Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:12, реферат
В борьбе со сторонниками Никона Аввакум обличал и царскую власть, самого царя, его слуг, воевод и пр. Популярность Аввакума в народе была очень велика, проповеди его находили широкий отклик, особенно в крестьянской среде, становились твёрдыми его сторонниками. В распространении его сочинений участвовала даже тюремная стража. В борьбе за старую веру он призывал к жестоким, негуманным формам: самосожжению, религиозному фанатизму, проповедями конца света.
Введение………………………………………………………………..3
1.Начало раскола в православной церкви…………………………...6
2. Патриарх Никон…………………………………………………….7
3.Протопоп Аввакум…………………………………………………11
4. Дальнейшее расширение раскола………………………………...12
5.Действие официальной церкви, царя…………………………..…14
6.Новые формы раскола, усиление борьбы с ним государства.…..15
7. Описание раскола в трудах общественных деятелей, историков России…………………………………………………………………17
8.Движение старообрядцев………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………...21
Список используемой литературы………………………………….23
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Алтайский государственный технический университет
им. И.И.Ползунова» (АлтГТУ)
Р Е Ф Е Р А Т
дисциплина: « история»
тема:« Церковный раскол в русской православной церкви (патриарх Никон и протопоп Аввакум). »
Выполнила: ст.гр. Ал (з) -СР-21 Савронова. С. В.
Проверил:
Введение………………………………………………………
1.Начало раскола в православной церкви…………………………...6
2. Патриарх Никон…………………………………………………….7
3.Протопоп Аввакум…………………………………………………11
4. Дальнейшее расширение раскола………………………………...12
5.Действие официальной церкви, царя…………………………..…14
6.Новые формы раскола,
усиление борьбы с ним
7. Описание раскола в трудах общественных
деятелей, историков
России………………………………………………………………
8.Движение старообрядцев………………………………………….
Заключение…………………………………………………
Список используемой литературы………………………………….23
Введение
Расколом принято называть
произошедшее во второй половине XVII века
отделение от господствующей Православной
Церкви части верующих, получивших
название старообрядцев, или раскольников.
Это разделение началось в царствование
Алексея Михайловича вследствие
церковных реформ патриарха Никона
и продолжается до сих пор. Раскольники
считают себя такими же православными,
как и мы. Старообрядцы не расходятся
с нами ни в одном догмате веры,
ни в одном основании вероучения,
но они откололись от нашей церкви,
перестали признавать авторитетом
наше церковное правительство во
имя «старой веры», будто бы покинутой
этим правительством. Поэтому мы теперь
и не считаем их еретиками, а только
раскольниками, а они нас называют
церковниками или никонианами. Значение
Раскола в русской истории
определяется тем, что он являет собой
видимую отправную точку
Начало XVII века вошло в историю России как «Смутное время». Толчком к Смуте, как отмечает русский историк В.О. Ключевский, послужило «насильственное и таинственное пресечение старой династии и потом искусственным её воскрешением в лице первого самозванца». Далее В. О. Ключевский утверждает, что пресечение династии (со смертью царя Фёдора) есть, конечно, несчастие в истории монархического государства; нигде оно не сопровождалось такими разрушительными последствиями, как у нас.
Отличительной особенностью
Смутного времени является то,
что в него были втянуты
все классы русского общества
и выступали, как отмечает
В смуте участвовали
дворянство, служилые люди, городское
и сельское население,
Результатом Смутного
времени явилось дальнейшее
Конечным итогом Смутного
времени явилось возникновение
новой династии царей. С
Особенно обострились
отношения крестьянства с
В Россию стали приглашаться
западные специалисты; врачи,
строители, умельцы железного
дела, рудознатцы и т. д. Образуется
обширный круг иностранцев,
Передовая часть общества видит преимущества иностранного быта, мастерства, поведения и начинает перенимать у них всё положительное, рациональное.
Влияние Запада коснулось и церкви. Одни увидели в них угрозу Латынянства, т. е. поглощения православной церкви Католической, другие поняли, что необходима церковная реформа. Это было связано с тем, что из-за отсутствия тесных связей местных церквей с центром, накопилось много различий в понимании религиозной литературы, осуществления религиозных обрядов. Появились воинствующие религиозные деятели из духовенства, которые яростно защищали патриархальный быт народа, его религиозные взгляды и стремились сохранить незыблемыми церковные обряды, старинные духовные книги. Они выдвинули лозунг: «Как жили наши отцы и деды, так и мы должны жить».
В конечном счете, эти предпосылки в развитии религии привели к расколу в православной церкви. В эту орбиту были втянуты массы верующих, представителей духовенства, пролито много крови, гибли люди. Последствия раскола православной церкви проявляются и сейчас, в настоящее время. Если сравнить раскол православной церкви с Западом, то он сродни по некоторым проявлениям с реформацией в Католической церкви. Реформация, как известно, создала целый рад протестантских церквей, отделившихся от римского католицизма. Главными из них являются: Лютеранство (Германия, Скандинавия); Кальвинизм (Швейцария, Нидерланды); пресвитерианство (Шотландия).
Роль церкви в жизнь российского общества всегда была очень высока. Влияние церкви проявлялось на все стороны духовной жизни общества, семьи, уклада и быта русского народа. В XVII веке церковь тесно срастается с монархическим строем России. Она становится опорой самодержавия, верной слугой и выразителем его интересов
В самой церкви сложился такой же уклад и взаимоотношения во всей церковной иерархии, церковно-обрядовой практики. Во главе русской церкви стоял патриарх, наделённый большой церковной властью. Впервые патриарх был избран собором русских иерархов в 1589 году.
Патриархи, как правило, были крупными собственниками, имели большой опыт религиозной деятельности, активно участвовали в политической жизни государства. Иногда, они свою власть «от бога», ставили выше светской власти, власти царя. По этой причине между царём и патриархом возникали иногда сложные отношения. При выборе нового патриарха самодержец всегда стремился в его лице иметь своего сторонника и помощника.
Возрастание роли России
в этот период на
1.Начало раскола в
Современная историография
под расколом понимает
Историограф Ключевский
русским церковным расколом
С падением Константинополя, его захватом в 1453 году Османской империей,роль ближнеазиатских православных патриархов падает. Всё сильнее и сильнее падает роль и Константинопольской церкви (Византийской), как ведущего органа православия.
К началу XVII века русская
православная церковь (
В русской православной
церкви с течением времени
накопилось много различий, отступлений
от канонов, особенно от
2. Патриарх Никон
В сан патриарха возведён в 1652 году. Выходец из народа (мордовского крестьянства). Самоучкой научился чтению. В 18 лет стал священником. В 1635 г. стал монахом Соловецского монастыря. С 1643 года Никон - игумен Кожеозёрского монастыря. Отличается смелостью взглядов, энергии и воли, на что обратил внимание царя Алексия Михайловича. В 1646 году Никон был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в Москве. С 1648 года - митрополит в Новгороде. В 47 лет становится патриархом Русской православной церкви, что в истории русского патриаршества бывает редко. Обычно патриархом избирают людей более зрелого возраста, выходцем из господствующих слоёв и значительным опытом церковной деятельности.
Церковно-обрядовая реформа,
начатая в 1653 году Никоном с
установления единообразия
Члены «кружка ревнителей благочестия» выделялись своей образованностью, высоким положением в царской и светской иерархиях.
Их объединяло стремление поднять авторитет церкви и усилить её влияние на широкие массы верующих, в том числе и на поместные церкви Восточной Европы.