Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 16:39, контрольная работа
С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н. э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Египет — страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово “Египет” (“загадка”, “тайна”) греческого происхождения, египтяне же называли свою
1. Введение …………………………………………………………… 3
2. Египетское государство ………………..………………………… 4
3. Вторжение гиксосов и эпоха Нового царства ………………….. 5
4. Египетская культура …….…………………………………………. 7
5. Культура эпохи Древнего царства ………………………………… 9
6. Тексты пирамид ……………………………………………………. 11
7. Культура среднего царства …………………………………………. 12
8. Культура нового царства ……………………………………………. 14
9. Египетская цивилизация в мировой истории ……………………… 17
10. Список литературы
Культура Среднего царства
Среднее царство по праву считается классическим периодом египетской культуры, в это время окончательно складывается среднеегипетский язык, развивается скоропись (иератическое письмо), общий подъем хозяйственной жизни. В эпоху Древнего царства уже были созданы основные архитектурные формы, воплотившиеся в монументальных сооружениях: пирамида и заупокойный храм, солнечный храм с обелиском и их компоненты (типы колонн, декор зданий и т.д.). Во внутриполитическом отношении эпоха Среднего царства характеризуется усилением позиций местных князей — номархов, при дворе которых развиваются местные художественные школы. В среднем Египте (Бени-Хасане, Меире, Асьюте, Эль-Кабе, Эль-Берше) сохранились богато декорированные росписями и рельефами гробницы номархов, отказавшихся от прежней формы погребения — мастаб. В погребальном ритуале также происходят значительные изменения, так, теперь каждый умерший отождествлялся с богом Осирисом, тогда как во времена Древнего царства это относилось только к фараону, на стенках саркофагов появляются так называемые «Тексты саркофагов» — заклинания, отражающие представления египтян о загробном мире.
При фараонах XII династии,
значительно укрепивших свой авторитет
и власть, египетская скульптура переживает
бурный расцвет. Лучшими примерами
могут служить менее
Эпоха гиксосского владычества затормозила естественную революцию египетской культуры, но не прервала линию ее преемственности. Новое царство явилось дальнейшим значительным этапом не только внутреннего развития культуры, но и небывалого прежде интенсивного распространения ее за пределы Египта, взаимодействия с культурами соседних народов. Положение Египта как мировой державы создает особо величественный стиль, ярко отразившийся в монументальных храмовых постройках в Фивах – Граде Амона, в торжественных надписях фараонов-завоевателей, в одах и гимнах богам и прежде всего Амону Победоносному, именем которого освящали все военные походы. Главенствующее положение Египта нашло отражение в храмовых и гробничных сценах с изображениями посольства от четырех стран света или в гимнах, где египетские боги воспевались не только как творцы Египта, но других стран. Культура иных народов, какими бы жалкими и презренными они не казались самим египтянам, оказалась для них вовсе не чужой и принималась тем легче, чем ближе к закату была слава великой державы фараонов, вынужденной все более считаться со своими новыми политическими соперниками: хеттами, ассирийцами, вавилонянами. Степень проникновения египетской культуры в иную этнокультурную среду была различна, особенно благоприятно сказалась на культурах Нубии и Ливии, с которыми имела много общих корней, впоследствии через них распространилась в Судан, Эфиопию, Западную Африку. Египет, напротив, заимствовал из Азии намного больше, хотя и трансформировал азиатские элементы в лоне собственной культуры. Расширение географического положения явилось стимулом небывалого расцвета египетской культуры.
Как в медицине и математике, так и в астрономии египтяне обладали глубокими познаниями, без которых их строительное искусство не было бы на столь высоком уровне развития. Египетский год делился на три сезона по четыре месяца — Ахет («половодие»), Перет («выхождение») и Шему («засуха»); каждый месяц был разделен на 3 периода по 10 дней, что в сумме давало 360 дней в году. К этой цифре добавлялись пять дней, посвященных богам Осирису, Хору, Сетху, Исиде и Нефтиде. Начало года совпадало с появлением на небе звезды Сотис (Сириуса) 18 или 19 июля и разливом Нила. Наблюдение за небом, звездами и планетами осуществлялось жрецами-астрономами из «домов жизни», учреждений при храмах, где жрецы получали и хранили знания. Практические астрономические наблюдения тесно переплетались с религиозными представлениями, связанными с почитанием многочисленных астральных богов.
Культура Нового царства
Успешные военные походы фараонов XVIII-XIX династий обогатили страну, что дало возможность развернуть крупное строительство храмов в честь богов и собственных побед. Богу Амону, ставшему из локального божества фиванской области государственным богом-покровителем фараонов и созданной ими державы, был посвящен грандиозный храмовый комплекс в Карнаке. В Карнаке же были построены храмы богини Мут и бога Хонсу, составлявших вместе с Амоном-Ра фиванскую триаду божеств. Храм расширялся, перестраивался и украшался в течение нескольких столетий. Одним из типичных храмов, построенных по этому плану, является храм Амона в Луксоре, возведенный Аменхотепом III и завершенный Рамсесом II. Наивысший подъем египетской культуры совпал с царствованием Аменхотепа III — это же было время наибольшего внешнеполитического и экономического могущества древнего Египта. Храмы щедро украшались скульптурами и золотом, в Мальгатте, на западном берегу Нила, для фараона был возведен великолепный дворец и выкопано большое искусственное озеро. Заупокойный храм Аменхотепа III, от которого сохранились лишь два сфинкса (в Петербурге) и колоссы Мемнона, намного превосходил по величине все заупокойные храмы предшествующих и последующих фараонов Нового царства.
Эпоха Нового царства особенно примечательна грандиозным строительством храмов в Египте (Фивы, Абидос) и в Нубии (Абу-Симбел, Бухен, Солеб), дальнейшим совершенствованием искусства рельефа, росписи, пластики, развитием многожанровой литературы («Сказка об обреченном царевиче», «Правда и Кривда», Миф об истреблении людей, религиозная поэзия, автобиографии, любовная лирика). В новоегипетских текстах возрождаются и умножаются мотивы упоения ратной славой, стены храмов и гробниц запечатлели бесконечные сцены пиршеств, военных трофеев, принятие дани от чужеземцев, приношение жертв. Новые веяния вторгаются даже в консервативную область древнеегипетской литературы: заупокойные тексты, гимны богам, включенные в Книгу мертвых, как бы оттесняют ритуал на второй план. Мир и внешняя стабильность, казалось, надолго установившиеся в Египте с воцарением Аменхотепа III после долгих войн, внезапно были разрушены в правление его сына Аменхотепа IV, который, изменив вере своих предков, на двенадцатом году своего царствования окончательно порывает с традиционным египетским многобожием и учреждает культ солнечного диска – Атона, по приказу царя в египетских надписях уничтожаются не только имена богов, но и само понятие бог, которое заменяется на «властитель», а знак бога – знаком, обозначавшим властителя, само солнце мыслится не как бог, а как царь, отныне в мире правят только два царя: Солнце – Атон, и его сын Эхнатон – Угодный Солнцу. Амарнский период был кратким, но чрезвычайно ярким этапом древнеегипетской истории и, несмотря на верхушечный характер реформы, имел важные последствия для всех сфер египетской культуры, впитав в себя наиболее яркие реалистические сюжеты и стилистические приемы, Амарна создала галерею скульптурных шедевров – портретов Эхнатона и членов его семьи, изящных рельефов, многоцветных росписей, среди которых особенно выделяются пейзажные композиции, именно под влиянием Амарны впервые появляются светские образы царя и царицы, изображенных в бытовой непринужденной обстановке. Во времена Амарны новоегипетский язык становится письменным, появляется некультовая лирика – любовная поэзия целиком подчинена сакральным целям и включена в ритм жизни храма. После амарнского периода усиливается начавшаяся еще при Аменхотепе III своего рода гигантомания в храмовом строительстве, которая проявилась также в сооружении царских статуй-колоссов.
Достаточно вспомнить огромные луксорские колонные дворы и пилоны с монументальными статуями Рамсеса II, гигантский масштаб сооружений в Карнаке первых фараонов XIX династии, завершивших предпринятое здесь еще Хоремхебом строительство гипостильного зала, пещерный храм Рамсеса III в Абу-Симбеле с величественными статуями царя. По мере угасания цивилизации Египта неожиданно с новой силой проявились древнейшие ее черты, что было связанно со стремлением египтян отстоять свою самобытность перед угрозой военного и культурного завоевания – намеренная архаизациия, новая тенденция в египетской культуре на волне усиления международных контактов. Один из лучших памятников этого периода – стела Пианхи из «Гебель Баркала», красочное повествование о покорении Египта царем Напаты – в своих строках обнаруживает связь со ставшими к тому времени классическими и литературными текстами. В период правления XXIV династии, при которой Египет вновь испытал кратковременный подъем экономики и культуры, архаизация становится основой официальной политики, ушла в прошлое слава Фив, культурным сосредоточием страны становится город Саис в Дельте – культурный центр богини-воительницы Нейт, древнейшие черты почитания которой как великой матери богов приобретают особое значение. Надписи саисского периода поражают нагромождением титулов, изображений – смешение стилей, внешняя стилизация в ущерб индивидуализации, особым изяществом и совершенством исполнения свидетельствуют о многовековой шлифовке.
После завоевания персами Египет являлся одной из наиболее развитых сатрапий Ахеменидской державы, непосредственно включился в жизнь целого ряда народов, объединенных в Царстве стран, с которыми имел прежде лишь косвенные контакты. Теперь Египет населяло еще больше выходцев из Азии: евреев, арамеев, финикийцев, персов, мидийцев, которые приносили с собой свои обычаи и верования. С саисского периода официальным письменным языком в Египте становится наследник новоегипетского языка – демотический, который активно включает в свою лексику слова из арамейского языка, распространенного тогда в западной части Персидской державы, хотя персы и не ставили перед собой цель изменить язык Египта и специфику его культуры и ради упрочения здесь своего господства вынуждены были считаться с местными традициями. Дарий I в угоду этим традициям иногда изображался в египетском военном облачении, Камбиз II был посвящен в мистерии Нейт и, как саисские цари, носил титул сына Ра, подобие Нейт. В период персидского владычества получает дальнейшее развитие демотическая литература, при Дарии I была записана «Повесть о Петеисе III» – это произведение является свидетельством духовной деградации египетского жречества в позднеегипетский период, ибо в центре его внимания – преступные интриги священнослужителей, борющихся за обладание жреческим саном, сулящим немалый доход. В основном литература отражает углубление нравственных исканий, усиление тяги к магическому, интерес к древности. Поздний Египет живет лихорадочной жизнью: постоянные смены династий, от упадка и развала к новым взлетам, нестабильность, ожидание прихода завоевателей, смуты между владельцами распадающегося на отдельные области государства вызвали волну небывалого увлечения чудесами, оракулами и привели к усилению апокалиптических настроений. Развитию культуры Египта не был положен предел при греко-македонском владычестве, соприкоснувшись с иной цивилизацией, она пережила новый своеобразный расцвет, будучи уже частью общей эллинистической культуры.
Египетская цивилизация в
Какие же отличительные черты характеризуют египетскую цивилизацию, составляют ее уникальный и неповторимый облик? Какими достижениями обогатила она человечество?
Уникальность египетской цивилизации определяли выгодное географическое положение Египта, его относительная изолированность и защищенность от набегов извне, стабильность власти фараонов и социальной системы в целом, а также высокий уровень жизни египтян. На очень узкой полоске населенной земли вдоль огромной реки создавалась египетская цивилизация. Никаких естественных границ между номами не существовало, но зато существовали резкие естественные границы, отделявшие Египет от окружавших его народов. Здесь гораздо раньше, чем в ином другом месте возникло единое для всей долины государство, территориальное государство. Здесь чрезвычайно рано сформировался мощный бюрократический аппарат и постоянная армия, которые придавали египетской цивилизации совершенно особый облик. Это было одно из самых высокоцентрализованных государств, когда-либо известных, бюрократическая деспотия в полном смысле этого слова. Только в Египте произошел переход практически из первобытности прямо в централизованное государство. Все основы общинной организации были разрушены характерной практикой применения по всей стране рабочих отрядов, трудовых команд. Это породило особую идеологию и особый менталитет египтян. Египетская цивилизация создала совершенно особую идеологию власти: здесь царь был богом и при том самым главным богом. Принято было считать, что основная масса трудящегося населения принадлежит государству, является царскими людьми.
Вся хозяйственная жизнь находилась под неусыпным наблюдением и контролем государственной власти. Все земледельческое население, сформированное в рабочие отряды, с надзирателями во главе, трудилось на полях, , в садах и виноградниках, на пастбищах и в ремесленных мастерских. Велся строгий учет, существовали огромные государственные кладовые, откуда довольствие получали царь и члены его семьи, обширный придворный штат, чиновничий аппарат (центральный и местный). Жрецы, а также занятые в хозяйстве ремесленники, строители, земледельцы, привлеченные постоянно или временно на царские(т.е. государственные) работы. Часть собранного богатства использовалась властью и для внешнего обмена, который также был монополизирован. Этот принцип управления производством и распределением из государственного центра сохранился в Египте до римского времени. В определенном смысле Египет это большая общность людей во главе с царем.
Население тех регионов, где формировалась египетская цивилизация, никогда не превышало 5 млн. человек. Творцами цивилизации были все слои египетского общества, которое можно представить в виде своеобразной пирамиды: фараон, верхушка администрации, верховное жречество, родовая и военная аристократия, служилые люди, торговцы, воины, ремесленники, земледельцы. Люди строили цивилизацию, а она формировала личность. Египтянин особый тип человека древнего мира. Государство для него неотъемлемая и существенная часть жизни. Он жил и умирал с надеждой, что именно государство дарует ему счастливую жизнь и обеспечит блаженное бессмертие после ухода из жизни. Выбор профессии египтянином был также предопределен государством. По достижению полнолетия (12-14 лет) египтян переписывали и на специальных смотрах распределяли по ремеслам и профессиям. Те, кто был назначен в ремесленники, отправлялись в свои мастерские, будущие воины в лагеря новобранцев, оставленные в земледелии расписывались по средним и крупным хозяйствам. Шансов изменить свою судьбу практически не было (кроме ухода в армию).
Казалось бы, при столь регламентированном и жестко организованном образе жизни египтян их духовный мир мог остаться скудным и ограниченным. Но парадокс состоит в том, что достижения материальной культуры, стабильность и достаточно высокий (по меркам бронзового века) уровень жизни создали предпосылки, а государство востребовало развитие образования, основ научных знаний, искусства. На протяжении всей истории египетской цивилизации шел направляемый царским двором процесс колонизации умов, насаждения единообразной религиозной культуры поверх местных традиций.
Религиозное сознание египтян достигло более сложных форм, чем в первобытную эпоху, хотя систематизация религиозных представлений так и не была завершена. Многие древние культы сохранили свое значение на протяжении всей истории египетской цивилизации: культ земли, воды, камня, огня, животных. Некоторые боги почитались египтянами в виде животных или птиц. Священным животным бога Амона был баран. Жук-скарабей считался воплощением восходящего солнца Хепри, с которым связывали надежды на жизнь и воскресение. Культ богини Хатхор вырос из почитания коровы. С различными богами были связаны священные кошки, обезьяны, змеи. Царем богов в Египте считали бога солнца по имени Ра. Его изображали с головой сокола или быка.