Древнеегипетская цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н. э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Египет — страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово “Египет” (“загадка”, “тайна”) греческого происхождения, египтяне же называли свою

Содержание работы

1. Введение …………………………………………………………… 3

2. Египетское государство ………………..………………………… 4

3. Вторжение гиксосов и эпоха Нового царства ………………….. 5

4. Египетская культура …….…………………………………………. 7

5. Культура эпохи Древнего царства ………………………………… 9

6. Тексты пирамид ……………………………………………………. 11

7. Культура среднего царства …………………………………………. 12

8. Культура нового царства ……………………………………………. 14

9. Египетская цивилизация в мировой истории ……………………… 17

10. Список литературы

Файлы: 1 файл

Египет.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный 

инженерно-экономический университет»

 

Кафедра истории и  политологии

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

 

Тема: __Древнеегипетская цивилизация_____________________

 

Выполнил: __

     Подпись: _____________________________________                                                                                                             

 

Преподаватель: _______________________________

(Фамилия  И.О.)

Должность:  ___________________________________

уч. степень, уч. звание

Оценка: _____________Дата _____________________

 

Подпись: _____________________________________                                                                   

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

Содержание:

 

Стр.

 

1. Введение ……………………………………………………………    3

 

2. Египетское государство ………………..…………………………     4

 

3.  Вторжение гиксосов и эпоха Нового царства …………………..    5

 

4. Египетская культура …….………………………………………….   7

 

5. Культура эпохи Древнего царства ………………………………… 9

 

6. Тексты пирамид ……………………………………………………. 11

 

7. Культура среднего  царства …………………………………………. 12

 

8. Культура нового  царства ……………………………………………. 14

 

9. Египетская цивилизация в мировой истории ……………………… 17

 

10. Список литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н. э. древнегреческий историк  Геродот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Египет — страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово “Египет” (“загадка”, “тайна”) греческого происхождения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означает “чёрная земля”. В III в. до н. э. египетский жрец Манефон написал на греческом языке “Историю Египта”, в которой выделил периоды Древнего, Среднего и Нового царств, а также перечислил тридцать одну династию фараонов.

Древний Египет, как никакая  другая цивилизация древности, создаёт впечатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны — узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, теснимая с запада и востока песками пустынь, — ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира.

Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фараона — так традиционно  называли местных властителей. Фараон был обожествлён при жизни и носил титул “сына Солнца”. Его существование подчинялось сложным церемониалам, пышность которых возрастала по мере того, как Египет расширял свои владения.

В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, растения, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Нил почитался как бог Хапи, податель влаги и урожая. Вселенную египтяне представляли как соединение Нила небесного, где плывёт в лодке солнечный бог Ра, и Нила подземного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа. Осирис — бог плодородия, умирающей и воскресающей природы. считался четвёртым мифическим царём Египта. Он счастливо правил страной со своей сестрой и супругой Исидой — богиней плодородия, воды и ветра. После того как Осирис передал богу Гору, своему сыну, царский престол, он удалился в царство мёртвых, став владыкой, а также судьёй в загробном мире. 

Важнейшее место в  религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но при условии, если его тело остаётся нетленным.

Именно религия определила особенности древнеегипетского  искусства: таинственное, сокровенное, оно было обращено не столько к миру живых, сколько к царству мёртвых. Спрятанные в гробницах произведения искусства не предназначались для осмотра. Они, как верили их создатели, обладали особой магической силой, помогали усопшему в его путешествии в мир вечности. Не случайно у самих египтян слово “художник” имело значение “творящий жизнь”.

 

 

 

ЕГИПЕТСКОЕ  ГОСУДАРСТВО

 

До образования  в Египте целостного государства (Верхний  и Нижний Египет) он представлял  собой отдельные части, которые  в ходе долгой войны были объединены в результате победы (3000 год до нашей эры) тогда еще отдельного Верхнеегипетского царства. Начало летописной традиции в Египте связывают с основателем I династии царем Мином, который по преданию основал столицу Мемфис на стыке объединенных царств, воздвигнув плотину для того, чтобы защитить новый город от наводнения. При царях I династии египтяне стали постепенно продвигаться за пределы своей страны: в Нубию, Ливию, на Синайский полуостров. Одной из главных функций царской власти была организация оросительной системы в Нильской долине и поддержания ее в порядке, как следствие – все более развитая сельскохозяйственная деятельность, включавшая в себя искусство возделывания виног65,14рада. Развитие скотоводства и ткацкого ремесла, пробы изготовления первой бумаги – папируса, и как следствие – распространение письменности.

С I по VII династии Египет обладал огромной властью, государство  приобретало черты централизованной деспотии, опиравшейся на разветвленный  бюрократический аппарат, чьей основой являлись обширные ресурсы земли, рабочей силы и продуктов питания. Период правления III–VIII династий по праву называется Древним царством, его эпоха продолжалась на протяжении почти трех тысяч лет. В это время в Египте значительно окрепла и упрочилась царская власть, свидетельство тому — самые знаменитые памятники древнеегипетской цивилизации, колоссальные царские пирамиды, возведенные царями IV династии — Хуфу (Хеопсом), Хафра (Хефреном) и Менкаура (Микерином). Самая первая египетская пирамида была сооружена еще в начале III династии для фараона Джосера. Сохранилось имя зодчего этой пирамиды — Имхотеп. Впоследствии он был обожествлен и почитался в Египте как покровитель наук и искусств. Первым лицом после фараона был верховный сановник, он же главный судья, исполняющий множество разных функций. Во время правления III династии Египет окончательно вступил в медный век. Он характерен стремительным ростом каменного строительства, апогеем которого, как было сказано, явилось возведение царских усыпальниц – огромных пирамид с поминальными храмами и городами вельможеских гробниц, особенно при V – VII династиях.

В конце правления V династии власть фараонов начинает ослабевать. Истощенный строительством и социальными  противоречиями, Египет к началу правления VII династии окончательно распался на полузависимые номы, а к середине XXIII века до нашей эры наступил период упадка и внутренней раздробленности. Во время смут оросительная система пришла в негодность, население страдало от жестокого голода, на египетский престол претендовали два объединительных центра: Гераклеополь на севере и Фивы на юге. Победителями из этой схватки вышли Фивы, и при Ментухотепе I страна была объединена, хотя еще и не очень прочно. На правление XI династии приходится расцвет Среднего царства (XXII – XVIII веков до нашей эры), многочисленное строительство крепостей, начало использования бронзы, возникновение производства стекла, создание большого водохранилища, новой оросительной системы, восстановление прежней силы сельского хозяйства, появление множества мелких и средних хозяйств. В эпоху Среднего царства по-прежнему сильны позиции номовой знати, но все большее значение приобретают люди незнатного происхождения, важную опору царской власти составляло приближенное воинство. Главными создателями богатства страны являлись хемуу нисут – царские хемуу, лишенные прав собственности на оружие и средства производства; они использовались в царском, храмовом и частном хозяйстве. Рабы-баку, известные еще в эпоху Древнего царства, составляли лишь часть личного имущества собственника и могли быть куплены или проданы.

В области государственной  религии также произошли изменения: на смену солнечному культу Ра, господствовавшему  со времен Старого Царства, пришел культ  Амона, который был отождествлен с древним государственным богом Ра под именем Амон-Ра. Заупокойные ритуалы, имевшие у египтян огромное значение и составлявшие одну из важнейших черт древнеегипетской культуры, стали доступны не только вельможам, но и людям среднего достатка: необходимые культовые тексты и изображения перестали высекать на стенах гробниц и начали писать на стенках саркофагов.

 

Вторжение гиксосов и эпоха  Нового царства

 

На рубеже XVIII – XVII веков до нашей эры Египет, вновь впавший в состояние  раздробленности, оказался легкой добычей  гиксосов, вторгшихся из Азии, их владычество длилось 100 – 150 лет, и предание о нем как о страшном времени жило на протяжении всей древней истории Египта. Гиксосы - это союз азиатских кочевых племен, сложившийся на территории Синая и Южной Палестины в конце XVIII века до нашей эры. Около 1675 года до нашей эры гиксосы во главе с царем Салитисом обрушились на ослабевший Египет и покорили его; при этом северо-восток Египта с новой гиксосской столицей в Хат-Уаре (Аварисе) был включен в их державу, прочие египетские области признали верховное владычество гиксосских царей, принявших официальную титулатуру фараонов и стремившихся проводить политику религиозного синкретизма: как часто бывает, кочевники-завоеватели подпали под влияние превосходившей их по уровню развития и численности населения египетской цивилизации. Первоначально эта политика имела успех и первые шесть фараонов-гиксосов остались в официальном царском списке Египта в качестве законной династии «царей чужеземных стран» (древнеегип. «хеку-хасут»); позднее, в перечислении египетский историка и верховного жреца в Гелиополе Манефона (вторая половина IV — начало III века до нашей эры) они стали известны и античной традиции.

Гиксосы не были сплочены и не смогли образовать единую державу, правители Фив, оставаясь относительно независимыми, возглавили борьбу против завоевателей, Яхмос I, родоначальник XVIII династии, овладел крепостью гиксосов Аварисом и довел борьбу с завоевателями до победного конца. Так началась эпоха нового царства (1580 – 1085 годы до нашей эры), время правления XVII – XX династий, при которых Египет занял ведущее положение в Восточном Средиземноморье. При фараоне Тутмосе I (вторая половина XVI столетия до нашей эры) Египет превратился в мощную державу, южная граница которой продвинулась за третий порог Нила. Тутмос I совершил поход к Евфрату и разгромил в Северной Месопотамии государство Митанни. На первую половину XIV века до нашей эры приходится царствование Аменхотепа IV (Эхнатона), с именем которого связана важнейшая религиозная реформа, которая не была продолжена после его смерти, его наследники меняли культ за культом, вследствие чего полностью лишились государственной поддержки. При Рамсесе I (XIX династия) начались длительные войны с хеттами за господство над Сирией, знаменитая битва под сирийским городом Кадеш, в которой участвовало до двадцати тысяч воинов с каждой воюющей стороны. Египтяне не сумели в первом же бое взять Кадеш, и война растянулась на два десятка лет, после чего был подписан мирный договор. При наследнике Рамсеса II, его тринадцатом сыне Мернептахе, и Рамсесе III, сыне основателя XX династии Сетнахта, на Египет обрушились волны завоевателей – народов моря и ливийских племен. С трудом отразив натиск врага, страна оказалась на пороге серьезных потрясений, которые появились от частой смены правителей, от усиления власти номовой знати, частых мятежей и заговоров, а также постепенном падении военного престижа Египта и утрате им своих иноземных владений.

Эпоха Нового царства  была для Египта периодом не только новых завоеваний, но и бурного экономического роста, стимулированного притоком в страну огромного количества сырья, скота, золота и рабочей силы в виде пленных. Во времена Нового царства отмечалось широкое применение труда рабов, но основным производителем материальных благ по-прежнему оставалось трудовое население Египта, опутанное всевозможными видами повинностей. К началу XI века до нашей эры в Египте образовались два царства: Нижнеегипетское с центром в Танисе и Верхнеегипетское в Фивах. К тому времени Сирия, Финикия и Палестина уже вышли из-под влияния Египта, северная половина которого была наводнена ливийскими военными переселенцами во главе с вождями, находившимися в союзе с египетскими властями. Один из ливийских военачальников Шешонк I (945 – 924 годы до нашей эры) основал XXII династию, но его власть, как и власть его преемников, не была прочной, и при ливийских фараонах (IX – VIII столетия до нашей эры) Нижний Египет распался на ряд отдельных областей. В конце VIII века до нашей эры нубийский царь Пианхи захватил значительную часть Верхнего Египта и Фивы, местное жречество оказало поддержку завоевателям, надеясь с их помощью вернуть себе господствующее положение, но правитель Нижнего Египта Тефнахт с помощью ливийцев выступил против нубийцев, был вскоре разгромлен и вынужден был сдаться на милость победителей. После этого некоторое время Египтом правил нубийский царь Шабака, затем нубийский фараон Тахарка, который был убит ассирийским царем Асархаддоном. Освобождение и объединение Египта осуществил основатель XXVI династии Псамметих I. При его преемниках Египет некоторое время снова властвовал над Сирией и Палестиной, тщетно пытался захватить Иерусалим, эллинское государство Кирену, персидские земли, однако в 525 году до нашей эры персы во главе с царем Камбизом II захватили Египет и надолго установили в Египте свое господство. Египет же несколько раз добивался кратковременной независимости от персидских властей (XXVIII – XXX династии), пока не был завоеван Александром Македонским в 332 году до нашей эры, в котором египтяне первоначально видели освободителя от гнета персов. Время фараонов закончилось, начиналась следующая эпоха.

 

Египетская культура

 

Ее истоки настолько  теряются в глубокой древности, что  когда английскими учеными Флиндерсом Питри и Джорджем Квибеллом была обнаружена доисторическая культура Египта, она была настолько не схожа с привычной нам культурой фараонов, что ее поспешили назвать неегипетской. Предполагалось, что египетская культура базируется на многочисленных смежных с ней культурах, например, автохтонных, сахарско-суданских или африканских. Африканская по происхождению, древнеегипетская культура не сразу обрела свое лицо, только по мере приближения к династическому Египту этническое и культурное своеобразие жителей долины Нила проявляется все более заметно. С постепенным переходом к ирригационному земледелию и скотоводству, с отступлением охоты на второй план поселения в долине Нила становятся более постоянными, долговременными, этнический состав – более стабильным. Географическая изолированность Египта обусловила самобытность его культуры и особенности мировоззрения его народа, относившегося к чужеземцам с подозрением. Нубийцы, ливийцы, азиаты и кочевники западной и восточной пустынь традиционно считались врагами и в символическом смысле являлись олицетворением хаоса, угрожавшего гармонии египетского государства. Хозяйственная и этническая стабильность – одно из важнейших условий вызревания прочной культурной традиции, которая впоследствии дала тот неожиданный взрыв, благодаря которому Египет переступил грань доистории.

Информация о работе Древнеегипетская цивилизация