Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 15:30, реферат
Целью настоящего реферата является изучение и описание идеологической доктрины «Православие, Самодержавие, Народность» и характеристика С.С. Уварова как главного ее разработчика.
Хронологическими рамками реферата являются 1810-50-е годы, то время, когда Уваров занимал высшие государственные посты и оказывал самое непосредственное влияние на происходящие события.
Став свободным от государственной
службы человеком, Уваров предался своему
давнему увлечению – изучению
римских и греческих
§II. Основные положения доктрины «Православие, Самодержавие, Народность»
Лозунгом своей министерской деятельности Уваров сделал ставшую знаменитой формулу «Православие, Самодержавие, Народность», перифразировав, по сути, старинный военный девиз «За Веру, Царя и Отечество!». Смысл формулы он выразил в нескольких докладах императору Николаю I, например, в докладе в качестве управляющего Министерством народного просвещения от 19 ноября 1833 г., — а впоследствии повторил в юбилейном отчете «Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833–1843».
В докладах Уваров прямо говорит об угрозе революции в России. «Дано ли нам посреди бури, волнующей Европу, посреди быстрого падения всех подпор Гражданского общества, посреди печальных явлений, окружающих нас со всех сторон, укрепить слабыми руками любезное Отечество на верном якоре, на твердых основаниях спасительного начала?».
По Уварову, православная
вера - для России первое и основное.
«Без любви к Вере предков, народ,
как и частный человек, должны
погибнуть; ослабить в них Веру, то
же самое, что лишить их крови и
вырвать сердце. — Это было бы
готовить им низшую степень в моральном
и политическом предназначении.»
Самодержавие является оптимальной
формой нашего государственного бытия,
«представляет главное условие
политического существования
Понятие «народность» осталось
достаточно неопределенным. Здесь «все
затруднение заключается в
§III. Доктрина «Православие, Самодержавие, Народность» и преподавание истории в царствование Николая I
Создание С.С. Уваровым формулы
«Православие, Самодержавие, Народность»
и активное проведение ее министерством
просвещения в жизнь, оказало
значительное влияние как на русскую
историческую науку того времени, так
и на преподавание истории. Как полагает
Т.А. Володина, Уваров стал первым министром
народного просвещения, который
действительно осознавал
Как отмечает М.М. Шевченко,
история для Уварова всегда была
важнейшим орудием просвещения
народа, необходимым для
Став министром, Уваров позаботился о создании нового учебника по русской истории. В 1835-36 гг. министерство просвещения провело конкурс на создание учебника по русской истории. Основными конкурентами в нем стали учебники, написанные московским историком М.П. Погодиным и петербургским историком Н.Г. Устряловым7. Лучше всех сумел воплотить уваровскую триаду в учебном тексте Устрялов, и его руководства по истории на долгие годы стали основным источником исторических сведений для ученичества.
Проигравший в конкурсе учебник
Погодина оказался не на высоте предъявляемых
министерством требований. Как пишет
Т.А. Володина, «исконность» самодержавия
в нем выглядела «
Выигравший же в конкурсе учебник Устрялова, напротив, отвечал всем требованиям министерства и ожиданиям самого Уварова. Как отмечает Т.А. Володина, для Устрялова «самодержавие» и «православие» являются краеугольными камнями русской истории. Столь же органично вплетает в нее Устрялов и «народность». По его мнению, уже в первые века русской государственности, несмотря на кровавые столкновения князей, «крепкие узы соединяли все части русской земли в одно целое. Эти узы были язык, вера, господство одного дома, стремление князей к единодержавию, гражданское и церковное устройство». В результате образовалось некое «русское ядро», причем не только в территориальном, но и в духовном плане. В последующие века оно стало неким культурно-политическим магнитным полем, рано или поздно притягивавшим обратно отторгнутые куски. «Русскость», однажды оформившись, становится неизгладимым и неистребимым качеством, каким бы враждебным внешним влияниям она ни подвергалась8.
Таким образом, на основе «Православия, Самодержавия, Народности» Устрялов выстраивал систему исторических взглядов, доказывавшую неразрывность исторических судеб Западной и Восточной Руси. Он утверждал: Великое княжество Литовское, возникшее на осколках Киевской Руси – это тоже неотъемлемая часть русской истории. Для Устрялова русская история – это не только история русского государства, но и история русского народа. По его мнению малороссы и белорусы – это те же русские с какими-то региональными отличиями, а русская нация – это нация, которая объединяет всех восточных славян. Российские же государственные институты, прежде всего, монархия, представали освященными и обусловленными российской историей и, соответственно, не подлежали суду с позиций западной мысли или западного политического опыта.
§IV. Смысл и значение триады графа Уварова: точка зрения современных историков
Изучая идеологию, предложенную для Российской империи С.С. Уваровым, выясняя ее смысл, современные историки особое внимание обращают на исторические обстоятельства того времени, господствующие идейные и политические теории.
Прежде всего, стоит указать, что на умственные настроения как российского общества, так и европейского, в первой половине XIX века колоссальное влияние оказали Великая Французская революция (1789-1794 гг.) и череда европейских революций в 1830 г. (Франция, Бельгия).
Великая революция во Франции,
питавшаяся идеями европейского Просвещения,
сокрушила французскую
На российское общество европейские
идеи имели самое непосредственное
влияние и отозвались в декабре
1825 года выступлением гвардейских офицеров
на Сенатской площади в Санкт-
Другим событием, потрясшим основы Российской империи, стало Польское восстание 1830-1831 года. Повстанцы стремились восстановить независимую Польшу в границах 1772 года, тем самым претендовали на исконные русские земли Киевской Руси, в которых они видели исключительно «Wschodnie kresy polskie» (польские Восточные окраины).
Все эти события стали
вызовом для Российской империи.
Распространение европейских
Очевидно, что действия Уварова
по развитию идеологии государства
лежали в русле развития и сохранения
самодержавия, и отражали приспособление
верховной власти к реалиям времени.
Именно с царствования Николая I начинается
постепенный, медленный процесс
превращения сословного, абсолютистского
государства, которому безразлична
национальность его подданных, в
государство национальное. Первые шаги
на этом пути носили почти исключительно
символический характер. Как пишет
Рональд Суни, «Николай I … сделал
и существенные шаги по пути национализации
монархии. Во время бала, проведенного
после церемонии интронизации Николая
I, дворяне танцевали в
Несомненно, что политические
европейские идеи для блестяще образованного
С.С. Уварова не были пустым звуком.
Но он был государственным человеком,
министром, и, понимая свое положение,
не мог требовать радикального переустройства
государства и общества. Как полагают
историки, ответ на вызовы современности,
предложенный Уваровым в формуле
«Православие, Самодержавие, Народность»,
заключался в попытке совмещения
европейских идей Просвещения и
действительности российского самодержавного
государства. Именно обращение к
европейским идеям и позволяет
современным историкам
Как известно, Уваров писал на французском языке. По мнению А.И. Миллера и А. Зорина, «народность» есть не что иное, как калька с французского слова «nationalite» (1. национальность, народность; 2. подданство, гражданство). Уваров, как полагают исследователи, переводя свою триаду на русский язык, намеренно неопределенно описал политическое значение народности: «Эта формула претендует на то, чтобы быть выражением официальной идеологии. Как и всякая официальная идеология, она должна быть немного мутной, допускать различные трактовки и, таким образом как раз привлекать достаточно широкий спектр сторонников»13.
Тем самым, говоря о «народности», Уваров вводил в общественную мысль и государственную идеологию, наравне с «Православием» и «Самодержавием», фундаментальную идею Просвещения – идею нации. За счет неточного перевода с французского смысла «нации» как «народности» Уваров изящно решил несколько, казалось бы, взаимоисключающих целей. «С одной стороны, он понимает, что нужно использовать национализм как инструмент консолидации имперского ядра, с другой – он понимает, что надо как-то отделить это от конституционализма, национального суверенитета, народного представительства и т. д.», - замечает А.И. Миллер14.
Надо сказать, что Уваров
вполне отдавал себе отчет в тех
сложностях, с которыми связано введение
столь современной и
Если православие Уваров
понимает как русскую веру, а самодержавие
как русскую власть, то русским
человеком может быть только тот,
кто привержен своей церкви и
своему государю. Надо сказать, что
ход мысли, продемонстрированный Уваровым,
имел в высшей степени долговременные
последствия для идеологии
Информация о работе Доктрина «Православие, Самодержавие, Народность» и ее идеолог граф С.С. Уваров