Древнеегипетская цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н. э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Египет — страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово “Египет” (“загадка”, “тайна”) греческого происхождения, египтяне же называли свою

Содержание работы

1. Введение …………………………………………………………… 3

2. Египетское государство ………………..………………………… 4

3. Вторжение гиксосов и эпоха Нового царства ………………….. 5

4. Египетская культура …….…………………………………………. 7

5. Культура эпохи Древнего царства ………………………………… 9

6. Тексты пирамид ……………………………………………………. 11

7. Культура среднего царства …………………………………………. 12

8. Культура нового царства ……………………………………………. 14

9. Египетская цивилизация в мировой истории ……………………… 17

10. Список литературы

Файлы: 1 файл

Египет.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Только многовековое накопление элементов египетской цивилизации  – в сфере материальной (постепенный  переход к изготовлению медных орудий, совершенствование системы ирригационного земледелия, развитие скотоводства, ремесла, обмена), в сфере социальной (возникновение имущественной дифференциации и социальной иерархии, появление городского населения), в сфере духовной (развитие заупокойных представлений, культа обожествленного правителя, солярного круга, специфических египетских искусств) – и, наконец, появление иероглифического письма, восходящего к пиктографии, позволили египетской культуре проявить свой характер, уже не столько африканский, сколько именно египетский, и эта кристаллизация приходится на сравнительно небольшой отрезок истории – конец додинастического периода (3300 – 3000 годы до нашей эры) и Раннее царство – время возникновения единого египетского государства. Именно в этот период выявляется целый ряд особенностей египетской культуры, которые сохраняются до конца эпохи фараонов. Одна из таких черт представляет собой сочетание первобытности со сложным и зрелым мировосприятием. Тогда же возникают все виды знаков египетского письма, системы счета, появляется первый свиток папируса, попытки мумификации, начинают возводиться монументальные сооружения – гробницы-мастабы, статичные статуи официальных лиц.

В эпоху Раннего  царства формируются характерные  черты сакральной египетской монархии, где царь – божественный владыка  Обеих Земель, носитель двойной короны Египта, воплощение бога Гора. Впервые складывается царская титлатура из четырех имен. Царствование фараонов в течение трех тысяч лет над Египтом было одним из главнейших принципов древнеегипетской религии, так как именно фараон-египтянин считался гарантом порядка и гармонии в стране (принципа Маат); и он же был ответственным за благосостояние государства и за правильное отправление культов многочисленных богов. Отождествляемый при жизни с богом Гором, после смерти фараон становился Осирисом. Свою цивилизацию египтяне изначально считали созданной богами и немыслимой без Маат – божественного порядка и истины. Боги-творцы уничтожают первоначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе выступают в роли восстановителей всеобщей гармонии Маат. Подобно богам, царь также должен стремиться к Маат, который часто понимался как правопорядок, справедливость. Египетские боги также почитались как создатели ремесел и искусств, письма и счета, науки и магии. Иероглифическое письмо понималось как слово бога, подчеркивалась роль бога мудрости Тота – Владыки слова бога, создателя письменности, покровителя литературы и писцов, его называли также Владыкой счета и Исчислителем лет, он был покровителем лекарей и магов, ему приписывали силу даровать жизнь богам и людям. Некоторые тексты заклинаний были написаны у статуи этого бога, которая находилась в одном из древних храмов, ранее именовавшимися домами жизни, в них часто размещались библиотеки, архивы, записи правления царей. Сооружение гигантских пирамид-усыпальниц – яркое свидетельство того, насколько велика была в Египте вера в божественную силу царя, распространявшуюся на людей даже после его смерти. Бог Благой (Добрый) при жизни, бог Великий посмертно, царь являлся средоточием религиозной жизни, и от его земного и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны.

Практика мумификации  тел умерших существовала на протяжении всей древнеегипетской истории и  была одной из главных особенностей египетской культуры. Сохранение тела являлось необходимым требованием  воскресения в загробном мире и обретения вечной жизни. Готовая мумия обертывалась льняными бинтами, между которыми помещались многочисленные амулеты, предназначенные оберегать умершего от враждебных демонов преисподней. Украшенную портретной маской мумию укладывали в деревянный расписной гроб (или несколько гробов), а затем в массивный каменный саркофаг. Пышность погребения и количество погребальной утвари варьировалось в зависимости от социального и имущественного положения покойного.

У древних египтян  наблюдается очень сложная система различения отдельных субстанций в душе человека. Эту систему породил необычайно сложный комплекс заупокойных верований.

Похождения души были расписаны и придуманы весьма обстоятельно, и древние похоронные тексты, очевидно, должны были предохранить ее от всяких случайностей, чтобы она во время своего путешествия не уклонилась от истинной цели и не попалась в пути врагам.

Египтяне, как известно, прилагали необыкновенные заботы о  судьбе своих мертвецов; сведения эти  мы черпаем главным образом из дошедших до нас древних памятников и текстов, которые знакомят нас и с лежавшими в основах этих забот представлениями египтян о загробной жизни и судьбе людей после смерти.

 

Культура эпохи Древнего царства

Мы достаточно хорошо знакомы с египетскими  гробницами различных периодов истории Египта. Из гробниц древнейшего времени наибольшею известностью пользуются, конечно, пирамиды, которые возвышаются над погребальным полем к югу от Мемфиса. Эти колоссальные сооружения, о назначении которых существовало так много баснословных предположений, были предназначены единственно и всецело к тому, чтобы предохранить от разрушения мумии погребенных там царей; эти громадные массы камня, заключавшие в себе маленькие гробничные помещения, должны были обеспечивать вечный покой царским мумиям.

Развитие каменного  зодчества привело к возведению гигантских погребений — пирамид, строившихся  в течение всего периода Древнего царства; преследуя религиозные  цели, они одновременно демонстрировали  могущество правящего фараона. Первая монументальная ступенчатая каменная пирамида в Саккара с большим комплексом построек вокруг принадлежит фараону III династии Джосеру. Архитектором этого грандиозного комплекса считается приближенный Джосера зодчий Имхотеп. Однако самые великие и известные всему миру еще в древности как чудо света пирамиды находятся вблизи от Каира, в Гизе. Подле каждой из пирамид располагался верхний, заупокойный храм, соединявшийся длинным каменным проходом с нижним, у границы разлива Нила. Рядом с долинным храмом при пирамиде Хафра возвышается Большой Сфинкс, почти полностью вырубленный из скалы. Предположительно лицо Большого Сфинкса является портретом самого Хафра. Для самих древних египтян Большой Сфинкс был воплощением бога Хорэмахета («Хора в горизонте»), по-гречески Хармахиса. Около царских пирамид появлялись большие некрополи, состоявшие из каменных гробниц-мастаб вельмож, желавших и после смерти находиться вблизи своего владыки.

Мастаба (араб., букв. — каменная скамья), древнеегипетская гробница времён 3-го тысячелетия до нашей эры) в виде лежащего бруса с наклоненными к центру стенами. Под мастабой находилась подземная часть гробницы с погребальной камерой, куда можно было попасть через отвесную шахту. Подземную погребальную камеру украшали статуями, рельефами, росписями. После погребения шахта засыпалась, следы входа в гробницу тщательно уничтожались. Мастаба — праобраз древнеегипетских пирамид. Помещения, предназначенные для посещения гробницы, украшались раскрашенными рельефами и сопроводительными иероглифическими надписями. Изображения (как скульптурные, так и рельефные), служили религиозным целям, так как они воплощали в себе то, что хотел видеть и иметь владелец гробницы после смерти. Статуи владельца гробницы воплощали его Ка — «двойника» умершего. Замечательные и, без сомнения, портретные скульптуры Хемиуна, Каапера, Каи, Анххафа, Рахотепа и Нофрет должны были служить вместилищем Ка умершего.

В эту же эпоху  сложился художественный канон в  египетском изобразительном искусстве, резко отличающий его от искусства других стран. Подземные помещения гробницы, вырубленные в скале, предназначались для погребения и вещей, необходимых для продолжения загробной жизни. Среди гробниц-мастаб выделяются мастабы вельмож Ти, Птаххотепа, Мерерука.

В эпоху Древнего царства господствующее положение в египетском пантеоне занимал бог Ра, культовый центр которого располагался в Гелиополе. Солярная идеология отразилась и в титулатуре фараонов, когда при V-й династии в нее был включен (и с тех пор постоянно) эпитет «сын Ра». В Абусире сохранились руины солнечного храма, построенного Ниусерра. Главным элементом святилища был огромный обелиск (Бен-Бен), символизирующий лучи солнца. Собственно, Бен-бен, в египетской мифологии в описаниях созидания мира выступает как изначальный холм над безграничным водным пространством. Священный камень Бен-Бен в Гелиополе был фетишем Бену и Ра. Первые изображения были сделаны в виде конуса, в более позднюю эпоху Бен-Бен стали изображать как пирамиду. Навершия египетских пирамид, по-видимому, символизировали именно его.

Шесть из девяти фараонов V династии возвели подобные солнечные храмы, каждый из которых  имел свое название. Развитие религиозной  мысли древних египтян нашло  отражение в «Текстах пирамид», выгравированных  на стенах погребальных камер в пирамидах царей V и VI династий. В целом «Тексты пирамид» состоят из архаических текстов, заклинаний, заговоров и изречений, целью которых было обеспечение благополучной загробной жизни фараона в кругу богов на небе. Хотя от эпохи Древнего царства дошло крайне мало литературных памятников, тем не менее, несомненную ценность имеют такие автобиографические надписи в гробницах вельмож, как, например, «Поучение Птаххотепа» (V династия), надпись Уни (VI династия), надпись номарха Хархуфа (VI династия).

Примечание. Ка, в египетской мифологии одна из душ-сущностей человека. В «Текстах пирамид» ка присуще только фараону и связано с идеей его божественного происхождения и могущества. В конце Древнего царства складывается представление о ка как о двойнике каждого человека, рождающегося вместе с ним и определяющего его судьбу. Ка изображается в виде человека, на голове которого находятся поднятые согнутые в локтях руки.

На исходе эпохи  Среднего царства пирамида, как форма  царской гробницы, исчезает. Со времени  Нового царства, когда столица и резиденция фараонов перемещаются в Фивы, царскими усыпальницами становятся так называемые скальные гробницы - длинные пещеры, вырубленные в скалах на западном берегу Нила, прямоугольные в сечении. В таких пещерах хоронили фараонов XVIII, XIX и XX династий. Стены усыпальниц были расписаны яркими, разноцветными фресками, воспроизводившими уже не реальную, земную жизнь фараона, а нереальный потусторонний мир, созданный фантазией жрецов.

     В  дальнейшем, в более поздние времена,  гробницы продолжали занимать очень важное, чуть ли не первостепенное место в жизни египтян. Это, безусловно, свидетельствует о том, что убеждение египтян, будто ба (душа) и ка (двойник) умершего имеют своим жилищем гробницу, оставалось незыблемым

 

Тексты пирамид

 

В конце V династии в пирамиде царя Унаса впервые высекаются формулы царского заупокойного ритуала и связанных с ним представлений – «Тексты пирамид», пронизанные идеей бессмертия и могущества царя, полагающегося теперь на вечность слова, запечатленного в камне. Центральное место в «Текстах пирамид» занимает гелиопольская теология, которая ко времени воцарения V династии стала общегосударственной и тесно срослась с сакрализированным культом царя. О значимости почитания солнца (Ра) в связи с обожествленностью царской особы можно судить по тому, какое место отводилось имени Ра и связанным с ним представлениям в титлатуре и именах царей, например, имя Джосер заключало в себе понятия золото и солнце, Хуфу величает себя сыном Ра, таким образом, солнечное имя вторгается в царскую титлатуру, придав последней вид пятичленного имени. С периода VI династии все более заметную роль играет город Абидос, в котором более других почитается культ Осириса, каждый стремился построить себе в этом городе гробницу или поминальную плиту, приобщившись таким образом к божественной благодати. Из более поздних текстов Осирис известен как царь подземного мира, вершитель посмертной судьбы и справедливости. В то же время заметным становится рост этического компонента в общем контексте религиозной культуры, богоугодная земная жизнь будет угодной Осирису в загробном мире. В период создания единого государства упорядочиваются культы многочисленных богов Египта, идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных и политических центров, вокруг которых формировались основные теологические концепции.

Тексты, авторство которых  приписывается легендарному Гермесу  Трисмегисту (Триждывеличайщему), были созданы в Египте в III веке нашей  эры. Но ренессансная Европа считала  их гораздо более древними, возникшими никак не позднее десяти заповедей, принесенных Моисеем. Герметическая доктрина рассматривала вселенную как воплощение божественного духа или божественного разума. Все материальные объекты в мире либо соотнесены друг с другом, либо находятся в оппозиции друг к другу. Объектами можно управлять, если знать их пары. Человек, соединивший в себе материальное и духовное начала, способен изучить книгу природы. Герметическое учение, таким образом, пробуждало интерес к химии, ботанике, металлургии, астрономии, хотя последователи герметической традиции были скорее магами и мистиками, чем натуралистами. Оперируя магическими формулами, они первыми пришли к выводу о том, что солнце находится в центре вселенной. Гармонию мира они пытались познать математически.

Братоубийственная вражда, распад государства, голод и  лишения, рост значения местных центров  и их правителей, все более узурпирующих царские привилегии, усиление позиций средних слоев населения – все это сильно отразилось на общем состоянии египетской культуры. В этот неблагоприятный период изменилось и мировосприятие египтян, которые были вынуждены решать ряд новых социально-политических, религиозных и нравственных проблем, но даже во времена упадка не были утрачены культурные ценности, созданные в эпоху Древнего царства. От времен смут не сохранилось выдающихся памятников искусства, переживавшего тогда застой, но в период Среднего царства появились такие глубокие сочинения, как «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» и «Спор Человека и Ба». Первое из перечисленных является впервые написанным трудом по дидактике, главный акцент делается на нравственную основу власти, впервые идея загробного мира приобретает отчетливые очертания, магия, созданная богом-творцом изначально ради отвращения людей от зла; тех, кто будут глубоко нравственными на земле, ждет бессмертие; во всем этом – официальная идеология, которая стремится возродить духовное единство страны, гармонию и порядок, призывает к восстановлению культов богов, прежде всего к почитанию Ра, символизирующего единодержавие, вновь и вновь напоминалось, что время жизни на земле – это всего лишь сон и что взамен воды, воздуха и любви дано будет просветление, а вместо пива и хлеба – умиротворение сердца.

«Спор Человека и Ба» противоречит всем заупокойным  текстам, говоря о том, что загробный  мир – это страна тягостного сна  и мрака, где нет воды, воздуха и радостей любви, каждый входящий в чертог загробного мира никогда больше не увидит солнца. Возможно, что неортодоксальные идеи возникли гораздо раньше и были искусственно прикрыты другими официальными идеологиями и только времена смут обнаружили эти противоречивые тенденции египетской культуры, на фоне которых подъем культуры в эпоху Среднего царства кажется особенно впечатляющим; фиванские владыки во многом стремились возродить и продолжить традиции царей Древнего царства, но изменения, затронувшие уклад жизни, язык, искусство, религию и многое другое в период распада страны, наложили неизгладимый отпечаток на культуру эпохи, и без них невозможно понять ни стремительного расцвета светской художественной среднеегипетской литературы и научных знаний, ни усиления поисков индивидуальных черт в царской и частной скульптуре, ни переосмысления роли царя в египетском обществе, который теперь не только божество, но конкретный человек. Отделенный неизмеримой дистанцией от своих подданных, царь мог испытывать те же чувства, что и простой смертный; приближенность царя к народу теперь выражалась в вынесении за пределы заупокойных сооружений царских статуй, которые ранее были надежно скрыты от людей.    

Информация о работе Древнеегипетская цивилизация