Cущность "просвещенного абсолютизма" и реформы Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:52, реферат

Описание работы

Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в 18 веке широкое распространение. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Хождение получили теория и практика, согласно которым отжившие институты феодального общества можно преодолеть не революционным, а эволюционным путем самими монархами и их дворянами. Один из путей достижения свободы, равенств и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов-мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность политики «просвещенного абсолютизма»……….......………...5
Созыв «Уложенной комиссии». Составление наказа Екатерина II……....7
Реформы Екатерины Великой ( губернская, секуляризация церковных земель, судебная реформа)…………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Referat_Dvortsovye_perevoroty_-_kopia3.docx

— 391.85 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Реформы Екатерины Великой

Екатерина II, подобно большинству  монархов, правивших хоть сколько-нибудь значительное время, стремилась проводить  реформы. Тем более, что Россия досталась  ей в тяжелом положении: ослаблены  были армия и флот, большой внешний  долг, коррупция, коллапс судебной системы  и т. д. и т. п. Далее мы кратко опишем суть преобразований, проведенных в  правление императрицы Екатерины II.

Губернская реформа

«Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» принято 7 ноября 1775 года. Вместо прежнего административного  деления на губернии, провинции и  уезды стали делить территории на губернии и уезды. Количество губерний увеличилось с двадцати трех до пятидесяти. Они, в свою очередь, делились на 10-12 уездов. Войсками двух или трех губерний командовал генерал-губернатор, иначе  называемый наместником. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый  Сенатом и подчинявшийся напрямую императрице. Финансами занимался  вице-губернатор, ему подчинялась  Казенная палата. Высшим должностным  лицом уезда являлся капитан-исправник. Центрами уездов являлись города, но так  как их было недостаточно, то статус города получили 216 крупных сельских поселений.

Судебная реформа

Для каждого сословия был учрежден свой суд. Дворян судил земской суд, горожан – магистраты, а крестьян – расправы. Также были учреждены  совестные суды из представителей всех трех сословий, выполнявшие функцию  примирительной инстанции. Все эти  суды были выборными. Более высокой  инстанцией были судебные палаты, члены  которых назначались. А высшим судебным органом Российской империи был  Сенат.

Секуляризационная реформа

Была проведена в 1764 году. Все  монастырские земли, а также жившие на них крестьяне передавались в  ведение специально учреждаемой  Коллегии экономии. Содержание монашества государство брало на себя, но с  этого момента получило право  определять необходимое империи  число монастырей и монахов.

Реформа Сената

15 декабря 1763 г. был издан манифест  Екатерины II «Об учреждении в  Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях  департаментов, о разделении по  оным дел». Роль Сената была  сужена, а полномочия его главы,  генерал-прокурора, наоборот, расширены.  Сенат стал высшей судебной  инстанцией. Он был разделен на  шесть департаментов: первый (возглавляемый  самим генерал-прокурором) ведал  государственными и политическими  делами в Санкт-Петербурге, второй  – судебными в Санкт-Петербурге, третий – транспортом, медициной,  науками, образованием, искусством, четвертый - военно-сухопутными и  военно-морскими делами, пятый - государственными  и политическими в Москве и  шестой – московский судебный  департамент. Главами всех департаментов,  кроме первого, были обер-прокуроры  подчиненные генерал-прокурору.

Городская реформа

Реформа городов России регулировалась «Грамотой на права и выгоды городов  Российской империи», которая была выпущена Екатериной II в 1785 году. Были введены новые выборные учреждения. Количество избирателей при этом увеличилось. Жители городов были поделены на шесть разрядам по различным имущественным, сословным признакам, а также  по заслугам перед обществом и  государством, а именно: настоящие  городские обыватели – те, кто  владел недвижимостью в черте  города; купцы трех гильдий; цеховые  ремесленники; иностранные, а также  иногородние гости; именитые граждане – архитекторы, живописцы, композиторы, учёные, а также богатые купцы  и банкиры; посадские люди – те, кто занимался в городе рукоделием и промыслами. Каждый разряд имел свои права, обязанности и привилегии.

Полицейская реформа

В 1782 году императрицей Екатериной II был введен «Устав благочиния или  полицейский». Согласно нему органом  городского полицейского управления стала управа благочиния. В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем выборов. Суд за общественные нарушения: пьянство, оскорбления, азартные игры и т. п., а также за самовольную застройку и взятки осуществляли сами полицейские органы, а по прочим делам проводилось предварительное следствие, после чего дело передавалось в суд. Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в работный дом, штраф, а кроме того – запрещение некоторых видов деятельности.

Реформа образования

Создание в городах народных училищ положили начало государственной  системе общеобразовательных школ в России. Они были двух типов: главные  училища в губернских городах  и малые - в уездных. Содержались  эти учебные заведения за счет казны, и учиться в них могли  люди всех сословий. Школьная реформа  была проведена в 1782 году, а ранее  в 1764 году было открыто училище при  Академии художеств, а также Общество двухсот благородных девиц, затем (в 1772 году) – коммерческое училище.

Денежная реформа

В царствование Екатерины II были образованы Государственный банк и ссудная  касса. А также, впервые в России, введены в обращение бумажные деньги (ассигнации).

Конечно, эти преобразования имели  ограниченный характер. Самодержавный  принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми. Крестьянская война Пугачева (1773—1775), взятие Бастилии (1789) и казнь короля Людовика XVI (1793) не способствовали углублению реформ. Они шли с перерывами, в 90-е гг. и вовсе прекратились. Преследования А. Н. Радищева (1790), арест Н. И. Новикова (1792) не были случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных противоречиях просвещенного абсолютизма, невозможности однозначных оценок «золотого века Екатерины II».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Правление Екатерины II, таким образом, можно условно разделить на два  этапа, имевших различную социально- правовую направленность. В течение  первого периода продворянская  политика была прикрыта идеями просвещенного  абсолютизма, декларировалась необходимость  создания справедливых законов, равных для всех подданных. Этот период окончился  после крестьянской войны под  предводительством Емельяна Пугачева. Второй период представлял собой  эпоху открытой дворянской реакции. В это время дворяне приобретают  чрезвычайно широкие права, а  крепостное право достигает своего апогея.

Значение эпохи Екатерины II чрезвычайно  велико потому, что в эту эпоху  были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, развивавшиеся раньше. Способность  Екатерины подводить итог, доводить до полного разрешения исторические вопросы , заставляет признать в ней  первостепенного исторического  деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей.

Несмотря на всю противоречивость эпохи Екатерины и незавершенности  многих ее реформ, она все равно  остается одной из ярчайших личностей  русской истории, принесших в  русскую культуру и жизнь.

Моё личное мнение, что эпоха просвещенного  абсолютизма открыла глаза многим властным людям того времени и  научила их смотреть на положение  вещей должным образом. Возможно, отголоски той эпохи присутствуют и нынешнее время.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. История России: экзаменационные ответы. Под редакцией П.С. Самыгина. Ростов Н/Д: «Феникс», 2002 – 352с.
  2. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. Учебник для вузов. 2-е издание- М.: НОРМА - ИНФРА, 2000.- 656 с.
  3. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А.

История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. 2-е

Издание- М.: «ПБОЮЛ А. В. Рожников», 2001.- 520 с.

  1. Каменский А. Б. «Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой». М., 1997.

 


Информация о работе Cущность "просвещенного абсолютизма" и реформы Екатерины II