Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 14:11, контрольная работа
Режим апартеида в Южной Африке был фактически последним оплотом колониализма на нашей планете. Особый характер южноафриканской модели колониализма, когда и угнетающее белое меньшинство, и угнетенное черное большинство жили на одной территории, определял необычайную остроту конфликта. И только соединенные усилия демократических сил внутри Южной Африки и практически всех государств-членов ООН позволили ликвидировать систему расизма и расовой дискриминации в ЮАР. Антиапартеидная борьба в Южной Африке с середины 1970-х и до начала 1990-х годов постоянно находилась в центре внимания мирового сообщества. Прекращение существования режима апартеида в результате всеобщих выборов в апреле 1994 года стало событием поистине исторического масштаба.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЖИМА АПАРТЕИДА В ЮАР……………………..5
1.1. Истоки апартеида…………………………………………………………5
1.2. Официальное установление режима…………………………………….7
2. РАЗРУШЕНИЕ РЕЖИМА АПАРТЕИДА…………………………………..12
2.1. Борьба за ликвидацию апартеида в 1950—1980-е гг…………………..12
2.2. Реформы Фредерика де Клерка ....……………………………………...18
2.3. Последствия режима апартеида………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….26
В этих же целях функционировал мощный информационно-пропагандистский аппарат, который расхваливал достоинства системы раздельного развития, а также запугивал белых южноафриканцев «чёрной» опасностью и доведённой до абсурда мнимой угрозой коммунистического захвата Южной Африки (по законам ЮАР любое проявление сопротивления системе апартеида квалифицировалось как «пособничество коммунизму» и наказывалось тюремным заключением). Жёсткость контроля над СМИ была доведена до такой степени, что в прессе запрещалась публикация фотографий Нельсона Манделы и других лидеров Африканского Национального конгресса (АНК), находившихся в пожизненном заключении.
Такое политическое устройство ЮАР получило определение «колониализм особого типа». В «классической» схеме колониализма угнетающая нация живет на отдельной территории от угнетаемой нации, как правило, на другом континенте - в Европе. Примерами классического колониализма были империи Великобритании, Франции и Португалии, а также более мелкие колониальные державы: Бельгия, Голландия, Италия. Особенностью Южной Африки было то, что и господствующая, и угнетаемая нации жили на одной территории.
Первые сомнения в отношении оправданности тактики исключительно ненасильственных действий зародились у лидеров АНК в 1948 г., сразу после победы на выборах Националистической партии. В 1955 г. на съезде АНК в Кейптауне была принята «Хартия свободы», в поддержку требований которой прошли забастовки. Власти обвинили лидеров АНК в государственной измене и арестовали сразу 156 человек.
В 1957 г. последовал массовый
бойкот африканцами автобусов; все чаще
стали происходить насильственные акции6. В 1959 г. от АНК отделилась одна
из фракций — Панафриканский Конгресс во
главе с Робертом Собукве. Она и стала
пропагандировать
На Западе многие полагали, что апартеид обречен на исчезновение в ближайшем будущем. Эта мысль прозвучала, например, в речи Гарольда Макмиллана в Претории 3 февраля 1960 г. Но уже 21 марта 1960 г. Панафриканский Конгресс организовал массовые выступления африканцев в Шарпевиле7. Дело закончилось стычкой с полицией, в результате которой были убиты 62 человека. Это событие вызвало большой резонанс в мире: многие лидеры осудили события в Шарпевиле. В самой Южной Африке тысячи человек были арестованы, введено Чрезвычайное положение. Началось бегство капиталов из страны.
Тем не менее, основные лидеры АНК — вождь Альберт Лутули (будущий лауреат Нобелевской премии мира), Нельсон Мандела, Уолтер Сисулу — продолжали придерживаться прежней тактики ненасильственных действий. В 1961 г. была проведена трехдневная забастовка, начались приготовления к массовой акции неповиновения.
Тем временем власти объявили АНК и Панафриканский Конгресс вне закона, большинство лидеров были арестованы. В 1961 г. АНК создает свою боевую организацию — «Умконто э сизве» («Копье нации»). В 1962 г. военизированную организацию «Поко» создает и Панафриканский Конгресс8. Их лидеры были арестованы и приговорены судом в 1963 г. к тюремному заключению. Нельсону Манделе как одному из лидеров АНК было суждено провести в тюрьме 26 лет.
Расовая политика правительства Южной Африки осложнила ее международное положение. После событий в Шарпевиле члены Британского содружества вынудили только что провозглашенную в 1961 г. Южно-Африканскую Республику (ЮАР) выйти из состава содружества.
Еще на сессии 1952 г. в рамках ООН была создана специальная комиссия по рассмотрению проблем расовых взаимоотношений в Южной Африке. В 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН осудила политику апартеида, а в 1962 г. предложила всем членам ООН порвать с ЮАР дипломатические отношения и объявить ей экономический бойкот. В августе 1963 г. Совет Безопасности ООН призвал к бойкоту поставок оружия и военного снаряжения в Южную Африку9.
В 1960-е гг. давление международного сообщества путем действенного экономического и военного бойкота ЮАР нарастало, но призывы африканских государств, предпринять более радикальные меры, воспринимались прохладно и в США, и в Великобритании. США были в большей мере озабочены проблемами Индокитая. Великобритания же имела в Южной Африке определенные экономические интересы: ее капиталовложения в ЮАР превышали 1 млрд. ф. ст., 2/3 южноафриканского золота поступало, прежде всего, на лондонский рынок. Кроме того, британский экспорт в ЮАР составлял около 150 млн. ф. ст. Очевидно, на Великобританию оказывали сдерживающее влияние еще несколько факторов, в частности вероятность ответных мер в отношении зависимых от нее территорий (Басутоленд, Свазиленд, Бечуаналенд). Были большие сомнения и в эффективности экономической блокады, поскольку экономически Южная Африка развивалась вполне самостоятельно и представляла собой серьезную силу.
Как известно, там находятся крупные месторождения золота, алмазов, каменного угля, марганца, меди, сурьмы, асбеста, хрома, железной руды, платины, фосфатов, олова, цинка, титана, урана и многих других полезных ископаемых. Начиная с 1962 г. в Южной Африке наблюдался бурный экономический подъем, который продолжался вплоть до 1972 г., когда появился такой мощный дополнительный стимул к развитию, как резко возросшие цены на золото.
С 1967 г. правительство ЮАР возглавляет Б.Й. Форстер. Он несколько меняет внешнюю политику: уговаривает Я. Смита в Южной Родезии пойти на мировую с англичанами и на переговоры с местными африканскими лидерами. В 1970 г. Форстеру удалось найти поддержку у некоторых лидеров африканских государств; Англия снимает запрет на продажу оружия ЮАР.
1970-е гг. имели противоречивые последствия для ЮАР. С одной стороны, рухнули португальские колонии в Анголе и Мозамбике, а также режим белого меньшинства в Южной Родезии. С другой стороны, разрушен единый фронт африканских государств в противостоянии ЮАР. Малави, Ботсвана и Замбия официально не участвовали в бойкоте ЮАР; другие африканские страны его нарушали. Что, впрочем, не удивительно, если учесть экономический вес Южной Африки. «Конфронтация» между независимой Африкой и режимом Южной Африки зачастую носила чисто символический характер. Когда в 1972 г. ОАЕ объявила ЮАР экономический бойкот, треть всех рабочих в Южной Африке была из соседнего Мозамбика. Приток рабочей силы из стран Африки постоянно возрастал, чему способствовал неуклонный рост заработной платы в ЮАР, в то время как в независимых государствах Африки она снижалась. Правительства Мозамбика, Замбии, Малави, Ботсваны сознательно стремились увеличивать экспорт рабочей силы в Южную Африку, хотя и считались «прифронтовыми государствами».
Экономическое положение ЮАР значительно улучшилось в результате бурного роста цен на золото: с 1972 до 1980 г. цены выросли в 10 раз. Это давало дополнительную прибыль в размере 1 млрд. долл. ежегодно и обеспечивало Южную Африку фондами для увеличения капиталовложений.
В середине 1970-х гг. на территории ЮАР создано 4 бантустана: Транскей, Сискей, Венда и Бапутотсвана. Но сама идея бантустанов официально осуждена ООН в 1975 г. - никто так и не признал их в качестве «независимых государств»10.
Международный имидж Южной Африки был негативен: в 1976 г. жестоко подавлены массовые выступления негритянского населения в Соуэто11; в 1977 г. полицией убит лидер движения «Черное самосознание» Стив Бико. Это были опасные симптомы ужесточения конфликта между двумя общинами.
Наметилось и ухудшение отношений с США: американцев настораживали наращивание военной мощи ЮАР, подготовка к испытаниям ядерного оружия в пустыне Калахари в 1977 г.
В 1978 г. Форстера сменил президент Питер Бота, который слыл более либеральным политиком. Он стал проводить политику отмены «мелочного апартеида»: дискриминации в футбольных командах, системе образования; заигрывать с некоторыми представителями африканской буржуазии, с вождем зулусов Мангосуту Бутелезе, возродившим в 1975 г. партию «Инката». Бутелезе стремился к переговорам о ненасильственном урегулировании взаимоотношений с белыми, но он не имел полномочий говорить от имени всей африканской общины12.
Совершив поездку по бантустанам, П.Бота убедился, что это тупиковый путь и дальнейшее существование их утратило всякий смысл. Он попытался было воскресить давнюю мечту ЮАР о создании союза государств Южной части Африки, но африканские страны с подозрением относились к предложению экономически мощной ЮАР. Они образовали свой Координационный совет по развитию части Южной Африки (САДКК).
В начале 1980-х гг. ЮАР расходовала на оборону свыше 6% своего ВНП; в сравнении с некоторыми странами Африки это было немного — те расходовали на вооруженные силы до 20—25% ВНП, — но тем не менее бремя военных расходов было ощутимым. Постоянно находиться в конфронтации с большинством стран мира было далее невозможно.
С 1983 г. постепенно ухудшается экономическое положение страны: показатели роста ВНП снижаются, инфляция растет, приток иностранных инвестиций прекратился, валютные резервы истощились.
3 сентября 1984 г. в ЮАР введена новая Конституция, которая установила трехпалатный парламент: для белых — 178 депутатов, для цветных — 85 депутатов и для индийцев — 45 депутатов. Не представлено лишь чернокожее население страны, ему обещано участие в органах местного самоуправления13.
Эти конституционные реформы вызвали критику со стороны радикально настроенной части белой общины и были полностью отвергнуты африканским большинством. Активизировалась деятельность находившейся в подполье АНК, огромную роль стал играть созданный в августе 1983 г. Объединенный демократический фронт (ОДФ) — общественная организация с участием всех рас и групп населения.
Президент П. Бота колебался: в 1985 г. он объявил о смягчении норм апартеида, регулирующих отношения между полами и порядок вступления в брак, собирался передать африканцам полномочия в сфере местного управления, но категорически возражал против их допуска в верхние эшелоны власти.
В 1985 г. за пределами ЮАР состоялась встреча деловых кругов Южной Африки с представителями АНК, это означало поворот в сознании белой общины.
В конце 1985 г. создан Конгресс южноафриканских профсоюзов, который стал активной силой в борьбе с апартеидом.
В то же время правительство П.Боты встало на путь репрессий, пыталось нанести удары по базам АНК в соседних странах, усилило цензуру, полиция проявляла жестокость в подавлении выступлений. Широкий международный отклик находила активность религиозных организаций ЮАР, англиканский архиепископ Десмонт Туту, глава Южноафриканского Совета церквей, стал лауреатом Нобелевской премии мира. В феврале 1988 г. правительство ЮАР запретило деятельность ОДФ и других легальных организаций оппозиции, но было уже поздно.
Изменилась международная ситуация: в сентябре 1986 г. американский сенат принял резолюцию об экономических санкциях против ЮАР и преодолел наложенное на нее президентское вето. Был введен запрет на все американские капиталовложения в ЮАР, импорт текстиля, стали, урана, угля, золота и сельскохозяйственных продуктов. Лишилась ЮАР и другого покровителя — Великобритании. Маргарет Тэтчер, негативно относившаяся к АНК, в 1989 г. оказалась в одиночестве на конференции стран Содружества, когда попыталась выступить против ужесточения экономических санкций14.
Во второй половине 1980-х гг. Южная Африка была на грани взрыва. Меняются и настроения в белой общине. 6 сентября 1989 г. президентом ЮАР избран Фридерик де Клерк, которому суждено было стать могильщиком апартеида.
2.2. Реформы Фредерика де Клерка
Фредерик де Клерк стал лидером Националистической партии только 2 февраля 1989 г., а уже 8 июля встретился в тюрьме с Нельсоном Манделой и провел с ним переговоры. Сразу же после избрания президентом ЮАР он освободил Уолтера Сисулу и других политических заключенных, отменил чрезвычайное положение, разрешил легальную деятельность ИНК и других африканских организаций, в том числе митинги протеста и организованные демонстрации. Затем был освобожден Нельсон Мандела, это произошло 11 февраля 1990 г15.
Перед Ф. де Клерком и Н. Манделой встала задача разработать новую Конституцию, заручиться поддержкой основной массы своих сторонников, оттеснив в сторону экстремистов. В ответ на отмену чрезвычайного положения АНК согласилась не прибегать к насилию, с августа 1990 г. АНК отказалась от вооруженной борьбы. Следующим шагом стало разрешение черным вступать в Националистическую партию, а белым — в АНК.
В конце 1989 г. Организация Африканского единства (ОАЕ), Содружество наций и ООН подтвердили, что санкции против ЮАР будут отменены в случае глубоких конституционных реформ в этой стране. Это побудило де Клерка еще в 1990 г. начать процесс отмены многих законов апартеида. В начале 1991 г. были отменены последние три закона апартеида, в том числе и закон о регистрации населения по расовым группам.
В 1991 г. созвана Конференция за демократическую Южную Африку (КОДЕСА). Она работала до конца 1993 г., в ней участвовало более 20 партий. Ее цель — разработка новой Конституции. Переговоры шли сложно, мешали многочисленные экстремистские партии как белых, так и черных.
Ф. де Клерк пытался обеспечить гарантии белому меньшинству путем права вето; АНК настаивала на принципе правления большинства. Одно время казалось, что Ф. де Клерк надеется создать при участии «Инкаты» и ее лидера М. Бутелезе коалицию партий правого крыла, но укрепление личного авторитета лидера АНК Н. Манделы и линия поведения «Инкаты» не дали осуществиться этим планам.