Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:12, реферат
В борьбе со сторонниками Никона Аввакум обличал и царскую власть, самого царя, его слуг, воевод и пр. Популярность Аввакума в народе была очень велика, проповеди его находили широкий отклик, особенно в крестьянской среде, становились твёрдыми его сторонниками. В распространении его сочинений участвовала даже тюремная стража. В борьбе за старую веру он призывал к жестоким, негуманным формам: самосожжению, религиозному фанатизму, проповедями конца света.
Введение………………………………………………………………..3
1.Начало раскола в православной церкви…………………………...6
2. Патриарх Никон…………………………………………………….7
3.Протопоп Аввакум…………………………………………………11
4. Дальнейшее расширение раскола………………………………...12
5.Действие официальной церкви, царя…………………………..…14
6.Новые формы раскола, усиление борьбы с ним государства.…..15
7. Описание раскола в трудах общественных деятелей, историков России…………………………………………………………………17
8.Движение старообрядцев………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………...21
Список используемой литературы………………………………….23
Если движение в Соловецком монастыре перерастало из религиозного в политическое, то стрелецкий бунт в Москве в 1682 году начался под политическими лозунгами, а завершился под религиозными. Сначала стрельцы истребили Нарышкиных и их сторонников, а потом под руководством старообрядца князя Хованского обратились к властям с призывом «постоять за старую православную веру». 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля встретились патриарх, царевна Софья с царями Иваном и Петром со старообрядцами во главе с суздальским протопопом Никитой Добрыниным. Старообрядцы явились на диспут с камнями. Страсти разгорелись, начался «великий вопль».Ни казни расколоучителей, ни уговоры ((еретиков)) проповедниками официальной церкви не могло преодолеть раскол. Протест ((старообрядцев)) был направлен против новшеств в церковных обрядах и представлял консервативное начало в церковной жизни.
Раскол и оформление старообрядческой церкви были главным показателем падения влияния официальной церкви на народные массы во второй половине семнадцатого века.
Царская власть активно поддержала церковь в борьбе с расколом и использовала при этом всю мощь государственного аппарата.
Раскол последней трети
семнадцатого века - сложное социально-религиозное
движение. Но враждебность раскольников
официальной церкви и
Идеология раскола отразила чаяния крестьянства и отчасти посадского сословия, и потому ей были присущи как консервативные, так и прогрессивные черты.
К консервативным чертам можно отнести :
идеализацию и защиту старины;
проповедь национальной замкнутости;
враждебное отношение к распространению светских знаний
пропаганда принятия мученического венца во имя «старой веры» как единственного пути спасения души;
К прогрессивным сторонам идеологического раскола следует отнести:
освящение, то есть религиозное обоснование и оправдание различных форм сопротивления власти официальной церкви;
разоблачение репрессивной политики царской и церковной властей по отношению к старообрядцам и другим верующим, не признававших официальной церкви;
оценка этой репрессивной политики как действий, противоречащих христианскому вероучению.
Эти черты идеологии движения и преобладание в составе его участников крестьян и посадских людей, страдавших от феодально-крепостнического гнета, придали расколу характер социального, антикрепостнического по своей сути движения, что выявили народные выступления последней трети семнадцатого века. Так что борьба царских и церковных властей в то время была прежде всего борьбой против народного движения, враждебного господствовавшему классу феодалов и его идеологии.
События тех времен
показали, что, отстаивая свои
политические интересы, церковная
власть превратилась в
Раскол оставил на теле России глубокие, незаживающие рубцы. В результате борьбы с расколом погибли тысячи людей, в том числе и дети. Перенесены тяжелые муки, исковерканы судьбы тысячи людей.
В целом, движение раскола – реакционное движение. Оно препятствовало прогрессу, объединению земель России в единое государство. В тоже время раскол показал стойкость, мужество, обширных групп населения в отстаивании своих взглядов, веры, (сохранение старинного уклада жизни, порядков, установленных предками).
Раскол – это часть нашей истории. И нам современникам нужно знать свою историю и брать из старины всё хорошее, порядочное. А в наше время, особенно в последние годы, наша духовность находится под угрозой.
1.Большая Российская энциклопедия. Том 18.Москва 2011.
2.История России с древнейших времен до 1861 года
3. А. О. Ишимова «История России» для детей, 2007
4. В. О. Ключевский «Русская История», Полный курс лекций, «Феникс» 2002.
5. П. И Мельников (Андрей
Печёрский), Собрание сочинений в восьми
томах, Москва, 2010.С. А.
6.Токарев «Религия в истории народов мира», Москва 2011.
7. «Христианство», энциклопедический словарь, том I, Москва, 2005.