Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:52, реферат
Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в 18 веке широкое распространение. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Хождение получили теория и практика, согласно которым отжившие институты феодального общества можно преодолеть не революционным, а эволюционным путем самими монархами и их дворянами. Один из путей достижения свободы, равенств и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов-мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.
Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность политики «просвещенного абсолютизма»……….......………...5
Созыв «Уложенной комиссии». Составление наказа Екатерина II……....7
Реформы Екатерины Великой ( губернская, секуляризация церковных земель, судебная реформа)…………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………………...17
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский
государственный медицинский
имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России
Кафедра философии
Реферат
По дисциплине «История Отечества»
Тема: Cущность "просвещенного абсолютизма" и реформы Екатерины II
Выполнила: студентка
группы 132 леч
Шамова Людмилa Сергевна
Проверил: Ноздрин Дмитрий
Александрович
2013 год
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………...
Введение.
Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые и тёмные стороны его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.
Время царствования Екатерины II называют
эпохой просвещенного абсолютизма
в России. Мысль о государстве
с просвещенным монархом, способным
преобразовать общественную жизнь
на новых, разумных началах, получила в
18 веке широкое распространение. Французские
просветители М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье,
Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо сформулировали
основные положения просветительской
концепции общественного
В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить её с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии. Политика просвещенного абсолютизма в России, также как и в ряде других европейских стран, заключалось в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время.
В наше политически и экономически нестабильное время очень сложно выбрать правильный путь развития страны, ответ на вопрос о правильной дороге в нашей истории, которая, как известно, повторяется, а именно в деятельности Екатерины II скрыто руководство к действию будущих правителей.
Сущность политики «просвещенного абсолютизма».
Время царствования Екатерины II называют
эпохой «просвещенного абсолютизма».
Смысл «просвещенного абсолютизма»
состоит в политике следования идеям
Просвещения, выражающейся в проведении
реформ, уничтожавших некоторые наиболее
устаревшие феодальные институты (а
иногда делавшие шаг в сторону
буржуазного развития). Мысль о
государстве с просвещенным монархом,
способным преобразовать
Развитие и воплощение начал
«просвещенного абсолютизма» в России
приобрело характер целостной государственно-
Задачи «просвещенного монарха» Екатерина II представляла себе так:
1. Нужно просвещать нацию,
2. Нужно ввести добрый порядок
в государстве, поддерживать
3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
5. Нужно сделать государство
грозным в самом себе и
И это не было лицемерием или нарочитой
позой, рекламой или честолюбием. Екатерина
действительно мечтала о
Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по-новому: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течении двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме “Наказа”, в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.
Созыв «Уложенной комиссии». Составление наказа Екатерина II.
Наиболее ярким проявлением политики просвещенного абсолютизма явился созыв в 1767 году Комиссии для составления нового «Уложения» и «Наказ», составленный Екатериной специально для депутатов этой концессии.
Беспорядок действовал в законах.
Предшественники Екатерины
Екатерина начала царствование отменой многих распоряжений Петра III. В феврале 1764 года ей была проведена секуляризация- обращение государством церковной собственности, преимущественно земли в светскую. В результате у церкви было отнято, более миллиона душ крестьян и для управления ими была создана специальная коллегия- Коллегия экономики. Барщина для крестьян была заменена денежным оброком. К ним перешла большая часть земли, на которой они несли барщину в пользу монастырей. В тоже время в пользу крепостников в 1765 году был издан указ, предусматривающий закрепление за дворянами всех земель, захваченных ими у различных категорий крестьян. Манифест о вольности дворянства усилил позиции правительства. В августе 1767 года Екатерина издала самый крепостнический указ за всю историю существования крепостничества. Этим указом любая жалоба крестьянина на помещика объявлялась тягчайшим государственным преступлением. Императрица широко использует политику лавирования, маскируя свою политику экономическими и философскими концепциями Запада. Её царствование сопровождается невиданным разгулом фаворитизма. Решая судьбу фаворитов предшествующего царствования, Екатерина проявляла великодушие и снисходительность. Она остерегалась рубить с плеча. В итоге многие действительно талантливые и полезные для государства люди остались на своих прежних должностях. Екатерина любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что её похвалы и награды заставят людей ещё усерднее трудиться.
Главным ее трудом в области политико-правовой мысли является «Наказ» императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения 1767 г., или просто «Наказ».
«Наказ» состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье «О духе законов»; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Тем не менее «Наказ» является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского «просвещенного абсолютизма».
«Наказ» торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, «чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра». Вместе с тем Екатерина предусмотрительно отмечала: «Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить». На этом основании она предписывала: «Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством толь великого государства”. Вольность в понимании Екатерины означала «право все то делать, что законы позволяют». Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием.
Таким образом, взгляды императрицы
отнюдь не полностью совпадали с
идеями Монтескье, мечтавшего об ограниченной,
конституционной монархии. Скорее,
они приближались к взглядам тех
просветителей (в частности Вольтера),
которые предпочитали абсолютизм, но
с просвещенным монархом. Гарантией
от превращения такого монарха в
деспота должны были послужить органы
управления, стоящие между народом
и верховной властью и
Екатерины они создаются и действуют
исключительно по воле монарха. Значительно
решительнее императрица
Однако все рассуждения о свободе довольно странно звучали в стране, где значительная часть населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: «Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать». Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.
И все же Екатерина видела в крепостном
праве «несносное и жестокое иго»,
«человеческому роду нестерпимое положение»,
чреватыми серьезными потрясениями
для государства. Правда, и «генеральное
освобождение» она считала
В духе «Наказа» проходило и его
обсуждение. Еще в период работы
над ним Екатерина показывала
свое произведение сподвижникам и под
влиянием их замечаний сожгла добрую
половину написанного. Однако главное
обсуждение этого документа намечалось
на заседании специальной
Комиссия начала свою работу 30 июля
1767 г. «Наказ» был выслушан с восхищением,
некоторые депутаты даже прослезились.
Тогда и было принято решение
преподнести императрице титулы
Великая, Премудрая, Мать Отечества. Впрочем,
когда 12 августа делегация депутатов
представилась с этой целью Екатерине,
императрица сказала: «Ответствую:
на Великая - о моих делах оставляю
времени и потомству
Цель состояла в разработке нового
свода законов, который был призван
заменить Соборное уложение 1649 г. В
Уложенной комиссии работали представители
дворянства, чиновничества, горожан, государственных
крестьян. К открытию комиссии Екатерина
II написала знаменитый «Наказ», в котором
использовала труды Вольтера, Монтескье,
Беккариа и других просветителей. В
нем говорилось о презумпции невиновности,
об искоренении деспотизма, о распространении
просвещения, о народном благосостоянии.
Деятельность комиссии не принесла желаемого
результата. Новый свод законов выработан
не был, депутаты не сумели подняться
над узкими интересами сословий и
особого рвения в выработке реформ
не проявили. Хотя комиссия в дальнейшем
была распущена, она всё же имела
важное значение, так как её члены
ознакомили Екатерину с мнениями
и желаниями русского общества. Императрица
воспользовалась этими
Информация о работе Cущность "просвещенного абсолютизма" и реформы Екатерины II