Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 15:30, реферат
Целью настоящего реферата является изучение и описание идеологической доктрины «Православие, Самодержавие, Народность» и характеристика С.С. Уварова как главного ее разработчика.
Хронологическими рамками реферата являются 1810-50-е годы, то время, когда Уваров занимал высшие государственные посты и оказывал самое непосредственное влияние на происходящие события.
Введение
В последние два десятка
лет, с прекращением существования
Советского Союза, наблюдается поворот
к новому прочтению, казалось бы, давно
известных сюжетов
Современники более чем
противоречиво оценивали
Негативная оценка современников наложила отпечаток и на изучение уваровской доктрины «Православие, Самодержавие, Народность». Историографическая традиция до сих пор явно несет на себе отпечаток оценки николаевского наследия общественным мнением 1850-х годов, сделанной сквозь призму «мрачного семилетия» (1848―1855), прочно утвердившейся в исторической памяти интеллигенции второй половины XIX―начала XX века»1. Поэтому образ Уварова и результаты его деятельности, в общественной мысли и в научной литературе долгое время представали исключительно как «реакционные», а триада толковалась как «шовинистическая идеология, оправдывающая застой».
В исторической науке за
триадой Уварова прочно закрепился
термин «теория официальной
Концепция Пыпина в главных чертах получила полное признание в дореволюционной историографии. В советской исторической науке традиция осмысления Уварова как «реакционера», а его формулы как выражения «реакционной идеологии» была продолжена.
Результаты, к которым
пришли дореволюционные и
Целью настоящего реферата является изучение и описание идеологической доктрины «Православие, Самодержавие, Народность» и характеристика С.С. Уварова как главного ее разработчика.
Хронологическими рамками реферата являются 1810-50-е годы, то время, когда Уваров занимал высшие государственные посты и оказывал самое непосредственное влияние на происходящие события.
Поставленная цель подразумевает последовательное выполнение следующих задач:
Каждая из поставленных задач
будет последовательно
§I. Деятельность С.С. Уварова на посту министра народного просвещения.
«По чувствам останусь республиканцем, и притом верным подданным царя Русского: вот противоречие, но только мнимое!»
Н.М.Карамзин
Происходил С.С. Уваров из знатной дворянской семьи. Его отец, офицер, погиб в 1788 году, во время войны со Швецией. Его мать, Дарья Ивановна, урожденная Головина, посвятила себя воспитанию троих детей. Стараниями матери С.С. Уваров получил домашнее образование, с детства владел французским языком, знал немецкий, древнегреческий и латынь, блестяще разбирался в истории и художественной литературе. С 1806 по 1810 г. Уваров находился при русских посольствах, сначала в Вене, затем в Париже, где познакомился с И.-В. Гете, Г. Штейном, Ж. де Сталь, братьями Шлегелями, К.-А. Поццо ди Борго и другими знаменитыми людьми того времени. В 1810 г. Уваров написал свою первую значительную работу — «Проект азиатской Академии», где выдвинул идею создания под покровительством русского монарха особого научного учреждения для углубленного изучения Востока, необходимого как для развития европейской науки, так и в политических интересах России. На Уварова обратил внимание министр народного просвещения граф Алексей Разумовский, брат его бывшего начальника — посла в Вене Андрея Разумовского. В 1810 г. Уваров женился на дочери министра Екатерине Алексеевне.
В 1811 г. он был назначен попечителем Санкт-Петербургского учебного округа и оставался в этой должности до 1822 г. В 1816 г. за научный труд «Опыт об элевсинских таинствах» его избрал своим почетным членом Институт Франции — первая в то время ученая корпорация Европы, где иностранных почетных членов было тогда не более восьми человек. С 1818 г. и почти до конца жизни Уваров возглавлял Императорскую Академию наук в Санкт-Петербурге.
Уже в 1810-е годы Уваров был очень невысокого мнения об образовании аристократической молодежи своего поколения. Впоследствии он называл его «довольно поверхностным», говорил не стесняясь, что оно было «более блестящее по внешности, нежели основательное по глубине». Будучи попечителем, Сергей Семенович преобразовал Главный педагогический институт в Санкт-Петербургский университет, учредил в нем преподавание восточных языков и литератур, реформировал учебные планы гимназий и уездных училищ, - что было распространено на все учебные округа империи, — предпринял организацию при университете особого института по подготовке учителей для учебных заведений низшей ступени.
Однако преобразовательская деятельность молодого попечителя учебного округа довольно быстро вошла в противоречие и конфликт с министром духовных дел и народного просвещения князем А.Н. Голицыным, высшими министерскими чиновниками Д.П. Руничем и М.Л. Магницким. Последние, находясь под влиянием распространенного тогда в высших правительственных кругах мистицизма (которого был не чужд и сам император Александр I), развернули откровенно обскурантистскую кампанию в народном образовании Российской империи. Так, этими чиновниками была запрещена книга профессора А.П. Куницына «Право естественное» и было озвучено намерение закрыть Казанский университет, профессора которого были обвинены в преподавании «богохульственных и пагубных доктрин». По инициативе Рунича и Санкт-Петербургского университета были изгнаны профессора – К.А. Арсеньев, А.И. Галич, Э. Раупах. Уваров хлопотал о судьбе Куницына и открыто выступил против требований Магницкого. В июле 1821 г. в знак протеста он подал в отставку с поста попечителя Петербургского учебного округа и перешел в Министерство финансов, возглавив Департамент мануфактур и торговли; через некоторое время сделался сенатором.
Однако было бы неправильно
увидеть в Уварове
С воцарением Николая I Уваров постепенно возобновил участие в делах, связанных с народным образованием, сохраняя и укрепляя свой авторитет. Он вошел в состав созданного в 1826 г. Комитета устройства учебных заведений во главе с министром народного просвещения. Вместе с Д.В. Дашковым добился пересмотра «чугунного» цензурного устава 1826 года.
Назначению Уварова главой
ведомства народного
Министерская деятельность Уварова преследовала несколько целей. Прежде всего, Сергей Семенович понимал необходимость если не предотвратить, то по крайней мере отсрочить революцию в России. Для этого было необходимо создать новую государственную идеологию, объединяющую всех подданных империи, и реорганизовать систему образования в Российской империи.
Изменение умонастроений, как полагал Уваров, могло быть реализовано через народное просвещение. Как считал министр, в России было необходимо создать систему именно государственного образования, в которой юношество было бы ограждено от влияния радикальных идей европейского Просвещения, имевших своим итогом Великую французскую революцию. Государственная система образования была необходима и для как можно более широкого образования юношества для будущей их государственной службы в качестве чиновников Российской империи, шире – создания значительного класса образованных людей.
За годы своей министерской
деятельности Уваров создал условия
по привлечению для обучения в
государственной системе
В итоге Уваров поднял престиж казенных учебных заведений в ущерб частному и домашнему образованию, сумел добиться серьезного повышения образовательного уровня дворянства, потрудился над сооружением с помощью цензуры, по собственному выражению, «умственных плотин»4.
Европейские революции 1848 года, разоблачение в апреле 1849 г. в Санкт-Петербурге кружка М.В. Буташевича-Петрашевского усилило в правительственных кругах боязнь наступления революции в России.
Своим непосредственным результатом
эти события имели усиление цензуры,
ограничение доступа
Информация о работе Доктрина «Православие, Самодержавие, Народность» и ее идеолог граф С.С. Уваров