Демонтаж режима апартеида в ЮАР. Создание многорасового демократического общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 14:11, контрольная работа

Описание работы

Режим апартеида в Южной Африке был фактически последним оплотом колониализма на нашей планете. Особый характер южноафриканской модели колониализма, когда и угнетающее белое меньшинство, и угнетенное черное большинство жили на одной территории, определял необычайную остроту конфликта. И только соединенные усилия демократических сил внутри Южной Африки и практически всех государств-членов ООН позволили ликвидировать систему расизма и расовой дискриминации в ЮАР. Антиапартеидная борьба в Южной Африке с середины 1970-х и до начала 1990-х годов постоянно находилась в центре внимания мирового сообщества. Прекращение существования режима апартеида в результате всеобщих выборов в апреле 1994 года стало событием поистине исторического масштаба.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЖИМА АПАРТЕИДА В ЮАР……………………..5
1.1. Истоки апартеида…………………………………………………………5
1.2. Официальное установление режима…………………………………….7
2. РАЗРУШЕНИЕ РЕЖИМА АПАРТЕИДА…………………………………..12
2.1. Борьба за ликвидацию апартеида в 1950—1980-е гг…………………..12
2.2. Реформы Фредерика де Клерка ....……………………………………...18
2.3. Последствия режима апартеида………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….26

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 89.43 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ

 

Контрольная работа

Демонтаж режима апартеида в ЮАР. Создание многорасового демократического общества.

 

Студентки IV курса

Направления подготовки

 «История.Обществознание»

Петаевой Полины Владимировны

 

 

Научный руководитель:

Кандидат исторических наук, доцент

Кобзев Александр Викторович

 

Ульяновск 2015

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЖИМА АПАРТЕИДА В ЮАР……………………..5

    1.1. Истоки апартеида…………………………………………………………5

    1.2. Официальное установление режима…………………………………….7

2. РАЗРУШЕНИЕ РЕЖИМА АПАРТЕИДА…………………………………..12

2.1. Борьба за ликвидацию апартеида в 1950—1980-е гг…………………..12

2.2. Реформы Фредерика де Клерка ....……………………………………...18

2.3. Последствия режима апартеида………………………………………...20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….26

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Режим апартеида в Южной Африке был фактически последним оплотом колониализма на нашей планете. Особый характер южноафриканской модели колониализма, когда и угнетающее белое меньшинство, и угнетенное черное большинство жили на одной территории, определял необычайную остроту конфликта. И только соединенные усилия демократических сил внутри Южной Африки и практически всех государств-членов ООН позволили ликвидировать систему расизма и расовой дискриминации в ЮАР. Антиапартеидная борьба в Южной Африке с середины 1970-х и до начала 1990-х годов постоянно находилась в центре внимания мирового сообщества. Прекращение существования режима апартеида в результате всеобщих выборов в апреле 1994 года стало событием поистине исторического масштаба.

С учетом остроты и продолжительности освободительной борьбы в Южной Африке свержение режима апартеида продолжает привлекать внимание российских и зарубежных исследователей. Тем более, что ЮАР представляет собой один из наиболее успешных в современной истории примеров перехода от жесткой системы управления к демократии. Вопреки широко распространенным в конце 1980-х – начале 1990 гг. предположениям, что Южную Африку ожидает кровопролитная гражданская война, демократические силы ЮАР при поддержке мирового сообщества сумели добиться политического урегулирования и ликвидации системы апартеида через всеобщие выборы.

Тема является достаточно хорошо изученной. Существует множество работ по данной проблематике. Например, в работе Л.А. Дёмкиной и И.В. Черкасовой «Режим ЮАР - преступление против человечества»  рассказывается об исторических корнях апартеида, о жесточайшем расовом и социальном угнетении в Южно-Африканской Республике, внутренних противоречиях режима апартеида. В монографии историка Д. Жукова «Апартеид: История режима» анализируются различные аспекты становления и развития режима апартеида, провозглашенного правящей Национальной партией в 1948 году и просуществовавшего фактически до избрания первого черного президента Нельсона Манделы. Так же я использовала материалы статьи Терешкина Д.В. « Механизм устранения режима апартеида в ЮАР (1946-1990)», в котором говориться о процессах и механизмах устранения режима апартеида.

  Целью моей работы является попытка составить целостное представление о политике апартеида, его демонтаже и создании многорассового демократического общества в ЮАР.     Эта цель обусловила постановку в нашем исследовании следующих задач:

- осветить корни апартеида;

- определить основные принципы  апартеида;

- - проследить процесс разрушения режима апартеида

- проанализировать последствия  ЮАР после отказа от политики  апартеида.

Объектом исследования является демонтаж апартеида в ЮАР, создание многорассового демократического общества.

Предметом – особенности политики апартеида и его краха.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического  списка и приложений. первая глава посвящения формирования политики апартеида. Во второй главе рассмотрен процесс разрушения данной политики и созданию многорассового демократического общества.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЖИМА АПАРТЕИДА В ЮАР 

 

      1. Истоки апартеида.  

 

 Еще в XVII в. вслед за португальцами в Южную Африку пришли голландцы. В 1652 г. ими был основан Кейптаун. Поначалу голландцам противостояли только готтентоты, народы банту пришли на юг Африки лишь в XVIII в. Уже в те времена были попытки не допустить смешения рас, в Африку специально привозили девушек из сиротских домов Голландии.

Впоследствии голландцам пришлось подчиниться французам. Потом их стали теснить англичане. В 1930-е гг. голландские поселенцы переместились на Север и основали две республики в районе рек Оранжевая и Вааль.

К середине XIX в. англичане укрепились в Капской колонии и в Натале, а когда в Южной Африке были открыты месторождения алмазов, стали продвигаться в направлении бурских владений. Это давление еще больше усилилось после того, как в 1980-е гг. там были открыты месторождения золота. Постоянные конфликты с бурами вылились в англо-бурскую войну 1899—1901 гг., в которой Англия сумела одержать победу, но, тем не менее, была вынуждена в 1906—1908 гг. предоставить бурским республикам самоуправление и даже право создавать собственный парламент.

В 1910 г. две бурские республики и две английские колонии (На-таль и Капская) образовали независимый доминион — Южно-Африканский Союз (ЮАС)1. Однако противостояние буров и англичан сохранилось, буры по-прежнему противились распространению британской культуры и языка. Особенно их возмущало более лояльное отношение англичан к местному африканскому населению. В своих колониях Англия еще в 1863 г. предоставила цветным жителям от смешанных браков с белыми право участвовать в выборах; в бурских же республиках в парламентах участвовали только представители белых. Противоборство буров и англичан продолжалось всю первую половину XX в., выливаясь порой в мятежи буров (в период Первой Мировой войны и в 1939 г.).

В то время местное африканское население воспринималось большинством белых лишь как дешевая рабочая сила, подверженная к тому же социальной деградации. Численно черные превосходили белых в 3 раза. В 1912 г. был основан Южно-Африканский туземный национальный Конгресс, позднее преобразованный в Африканский национальный Конгресс (АНК). Его лидеры стремились найти место черных в структуре общества, не разрушая его основ, поэтому поначалу использовались исключительно ненасильственные методы борьбы2.

С первых же лет существования ЮАС там принимались законы, призванные обеспечить раздельное существование рас, апартеид.

Закон «О цветном барьере» 1911 г. запретил принимать африканцев на квалифицированную работу в горнодобывающей промышленности и объявил незаконными стачки африканских рабочих. Закон 1913 г. «О землях туземцев» закрепил за белыми 87% земель и запретил африканцам приобретать землю в этих районах; этот закон был ужесточен в 1936 г.

Закон 1923 г. «О туземных городских зонах» создал отдельные африканские районы для проживания в городах. Закон, принятый в 1925 г., лишал африканцев права заключать с предпринимателями коллективные договоры. Закон 1927 г. «О борьбе с безнравственностью» категорически запретил браки, и даже сексуальные связи между белыми и небелыми.

По закону 1928 г. правительство получило право определять племенные границы, переселять людей, контролировать африканские суды и земледелие. Наконец в 1940 г. «Закон о туземных делах» ввел отдельные политические структуры для африканцев: возникла Конференция туземных вождей, назначаемых правительством. Ею руководила специальная комиссия по туземным делам, состоявшая только из белых.

В 1914 г. генерал Джеймс Герцог основал Националистическую партию. С 1924 по 1939 г. он был премьер-министром ЮАС; с 1933 г. Националистическая партия вступила в коалицию с Объединенной партией Яна Крисчена Смэтса. Когда в Европе началась война, Д. Герцог вышел из правительства и Националистическая партия перешла в оппозицию.

Правительство возглавил Ян Смэтс. В начале 1942 г. он публично провозгласил отказ от дальнейшей расовой сегрегации, но уже в 1943 г. был принят «Закон об ограничении передвижений», который запретил индийцам переселяться в районы для белых. Затем он распространил сегрегацию и на цветных жителей. В 1943 г. было создано специальное Министерство по делам цветных3.

 

      1. Официальное установление режима.

В мае 1948 г. на первых после войны парламентских выборах Националистическая партия одержала победу. Ее лидер Д.Ф. Малан стал премьер-министром.

 Сегрегация постепенно трансформировалась в апартеид, он с того времени стал официальным политическим курсом.

Сразу же была принята серия основополагающих законов. «Закон о запрете смешанных браков» (1949) категорически запрещал браки белых даже с цветными и индийцами. В 1950 г. принят «Закон о регистрации населения»: в паспортах предписывалось обязательно указывать расу и этническую группу.

В том же 1950 г. принят «Закон о расселении по расовым группам»: началось выселение африканцев из городов, разрушение их жилищ; черным выдавались лишь временные разрешения на жительство в городах. По «Закону о расселении коренных жителей» (1954) африканцам запрещалось иметь земельную собственность в городах. Позднее, по закону 1963 г., любой африканец мог быть выселен из города, независимо от срока проживания в нем. «Закон о труде» (1953) подтверждал запрет на создание профсоюзов и проведение забастовок. «Закон об образовании банту» (1953) закреплял специфическую систему образования для африканской общины: из африканцев должны были готовиться либо чернорабочие, либо сельские жители, которым надлежало жить на специально отведенных территориях.

Еще в 1950 г. в ЮАС был принят «Закон о подавлении коммунизма». Поскольку право определять принадлежность к коммунистам предоставлялась министру внутренних дел, то закон стал инструментом пресечения любой оппозиции: в парламенте, профсоюзах, учебных заведениях, прессе4. Впервые государство восстановило против себя значительную часть белой общины.

В начале 1960-х гг. в Южной Африке были приняты законы о поправках к общему законодательству. Они ограничили права граждан в отношениях с властями, ввели практику содержания под домашним арестом и задержания подозрительных лиц на неопределенное время.

Политика апартеида основывалась на насилии и обмане. Тюрьмы заполнялись осужденными, полиция действовала предельно жестко, в стране проводились казни, велась слежка за оппозицией, действовала строгая цензура. Южная Африка все больше превращалась в полицейское государство. Когда в 1956 г. премьер-министром ЮАС стал И. С Стрийд, он вообще перестал следовать букве закона.

Ту же политику продолжил его преемник Х.Ф. Фервуд, ставший премьер-министром в 1958 г. и остававшийся на этом посту до 1967 г.

Х.Ф. Фервуд по праву считается главным идеологом апартеида. Интеллектуал, он родился в Голландии, получил образование в Германии, стал университетским профессором в Южной Африке. Еще в 1950 г. Х.Ф. Фервуд был министром по туземным делам; именно он стоял у истоков стратегической идеи апартеида — бантустанов.

По «Закону о властях банту» (1951) в стране создавался институт вождей, назначаемых правительством и получавших от него жалованье. В 1959 г. принят «Закон о развитии самоуправления банту»: предполагалось объединить 264 африканские резервации (по этническим группам) в10 бантустанов — на эти цели отводилось 13% земель. Со временем они должны были получить «независимость» со всеми необходимыми атрибутами. Разумеется, никакой речи о подлинной независимости идти не могло. Выборы, как и практически все аспекты экономической, политической и социальной жизни бантустанов, жёстко контролировались центральным «белым» правительством. В этих целях существовал институт представителей правительства, которые реально управляли жизнью бантустанов. Репрессивные органы и вооружённые силы этих псевдогосударств находились под полным контролем белых офицеров. И в экономическом отношении бантустаны были практически нежизнеспособны, ибо под их территорию были выделены наиболее бедные районы страны, со скудными почвами, лишённые полезных ископаемых и современной промышленности5.

Вот эти бантустаны и представляли собой главную несущую конструкцию системы апартеида. Именно они составляли основу так называемого «большого апартеида», тогда как внешние признаки расовой дискриминации - автобусы, пляжи, скамейки «только для белых» и другие аналогичные формы дискриминации - назывались «малым апартеидом».    

Разумеется, создание столь сложной системы было подчинено, прежде всего, экономическим целям - сохранению полного контроля белого меньшинства над природными и человеческими ресурсами Южной Африки для их использования в интересах белого населения.

Не приходится говорить и о том, что столь несправедливое государственное устройство, превращающее основную массу населения в людей второго сорта, лишенных политических, экономических и социальных прав, могло существовать только в условиях жёсткого подавления всех форм сопротивления. В этих целях режим апартеида создал мощный военно-полицейский аппарат.

Свое идеологическое обоснование система апартеида получала от Датской реформаторской церкви, которая обосновывала коренные различия между «богоизбранными» белыми и чёрными жителями Южной Африки. Её приверженцами в основном являлись африканеры - потомки первых белых поселенцев - выходцев из Голландии.

Информация о работе Демонтаж режима апартеида в ЮАР. Создание многорасового демократического общества