Церковный раскол в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 09:30, реферат

Описание работы

Судьба Никона необычна и ни с чем не сравнима. Он стремительно вознесся с самого низа социальной лестницы на ее вершину.Никита Минов (так звали в миру будущего патриарха) родился в 1605 г. в селе Вельдеманово неподалеку от Нижнего Новгорода "от простых, но благочестивых родителей, отца именем Мины и матери Мариамы". Отец его был крестьянином, по некоторым сведения - мордвином по национальности.
Детство Никиты выдалось нелегким, родная мать умерла, а мачеха была злой и жестокой. Мальчик отличался способностями, быстро усвоил грамоту и это открыло ему путь в духовное сословие.

Содержание работы

Введение.
Личность Никона……………................................................2
Причины раскола……………………………………………………3
Реформа………………………………………………….…………….5
Большой церковный собор……………………………..……….…..7
Заключение………………………………………………………..….10
Список литературы……………………………………………..…...13

Файлы: 1 файл

церковный раскол.docx

— 48.17 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение. Личность Никона……………................................................2

Причины раскола……………………………………………………3

Реформа………………………………………………….…………….5

Большой церковный собор……………………………..……….…..7

Заключение………………………………………………………..….10

Список литературы……………………………………………..…...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личность Никона.

 

Судьба Никона необычна и  ни с чем не сравнима. Он стремительно вознесся с самого низа социальной лестницы на ее вершину.Никита Минов (так  звали в миру будущего патриарха) родился в 1605 г. в селе Вельдеманово неподалеку от Нижнего Новгорода "от простых, но благочестивых родителей, отца именем Мины и матери Мариамы". Отец его был крестьянином, по некоторым  сведения - мордвином по национальности.

Детство Никиты выдалось нелегким, родная мать умерла, а мачеха была злой и жестокой. Мальчик отличался  способностями, быстро усвоил грамоту  и это открыло ему путь в  духовное сословие. Он был рукоположен  в священники, женился, обзавелся  детьми. Но внезапно от болезни умирают  трое его детей, и эта трагедия вызвала такое душевное потрясение у супругов, что они решили решили расстаться и постричься в монастырь.

Жена Никиты ушла в Алексеевский женский монастырь, а он сам отправился на Соловецкие острова в Анзерский  скит и был пострижен в монахи под именем Никона. Он стал монахом  в расцвете сил. В его облике угадывалась  крепкая крестьянская закваска. Он был высокого роста, могучего сложения, обладал невероятной выносливостью. Характер имел вспыльчивый, возражений не терпел. Иноческого смирения в нем  не было ни капли. Через три года, рассорившись с основателем скита  и всей братией, Никон в бурю бежал  с острова на рыбацкой лодке. Никон  отправился в Новгородскую епархию, его приняли в Кожеозерскую пустынь, взяв вместо вклада переписанные им книги. Некоторое время Никон провел в уединенной келье, но уже через  несколько лет братия выбрала  его своим игуменом. В 1646 г. по делам  обители отправился в Москву. Там  настоятель захудалого монастыря обратил  на себя внимание царя Алексея Михайловича. Никон произвел на молодого царя столь  сильное впечатление, что он сделал его архимандритом Новоспасского  монастыря, родовой усыпальницы  Романовых. Никон был свидетелем "соляного бунта" в Москве и  участвовал в Земском соборе, принявшем  Соборное Уложение. Его подпись стояла под этим сводом законов, но впоследствии Никон называл Уложение "проклятою  книгою", выражая недовольство ограничениями  привилегий монастырей.

В марте 1649 г. Никон стал митрополитом Новгородским и Великолуцким. Произошло  по настоянию царю, и Никон был  рукоположен в митрополиты еще  при живом митрополите Новгородском Авфонии. Никон проявил себя энергичным владыкой. По царскому повелению он вершил суд по уголовным делам  на Софийском дворе. В 1650 г. Новгород охватило народное волнение, власть в  городе перешла от воеводы к выборному  правительству, заседавшему в земской  избе. Никон поименно проклял новых  правителей, но новгородцы не хотели его  слушать. Он сам писал об этом: "Я  вышел и стал их уговаривать, но они  меня ухватили со всяким бесчинием, ослопом  в грудь ударили и грудь  расшибли, по бокам били кулаками и  камнями, держа их в руках...". Когда  волнения были подавлены, Никон принял деятельное участие в розыске  над мятежными новгородцами.

Пока Никон был на Соловках, в Москве скончался патриарх Иосиф.Новгородский митрополит был главным претендентом на патриарший престол, но у него имелись серьезные противники. Бояр пугали властные замашки крестьянского сына, который смирял знатнейших князей. Во дворце шептались: «Никогда такого бесчестья не было, выдал нас царь митрополитам». 22 июля 1652 г. церковный собор известил царя, ожидавшего в Золотой палате, что из двенадцати кандидатов был выбран один "муж благоговейный и преподобный" именем Никон.

Властному Никону было мало избрания на патриарший престол. Он долго  отказывался от этой чести и лишь после того как царь Алексей Михайлович пал перед ним ниц в Успенском соборе, смилостивился и выдвинул следующее условие: "Если обещаетесь слушаться и меня как вашего главного архипастыря и отца во всем, что буду возвещать вам о догматах Божиих и о правилах, в таком случае я по вашему желанию и прошению не стану более отрекаться от великого архиерейства". Тогда царь, бояре и весь освященный Собор произнесли пред Евангелием обет исполнять все, что предлагал Никон. Так, в возрасте сорока семи лет Никон стал седьмым патриархом Московским и всея Руси.

 

Причины раскола.

 

К середине XVII в. восстановление разрушенного Смутой хозяйства привело  к положительным результатам (хотя шло медленными темпами) – постепенно оживляется внутреннее производство, возникают первые мануфактуры, происходит увеличение роста внешнеторгового  оборота. Вместе с тем происходит укрепление государственной власти, самодержавия, законодательно оформляется  крепостное право, вызвавшее сильное  недовольство крестьянства и ставшее  в будущем причиной многих волнений. Достаточно назвать самый крупный  взрыв народного недовольства –  восстание Степана Разина в 1670-1671 гг.

Ярким и поистине историческим событием в 50-е гг. XVII в., во время  правления Алексея Михайловича, сына и преемника Михаила Федоровича, стало присоединение к России Левобережной Украины, боровшейся во главе  с Б. Хмельницким против Речи Посполитой. В 1653 г. Земский собор принял решение  о принятии Украины под свое покровительство, а 8 января 1654 г. Украинская Рада в Переяславе одобрила это решение и принесла присягу на верность царю.

В перспективе Алексей  Михайлович видел объединение православных народов Восточной Европы и Балкан. Но, как говорилось выше, на Украине  крестились тремя перстами, в Московском государстве – двумя. Следовательно, царь стоял перед проблемой идеологического  плана – навязать всему православному  миру (который давно уже принял нововведения греков) собственные обряды либо подчиниться господствовавшему  троеперстному знамению. Царь и Никон  пошли вторым путем.

В результате первопричиной  церковной реформы Никона, расколовшей  русское общество, являлась политической – властолюбивое желание Никона и Алексея Михайловича об идее мирового православного царства, основанного  на теории «Москва – третий Рим», получившая в данную эпоху второе рождение. К тому же восточные иерархи (т.е. представители высшего духовенства), зачастившие в Москву, постоянно  культивировали в умах царя, патриарха  и их окружения идею о будущем  главенстве Руси над всем православным миром. Семена упали на благодатную  почву.

В результате, «церковные»  причины реформы (приведение в единообразие отправление религиозного культа) занимали второстепенное положение.

Причины реформы имели, несомненно, объективный характер. Процесс централизации  Русского государства – как один из централизаторских процессов  в Истории – неизбежно требовал выработки единой идеологии, способной  сплотить вокруг центра широкие массы  населения.

 

 

Реформы Никона начались не на пустом месте. Во времена эпохи  феодальной раздробленности политическое единство русских земель было утрачено, в то время как церковь осталась последней общерусской организацией, и стремилась смягчить анархию внутри распадающегося государства. Политическая раздробленность привела к распаду  единой церковной организации, и  в различных землях развитие религиозной  мысли и обрядов пошло собственным  путем.

Большие проблемы в Русском  государстве вызвала необходимость  переписи священных книг. Как известно, книгопечатание на Руси не существовало почти до конца XVI в. (на Западе появилось  веком раньше), поэтому священные  книги переписывали от руки. Разумеется, при переписывании неизбежно  совершались ошибки, искажался первоначальный смысл священных книг, следовательно, возникали разночтения в трактовке  обрядов и смысле их исполнения.

В начале XVI в. о необходимости  исправления книг заговорили не только духовные власти, но и светские. В  качестве авторитетного переводчика  выбрали Максима Грека (в миру – Михаил Триволис), ученого монаха из Афонского монастыря, который  прибыл на Русь в 1518 г.

Максим Грек приступил  к громадной работе, выступая в  качестве переводчика и ученого-филолога, выделяя разные способы толкования Священного писания – буквальный, иносказательный и духовный (сакральный). Принципы филологической науки, которыми пользовался Максим, являлись самыми передовыми для той эпохи. В лице Максима Грека Россия впервые  столкнулась с ученым-энциклопедистом, имевшим глубокие познания в области  богословия и светских наук. Поэтому, возможно, его дальнейшая судьба оказалась  где-то закономерной.

Подобным отношением к  православным книгам Максим вызвал недоверие  к себе (и к грекам вообще), поскольку  русские люди считали себя хранителями  и столпами православия, а он –  вполне обоснованно – заставил их усомниться в собственном мессианстве. Только немногие священнослужители  и светские лица признали правоту  Максима: «Максимом мы Бога познали, по старым книгам мы только Бога хулили, а не славили». К сожалению, Максим дал втянуть себя в распри при  великокняжеском дворе и попал  под суд, очутившись в итоге в  заточении в монастыре, где и  скончался.

Однако проблема с пересмотром  книг осталась по-прежнему нерешенной, и «всплыла» во время правления  Ивана IV Грозного. В феврале 1551 г., по инициативе митрополита Макария, был  созван собор, приступивший к «церковному  устроению», выработке единого пантеона русских святых, введения единообразия в церковную жизнь, получивший название Стоглавого.

Митрополит Макарий, возглавляя ранее новгородскую церковь (Новгород являлся более древним религиозным  центром, чем Москва), вполне определенно  придерживался Иерусалимского устава, т.е. крестился тремя перстами (как  и в Пскове, Киеве). Однако когда  он стал московским митрополитом, Макарий  принял крестное знамение двумя перстами.

На Стоглавом соборе верх одержали сторонники старины, и под  страхом проклятия Стоглав запретил «трегубую [т.е. произносимая троекратно] аллилуйю» и троеперстное знамение, признал преступлением против догматов веры бритье бороды, усов. Если бы Макарий  столь же яростно принялся вводить  троеперстное знамение, как это сделает  позднее Никон, раскол наверняка  произошел бы раньше.

Однако собор принял решение  о переписке священных книг. Всем писцам рекомендовалось писать книги «с добрых переводов», потом тщательно править их для недопущения искажений и ошибок при копировании священных текстов. Впрочем, из-за дальнейших политических событий – борьба за Казань, Ливонская война (тем более Смута) – дело о переписке книг заглохло.

Во время правления  Алексея Михайловича и патриарха  Иосифа, после долгих лет Смуты  и начавшегося восстановления Русского государства, проблема с введением  троеперстия и переписке книг снова стала «злобой дня». Был  организована комиссия «справщиков» из самых известных протопопов и  священников, как московских, так  и иногородних. За дело они взялись  рьяно, но… далеко не все владели  греческим языком, многие являлись ярыми противниками «новогреческих»  обрядов. Поэтому основное снимание сосредоточили на древнеславянских переводах, страдавшими ошибками, с  греческих книг.

Особое внимание в церковной  реформе занимает, естественно, дилемма  – насколько обоснованно креститься тремя (двумя) перстами? Данный вопрос является очень сложным и отчасти  противоречивым – никониане и  старообрядцы толкуют его по-разному, разумеется, отстаивая собственную  точку зрения. Обратимся к некоторым  деталям.

Во-первых, православие Русь приняла, когда византийская церковь  следовала Студийскому уставу, ставшему основой русскому (Владимир Красное  Солнышко, крестивший Русь, ввел крестное знамение двумя перстами). Однако в XII - XIII вв. в Византии получил широкое  распространение другой, более совершенный, Иерусалимский устав, являвшийся шагом  вперед в богословии (поскольку в  Студийском уставе вопросам богословия отводилось недостаточно места), в котором  и провозглашалось троеперстное знамение, «трегубая аллилуйя», отменялись поклоны на коленях, когда молившиеся били челом о землю и др.

Во-вторых, строго в древневосточной  церкви нигде не установлено, как  надо креститься – двумя либо тремя  перстами. Поэтому крестились и двумя, и тремя, и даже одним перстом (например, во времена константинопольского патриарха Иоанна Златоуста в  конце IV в. н.э.)! С XI в. в Византии крестились двумя перстами, после XII в. – тремя; правильным считались оба варианта (в католицизме, например, крестное знамение осуществляется всей рукой).

 

Реформа.

 

Смута поколебала авторитет  церкви, а споры о вере и обрядах  стали прологом к церковному расколу. С одной стороны, высокое мнение Москвы о собственной чистоте  православия, с другой – непонимание  греками как представителями  древнего православия обрядов Русской  церкви и следование ею московским рукописным книгам, которые не могли  являться первоисточником православия (на Русь православие пришло из Византии, а не наоборот).

Никон (ставший шестым русским  патриархом в 1652 г.), сообразно твердому, но упрямому характеру человека, не обладающего широким кругозором, решил пойти прямым путем –  насильственным. Первоначально он повелел  креститься тремя перстами («сими  тремя персты подобает всякому православному  христианину изображать на лице своем  крестное знамение; а кто крестится  двумя перстами – тот проклят!»), повторять возглас «Аллилуйя» три  раза, служить литургию на пяти просфорах, писать имя Иисус, а не Исус и др.

Информация о работе Церковный раскол в России