Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 09:14, контрольная работа
Одна из наиболее интересных и загадочных в истории, тема Египта. Это одна из древнейших цивилизаций. В этом реферате, мы немного приоткрываем занавесь в давнее время. Мы рассмотрим, как развивалась цивилизация от Раннего царства до ее заката, ведь принято считать, что Древний Египет является колыбелью всех цивилизаций.
Введение
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
1.1.Зарождение египетской цивилизации
1.2.Раннее царство
1.3.Древнее царство
1.4. Среднее царство
1.5. Новое царство
2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
2.1. Истоки египетской культуры
2.2. Цивилизация "созданная" богами
2.3. Культура многочисленных богов
3.НОВОЕ ЦАРСТВО И ЗАКАТ ЦИВИЛИЗАЦИИ
3.1. Новое развитие культуры Египта
3.2. Закат цивилизации Египта
Заключение
Список использованной литературы
НОВОЕ ЦАРСТВО И ЗАКАТ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Новое развитие культуры Египта
Эпоха гиксосского владычества затормозила естественную эволюцию египетской культуры, но не прервала линии ее преемственности. Новое царство явилось дальнейшим значительным этапом не только внутреннего развития египетской культуры, но и небывалого прежде интенсивного распространения ее за пределы Египта, взаимодействия с культурами соседних народов. Положение Египта как мировой державы создает особо величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых постройках в Фивах- "Граде Амона", в торжественных надписях фараонов-завоевателей, их анналах и одах, в гимнах богам и прежде всего Амону Победоносному, именем которого освящались все военные походы. Главенствующее положение Египта нашло отражение в храмовых и гробничных сценах с изображениями посольства от четырех стран света или в гимнах, где египетские боги воспевались как творцы не только Египта, но и других стран. Культура иных народов, какими бы "жалкими" и "презренными" они ни представлялись самим египтянам, оказалась для них вовсе не чуждой и принималась тем легче, чем ближе к закату была слава великой державы фараонов, вынужденной все более считаться со своими новыми политическими соперниками - хеттами, ассирийцами, вавилонянами. Степень проникновения египетской культуры в иную этнокультурную среду была различна. Она нашла особенно благоприятную почву среди народов Ливии и Нубии, с культурой которых египетская цивилизация имела много общих корней и где экономическое и политическое господство египтян покоилось на прочном фундаменте. Так, в Нубии были восприняты многие элементы египетской государственности, искусства, религии и иероглифическое письмо. Лишь по мере ослабления власти египтян местная, специфическая африканская культура все настойчивее прорывается здесь сквозь налет культуры привнесенной. Через Нубию и Ливию египетская культура все более распространялась в глубь Африканского континента, и до недавнего времени в Судане, Эфиопии и в Западной Африке еще были живы обычаи, весьма напоминавшие древнеегипетские. В Азии основным средоточием египетской культуры оставался Библ, с которым Египет издревле имел тесные торговые связи. Цари Библа часто составляли надписи на египетском языке, молились местной богине Баалат Гебал в облике Хатхор, в честь которой здесь был сооружен один из самых древних на территории Азии египетских храмов. Культурное влияние Египта в Сирии и Финикии часто было данью признания египетского сюзеренитета над местными правителями и ограничивалось внешними формами: элементами декора здании, бытовых предметов, гробничных стел, чертами иконографии божеств. Здесь, несомненно, сказалась устойчивая местная древняя традиция, противостоящая глубокому внедрению в нее культуры чужеродной.
В столицах Нового царства - Фивах, Ахетатоне, Мемфисе, Пер-Рамсесе - работали наиболее талантливые художники. Надписи XVIII-XIX династий донесли до нас имена выдающихся деятелей культуры: летописца Чанини, свидетеля боевых подвигов фараона Тутмоса III, зодчих Инени, Сенму-та, Джхути, Аменхотепа, сына Ха-пу ("предстателя" перед богами, поставленного царем), культ которого существовал до конца египетской истории, скульптора Тутмоса, которому приписывается создание знаменитых портретов Нефертити, архитектора Майа. построившего в Карнаке, главном культовом центре страны эпохи Нового царства, резиденции Амона-Ра, самый крупный по тем временам колонный зал площадью 5 тыс. кв. м, изобретателя усовершенствованных водяных часов Аменемхета.
Закат цивилизации Египта
По мере угасания цивилизации Египта неожиданно с новой силой проявились древнейшие ее черты, что было вызвано стремлением египтян, отстоять свою самобытность перед угрозой военного и культурного завоевания. Покорение египтянами новых земель в эпоху Нового царства, торговые поселения выходцев из иных стран, участившиеся случаи смешанных браков, воспитание вельмож-чужестранцев и принятие политических беженцев при дворе фараона, проникновение иноземцев в государственный аппарат и египетское войско, усиливающееся межъязыковое общение, переводы азиатских мифологических текстов на египетский язык и т. д.-все это способствовало ускорению процесса взаимодействия и ассимиляции культур. На этой волне усиливающихся международных контактов и возникает новая тенденция в египетской культуре-намеренная архаизация.
Стремление к архаизации заметно уже в Египте с эпохи XXV династии. Один из лучших историко-литературных памятников этого периода-стела Пианхи из Гебель Баркала, красочное повествование о покорении Египта царем Напаты - в своих строках неоднократно обнаруживает связь со ставшими к тому времени классическими литературными и религиозными текстами. В эту же эпоху по приказу царя Шабаки переписывается с древнего оригинала знаменитый "Мемфисский богословский трактат".
В период правления XXVI династии, при которой Египет вновь испытал кратковременный подъем экономики и культуры, архаизация становится основой официальной политики ("саисский ренессанс"). Ушла в прошлое слава Фив, здесь больше не возводятся грандиозные постройки в честь Амона. Культурным средоточием страны становится город Саис в Дельте-культовый центр богини-воительницы Нейт, древнейшие черты почитания которой как великой матери богов вновь приобретают особое значение. Архаизация культуры, борьба за ее "чистоту", самобытность в саисский период проявились в восстановлении древних государственных титулов и должностей, в обращении к образцам Древнего царства в искусстве (возрождение идеального портрета), в литературе (подражание классическим текстам или их воспроизведение), в противодействии азиатскому влиянию в языке (изгнание семитизмов), в религии (стремление устранить из египетского пантеона азиатских богов), в особом интересе к древним жреческим учениям и культам древних царей и, наконец, в резком усилении и доведении до крайности культа животных, всегда игравшего важную роль в египетской религии и придававшего ей в глазах греков особую таинственность. Надписи саисского периода поражают нагромождением титулов, изображения-смешением стилей, внешней стилизацией в ущерб индивидуализации, особым изяществом и совершенством исполнения, свидетельствующим о многовековой шлифовке. В саисскую эпоху обостряется чувство связи с прошлым, проявившееся, в частности, в пробуждении интереса к генеалогиям людей и богов, усиливается синкретическая тенденция в египетской религии, проявившееся в причудливом слиянии образов самых разных богов, в почитании в одном храме наряду с главным божеством множества иных богов пантеона, которые рассматриваются как проявления его сущности.
"Национализм" саисского периода был искусственным явлением и не мог противостоять проникновению в страну других культур. В это время в Египте впервые основываются торговые поселения греков, среди которых особую роль в процессе сложения греко-египетского культурного синкретизма и в распространении элементов древнеегипетской культуры за пределы Египта суждено было сыграть Навкратису.
После завоевания персами Египет, являясь одной из наиболее развитых сатрапий Ахеменидской державы, непосредственно включился в жизнь целого ряда народов, объединенных в Царстве стран, с которыми прежде имел в основном косвенные контакты. Теперь Египет населяло еще большее число выходцев из Азии: евреев, арамеев, финикийцев, вавилонян, моавитян, персов, мидийцев, хорезмийцев, обитателей далекой Индии, которые приносили с собой свои обычаи, верования. Египтяне же, по той или иной причине покидавшие родину, все сильнее приобщались к культуре тех стран, где они оседали, меняли имена, начинали жить новой жизнью, но сохраняли свое этническое самоназвание. Персы не преследовали цель изменить язык Египта и специфику его культуры и ради упрочения здесь своего господства вынуждены были считаться с местными традициями. Дарий I в угоду этим традициям изображался порой в египетском военном облачении. Камбиз был посвящен в мистерии Нейт и, как саисские цари, носил титул "сын Ра, подобие Нейт", поддерживая таким образом, не без влияния египетского жречества, идею непрерывности фараоновского владычества. Персидские цари на первых порах возводили храмы древним богам Египта. При Дарий I на стенах храма Амона в Великом оазисе (Эль-Харге) был записан один из гимнов этому богу, где он воспевается как божество, тождественное природе ("Ты-небо, ты-земля, ты- преисподняя, ты-вода, ты-воздух, пребывающий меж ними"). В период персидского владычества получает дальнейшее развитие демотическая литература. При Дарий I была записана "Повесть Петеисе III". Это произведение-хроника-как бы невольное свидетельство духовной деградации египетского жречества в позднеегипетский период, ибо в центре внимания его - преступные интриги священнослужителей, борющихся за обладание жреческим саном, сулящим немалый доход.
Расцвет демотической литературы приходится на VII-II вв. до н. э., но она продолжает свою жизнь вплоть до римского завоевания, отражая основные черты культуры этой эпохи: углубление нравственных исканий и в то же время усиление тяги к магическому знанию ("Сказания о Сатни-Хемуасе", "Царская книга"- папирус Инсингер), все более обостряющийся интерес к древности, идеализированному прошлому и воздействию культур иных народов ("Сказания о Петубасте", "Демотическая хроника", "Рассказ о Бок-хорисе и агнце" и др.). Эти произведения, выходящие за временные рамки самостоятельного существования египетской цивилизации,- завершающий этап дненнеегипет-ской литературы, питаемой историческими реалиями уходящего в прошлое Египта фараонов.
Поздний Египет живет лихорадочной
жизнью: постоянные смены династий,
от упадка и развала-к новым взлетам,
кажущемуся возрождению. Нестабильность,
ожидание прихода завоевателей, смут
между владельцами
Заключение
Древняя цивилизация Египта действительно является колыбелью всех цивилизаций. И, что даже в пору своего угасания египетская культура продолжала быть живительным источником для культур других народов, в глазах которых Египет по-прежнему оставался страной тайной премудрости, глубокого мистического опыта и бесценных знаний. Культура Египта Древнего едва уловимой нитью вплелась в последующую культуру Египта исламского, и ее наследие живет до сего дня в отдельных чертах быта и верований феллаха-мусульманина. Культура фараоновского Египта, связь с которой поначалу отвергалась и христианами и мусульманами, ныне рассматривается всеми египтянами как неотъемлемая часть их исторической и духовной традиции.
Особое значение для соседних
с Египтом народов имела
Список использованной литературы
1.Аравия. Материалы по истории открытия.Москва.1981г.
2.Белов А. Петровский В. Страна Большого Хапи. - Л., 1973.
3.Бонгард- Левина Г.М. Древние цивилизации. - М., 1989.
4.Малая Советская Энциклопедия. Т.3. - М., 1959.
5.Большой Энциклопедический Словарь. Т.1. - М., 1991.
6.Энциклопедия для детей. Страны и народы. - М., 1994.