Деятельность первых русских князей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 20:32, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - получить основные представления о деятельности первых князей Древней Руси.

Содержание работы

Введение 3
1.Предпосылки создания российской государственности 4
2. Олег и Игорь как первые лица государства 8
3.Первая женщина-правительница Древней Руси. Ольга
Равноапостольная 13
4. Военачальник и полководец Святослав 17
Заключение 20
Библиографический список

Файлы: 1 файл

деятельность первых русских князей.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

      В 911 году Олег послал «своих мужей» в  Константинополь утвердить договор, заключенный после похода. Договор  установил, что при разборе дел  о преступлении нужно основываться на точных показаниях; если кто поставит под сомнение достоверность показаний, то должен поклясться по обрядам своей веры, что оно ложно; за ложную клятву полагалась казнь. Мудрый Олег пропустил через свои земли племена угров (венров), которые под давлением печегенов из юго-восточных степей на территории Восточно-Европейской равнины переселились на территорию Молдавии, Бессабарии, Валахии.

      Говорят, что природа «отдыхает на детях». Смысл данного утверждения в  том, что у выдающихся, талантливых  и даже гениальных людей чаще всего вырастают заурядные, средние по способностям и иногда даже никчемные дети.

      Можно только предположить, что легендарный  основатель Древнерусского государства  Рюрик стал отцом в последние  годы своей жизни. Опекуном при малолетнем Игоре стал Олег. Сын Рюрика Игорь не менее чем тридцать лет имел возможность набираться государственного опыта у своего старшего товарища4.

      Существует  версия, что Игорь был не сыном, а внуком или даже правнуком Рюрика и реально правил непродолжительное  время в первой половине 40-х годов Х века. После «вещего» Олега, по мнению ряда авторов, правил «неучтенный» и не очень удачливый Олег II, сын Олега I. Приближение Игоря к Рюрику осуществлено для того, чтобы обеспечить единство правления и четкое наследование от отца к сыну в династии Рюриковичей.

      Трудностей  и на его княжеский век (912–945 годы) хватило избытком. Едва смерть Олега  стала известной, древляне и другие племена восстали, но Игорь заставил их смириться. Его воевода Свинельд покорил угличей, взял их город Пересечень, за что и получил их землю в управление. В 914–915 годы началась борьба с печенегами. Игорь встретил печенегов с многочисленным войском. Печенеги, не решаясь вступить в бой, заключили с Игорем перемирие на пять лет.

      Игорь – первый русский князь, о котором сообщают иноземные писатели (Симеон Логофет, Лев Грамматик, Георгий Мних, Зонара, Лев Диакон, кремонский епископ Лиутпранд). В 941 и 944 годы состоялись не очень удачные походы на Византию. В 941 году Игорь предпринял поход на Грецию. С флотом в несколько сотен ладей Игорь пристал к берегам Вифинии, опустошил по тогдашнему обыкновению значительные территории и подступил к Константинополю. Большая часть греческого флота была в то время в походе против сарацин (арабов). Но остававшиеся суда использовали против флотилии Игоря «греческий огонь» и подожгли множество русских ладей. Игорь смог уйти только с 10 судами5.

      В 944 году Игорь при содействии варягов  и печенегов возобновил нападение  на Грецию, но греческие послы перехватили  его до перехода через Дунай. Они предложили выкуп. Был восстановлен мир с греками, а в 945 году обе стороны заключили мирный договор «на все лета». Договор этот но не предоставляет русским купцам права беспошлинной торговли и обязывает великого князя Киевского оказывать греческому правительству военную помощь, когда она ему потребуется.

      Серьезной проблемой оставалось сохранение контроля над племенами, которые были подчинены  Олегом. В племенных союзах сохранялись  достаточно прочные внутренние связи, и местные вожди стремились сохранить максимум самостоятельности в распоряжении местными ресурсами. А местные ресурсы уже были «на заметке» у главного князя, сидевшего в Киеве.

      Важным  механизмом сохранения контроля над  государственной территорией в  начале X в. стало «полюдье» – объезд князем вместе с дружиной подвластных земель с глубокой осени до ранней весны. Полюдье – это не только сбор дани-налога, но и способ управления страной при отсутствии государственного аппарата: во время объезда князь лично разрешал конфликты, творил суд, улаживал пограничные споры. Но это не означало, что он мог самоуправствовать.

      В 913–914 годах Игорь подавил бунт древлян и увеличил дань, взимаемую  с их земель. Кроме племен, обитавших  по обе стороны Верхнего и Среднего Днепра, владения Руси при Игоре  распространялись на юго-восток до Кавказа и Таврических гор. По договору 945 года, Игорь должен был не допускать нападений черных болгар на Корсунь и другие греческие города в Тавриде. На северном направлении владения Игоря достигали берегов Волхова.

      Неудачная борьба с Византией побудила князя  обратить свои взор на древлян. Дважды дружина Игоря наведывалась с  полюдьем в Искоростень. Но и этого  показалось мало. Игорь в третий раз отправился в древлянскую  землю, чтобы найти здесь свою погибель. Когда те узнали, что Игорь возвращается за повторной данью, собрали вече и вместе со своим князем Малом решили наказать жадного Игоря.

      Дружину перебили, самого Игоря привязали  к двум наколенным деревьям и разорвали  надвое.

      Власть  получила хороший урок. Так проявила себя назревшая необходимость реформ, которые провела вдова Игоря правительница Ольга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Первая женщина-правительница Древней Руси.

    Ольга Равноапостольная 

      В истории России есть несколько прекрасных женских  имен. Одно из них — великая княгиня киевская Ольга, которую летописцы называли хитрой, церковь считает святой, а историки — мудрой. 
Имя Ольги свидетельствует о том, что, скорее всего, она родилась в семье варяга. В летописи сохранились сведения о том, что это была красивая девушка, поэтому унаследовавший после смерти князя Олега киевский престол Игорь после первой же встречи женился на ней и сделал княгиней.

     Итак, в Киеве осталась жена Игоря с малолетним сыном Святославом. Едва сложившееся государство находилось в критическом состоянии. Однако киевляне не только признали права Ольги на престол в связи с малолетством наследника, но и безоговорочно поддержали ее.

     К этому времени княгиня Ольга  находилась в расцвете своих физических и духовных сил. Согласно одному преданию, она происходила из простого варяжского рода и жила поблизости от Пскова. Игорь увидел ее во время своего пребывания в псковской земле и пленился ее красотой. В ту пору еще не существовало строгой иерархии при подборе супруги наследнику. Ольга стала женой Игоря.

     Интересно, что при распространенной практике многоженства в славянской языческой среде, особенно среди богатых славян, Ольга была единственной женой Игоря. Некоторые историки полагают, что сам князь был скрытым христианином и руководствовался в своей семейной жизни правилами христианской морали.

     С первых шагов своего княжения Ольга  проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Она отомстила древлянам. Во время  переговоров древлянские послы  в Киеве были зверским образом  убиты, а затем Ольга, поддержанная воеводами Игоря Свенельдом и Асмудом, организовала военный поход в древлянские земли.

     В первом же бою киевская рать разгромила древлян. Летопись рассказывает, что  бой ритуально начал малолетний Святослав, метнув свое копье в сторону  врага. Древляне бежали и заперлись в стольном городе Искоростене. Несколько месяцев осаждали киевляне древлянскую столицу и в конце концов взяли ее штурмом, предварительно сумев поджечь деревянные постройки города. Древляне были обложены тяжкой данью, часть их была уведена в плен и передана в рабство киевским дружинникам6.

     В то же время Ольга упорядочила  взимание дани, понимая, что всякие произвольные поборы могут вызвать  новое восстание свободолюбивого  и мятежного населения. Она прошла с дружиной по древлянской земле и установила для местного населения нормы уплаты дани и места, куда она должна была свозиться.

     Такая же реформа взимания дани, ее упорядочение было проведено и в других землях. Отныне взимать дань должны были представители  княжеской администрации на местах. Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения налогами Русской земли.

     Установив порядок внутри государства, Ольга  обратила свои взоры на внешнюю политику. Перед Русью стоял и вопрос установления прочных политических и экономических отношений с сильными соседями. Это могло бы возвысить авторитет и государства, и династии, которая уже прочно утверждалась на киевском престоле.

     В 957 г. Ольга отправилась в Константинополь, сама возглавив пышное и многолюдное посольство, состоявшее более чем из ста человек, не считая обслуги, корабельщиков. Ольга была принята по самому высокому рангу. Ее пригласили в императорские покои на обед, была она принята и императрицей. В ходе бесед император Константин Багрянородный и Ольга подтвердили действие прежнего договора, как и военный союз двух государств, направленный в первую очередь против арабов и Хазарии.

     Крещение  княгини Ольги. Важным вопросом переговоров стало крещение русской княгини.

     К середине IX в. почти все крупные  государства Западной Европы, а также часть народов Балканского полуострова и Кавказа приняли христианство — одни по римскому, другие — по византийскому образцу. Христианство приобщало государства и народы к новой цивилизации, обогащало их духовную культуру, поднимало на более высокий уровень престиж крестившихся государственных деятелей.

     Но  для языческого мира процесс этот был непростым и болезненным. Вот почему в большинстве стран  принятие христианства проходило в  несколько этапов, имело различные  формы. Во Франкском государстве  король Хлодвиг принял христианство вместе с дружиной еще на рубеже V — VI вв. Цель крещения была такова: получить помощь со стороны папского Рима в борьбе с сильными противниками в еще языческой Европе. Основная часть франкского общества еще долгое время оставалась языческой и лишь позднее была христианизирована. В Англии в VII в. короли принимали личное крещение, но потом под влиянием языческой оппозиции отрекались от него, а затем снова крестились. В Болгарии IX в. к христианству вместе с Борисом I перешло все население. Там корни христианства под влиянием соседней Византии были весьма глубоки7.

     Ольга выбрала для себя в качестве образца  крещение английских королей. Она, будучи весьма прозорливой правительницей, понимала, что дальнейшее укрепление государственного престижа страны и династии было немыслимо без принятия христианства. Но она понимала и сложности этого процесса на Руси с его мощной языческой традицией, с большой приверженностью народа и части правящих кругов к старой религии. В крупных городах среди купечества, горожан, части боярства было уже немало христиан и они имели равные права с язычниками. Но чем дальше от центра государства, тем влияние языческих порядков, а главное — языческих волхвов было сильнее. Поэтому Ольга решила принять личное крещение, положив этому процессу начало в княжеской среде.

     К тому же и в нравственном отношении  княгиня была уже подготовлена к  этому акту. Пережив трагическую  смерть мужа, кровавые бои с древлянами, уничтожение в огне их столицы, Ольга  могла обратиться за ответом на тревожившие ее человеческие вопросы к новой религии, которая как раз настраивалась на внутренний мир человека и пыталась ответить на его извечные вопросы о смысле бытия и своем месте в мире.

     Если  язычество искало ответы на все вечные вопросы вне человека, в могучих действиях сил природы, христианство обращалось к миру человеческих чувств и человеческого разума.

     Крещение  Ольга обставила с подобающей для великого государства пышностью. Крещение происходило в храме  святой Софии. Ее крестным отцом был  сам император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елены, в честь матери Константина Великого, византийского императора, сделавшего в IV в. христианство официальной религией империи. После крещения Ольга была принята патриархом и имела с ним беседу о вере.

     По  возвращении в Киев Ольга пыталась склонить к христианству Святослава, говоря, что за князем крещение примет и дружина. Но Святослав, будучи ярым язычником, поклонявшимся дружинному богу Перуну, отказал ей.

     Через несколько лет после поездки в Константинополь Ольга направила посольство к германскому императору Отгону I. Цель посольства была двоякой — установить постоянные политические отношения с Германией и укрепить религиозные связи. Ревностный христианин, Оттон I направил в Киев христианских миссионеров. Ольга продолжала свою линию. Однако киевские язычники выгнали миссионеров из города и едва не перебили их.

     Умирая, княгиня завещала не справлять на ее могиле языческую тризну, а похоронить по христианскому обряду.

     4. Военачальник и полководец Святослав  

     В момент смерти отца Святослав был  младенцем. Управление княжеством во время  его малолетства находилось в  руках его матери Ольги. Воспитателя  Святослава звали Асмуд, а воеводу  при нем – Свенельд. Святослав  самостоятельно начал княжить в 964 году, но почти все время находился в военных походах. Поэтому самое место ему не среди «Первых лиц», а в главе «Полководец».

     Возмужав, Святослав обнаружил типичные черты  князя – дружинника. Обычные мирные дела его мало интересовали, а тянуло к военным предприятиям в отдаленных землях.

     Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников (печенегов) и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав  справился успешно, что позволяет  говорить о нем как о способном  деятеле и полководце.

Информация о работе Деятельность первых русских князей