Изменение внешнеполитического
положения Афин, их обогащение
повлекли за собой изменения
в социально-политических отношениях.
Эфиальт почти полностью лишил
ареопаг политической власти, передав
его основные функции народному
собранию, Совету пятисот и
гелиэе.
За ареопагом сохранились лишь
некоторые судебные и религиозные
функции. С именем Перикла связан
расцвет афинской демократии. При
нем потеряла значение цензовая
реформа Солона, поскольку возможность
замещения государственных должностей
была признана за всеми полноправными
гражданами. Для приобщения к
активной политической жизни малоимущих
граждан вводилось вознаграждение
за исполнение государственных
должностей.
Отходит в прошлое патриархальное
рабство. На смену ему идет
классическое, античное рабовладение.
Рабы, которые начинают рассматриваться
как простые орудия труда, превращаются
постепенно в основную производительную
силу. Государственные рабы эксплуатируются
преимущественно в рудниках и
каменоломнях, частные рабы - на
полях и в ремесленных мастерских
или сдаются внаем. Численность
рабов значительно возросла и
примерно в четыре раза превышала
число свободных афинян.
Противоречие между бесправными
рабами и рабовладельцами превратилось
в основное антагонистическое
противоречие афинского общества.
Обострились и противоречия
между афинскими гражданами
и метеками (поселившимися в Афинах
иностранцами), число которых
росло и достигло половины
численности афинян. Метеки,
занимавшиеся торговлей и ремеслом,
были существенно ограничены
в имущественных правах, полностью
лишены права участвовать в
политической жизни.
Основными органами Афинского
государства являлись: народное
собрание, Совет пятисот, гелиэя.
Они направляли и контролировали
деятельность должностных лиц.
Народное собрание - верховный орган
власти Афин. Оно собиралось сначала
десять, а позднее сорок раз
в год. При особых обстоятельствах
(неожиданное нападение врага,
стихийное бедствие) могло быть
созвано чрезвычайное "собрание
ужаса и смятения". Компетенция
народного собрания была обширной:
оно принимало законы,
издавало постановления по частным
вопросам (псефизмы), избирало должностных
лиц и производило проверку
их деятельности, решало вопросы
войны и мира, обсуждало продовольственное
положение страны и т.д. Специальные
собрания посвящались рассмотрению
просьб граждан и решению вопроса
об изгнании отдельных лиц
в порядке остракизма из пределов
государства.
В работе народного собрания
могли участвовать только полноправные
афинские граждане, достигшие
20-летнего возраста. Женщины
и метеки в народное собрание
не допускались. Как правило, редко
участвовали в его деятельности крестьяне,
занятые в своих хозяйствах, хотя начиная
с IV в. до н.э., за посещение собрания
полагалось вознаграждение. Для решения
даже самых важных вопросов требовалось
присутствие всего 6000 человек,
то есть примерно 1/5 всех полноправных
афинян.
Важным средством, использовавшимся
в целях обеспечения стабильности
законодательства, было право
любого участника собрания, сославшись
на незаконность предложенного
законопроекта, потребовать снятия
его с обсуждения или голосования
под угрозой привлечения автора
к суду. Кроме того,
председатель народного собрания
мог не ставить на голосование
те предложения, которые, с
его точки зрения, являлись незаконными.
Принятый народным собранием
законопроект становится законом
только в том случае, если
он не отвергался затем гелиэей.
В Совет пятисот (буле) входило
по 50 человек от каждой из десяти
территориальных фил. Члены совета
(булевты) избирались по жребию
на один год из граждан,
достигших 30 лет. К компетенции
Совета относились вопросы управления:
осуществление дипломатических
сношений с другими государствами,
управление финансами, надзор
за арсеналами, доками, флотом,
регулирование торговли, контроль
за должностными лицами. Последние
имели право выступать в
Совете и вносить на его
рассмотрение свои предложения.
Важнейшей функцией Совета было
предварительное обсуждение вопросов,
поступавших на рассмотрение
народного собрания, что позволяло
Совету направлять деятельность
последнего. Для ведения текущих
дел Совет был разделен на 10
комиссий (пританий), состоящих из 50
представителей одной филы. Комиссии
по очереди выполняли обязанности
Совета, ежедневно избирая по
жребию нового председателя Совета,
который во время работы
народного собрания являлся и
его председателем. В IV в. до
н.э. этот порядок был изменен:
председатель стал избираться
перед каждым заседанием Совета
(собрания). По окончании срока
службы каждый член Совета
пятисот отчитывался в своей
деятельности и мог быть привлечен
к ответственности.
Гелиэя была высшим судебным
органом государства и
состояла из 5000 судей и 1000 запасных:
по 600 человек от каждой из 10 территориальных
фил. Члены гелиэи
избирались по жребию на один
год из граждан, достигших
30 лет. В составе гелиэи функционировали
10 коллегий, в каждой из
которых было по 500 судей и 100
запасных. В целях предотвращения
возможных злоупотреблений коллегиям
было неизвестно, когда их призовут
к исполнению обязанностей. Это решалось
жеребьевкой в день суда. Гелиэя была судом
первой инстанции по делам о государственных
преступлениях и о злоупотреблениях
должностных лиц и апелляционной инстанцией
по делам, рассмотренным другими судами.
Она также осуществляла некоторые контрольные
функции и обладала важным правом отвергать
законопроекты, принятые народным собранием.
Важным этапом в длительном
процессе образования государства
в Афинах были реформы, связываемые
по традиции с именем легендарного
героя Тесея. Приписываемые ему
реформы - результат постепенных
изменений, происходивших в течение
ряда веков и завершившихся
к VIII в. до н.э. Одной из
таких реформ было объединение
(синойкизм) племен, населявших Аттику,
в единый афинский народ. В
результате синойкизма в Афинах
был создан Совет, управлявший
делами всех четырех племен. По
старой родоплеменной организации
был нанесен первый удар. Афинский
полис становится территориальной
формой политической организации
общества. Территориальная организация
общества настоятельно требовала
единообразного (независимого от
племенных различий) и, следовательно,
централизованного управления общественными
делами, гораздо более активного
регулирования развивающихся
социальных отношений. Ранее
достаточно монолитное родоплеменное
общество оказалось в сложном
положении. Еще сохранялись межродовые
и межплеменные распри. Но уже
возникали новые острые конфликты
в связи с усиливающейся имущественной
дифференциацией в Аттике. Эти
конфликты, наиболее отчетливо
проявившиеся в углубляющихся
противоречиях между свободными
афинянами и различными группами
неполноправного и зависимого
населения (феты, иностранцы, рабы
и т.д.), создавали почву для
формирования новых механизмов
власти. Возникла необходимость
в политической (государственной)
власти, стоящей над обществом
и способной стать, с одной
стороны, средством соглашения
и примирения, с другой - силой
подчинения и порабощения. Начало
этому было положено закреплением
не только социального, но и
политического неравенства между
свободными, их разделением (также
приписываемым Тесею) на эвпатридов
- благородных, геоморов - земледельцев
и демиургов - ремесленников. К
эвпатридам, родоплеменной верхушке,
перешло исключительное право
на занятие общественных должностей,
что вело к дальнейшему отделению
публичной власти от населения.
Геоморы и демиурги вместе
с торговцами и бедняками,
составлявшими большинство свободных,
постепенно отстранялись от непосредственного
активного управления общественными
делами. За ними сохранилось лишь
право участвовать в народном собрании,
роль которого в это время значительно
упала. Вместе с тем положение мелких
землевладельцев становилось все более
тяжелым. Они разорялись и вынуждены
были закладывать за долги земли. Наряду
с залогом земли возникала и долговая
кабала, по условиям которой неисправный
должник мог быть продан в рабство за границу.
Архонты и ареопаг. Эвпатриды, опираясь
на свое богатство и исключительное
право на занятие общественных должностей,
постепенно ограничивают власть
базилсвса, связанную с традициями
родовой демократии. Его функции переходят
к новым, выборным из эвпатридов
должностным лицам-архонтам. Поначалу
должность архонта была пожизненной,
затем ее ограничили десятилетним
сроком.
Растет экономическая роль богатой
торгово-ремесленной верхушки горожан,
по-прежнему отстраненной от власти.
Растет и число бедняков-фетов.
Все неустойчивее становится
положение средних и мелких
землевладельцев и ремесленников.
В результате в среде свободных
возникает целый комплекс противоречий
между богатыми и обедневшими
эвпатридами, все еще удерживающими
власть, и богачами из землевладельцев,
торговцев и ремесленников,
стремящимися к
власти и использующими
недовольство бедноты и средних
и мелких собственников. Эти
противоречия кристаллизовались как
противоречия между богатой родовой
аристократией и народом (демосом),
возглавляемым богачами.
Для смягчения этих противоречий
и сплочения всех свободных
в единый господствующий
класс требовались
глубокие социальные и политические
преобразования. Начало им положил
Солон, избранный архонтом в
594 году до н.э. Хотя Солон
был эвпатридом, он разбогател
на торговле и пользовался
доверием среди широких слоев
населения. Главной целью реформ
Солона было примирение интересов
различных враждующих группировок
свободных. Поэтому они носили
компромиссный, половинчатый характер.
Реформы Солона явились важным
этапом в образовании государства
в Афинах, и их результаты
можно сравнить с политической
революцией. Прежде всего Солон провел
сисахфию - долговую реформу, которая означала
прямое вмешательство в отношения
собственности. Задолженность бедняков
была аннулирована. Афиняне, попавшие
в рабство за долги, освобождались, а проданные
за долги за границу, - выкупались. Долговое
рабство в Афинах впредь отменялось. Сисахфия
посягала на интересы родовой знати
и была уступкой демосу. В то же время
Солон не выполнил важного требования
бедноты - не произвел передела земли,
хотя и установил максимальный размер
земельного владения. Но разрешив в интересах
богатых афинян свободную куплю-продажу
земли и дробление земельных владений,
он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание
бедноты. С именем Солона связана также
цензовая реформа, которая была
направлена на уничтожение наследственных
привилегий знати, замену привилегий
происхождения привилегиями богатства.
Солон закрепил деление граждан на четыре
разряда по имущественному признаку.
Самые богатые граждане были
отнесены к первому разряду,
менее богатые - ко второму
и т.д. Каждый разряд имел
определенные политические права:
общественные должности могли
занимать только граждане первых
трех разрядов, а должность
архонта (и, следовательно, члена
ареопага) только граждане первого
разряда. Бедняки, входившие
в низший, четвертый разряд,
этого права по-прежнему были
лишены. Но они могли участвовать
в народном собрании, роль
которого увеличивается. Собрание
стало вырабатывать законы,
избирать должностных лиц и
принимать от них отчеты.
Одновременно Солон сделал уступки
и бедноте, и эвпатридам, интересы
первых получили отражение в
создании нового судебного органа
- гелиэи, в которую мог
быть избран любой афинский
гражданин независимо от его
имущественного положения. В
интересах вторых был учрежден
новый орган управления - Совет
четырехсот, избиравшийся из граждан
первых трех разрядов по 100 человек
от каждого племени, где
еще сохранялись родовые традиции
и влияние эвпатридов.
Реформы нанесли удар по родовой
организации власти и привилегиям
родоплеменной аристократии. Они
были важным этапом формирования
политической организации в
Афинах.
Но компромиссный характер
реформ помешал разрешению острых
противоречий. Реформы вызвали недовольство
родовой аристократии и
не удовлетворили полностью демос.
Борьба между ними продолжалась
и привела через некоторое
время к установлению тирании
Писистрата. а затем его сыновей
(560-527 гг. до н.э.), которые закрепил
успехи демоса в борьбе с
аристократией и упрочили политичский
строй, созданный Солоном. Существовавшие
органы управления продолжали
фукционировать, но теперь уже
под контролем захватившего власть
тирана. Тираном в Афинах считался
незаконный правитель, не обязательно
устанавливающий жестокий режим.
Писистрат облегчил положение
мелких землевладельцев, предоставив
им кредит. Активная внешняя политика
и создание военного флота
привлекли на его сторону
афинских торговцев.
Большой размах строительства
общественных сооружений, украшавших
город, давал средства существования
бедноте. Немаловажную роль играло
и соблюдение действовавших в
Афинах законов.
Однако эти мероприятия
требовали все возрастающих
денежных средств, пополнение
которых возлагалось на богатых
афинян, что в конце концов
вызвало их недовольство. При
поддержке Спарты, опасавшейся
усиления Афин, тирания была свергнута.
Предпринятая вслед за этим
попытка аристократии захватить
власть закончилась неудачей.
Опираясь на бедноту, богатая
торгово-ремесленная верхушка афинских
рабовладельцев, возглавленная Клисфеном,
изгнала спартиатов и закрепила
свою победу новыми реформами.
Реформы Клисфена, проведенные в
509 году до н.э., ликвидировали
в Афинах последние остатки
родового строя. Они уничтожили
старое деление населения на
четыре племени.