Содержание
1.
Организация власти и управления
в Спарте…………………….1
2.
Основные этапы становления афинской
демократии …….6
3.
Государственный строй Афин в
V-IV в.в.до н.э…………..9
Введение
Актуальность
темы реферата "Демократия в Афинах
и Спарте" не вызывает сомнений по
той причине, что до сегодняшнего
дня афинская демократия считается
самой развитой, самой законченной
и самой совершенной формой демократического
строя античных государств. Золотым
веком афинской демократии стало
столетие с середины V до середины IV
в. до н. э. Формирование системы политических
органов афинской демократии было результатом
длительного исторического периода
начиная с реформ Солона. «Наш государственный
строй,— говорил один из прославленных
вождей афинской демократии Перикл, —
не подражает чужим учреждениям:
мы сами скорее служим образцом для
подражания некоторым, чем подражаем
другим. Называется наш строй демократическим,
потому что он зиждется не на меньшинстве,
а на большинстве граждан».
Любая
политическая система, в том числе
и афинская демократия, направлена
на регулирование отношений как
между классами (в интересах господствующего
класса), так и между социальными
группами, в том числе и между
отдельными людьми, составляющими данное
общество.
По
своему политическому устройству, структуре
государственных органов греческие
полисы V—IV вв. до н. э. делились на два
основных типа: полисы с демократическим
устройством (Афины) и полисы с олигархическим
правлением (Спарта). Наличие демократического
или олигархического строя в
тех или иных полисах не было случайностью,
временным стечением обстоятельств,
а отражало, как правило, существенные
различия в социально-экономических
отношениях, сложившихся внутри этих
полисов. Полисы с высоким уровнем
экономики, интенсивным сельским хозяйством,
развитым ремеслом и активной торговлей
тяготели к демократическим формам
государственного устройства. Демократический
строй как бы увенчивал интенсивную
экономику, динамичную социальную структуру
торгово-ремесленных полисов.
Государственный строй Спарты
был сформирован в результате преобразования военной
демократии в государственную организацию,
сохранявшую некоторые черты родоплеменной
организации власти. Это привело
к "ликургову строю", сложившемуся,
к VI в. до н.э. Историки рассматривают его
как переворот, связанный с окончанием
завоевания Мессении и установлением
илотии, потребовавшими консолидации
общины спартиатов путем уравнения их
в экономическом отношении и политических
правах, превращения ее в военный лагерь,
господствующий над массами порабощенного
населения.
Во
главе государства стояли два
архагета, их часто называют царями.
Власть архагетов, в отличие от
власти родоплеменных вождей, стала
наследственной. Каждые 8 лет проводилось
гадание по звездам, в результате
которого архагеты могли быть преданы
суду или отстранены от должности.
Но в целом положение
архагетов было почетным. Они
получали большую часть военной
добычи, совершали жертвоприношения,
входили в состав совета старейшин,
осуществляли суд по некоторым
делам, имевшим значение для
всей общины. Первоначально наиболее
полной была военная власть
архагетов.
Им подчинялось войско, в походах
они пользовались правом жизни
и смерти. Однако в дальнейшем
и их военные полномочия были
существенно ограничены.
Совет старейшин (герусия), как
и архагеты, - органы власти,
унаследованный от родоплеменной
организации. В состав герусии
входило 28 геронтов, пожизненно избираемых
народным собранием из знатных
спартиатов, достигших 60-летнего
возраста. В герусию входили
и оба вождя.
Первоначально герусия рассматривала
вопросы, выносившиеся на обсуждение
народного собрания, и тем самым
имела возможность направлять
его деятельность. Со временем
полномочия герусии расширились.
В случае несогласия геронтов
и вождей с решением народного
собрания они могли воспрепятствовать
ему, покинув собрание. Герусия
участвовала в переговорах с
другими государствами, рассматривала
уголовные дела о государственных
преступлениях и вела судебные
процессы против архагетов.
Первоначально собрание созывали
вожди, они же в нем председательствовали.
Выступать в народном собрании
могли только должностные лица
или послы иностранных государств, участники
же собрания лишь заслушивали выступления
и голосовали. Голосование проводилось
криком, а в спорных случаях участники
собрания расходились в разные стороны.
Созыв народного собрания (кроме
чрезвычайных) производился раз
в месяц. На собрании принимались
законы, избирались должностные
лица, решались вопросы войны
и мира, союза с другими
государствами, рассматривались
вопросы о наследовании должности
вождя, определялось, кому из
вождей возглавлять войско в
походе и т.д. В решении всех
этих вопросов роль собрания
в силу существовавшей в нем
процедуры была меньшей, чем
роль народного собрания в
Афинах. Но все же, преуменьшать
ее не следует. Право избрания
должностных лиц, право отклонять
внесенные ими предложения позволяли
ему если не контролировать
их, то, во всяком случае, оказывать
на них влияние, заставлять
считаться с собой. Только
к IV в. до н.э. оно становится
пассивным, и роль его падает.
Эфоры в Спарте появились
с VIII в. до н.э. в результате
острых конфликтов между родоплеменными
вождями и родовой аристократией.
Последняя, получавшая большую
долю военной добычи и возможность
угнетать свободных общинников,
стремилась ограничить пожизненную
власть вождей властью избираемых
на определенный срок представителей
аристократии. Ими стали пять
эфоров. Они избирались из "достойных"
на один год, действовали
единой коллегией, принимавшей
решения большинством голосов.
Первоначально эфоры считались
как бы помощниками архагетов
и осуществляли судебное рассмотрение
дел по имущественным спорам.
С середины VI в. до н.э. власть
эфоров заметно возросла. Они
поставили под свой контроль
архагетов - в походе их сопровождали
два эфора. Эфоры получили право
созывать герусию и народное
собрание и руководить их деятельностью.
Вместе с герусией они
могли предотвратить принятие
народным собранием неугодного
им решения. К ним перешло
руководство внешними сношениями
Спарты и внутреннее управление
страной, наблюдение за соблюдением
спартиатами установленных порядков,
суд над ними и наказание
их, объявление войны и мира, контроль
над деятельностью остальных
должностных лиц. Деятельность
самих эфоров практически
не контролировалась - они отчитывались
только перед своими преемниками.
Особое положение эфоров подчеркивалось
и их правом не участвовать в общих сисситиях
и иметь собственный стол.
Господствующий класс Древней
Спарты составляли спартиаты,
главной обязанностью которых
являлось несение военной службы.
Единство спартиатов было обеспечено
путем уравнения их в экономических
и политических правах. Первое
было достигнуто путем наделения
спартиатов равными земельными
наделами (клерами), которые нельзя
было продать, подарить или
завещать. Что касается политических
прав, то все спартиаты, достигшие
30 - летнего возраста, имели право
участвовать в народном собрании,
которое называлось «апелла».
Апелла, равно как и другие
органы власти Древней Спарты
– герусия (совет старейшин)
и архагеты, были унаследованы
от родоплеменной организации.
Во главе государства стояли
два архагета, власть которых
являлась наследственной. Архагеты
были наделены, прежде всего, военной
властью, а также совершали
жертвоприношения, вершили суд и
входили в состав герусии. Герусия
– это совет старейшин, который
избирался народным собранием
из знатных спартиатов. Герусия
состояла из 28 геронтов и 2 архагетов.
Герусия предварительно рассматривала
вопросы, которые выносились на
народное собрание, и тем самым
имела возможность влиять на
решение этих вопросов. Герусия
участвовала в переговорах с
другими государствами, руководила
деятельностью должностных лиц,
решала вопрос о гражданстве,
рассматривала дела по политическим
преступлениям и имела право
суда над архагетами. К компетенции
народного собрания относились
вопросы войны и мира, союза
с другими государствами, избрание
должностных лиц, принятие законов,
а также вопрос о наследовании
должности архагета. Решения принимались
криком, который истолковывала герусия.
Со временем власть апеллы
была ограничена правом герусии
и архагетов распускать собрание
за решение, неверное с точки
зрения традиции. Таким образом,
форма правления, утвердившаяся
в Спарте в этот период, получила
определение «аристократической
республики». Особенностью государственного
строя Древней Спарты явилось
сохранение элементов военной
демократии.
Основные этапы становления
Афинской демократии
Афинское государство возникло
на территории Аттики (область
Греции), которую населяло в
конце II тысячелетия до н.э.
четыре племени, каждое из
которых имело свое народное
собрание, совет старейшин и выборного
вождя - базилевса. Переход к
производящей экономике с индивидуализацией
труда привел к разделу общинной
земли на участки с наследственным
семейным владением, к развитию
имущественной дифференциации и
постепенному выделению родовой
верхушки и обнищанию массы
свободных общинников, многие из
которых превращались в фетов
- батраков или за долги попадали
в рабство. Эти процессы ускорялись
благодаря развитию ремесла и
торговли, чему благоприятствовало
приморское положение Афин. Богатые
семьи стали первыми собственниками
рабов, в которых обращали военнопленных.
К началу I тысячелетия до н.э.
рабовладение было распространенным
явлением, хотя эксплуатация
рабского труда еще не стала
основой общественного производства.
Рабы были заняты главным образом
в домашнем хозяйстве, ремесле,
реже на полевых работах. Наряду
с ними трудились и их хозяева,
хотя рабы выполняли наиболее
тяжелые работы. Только со временем
рабский труд станет преобладать,
а рабовладельцы, прежде всего
крупные, перестанут участвовать
в производительном труде. Родоплеменная
организация власти начинает
приспосабливаться к обеспечению
интересов не только ее членов,
но и богатеющей верхушки свободных,
к эксплуатации рабов. В народном
собрании возрастает влияние
знатных родов, из их представителей
формируется совет старейшин
и избираются базилевсы. Первобытное
общество превращается в политическое
общество, часто называемое военной
демократией. Но и оно, сохраняя
традиции родоплеменной организации
власти, не было способно разрешить
или хотя бы умерить развившиеся
в обществе антагонизмы между
складывающимися классами рабов
и свободных, между рядовыми
общинниками и родоплеменной
верхушкой. Важную роль сыграли
и внешние факторы осуществования.
Расцвет афинской демократии, которая
сложилась в форме демократической
республики, приходится на V – IV вв.
до н.э. Высшим законодательным
органом афинской республики
являлось народное собрание –
экклесия.
Высшим исполнительным органом
стал Совет пятисот, члены которого
назывались булевтами. Главными
должностными лицами в Афинах
были стратеги и архонты. Коллегия
десяти стратегов выполняла военные
и дипломатические функции, а
также вершила суд по воинским
преступлениям. Коллегия архонтов
состояла из девяти человек.
Первым архонтом считался архонт
- эпоним, за которым сохранились
судебные функции по семейным
и наследственным делам. Вопросами
религиозного культа ведал архонт
- базилевс. Делами иностранцев занимался
архонт - полемарх. Высшим судебным
органом Афин была гелиэя. Некоторые
судебные функции сохранил ареопаг,
который рассматривал дела об
умышленных убийствах. Дела о
неумышленных убийствах рассматривались
судом эфетов. Гражданско - правовые
споры об имуществе рассматривал
суд диэтетов и коллегия сорока.
В основу замещения высших
должностей были положены такие
принципы, как выборность, срочность,
возмездность, подотчетность (перед
Советом пятисот и гелиэей), коллегиальность.
В результате этой победы в
Афинах возникло рабовладельческое
государство в форме демократической
республики. Афинская демократия
вступила в период своего расцвета.
Важную роль в этом сыграли
проведенные в середине V в. до
н.э. реформы Эфиальта и Перикла.
Но и после этих реформ существенную
роль в истории Афин играли
нараставшие противоречия между
различными социальными группами
свободных афинян. Все более углублявшаяся
имущественная дифференциация разделила
свободных граждан на две неравные
и фактически неравноправные
группы - небольшую группу богатых
рабовладельцев (землевладельцы, торговцы,
судовладельцы, ростовщики, хозяева
ремесленных мастерских) и основную
массу свободной бедноты (земледельцы,
ремесленники, моряки) и лишенных
собственных средств существования
люмпенов, живших за счет подачек
государства и богачей.
Государственный строй Афин в V-IV в.в.до
н.э.
Территорию Аттики (область Греции,
где впоследствии возникло Афинское
государство) населяло в конце
II тысячелетия до н.э. четыре
племени, каждое из которых
имело свое народное собрание,
совет старейшин и выборного
вождя - базилевса. Переход к
производящей экономике с индивидуализацией
труда привел к разделу общинной
земли на участки с наследственным
семейным владением, к развитию
имущественной дифференциации и
постепенному выделению родовой
верхушки и обнищанию массы
свободных общинников, многие из
которых превращались в фетов
- батраков или за долги попадали
в рабство. Эти процессы ускорялись
благодаря развитию ремесла и
торговли, чему благоприятствовало
приморское положение Афин. Богатые
семьи стали первыми собственниками
рабов, в которых обращали военнопленных.
К началу I тысячелетия до н.э.
рабовладение было распространенным
явлением, хотя эксплуатация рабского
труда еще не стала основой
общественного производства. Рабы
были заняты главным образом
в домашнем хозяйстве, ремесле,
реже на полевых работах. Наряду
с ними трудились и их хозяева,
хотя рабы выполняли наиболее
тяжелые работы. Только со временем
рабский труд станет преобладать,
а рабовладельцы, прежде всего
крупные, перестанут участвовать
в производительном труде.
В первую половину V в. до н.э.
Афины превращаются в одно
из ведущих государств греческого
мира. Этому способствовали победа
греческих государств в греко-персидских
войнах, интенсивное экономическое
развитие Афин и укрепление
в них демократического строя.
Гегемония Афин в союзе превратила
его в могущественную Афинскую
архэ - державу, беспощадно эксплуатировавшую
союзников, обогащавшуюся за их
счет и силой удерживавшую
их в союзе.