, налагали на людей социальные обязанности. Глубоким смыслом были наполнены не только действия, но и слова, предметы, одежда, напевы песен».
Все ритуалы свадьбы, были
связаны с двумя основными
целями – охрана от зла и обеспечение
молодым благополучной жизни
и продолжения рода. Начиная с
первого дня сватовства, полотенце
выполняло определенную роль в обряде.
Так, если невеста согласна на брак,
«она каждому из сватов подносит на
тарелке по рушнику, или полотенцу,
в знак того, что она принимает
их предложение. Это носит в народной
терминологии значение «подавать рушники»,
что почти равносильно
- «Чи рушныки, рушныки даваты/ Чи старостив с хаты провожаты, »-
к этому времени в доме
невесты собираются ее родственники
и близкие знакомые, являются с
женихом и старосты. «Невеста раздает
подарки свекру и свекрови, «боярину»
и «дружке» – по платку, «старостам»
- по рушнику (утиральнику)». Жениху она
сама перевязывает руку платком, а старосты
перевязываются через правое плечо
рушниками. На протяжении всех этапов
свадебного ритуала полотенце