Древнеегипетская цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 09:14, контрольная работа

Описание работы

Одна из наиболее интересных и загадочных в истории, тема Египта. Это одна из древнейших цивилизаций. В этом реферате, мы немного приоткрываем занавесь в давнее время. Мы рассмотрим, как развивалась цивилизация от Раннего царства до ее заката, ведь принято считать, что Древний Египет является колыбелью всех цивилизаций.

Содержание работы

Введение
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
1.1.Зарождение египетской цивилизации
1.2.Раннее царство
1.3.Древнее царство
1.4. Среднее царство
1.5. Новое царство
2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
2.1. Истоки египетской культуры
2.2. Цивилизация "созданная" богами
2.3. Культура многочисленных богов
3.НОВОЕ ЦАРСТВО И ЗАКАТ ЦИВИЛИЗАЦИИ
3.1. Новое развитие культуры Египта
3.2. Закат цивилизации Египта
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

История мировых цивилизаций.docx

— 65.80 Кб (Скачать файл)

При Рамсесе I (XIX династия) начались длительные войны с хеттами за господство в Сирии. В царствование Рамсеса II произошла знаменитая битва  с хеттами под стенами сирийского города Кадеша, в которой с каждой стороны участвовало до 20 тыс. человек. В своем описании этой битвы Рамсес утверждает, что именно он одержал победу. Но известно, что египтяне не сумели взять Кадеш и хетты под предводительством царя Муваталлиса преследовали их при отступлении. Длительная война завершилась на 21-м году правления Рамсеса II мирным договором с хеттским царем Хаттусилисом III. Оригинал договора был записан на серебряных табличках, но сохранились лишь его копии на египетском и хеттском языках. Несмотря на силу египетского оружия, Рамсесу II не удалось восстановить границы империи фараонов XVIII династии.

При наследнике Рамсеса II, его  тринадцатом сыне Мернептахе, и при Рамсесе III, сыне основателя XX династии Сетнахта, на Египет обрушились волны завоевателей- "народов моря" и ливийских племен. С трудом отразив натиск врага, страна оказалась на пороге серьезных потрясений, которые по внутриполитической жизни проявились в частой смене правителей, мятежах и заговорах, и усилении позиции номоной знати (особенно и Фиваиде, на юге Египта), тесно связанной со жреческими кругами, а в сфере внешней политики-в постепенном падении военного престижа Египта и в утрате им своих иноземных владений.

Новое царство

Эпоха Нового царства была для Египта временем не только территориальной  экспансии, но и бурного экономического развития, стимулированного притоком в страну огромного количества сырья, скота, золота, всевозможной дани и  рабочей силы в виде пленных.

С XVIII династии начинают широко применяться орудия из бронзы. Но из-за дороговизны меди еще продолжают пользоваться и каменными орудиями. От этой эпохи сохранилось некоторое  количество железных изделий. Железо было известно в Египте и раньше. Но даже и конце XVIII династии оно продолжало считаться едва ли не драгоценностью. И только в VII-VI вв. до н. э. орудия труда в Египте начали повсеместно изготовлять из железа, что имело исключительно важное значение для экономического прогресса.

В эпоху Нового царства  стали широко употребляться усовершенствованная  соха, ножные мехи в металлургии, вертикальный ткацкий станок. Развивается не известное  египтянам прежде коневодство, обслуживающее  египетское войско с его боевыми  колесницами. От царствования Аменхотепа IV до нас дошло первое изображение  водоподъемного сооружения- шадуфа. Его изобретение имело огромное значение для развития садоводства и огородничества на высоких полях. Делаются попытки выращивания новых сортов деревьев, вывезенных из Азии (гранатовое, оливковое, персиковое дерево, яблоня, миндаль, вишня и др.) или из Пунта (мирровое дерево). Интенсивно развивается производство стекла. Непревзойденного совершенства достигает искусство мумификации. Все большее значение получает внутренняя торговля. Международная же торговля, для развития которой в Египте эпохи завоеваний не было стимула, ибо все необходимое для себя он получал в виде добычи и дани, приобретает определенное значение только во второй половине Нового царства.

В период Нового царства  отмечено широкое применение труда  рабов, прежде всего в царском  и храмовом хозяйствах (хотя рабы обслуживали  и частные владения). Так, в течение  своего 30-летнего правления Рамсес III подарил храмам свыше 100 тыс. пленных  из Сирии, Палестины и более 1 млн. сечат (греч. "арур"; 1 арура= 0,2га) пахотной земли. Но основным производителем материальных благ по-прежнему оставалось трудовое население Египта, опутанное всевозможными видами повинностей.

К началу XI в. до н. э. в Египте образовались два царства: Нижнеегипетское с центром в Танисе, на северо-востоке Дельты, и Верхнеегипетское со столицей в Фивах. К этому времени Сирия, Финикия и Палестина уже вышли из-под египетского влияния, северная половина Египта была наводнена ливийскими военными поселенцами во главе с вождями, находившимися в союзе с местной египетской властью. Один из ливийских военачальников, Шешонк I (950-920 гг. до н. э.), основал XXII династию. Но его власть, как и власть его преемников, не была прочной, и при ливийских фараонах (IX- VIII вв. до н. э.) Нижний Египет распался на ряд отдельных областей.

В конце VIII в. до н. э. нубийский  царь Пианхи захватил значительную часть Верхнего Египта, в том числе и Фивы. Местное влиятельное жречество оказало поддержку завоевателям, надеясь с их помощью вернуть себе господствующее положение. Но правитель Саиса в Нижнем Египте Тефнахт, опиравшийся на ливийцев, сумел возглавить борьбу с нашествием. Против нубийцев выступил и Мемфис. Однако они в трех битвах разгромили войско Тефнахта и продвигаясь на север, дошли до Мемфиса, взяв город приступом. Тефнахт вынужден был сдаться на милость победителей. Следующий нубийский царь, властвовавший над Египтом, был Шабака. По преданию, сохранившемуся у Манефона, он захватил в плен нижнеегипетского фараона Бокхориса и заживо сжег его. В 671 г. до н. э. ассирийский царь Асархаддон разгромил войско нубийского фараона Тахарки и захватил Мемфис. Освобождение Египта и его объединение осуществил основатель XXVI (саисской) династии Псамметих I. Следующий фараон. Нехо II. стремился установить свое господство в Сирии. В 608 г. до н. э. иудейский царь Иосия преградил египетскому войску дорогу у Мегиддо (город на севере Палестины), но был смертельно ранен. После этого Иудея стала платить большую дань золотом и серебром египетскому царю. Власть египтян над Сирией и Палестиной длилась три года, и в 605 г. до н. э. египетское войско было оттеснено к своей границе вавилонянами. При Анрии (589-570 гг. до н. э.), одном из преемников Псамметиха I, Египет поддерживал Иудею в борьбе с Вавилонией. Априй одержал победу над флотом Сидона - одного из крупнейших финикийских городов. В 586 г. до н. э. египетское войско появилось под стенами Иерусалима, но вскоре потерпело поражение от вавилонян. К тому времени к западу от Египта, на ливийском берегу Средиземного моря, эллины создали свое государство - Кирену. Априй решил подчинить его себе и послал против него значительные военные силы, но они были разгромлены греками. В египетском войске вспыхнул мятеж против Априя, и на престол был возведен Амасис (570-526 гг. до н. э.).

В 525 г. до н. э. в битве у  Пелузия персидское войско во главе с царем Камбизом нанесло поражение египтянам. Затем Камбиз был провозглашен царем Египта (XXVII династия). Чтобы придать захвату Египта законный характер, создавались легенды о матримониальных связях персидских царей с египетскими царевнами и о рождении Камбиза от брака его отца Кира с Нитетис, дочерью фараона Априя. Египет несколько раз добивался независимости от персидских владык (XXVIII-XXX династии), пока не был завоеван в 332 г. до н. э. Александром Македонским, в котором египтяне первоначально видели освободителя от гнета персов. Время Египта фараонов истекло. Началась эпоха эллинизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Истоки египетской культуры

Истоки египетской культуры теряются в глубокой древности. Обнаруженная в 1894-1895 гг. английскими учеными Фл. Питри и Дж. Квибеллом в Верхнем Египте (Нагада) доисторическая культура Египта была на первый взгляд настолько не схожа с культурой фараоновских времен, что ее поспешили объявить неегипетской. Так было положено начало последующим многочисленным теориям иноземного происхождения цивилизации Египта, объяснявшим любые изменения в египетской культуре миграциями или влияниями извне. Дальнейшее исследование первобытных культур Египта поставило вопрос об автохтонных, африканских корнях египетской цивилизации. При этом большое значение придавалось связям этих культур с сахарско-суданским культурным ареалом. Африканская по происхождению древнеегипетская культура не сразу обрела свое лицо. Только по мере приближения к династическому Египту этническое и культурное своеобразие жителей долины Нила проявляется все более заметно.

С постепенным переходом  к ирригационному земледелию и скотоводству и с отступлением охоты на второй план поселения в долине Нила становятся более постоянными и долговременными, этнический состав - более стабильным. Хозяйственная и этническая стабильность - одно из важнейших условий вызревания прочной культурной традиции, которая  в соответствующих условиях дала тот неожиданный "взрыв", благодаря  которому Египет переступил грань доистории. Только многовековое накопление элементов  египетской цивилизации - в сфере  материальной (постепенный переход  к изготовлению медных орудий, совершенствование  системы ирригационного земледелия, развитие скотоводства, ремесла, обмена), в сфере социальной (возникновение  имущественной дифференциации и  социальной иерархии, появление городского населения), в сфере духовной (развитие заупокойных представлений, культа обожествленного правителя, солярного  культа, сложение специфически египетских черт искусства)-и, наконец, появление иероглифического письма, восходящего к пиктографии, позволили египетской культуре проявить свой характер, уже не столько африканский, сколько именно египетский, и эта кристаллизация приходится на сравнительно небольшой отрезок истории - конец додинастического ("протодинастического") периода (3300-3000 гг. до н. э.) и Раннее царство-время возникновения и сложения единого египетского государства.

Именно в этот период, унаследовавший многое от более ранних эпох: каменные орудия, культурную обособленность составляющих Египет областей с их пестрым сонмом богов, магию, почитание  животных, растений, сакральных предметов  и т. д.- выявляется целый ряд особенностей египетской культуры, которые сохраняются  до конца эпохи фараонов. И одной  из наиболее ярких ее черт стало  причудливое сочетание "первобытности" со сложным и зрелым мировосприятием, отличающим высокоразвитую цивилизацию. Тогда же возникают все виды знаков египетского письма, складывается система счета, появляется первый свиток папируса и, возможно, делаются первые попытки мумификации, оформляется строгий канон египетского искусства, столь ему свойственный впоследствии, начинают возводиться монументальные сооружения-гробницы-мастабы-и создаются первые характерно статичные статуи официальных лиц. Возводятся первые дворцы и храмы, появляются антропоморфные боги, и Хор становится великим богом-покровителем единого египетского царства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цивилизация "созданная" богами

За несколько столетий, отделяющих эпоху Древнего царства  от времени возникновения в долине Пила двуединого государства, египетская культура не только успела приобрести свой неповторимый облик, но и неизмеримо возвысилась среди родственных  ей культур соседних африканских  народов.

От первых незамысловатых полунадписеи-полурисунков, запечатленных на булаве царя Скорпиона или на знаменитой Палетке "Нармера" - своеобразных царских манифестах, где само изображение царя, повергающего жалкого врага, красноречивее всяких слов и от первых лаконичных надписей с царскими титулами-до пространных и обстоятельных декретов царей; от первых упоминаний имени усопшего и предназначенных для него жертвенных даров - до развернутых биографических надписей вельмож и сложных религиозных текстов, в которых запечатлена работа мысли ряда жреческих школ ("Тексты пирамид", "Мемфисский богословский трактат"), от первых кирпичных мастаб - к пирамиде Джосера, огромному надгробию в Медумс, Красной и Надломленной пирамидам Снофру в Дащуре и от них-к классическим пирамидам в Гизе царей IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура; от скромных архаических святилищ богов-к храмовым комплексам V династии, посвященным Солнцу, с открытыми дворами и молельнями, со стройными каменными обелисками-символами восходящего светила: от первых схематических изображений на палетках стелах и ремесленных изделиях-до многосюжетных высокохудожественных композиций на стенах гробниц Ти, Мерсрука и Саккара (V, VI династии); от несовершенных и условных первых культовых статуй умершего-до полного неповторимого, сугубо египетского своеобразия статуй-портретов царевича Рахотепа и его жены Нофрет, Луврского писца, вельмож Хемиуна и Каапера ("Сельский староста") и символических царских портретов (Менкаура с богинями. Хафра, осененный Хором, огромный каменный Сфинкс)-таковы лишь некоторые вехи эволюции египетской культуры в течение нескольких долгих веков. Этой эволюции сопутствовали значительные внутренние изменения, выдвинувшие Египет в ряд великих древневосточных цивилизаций. Эпоха Древнего царства воспринималась самими египтянами как время могущественных царей и несравненных великих мудрецов - полубога Имхотепа и Джедефхора, Кагемни и Птаххотепа, как золотой век египетской культуры.

Свою цивилизацию египтяне изначально считали созданной богами. Согласно хронологии Манефона, основанной на священных текстах, до земных царей Египтом правили боги, затем-полубоги. В "Мемфисском богословском трактате", творении жрецов Птаха, восходящем к эпохе Древнего царства, сказано: "Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, поместил богов в их святилища, учредил их храмы, сотворил их тела ради умиротворения их сердец". Существование государства не мыслилось египтянами без Маат - божественного Порядка и Истины. Боги-творцы уничтожают изначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе выступают в роли восстановителей всеобщей гармонии Маат. Подобно богам, царь также должен стремиться "утвердить Маат на месте беспорядка" ("Тексты пирамид"). Порядок часто понимался как правопорядок, справедливость: боги и цари - как владыки и учредители законов. Не случайно египетские визири начиная с эпохи Древнего царства выступают в роли жрецов истины, что соответствовало их судейским обязанностям. Понятие "Маат" становится центральным в египетской этике. Одно из древнейших известных нам поучений - "Премудрость Птаххотепа" (V династия)-провозглашает Маат принципом, на котором строятся правильные человеческие взаимоотношения: "Велика справедливость, и превосходство (ее) непоколебимо. Неизменна (она) со времен Осириса, и карают преступающего законы".

Боги для древних египтян - не только творцы городов, номов, правителей, собственного культа, порядка и закона, но и создатели ремесел и искусств, письма и счета, науки и магии. Иероглифическое, т. е. священное, письмо понималось как "слово бога", и  важнейшая роль здесь принадлежала богу мудрости Тоту - Владыке слова бога, создателю письменности, покровителю литературы и писцов. Его называли также Владыкой счета и Исчислителем лет, он был покровителем лекарей и магов. Ему приписывали силу даровать жизнь богам и людям с помощью магических заклинаний. Согласно преданию, некоторые важнейшие ритуально-магические тексты были найдены у подножия статуи этого бога в Гермополе (древнеегипетском Шмуну) еще в эпоху Древнего царства. С Тотом часто ассоциировались богини Маат и Сешат, ведавшая счетом, письмом, составлением летописей и строительством. Патрон древнейшего центра египетского художественного творчества Птах считался творцом искусств и ремесел.

Роль храмов в духовной жизни эпохи Древнего царства несомненно была велика. Уже тогда, вероятно, в тесной связи с ними возникали особые скринтории - "дома жизни", где составлялись религиозно-магические, литературные, медицинские и другие тексты. Здесь находились библиотеки, архивы, велись записи по годам правления царей, на основе которых составляли летописи. Игравшие важнейшую роль в сохранении и передаче письменной культуры "дома жизни", согласно египетской традиции, были созданы богами или пользовались их особым покровительством. Максимальное единство сакральной культуры Древнего царства, по-видимому, приходится на время правления царей III-IV династий, период наивысшей централизации государства, внешним выражением которой явилось строительство пирамид. Сооружение этих гигантских усыпальниц - яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшуюся на подданных и после его смерти. Бог Влагой (или Добрый) при жизни, бог Великий посмертно, царь являлся средоточием религиозной жизни, и от его земного благополучия и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны.

Информация о работе Древнеегипетская цивилизация