Церковный раскол в русской православной церкви - патриарх Никон и протопоп Аввакум

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:12, реферат

Описание работы

В борьбе со сторонниками Никона Аввакум обличал и царскую власть, самого царя, его слуг, воевод и пр. Популярность Аввакума в народе была очень велика, проповеди его находили широкий отклик, особенно в крестьянской среде, становились твёрдыми его сторонниками. В распространении его сочинений участвовала даже тюремная стража. В борьбе за старую веру он призывал к жестоким, негуманным формам: самосожжению, религиозному фанатизму, проповедями конца света.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1.Начало раскола в православной церкви…………………………...6
2. Патриарх Никон…………………………………………………….7
3.Протопоп Аввакум…………………………………………………11
4. Дальнейшее расширение раскола………………………………...12
5.Действие официальной церкви, царя…………………………..…14
6.Новые формы раскола, усиление борьбы с ним государства.…..15
7. Описание раскола в трудах общественных деятелей, историков России…………………………………………………………………17
8.Движение старообрядцев………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………...21
Список используемой литературы………………………………….23

Файлы: 1 файл

Ал-СР-21 Сафронова С.В. История.docx

— 56.75 Кб (Скачать файл)

Если движение в Соловецком монастыре перерастало из религиозного в политическое, то стрелецкий бунт в Москве в 1682 году начался под  политическими лозунгами, а завершился под религиозными. Сначала стрельцы истребили Нарышкиных и их сторонников, а потом под руководством старообрядца князя Хованского обратились к властям с призывом «постоять за старую православную веру». 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля встретились патриарх, царевна Софья с царями Иваном и Петром со старообрядцами во главе с суздальским протопопом Никитой Добрыниным. Старообрядцы явились на диспут с камнями. Страсти разгорелись, начался «великий вопль».Ни казни расколоучителей, ни уговоры ((еретиков)) проповедниками официальной церкви не могло преодолеть раскол. Протест ((старообрядцев)) был направлен против новшеств в церковных обрядах и представлял консервативное начало в церковной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Заключение

 

 

Раскол и оформление старообрядческой церкви были главным показателем  падения влияния официальной  церкви на народные массы во второй половине семнадцатого века.

 Царская власть активно  поддержала церковь в борьбе  с расколом и использовала  при этом всю мощь государственного аппарата.

 Раскол последней трети  семнадцатого века - сложное социально-религиозное  движение. Но враждебность раскольников  официальной церкви и государству  определялась отнюдь не расхождением религиозно-обрядового характера. Ее обусловили прогрессивные стороны данного движения, его социальный состав и характер.

Идеология раскола отразила чаяния крестьянства и отчасти посадского сословия, и потому ей были присущи  как консервативные, так и прогрессивные черты.

К консервативным чертам можно отнести :

идеализацию и защиту старины;

проповедь национальной замкнутости;

враждебное отношение  к распространению светских знаний

пропаганда принятия мученического  венца во имя «старой веры»  как единственного пути спасения души;

К прогрессивным сторонам идеологического раскола следует отнести:

освящение, то есть религиозное  обоснование и оправдание различных  форм сопротивления власти официальной церкви;

разоблачение репрессивной политики царской и церковной  властей по отношению к старообрядцам  и другим верующим, не признававших официальной церкви;

оценка этой репрессивной политики как действий, противоречащих христианскому вероучению.

Эти черты идеологии движения и преобладание в составе его  участников крестьян и посадских  людей, страдавших от феодально-крепостнического гнета, придали расколу характер социального, антикрепостнического по своей сути движения, что выявили  народные выступления последней  трети семнадцатого века. Так что  борьба царских и церковных властей  в то время была прежде всего борьбой против народного движения, враждебного господствовавшему классу феодалов и его идеологии.

 События тех времен  показали, что, отстаивая свои  политические интересы, церковная  власть превратилась в серьезное  препятствие на пути прогресса.  Она мешала сближению России  с западными странами. Усвоению  их опыта и проведению необходимых  перемен. Под лозунгом защиты  православия церковная власть  добивалась изоляции России. На  это не пошли ни правительство  царевны Софьи, ни правление  Петра I. В итоге на повестку  дня был поставлен вопрос о полном подчинении церковной власти и ее превращении в одно из звеньев бюрократической системы абсолютной монархии.

Раскол оставил на теле России глубокие, незаживающие рубцы. В результате борьбы с расколом погибли  тысячи людей, в том числе и  дети. Перенесены тяжелые муки, исковерканы  судьбы тысячи людей.

В целом, движение раскола  – реакционное движение. Оно препятствовало прогрессу, объединению земель России в единое государство. В тоже время  раскол показал стойкость, мужество, обширных групп населения в отстаивании  своих взглядов, веры, (сохранение старинного уклада жизни, порядков, установленных  предками).

Раскол – это часть  нашей истории. И нам современникам  нужно знать свою историю и  брать из старины всё хорошее, порядочное. А в наше время, особенно в последние годы, наша духовность находится под угрозой.

 

 

 

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Список используемой литературы

 

1.Большая Российская энциклопедия. Том 18.Москва 2011.

2.История России с древнейших  времен до 1861 года

3. А. О. Ишимова «История России» для детей, 2007

4. В. О. Ключевский «Русская История», Полный курс лекций, «Феникс» 2002.

5. П. И Мельников (Андрей  Печёрский), Собрание сочинений в восьми томах, Москва, 2010.С. А.                                     

6.Токарев «Религия в  истории народов мира», Москва 2011.

7. «Христианство», энциклопедический словарь, том I, Москва, 2005.

 


Информация о работе Церковный раскол в русской православной церкви - патриарх Никон и протопоп Аввакум