Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:12, реферат
В борьбе со сторонниками Никона Аввакум обличал и царскую власть, самого царя, его слуг, воевод и пр. Популярность Аввакума в народе была очень велика, проповеди его находили широкий отклик, особенно в крестьянской среде, становились твёрдыми его сторонниками. В распространении его сочинений участвовала даже тюремная стража. В борьбе за старую веру он призывал к жестоким, негуманным формам: самосожжению, религиозному фанатизму, проповедями конца света.
Введение………………………………………………………………..3
1.Начало раскола в православной церкви…………………………...6
2. Патриарх Никон…………………………………………………….7
3.Протопоп Аввакум…………………………………………………11
4. Дальнейшее расширение раскола………………………………...12
5.Действие официальной церкви, царя…………………………..…14
6.Новые формы раскола, усиление борьбы с ним государства.…..15
7. Описание раскола в трудах общественных деятелей, историков России…………………………………………………………………17
8.Движение старообрядцев………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………...21
Список используемой литературы………………………………….23
Резкое обличение в
религиозной форме феодально-
Эти идеологические воззрения представителей раскола находили отклик, как в среде широких народных масс, так и в других слоях русского общества.
Возникший раскол в православной церкви в середине XVII века привёл в движение такие силы, такие широкие слои населения, что его последствия сказываются и в настоящее время. Сутью раскола является официальное разделение новой, послереформенной, государственной церкви от представителей старой церкви, которых стали называть раскольниками, а они себя в свою очередь называли себя старообрядцами.
5.Действие официальной церкви, царя.
С первых дней проявления
раскола, неподчинение низших
служителей церкви реформе
На защиту церковных реформ встал и царь, его окружение и высшие чины церкви.
В 1666-67 годах прошёл
церковный собор. Он предал
«анафеме» представителей
Позднее, староверов, (общее наименование последователей православия до церковной реформы патриарха Никона) стали также называть старообрядцами, раскольниками. Церковный собор 1666-67 годах своим решением официально закрепил послереформенную церковь - официальной государственной.
Старообрядчество отделялось от официальной государственной церкви, становилось её врагом, и было принято решение ликвидировать его силой
Принятие такого решения
собором и особенно предание
старообрядчества «анафеме»,
Этот этап раскола
совпадает с широким
Так, например, Соловецкое восстание 1666-1676 годов было в чистом виде раскольническим восстанием в защиту «старой веры». Монахи Соловецкого монастыря длительное время не признавали новые богослужебные книги, они не согласились признать приехавших из Москвы архимандритов. В этой борьбе монахов монастыря поддерживали многочисленные беглые люди из стрельцов, крестьян, казаков и т.д.
6.Новые формы раскола, усиление борьбы с ним государства
Отделение последователей раскола от официальной церкви породило с их стороны новые формы борьбы. Борьба эта по-прежнему продолжается под
знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, «древлего благочестия».
Что является новым:
- Старообрядцы начинают
вести себя так, как
- С целью сохранения
«старой веры» многочисленные
представители
- В наиболее фанатичных
общинах старообрядцев широкое
распространение получила
- Но раскольничество
с самого начала и особенно
позднее не было единым. Оно
всё более и более становилось
неоднородным, распадающийся на
отдельные общины, секты, «корабли»
и т. д. Этому способствовала
большая их изолированность
К концу XVII столетия, а затем и позднее, раскольничество постепенно и по своим взглядам становится неоднородным. Оно распадается на два течения.
Наиболее общепринятые - поповщина и беспоповщина. Поповцы признали необходимость духовенства (своих священников) и проведения всех церковных таинств по старой вере. Основные районы распространения поповщины - Керженские леса, Стародубье, Дон, Кубань.
Беспоповцы отрицали необходимость иметь своих священников (попов) и проведения некоторых церковных таинств. Правительство и официальная церковь начали вести беспощадную войну с расколом и раскольниками самыми решительными мерами наряду с другими методами убеждения и принуждения. В борьбе с расколом использовались войска, сторонники раскола, особенно лидеры, предавались «анафеме», т. е. проклятию, ссылались в Сибирь на каторгу, разрушались скиты, монастыри, использовались и другие меры.
В эпоху Петра I эта борьба усилилась. Старообрядцев, раскольников всех мастей он признавал главными врагами проведения своих реформ в России. Даже в борьбе с боярскими бородами Петром I - просматривается связь борьбы с раскольниками. В более поздний период все старообрядцы были внесены в специальные списки, они ограничивались в правах, носили официально установленную для них одежду.
7. Описание раскола в трудах общественных деятелей, историков России
Раскол православной церкви в России – это заметное событие в истории государства. Как говорил известный писатель и крупный чиновник царской России Мельников (Андрей Печёрский) что, «раскол и раскольники представляют одно из любопытнейших явлений в истории и жизни русского народа».
Мельников (Андрей Печёрский), являясь чиновником по особым поручениям Нижегородского губернатора, специально занимался изучением раскола и его проявлениях в заволжских лесах (Нижегородская, Костромская, Вологодская губернии).
Раскол он называл болезнью народа. На это почве возникал религиозный фанатизм, возросший на патриархальной почве русского, особенно сельского населения. По своему разномыслию он разделяет раскол на два широких течения (ветви): собственно «раскола» и вредных «ересей». В более поздний период он разделяет раскол на:
· Старообрядцы, приемлющие священство;
· Раскольники разных согласий, не приемлющие священства и не поклоняющихся иконам;
· Субботники или жиды, приемлющие власть святого крещения – обрезание;
· Скопцы.
(Собрание сочинений,
Много посвятил изучению и
освещению в своих лекциях
истории и осуществления
Расколом занимались и другие учёные и политические деятели. Например, обширные сочинения, причём первые о расколе написали общественные деятели: Щапов, Максимов, Есимов, Леманский. В более позднее время Смирнов Л. Е. («Внутренние вопросы о расколе в XVII в.», «История русского раскола старообрядства»), Каптерев Н. Ф. (Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович). В советское время изучением раскола уделялось недостаточное внимание. Например, в учебных пособиях по истории России для школ, ВУЗов этот вопрос практически не нашёл отражения.
События, происшедшие в период раскола в русской церкви, создали определённый уклад жизни старообрядства. Это красочно и ярко показано в сочинениях Мельникова (Андрея Печёрского). Часть поселения жила особенной жизнью. Ограничили контакты с иноверцами. Вели аскетическую жизнь, строго придерживались догм старой веры. Даже в еде установили свои каноны. С целью сохранить свою веру, уходили в таёжные дебри, неся лишения и страдания, создавали свои поселения.
Многие поселения старообрядцев, особенно в XVIII веке порушались царской властью, безжалостно уничтожались. Но в некоторых местах они сохранились и продолжают жить своей обособленной общиной.
Например, интересна история семьи Лыковых, обнаруженная геологами в глухой тайге на реке Абакан (Хакасия). Она полностью сохранила старый уклад жизни, старую веру, привычки, обычаи, еду.
В одной из «толстушек» газеты «Труд» в конце прошлого года был напечатан очерк о жизни староверов, проживающих на реке Бирюса, в Красноярском крае. Они также многое сохранили от старой веры, уклада жизни. Менее подвержены пьянству, отличаются большой порядочностью, трудолюбием, чего нельзя сказать о поселении и его жителях не староверской. Деревня эта находится на другом берегу реки.
События, происшедшие в период раскола в русской церкви, создали определённый уклад жизни старообрядства. Это красочно и ярко показано в сочинениях Мельникова (Андрея Печёрского). Часть поселения жила особенной жизнью. Ограничили контакты с иноверцами. Вели аскетическую жизнь, строго придерживались догм старой веры. Даже в еде установили свои каноны. С целью сохранить свою веру, уходили в таёжные дебри, неся лишения и страдания, создавали свои поселения.
Многие поселения
Например, интересна история семьи Лыковых, обнаруженная геологами в глухой тайге на реке Абакан (Хакасия). Она полностью сохранила старый уклад жизни, старую веру, привычки, обычаи, еду.
В одной из «толстушек» газеты «Труд» в конце прошлого года был напечатан очерк о жизни староверов, проживающих на реке Бирюса, в Красноярском крае. Они также многое сохранили от старой веры, уклада жизни. Менее подвержены пьянству, отличаются большой порядочностью, трудолюбием, чего нельзя сказать о поселении и его жителях не староверской. Деревня эта находится на другом берегу реки. Старообрядчество - это течение, возникшее в России в середине XVII века среди верующих православных христиан. После церковных реформ, проведенных патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем в 1653-1655 годах, общество разделилось на сторонников и противников этой реформы. Противников стали называть старообрядцами. Главой старообрядцев и идеологом был протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620-1682).С юных лет посвятил себя христианству, был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Входил в состав «Кружка ревнителей благочестия», где познакомился с царем Алексеем Михайловичем.
Реформы Никона принял отрицательно, считал, что надо обращаться к первооснове веры в русских, а не греческих источниках. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе и сослан в Сибирь. По царскому указу 1682 года протопоп Аввакум и его сподвижники были заживо сожжены. За время, проведенное в ссылке, Аввакум написал свое знаменитое «Житие протопопа Аввакума». Церковный собор 1666-1667 отлучивший старообрядцев от церкви. Победа официальной церкви над «ревнителями» веры привело к расколу общества. Суровые меры, которые принимались властями, вызывали к ним симпатию разнообразных слоев населения. Движение СТАРООБРЯДЦЕВ (раскольников) приобрело большой размах. Оно объединило разные слои общества, по - своему понимавших приверженность традициям старой веры. Формы протеста были разными - от самосожжения и голодной смерти, уклонения от повинностей и неподчинения властям до вооруженного сопротивления царским воеводам. В рядах старообрядцев было много представителей черного и белого духовенства и представителей известных фамилий. Боярыня Феодосья Морозова, вдова брата Б.И.Морозова - любимца царя. Подвергалась пыткам за старую веру и умерла в земляной тюрьме вместе со своей сестрой княгиней Урусовой. В XVII веке события в старообрядческом движении оставили важный след в истории страны.
Вооруженное восстание на Соловках в 1668-1676 гг. Еще его называют Соловецким сидением. Духовенство монастыря сопротивлялось церковной реформе. Монахи отказались проводить богослужение по новым обрядам, обратились к царю с челобитной, звучавшей как ультиматум: «Не посылай, государь, напрасно к нам учителей, а лучше, если изволишь, книги менять, пришли на нас свой меч, чтобы переселиться нам на вечное житие». На что в ответ власти послали стрелецкого сотника и карательное войско в тысячу человек с предписанием взять монастырь блокадой. Через много лет 500 защитников монастыря были уничтожены.