Демократия в Афинах и Спарте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 21:26, реферат

Описание работы

По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V—IV вв. до н. э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством (Афины) и полисы с олигархическим правлением (Спарта). Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было случайностью, временным стечением обстоятельств, а отражало, как правило, существенные различия в социально-экономических отношениях, сложившихся внутри этих полисов. Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного устройства. Демократический строй как бы увенчивал интенсивную экономику, динамичную социальную структуру торгово-ремесленных полисов.

Содержание работы

1. Организация власти и управления в Спарте…………………….1
2. Основные этапы становления афинской демократии …….6
3. Государственный строй Афин в V-IV в.в.до н.э…………..9

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь реферат по зарубежке в инет.docx

— 36.72 Кб (Скачать файл)

         Аттика была  разделена  на  10  территориальных фил, каждая  из которых включала  три   находящиеся  в  разных местах  территории (триттии) городскую,  прибрежную и земледельческую.  Они делились в свою очередь  на  демы. Такая  структура фил  подрывала политические позиции  земельной аристократии, так как  на первых двух территориях  преобладали торгово-ремесленные  слои рабовладельцев.

         Крестьянство было освобождено  от влияния древних  родовых   традиций,  на которых основывался  авторитет знати, доступ к участию  в политической позиции получили и  те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления населения.                                        

         Клисфен упразднил Совет четырехсот  и на основе вновь созданной  территориальной организации населения  учредил Совет пятисот, формировавшийся  из представителей 10 фил по 50 человек  от каждой.  Совет руководил   политической жизнью  Афин в  период между созывами народного  собрания и осуществлял исполнение  его решений. 

         Был  создан  еще один  орган  - коллегия десяти стратегов,  которая также комплектовалась  с  учетом  территориальной   организации населения: по одному  представителю от каждой филы. Первоначально стратеги  имели   лишь  военные  функции,  но  позднее  они  оттеснили  на второй план архонтов и  стали высшими должностными лицами  Афинского государства. С целью  предотвратить попытки аристократии  реставрировать  старые порядки  при Клисфене в практику народных  собраний была введена особая  процедура, получившая название  остракизма.  Ежегодно созывалось  народное собрание,  определявшее  голосованием, нет ли среди сограждан  таких лиц, которые являются   опасными для государства.

         Реформы Клисфена завершили длительный  процесс  становления государства  в Древних Афинах.

С именем Клисфена связано  введение “остракизма”, т.е. процедуры  изгнания граждан, опасных для государства (506 г. до н.э.). Дальнейшее развитие афинской демократии было связано с реформами  Эфиальта и Перикла в сер. V в. до н.э. В 462 г. до н.э. по инициативе Эфиальта ареопаг был лишен политической власти. С именем Перикла связана  и гражданская реформа, согласно которой полноправным гражданином  Афин признавался лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Зарождающаяся  после  Тесея  дифференциация  властных функций приводит к организации  органов  их  осуществления.  В  результате  постепенно возникает  специальный и постоянно действующий  аппарат осуществления  политической власти.  Параллельно идет процесс  приобретения этим аппаратом монополии  на власть над обществом. Монополизация  права на осуществление властных функций становится легитимным правом на использование принуждения. Политическая власть начинает осуществляться в форме  государственной власти, становится государственной властью, а аппарат  ее осуществления - государственным  аппаратом.                

                                     Заключение

Исходя из этого слудует, что Афинская демократия в период своего расцвета превратилась в политическую форму совместного господства свободных (рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Вместе с тем она  была и формой господства рабовладельцев над неимущими согражданами. Она стала и формой, в которой развивались противоречия между свободными - рабовладельцами, с одной стороны,  и мелкими производителями и люмпенами с другой.  Эти характерные черты афинской демократии отразились на ее государственном строе.               

         По своей сущности Афинское  государство являлось политической  организацией свободных  граждан,  обеспечивающей защиту их интересов  и повиновение огромной массы  рабов. По форме правления оно  представляло собой демократическую   республику,  в которой афинские  граждане пользовались равными  правами и могли принимать  активное участие в политической  жизни. Она окончательно сложилась  в V в. до н.э.  и просуществовала  (с некоторыми перерывами) до тридцатых  годов IV в. до н.э. 

      

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Список литературы:

1.     История государства  и права зарубежных стран : Учеб. для вузов: В 2 ч. Ч. 1 / Под  ред. Н. А. Крашенинниковой и  О. А.Жидкова. – М., 1999 С.106– 123.

2.     История государства  и права зарубежных стран : Обзорная лекция для студентов  специальности «Юриспруденция»  /сост. Н. Т. Кудинова Хабаровск  ТОГУ - ЦДОТ 2008 С.6-8.

3.     История государства  и права зарубежных стран : Курс лекций по специальности  «Юриспруденция» /сост. Н. Т. Кудинова  Хабаровск ТОГУ - ЦДОТ 2008 С.27-31.

4.     Графский  В.Г. Всеобщая история права  и государства : Учеб. для вузов.–  М., 2000. С. 148 – 161.

 

 


Информация о работе Демократия в Афинах и Спарте