Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 20:32, контрольная работа
Цель данной работы - получить основные представления о деятельности первых князей Древней Руси.
Введение 3
1.Предпосылки создания российской государственности 4
2. Олег и Игорь как первые лица государства 8
3.Первая женщина-правительница Древней Руси. Ольга
Равноапостольная 13
4. Военачальник и полководец Святослав 17
Заключение 20
Библиографический список
Содержание
Введение
1.Предпосылки создания российской
государственности
2. Олег и Игорь как
первые лица государства
3.Первая женщина-
Равноапостольная
4. Военачальник
и полководец Святослав
Заключение
Библиографический
список
Введение
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.
Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части, которая, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждалась, для поддержания своего господства, в государственных структурах.
Начальную
форму государственности
Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 год, когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде, предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства.
Цель данной работы - получить основные представления о деятельности первых князей Древней Руси.
1.Предпосылки
создания российской
государственности
Образование Древнерусского государства было закономерным следствием длительного процесса социально-экономического и политического развития восточнославянского общества, разделения его на классы и борьбу между ними. Предпосылки для создания государственных образований складывались на протяжении нескольких столетий. В VI-VIII вв. в экономической жизни восточных славян произошли значительные изменения. Наряду с подсечным земледелием развивалось пашенное, связанное с применением более совершенных орудий труда (соха с железным сошником, плуг с железным лемехом). Появилась возможность ведения хозяйства отдельными семьями. В силу этого родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место соседской общине. Земля, луга, ранее находившиеся в коллективном владении, стали подвергаться разделу между отдельными хозяйствами. Экономическая самостоятельность семей порождала имущественное неравенство. Появилась частная собственность на орудия труда и земельные угодья.
Распаду родоплеменных связей и росту сельскохозяйственного производства способствовали развитие ремесла и отделение его от других видов хозяйственной деятельности. Это, в свою очередь, стимулировало развитие городов и внешней торговли. Шел процесс формирования классов. Самыми древними городами были Киев, Новгород, Смоленск, Псков, Изборск, Полоцк, Искоростень, Чернигов, Белоозеро, Любеч, Муром и др. Возникновение городов свидетельствовало о разложении первообщинного строя и отделении ремесла от земледелия. Постепенно складывался класс эксплуататоров (князья, бояре, городские старцы, княжьи мужи) и класс эксплуатируемых (смерды, холопы, посадские люди). Для защиты своих богатств от внешних и внутренних врагов и закабаления свободных земледельцев-общинников феодалам нужна была государственная машина. Так под действием объективно существовавших законов социально-экономического развития раннефеодального общества складывались предпосылки для образования государства на Руси.
Наряду с социально-экономическими происходили и политические изменения в жизни восточных славян. Отдельные племенные союзы складывались в более крупные объединения государственного характера. Эти объединения формировались вокруг крупных городов Киева, Новгорода, Чернигова и др. Восточные историки рассказывают о существовании до возникновения Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славни, Артании.
Согласно "Повести временных лет" русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие дань варягам, или норманнам (по мнению историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако в Новгороде началась междоусобная борьба, и, чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоявшую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата (Синеус и Трувор) были призваны на Русь и положили начало русской княжеской династии. Рюрик поселился в Новгороде и княжил с 862 г. по 879 г. Синеус занял Белоозеро, Трувор - Изборск. Через два года Синеус и Трувор умерли, и власть Рюрика распространилась на их земли1.
Легенда о призвании варягов послужила основанием для широкого распространения норманнской теории образовании государства на Руси. "Научное обоснование" норманнской теории навязали в XVIII веке нашей исторической науке немецкие ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер, приглашенные для работы в Петербургскую Академию наук. А.Л. Шлецер активно выступал с измышлениями о неполноценности восточных славян.
Против норманнской теории образования Русского государства и ее активных поборников решительно выступил М.В. Ломоносов. Однако Ломоносов и его малочисленные сторонники не смогли одержать верх над норманнистами. Почти вся историческая наука XIX века от Н.М. Карамзина до С.М. Соловьева приняла норманнскую концепцию, царствующая династия Романовых находила ее для себя политически более благодатной.
Таким образом, первоначальные государственные образования восточных славян в виде племенных союзов или княжеств существовали в Восточной Европе задолго до 862 года, то есть до призвания варягов;
Рюрик - лицо реальное; он был отцом киевского князя Игоря; в то же время Рюрик не упоминается ни в одном скандинавском или немецком памятнике, не исключено, что он был славянином (внуком Гостомысла, сыном его дочери Умилы);
норманны (варяги) не могли принести государственность в жизнь восточных славян, поскольку она возникла как закономерный результат многовекового развития славянского общества, и ее вообще нельзя экспортировать;
первое устойчивое крупное государственное образование сложилось на Руси к 882 году вокруг древнейшего города Киева и получило название "Киевская Русь". Существует легенда, что город Киев основали три брата: Кий, Щек, Хорив.
О происхождении слова "Русь" известны три версии. Первая вытекает из норманнской теории. Она утверждает, что варяг Рюрик был из племени русь, поэтому государство, возникшее у славян с приходом Рюрика и его дружины, получило название "рус". Но в Скандинавии (на родине варягов) отсутствуют какие-либо сведения о племени или местности русь.
Вторую версию предложил В. Чивилихин. Он заявил, что в праславянском языке река называлась "Руса". Древнейшие поселения славян располагались по рекам. Река их кормила, защищала, служила средством сообщения. Она пронизывала всю жизнь наших предков - экономику, политику, быт, верование, обычаи. Славяне - язычники обожествляли реку, славяне - христиане принимали крещение в реке. Если "руса" - это река, то руссы - издревле значило "живущие на реках", "жители рек", "речной народ".
Третья версия заключается в том, что "Русы суть племя из славян". Это древнее племя русь находилось где-то в Среднем Приднепровье. Б.А. Рыбаков пишет, что впервые имя народа "рус" или "рос" появляется в источниках в середине VI в. Два наименования народа "рос" и "рус" существовали с древнейших времен, причем византийцы называли славян именем "рос", а арабо-персидские авторы IX-XI вв. - именем "рус". В русской средневековой письменности имеются обе эти формы: "Руськая земля" и "Правда Роськая". Вот почему вплоть до наших дней мы называем свою родину Россией, а ее жителей русскими2.
Условной
датой образования
2.
Олег и Игорь как первые
лица государства
Олег - это первый киевский князь, о котором есть более-менее точные исторические свидетельства. Однако, свидетельств этих слишком мало, чтобы составить представление о личности самого Олега. Он княжил 33 года: с 879 по 912 годы. С его именем и происхождение связано много легенд, преданий. Он, являясь воеводой или родственником Рюрика, начал править как регент при его малолетнем сыне Игоре. Три года Олег оставался в Новгороде. Затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг. Сначала он занял Смоленск и посадил там «своего мужа», потом перешел в землю северян и здесь, в Любече, также «посадил мужа». Затем Олегу подчинились дулебы, тиверцы и хорваты на левобережье Днепра. В Киеве княжили Аскольд и Дир. По преданию, Олег хитростью выманил их из города и убил. Он не только распространил свою власть на Киеве, но и сделал его официальной столицей складывающегося Древнерусского государства.
Первым делом Олега в Киеве было построение городов, острожков, сколько для утверждения своей власти в новых областях, столько же и для защиты со стороны степей. Потом нужно было определить отношения к старым областям, к племенам, жившим на северном конце водного пути, что было необходимо вследствие нового поселения на юге; главная форма, в которой выражались отношения этих племен к князю, была дань, и вот Олег уставил дани славянам (ильменским), кривичам и мери; новгородцы были особо обязаны платить ежегодно 300 гривен для содержания наемной дружины из варягов, которые должны были защищать северные владения3.
Построив города и установив дани у племен северных, Олег, по преданию, начинает подчинять себе другие племена славянские, жившие к востоку и западу от Днепра. Прежде всего Олег идет на древлян, у которых давно шла вражда с полянами; древляне не поддались добровольно русскому князю, их нужно было примучить, чтобы заставить платить дань, которая состояла в черной кунице с жилья. В следующем году (884) Олег пошел на северян, победил их и наложил дань легкую; эта легкость должна объясняться малым сопротивлением северян, которые платили дань хазарам и, следовательно, могли легко согласиться платить ее русскому князю; с своей стороны Олег должен был наложить на них только легкую дань, чтобы показать им выгоду русской зависимости перед хазарской Радимичи, платившие также дань хазарам, в следующем году не оказали никакого сопротивления.
В 907 году Олег предпринял поход на греков, оставив в Киеве Игоря. Во главе громадного объединенного войска почти всех славянских племен: ильменских славян, чуди, кривичей, мери, полян, северян, древлян, радимичей, хорватов, дулебов и тиверцев, а также варягов – Олег совершил удачный поход на Царьград (Константинополь). При приближение русских к Константинополю греки замкнули гавань и заперли город. Олег, войско которого двигалось на кораблях, вышел на суша и стал опустошать окрестности, разрушать здания и храмы, мучить, избивить и бросать в море жителей. Олег и на греков наложил дань. Свою мудрость он проявил и тогда, когда греки, решив отравить Олега, прислали ему кушанья и напитки. Он не принял их, и замысел коварных ромеев не удался.
Начались переговоры. Олег послал к императору послов Карла, Фарлофа, Велмуда, Руслава и Стемира. Переговоры были трудными, но результат был очень важным: Олег добился первого равноправного международного договора молодого Русского государства с мощной и влиятельной Византийской империей. В Киев Олег возвратился с золотом, дорогими тканями, овощами, винами и всякими другими подарками.