Быт и культура казаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 12:56, реферат

Описание работы

В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки. Поэтому правительство края в течение первой половины XIX в. предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения - "вдов, девок", семей с большим числом женщин. Постепенно налаживался семейный быт.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 45.84 Кб (Скачать файл)

Основными узорами вышивок  на свадебных полотенцах были цветы, вазы, птицы, венки с монограммами и коронами и т.д.

В традиционной кубанской  семье планирование семьи было обусловлено  представлением о детях как о  долге жизни, который человеку завещал  Господь, Божьем даре. Дети выражали собой  присутствие Святого Духа в семье. Именно в продолжении рода был  смысл супружеского союза и жизни  в целом. Бесплодных женщин относили к числу неполноценных. Замужняя женщина только тогда считалась  «бабой», когда рожала первого ребенка.

Традиционное отношение  к рождению сына-казака основывалось на рационально-хозяйственных соображениях: на младенца мужского пола выделялся  надел земли («Радился хлопец – вин  пай зэмли палуче…»). Наличие  большого числа сыновей было гарантией  прочности ее хозяйственных позиций. К рождению девочек относились более  сдержанно. К ней изначально относились как к источнику расходов, как  к чужой, которая вскоре уйдет  в другую семью. «А то дивчата-то такэ, поддавает замиж, и справляй-а!…». Рождение мальчика пытались «заказать». Для этого, например, беременная клала  мужские брюки под подушку. Беременная должна была соблюдать целый ряд  запретов. Например, ей запрещалось  сидеть на пороге – ребенок родится  мертвым. Нельзя переметать веником  мусор через порог – ребенок  будет болеть.

Следующим важным обрядом  было – крещение ребенка. Здесь роль родителей минимальна. В этот период происходило удвоение родителей за счет крестных отца и матери. Перед крестинами ребенка клали на шубу, после крестин - на шубу же, но перед иконами. Первое пострижение (в годовалом возрасте) чаще совершал крестный отец или, реже, родной отец. При этом ребенка усаживали на кожух, который в данном случае символизировал богатство. Когда мальчику исполнялся год, отец сажал его на коня, обвозил по периметру двора, заставляя прикоснуться ко всем домашним животным и, по не уточненным данным, к постройкам и орудиям труда.

Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные  праздники: Рождество Христово, Новый  Год, Масленицу, Пасху, Троицу.

Особым событием и торжеством в народе считали Пасху. Об этом говорят  и названия праздника - «Вылык дэнь», Светлое Воскресенье. Начинать об этом празднике надо с Великого поста. Ведь именно он - подготовка к Пасхе, период духовного и физического очищения.

Великий Пост длился семь недель, причем каждая неделя имела свое название. Особенно важными были две последние: Вербная и Страстная. После них следовала Пасха - светлый и торжественный праздник обновления. В этот день стремились надеть все новое. Даже солнце, замечали, ликует, меняется, играет новыми красками. Обновлялся и стол, заранее готовили обрядовую пищу». красили яйца, пекли паску, жарили поросенка. Яйца красили в разные цвета: красный - кровь, огонь, солнце; голубой - небо, вода; зеленый - трава, растительность. В некоторых станицах на яйца наносили геометрический рисунок - «писанки». Обрядовый хлеб паска, был настоящим произведением искусства. Старались, чтобы был он высоким, «голову» украшали шишками, цветами, фигурками птиц, крестами, смазывали яичным белком, посыпали цветным пшеном.

Пасхальный «натюрморт» - прекрасная иллюстрация к мифологическим представлениям наших предков: паска  дерево жизни, поросенок - символ плодородия, яйцо начало жизни, жизненная энергия.

Возвратившись из церкви, после  освящения обрядовой пищи, умывались  водой, в которой находилась красная  «крашенка», чтобы быть красивым и  здоровым. Разговлялись яйцом и паской. Ими же одаривали нищих, обменивались с родственниками и соседями.

Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры с крашенками, в каждой станице устраивали качели, карусели. Кстати, катание на качелях  имело обрядовое значение - оно  должно было стимулировать рост всего  живого. Завершалась Пасха Красной  Горкой, или Проводами, через неделю после пасхального воскресенья. Это - «родительский день», поминовение  усопших.

Отношение к предкам - показатель нравственного состояния общества, совести людей. На Кубани к предкам  всегда относились с глубоким почтением. В этот день всей станицей шли на кладбище, вязали на крестах платки и полотенца, устраивали поминальную  тризну, раздавали «на помин» еду  и сладости.

 

 

2.2 Духовная жизнь  казака.

Культура казачества на Кубани в дореформенный период была сложным  объединением взаимодействий традиционно-бытовой  и профессиональной культуры. Оба  компонента претерпевали стремительные  изменения. Традиционно-бытовая культура в крае развивалась интенсивно, вбирала  в себя наиболее рациональные элементы быта и нравов всех значительных этнических групп, соприкасавшихся в границах данного региона. На профессиональную культуру целенаправленно воздействовала царская администрация (через государственных  чиновников, казачью старшину, войсковое  правительство и духовенство), и  она стала тем каналом, через  который региональная культура вовлеклась в общекультурные государственные  процессы.

Традиционно- бытовая культура кубанских казаков развивалась  на основе южнорусской и украинской традиций.

Здесь, на Кубани, рождалась  новая региональная историко-культурная традиция, вбиравшая в себя элементы демократической культуры запорожского, донского, курского, воронежского, харьковского и полтавского регионов, ограниченно  включавшая наиболее рациональные элементы культуры местных народностей и  активно влиявшая на развитие их хозяйства, быта и самосознания.

Воплощением развития демократического самосознания был фольклор- один из связующих компонентов этноса, важнейшее  средство сохранения и передачи традиционно- бытовой культуры в различных  формах.

Фольклор славяноязычного  населения Кубани- явление, сложное  во всех отношениях- историческом, жанровом, этническом.

Наиболее развитым и полуфункциональным был в регионе песенный ( песенно-музыкальный) фольклор ( детский, обрядовый, бытовой, военно- бытовой, строевой, плясовой, хороводный, исторический).Он представлен практически  всеми своими разновидностями за исключением былин, ставших к 18 веку анахронизмом, и частушек, распространившихся на Кубани позже, уже во второй половине 19 века. Танцевальное народное искусство по сравнению с песенно-музыкальным было развито слабее.

Песенно-музыкальная традиция на Кубани складывалась на основе смешения разных начал. Среди черноморцев  сильнее чувствовались малороссийские влияния.

Они проявились в распространении  чумацких песен и дум, в популярности лириков и кобзарей, странствовавших  по Кубани вплоть до начала 20-го века. В  линейных станицах сказывались южнорусские  традиции, особенно влияние донского фольклора с его развитым жанром исторических песен.

Песни на Кубани обычно пелись без музыкального сопровождения, хотя музыкальные инструменты здесь  были хорошо известны. Наиболее популярны  были гармошка (иногда с колокольчиками), дудочка, пищики, бубен (таламбас) и  трещотки. В случае необходимости  в музыкальные превращались и  предметы, далекие от искусства –  рубэль (приспособление для глажения белья), лучина, ложки, ваганы (корыто), гребенки и другие обиходные вещи.

В песенном фольклоре преобладали  трудовые песни- «полильни» или «стэпови»- коротенькие припевки шуточного  или сатирического содержания, исполнявшиеся  во время полевых работ. Они отвлекали  от тяжелой монотонной работы, и  их мелодия обладала своеобразным ритмом. Существовала на Кубани и масса обрядовых  песен: игровые, плясовые и хороводные. Исполнялись обрядовые песни  обычно без музыкального сопровождения.

Среди служилого казачества особой популярностью пользовались строевые, военно-бытовые и исторические песни.

Исторические песни пелись как беседные или похоронные. Они  всегда были связаны с конкретными  событиями, их персонажи имели реальных прототипов. К песням, певшимся еще  на родине переселенцев, добавлялись  новые исторические песни. В них  нашли отражение важнейшие местные  и общероссийские события, в которых  доводилось участвовать кубанским  казакам. Военным походам 1812 года обязаны появлением своим такие произведения, как « С гор подули витры», «Словно соколы крылаты», « Под Лейпцигом занимались». События кубанской истории легли в основу песен о генералах Бескровном и Бабыче, переселении в Закубанье «Зажурылись черноморци» и многие другие. Такие песни помогали народу осмысливать события собственной истории, определять свое место в важнейших исторических процессах.

В 1810-1811 годах по инициативе протоиерея К.В. Россинского был  создан войсковой певческий хор. Он состоял из восьми человек (по два  баса, тенора, альта, дисканта). Вначале  пели на церковных богослужениях. К.В. Россинский просил Черноморскую войсковую  канцелярию взять хор на содержание войсковой казны из-за незначительности церковных доходов. Увеличенный  в августе 1811 года на восемь штатных  единиц « для безостановочного и  вполне пристойного пения», певческий  хор получил возможность расширить  свой репертуар и пополниться  народными песнями.

Возможно, один из наиболее древних мотивов сохранился в  песне (« Как за речкою, за Каялою»), записанный в станице Тбилисской,- он рассказывает о татарском полоне во времена монголо-татарского ига. Многие произведения посвящены более  поздним историческим или легендарным  личностям, событиям.( «Ой, да кому ж из нас, казаченьки», « Сон Стеньки Разина», песни о байде, Голоте, Платове и другие).

Тема любви в песенном фольклоре занимает видное место. Есть песни на тему «производственной любви», то есть любви, происходящей в производственной обстановке.

Если литературные произведения относят обычно к слабым, в художественном отношении, то в фольклоре наблюдается положительное отношение к произведениям на эту тему. Можно привести пример такой песни «Рано-рано девушка встала, торопилась на ферму поутру…… узнавали рыжие телята девичий певучий голосок», а вечером у нее свидание с парнем.- Другой пример- «По полям колхозным едет агроном. Он же встречает на тропинке девчонку молодую…»

До наших дней дошли  и исполняются на Кубани многие шуточные, плясовые песни. А в памяти старшего поколения сохранились хороводные и игровые.

Из прозаических и малых  жанров фольклора и в настоящее  время известны былички о ведьмах, нечистой силе, загадки, пословицы, поговорки. Поражает устойчивость во времени заговоров  и заклинательных формул. Они существовали практически на все случаи жизни: от укуса змеи и от пули, от воров  и болезней, от несчастной любви  и от ведьм. В песнях есть лирический образ гармони, баяна, например, задумчивая песня: « Какая песня без баяна? Какая зорька без росы? Какая Марья  без Ивана? Какая волга без  Руси?».

Одной из замечательных особенностей Кубани являлось наличие у жителей  казачьих станиц большого певческого опыта, приобретенного в процессе коллективного  пения на сельскохозяйственных работах, а также в период прохождения  военной службы и ежегодных военных  сборов казаков.

Хоровое пение занимало большое место в календарных и семейно-бытовых обрядах, в праздничном застолье, в танцах, хороводах, играх. Широко было распространено на Кубани пение па улицах. Любовь кубанцев к коллективному пению не могла не вызвать появления полковых, школьных и любительских хоров.

 


Информация о работе Быт и культура казаков