Древнерусские города в домонгольский период IX-XIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы и вопросов, касающихся истории развития древнерусских городов с момента её возникновения до периода татаро-монгольского нашествия IX-XIII вв., на сегодняшний день не утрачивается не только для российских учёных-историков, но и для обычных людей, поскольку именно города заложили основу для возникновения древнерусского государства, преемницей которого есть современная Россия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ...…………………………………………………………………….3
Глава I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЛИК ГОРОДОВ ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ (IX-XIII вв.)
1.1.Происхождение древнерусских городов: Киев и Галич……………..…7
1.2. Исторический облик древнерусских городов домонгольского периода
(IX-XIII) в. ...…………………………………………………………………….12
Глава II. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ ГОРОДОВ
2.1. Ремесленники………………………………………………………………15
2.2. Купечество.…………………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….……………………………………………………………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ …25

Файлы: 1 файл

Курсовая черновик.docx

— 64.80 Кб (Скачать файл)

Рост Галича объясняется  его центральным положением в  Галицкой земле. Река Днестр была значительным торговым путём, а в районе Галича имеются залежи соли.

Во второй половине XII в. появляется особая галицкая епископия, находившаяся при церкви Успения, где Галицкие князья садились торжественно на стол.        

Само место древнего Галича точно не установлено. Тем не менее  раскопки на Крилосе бросают яркий  свет на древний Галич, известия о  котором в письменных документах так неясны и противоречивы. Раскопки открыли фундаменты древней церкви Успения, отличавшейся большими размерами. Галицкая соборная церковь занимала площадь 32,5 м х 37,5 м и эначительно превышала размеры остальных галицких церквей, фундаменты которых были раскопаны. Большими размерами в украинских землях отличались только собор св. Софии и Десятинная церковь в Киеве.

Подобно Софийскому собору, Успенская церковь имела 5 кораблей, или отделений. Стены её были сложены  из тёсаного камня с забутовкой внутри по типу владимиро-суздальских храмов. Архитектурные резные украшения  указывают на вторую половину XII в. как  на время построения собора, церковь  была построена при Ярославе Осмомысле (умер в 1187 г.).

Здесь надо искать двор галицких епископов, власть которых пережила галицких князей и дала название всей местности (Крилос от греческого клирос - собор духовенства). Первоначальный замок был расширен в южную  сторону, где между Луквой и Мозолевым  потоком была сооружена новая  оборонительная линия из трёх параллельных валов. Площадь между этими валами и замком известна была под названием  «Качкiв»; в древности она составляла территорию внешнего замка. На другом, низменном берегу реки Луквы находилось «пiдгородде».

Процветание Галича продолжалось примерно 100 лет, после чего его постигла печальная участь. Крилос остался  как центр епископии, а пристань в устье Луквы сохранила некоторое  торговое значение и сохранила название Галича.

Раскопки в районе древнего Галича показали, что этот город  был крупным ремесленным центром.

Найдено было большое количество разнообразной керамики, бронзовые  украшения, золотые перстни. При  раскопках «Юрьевского» урочища  были обнаружены бесформенные куски  бронзовых сплавов, три матрицы  для отливки бронзовых крестиков, железные ножи, железный шлак, гончарная печь и т. д.

Основание подъёму Галича среди других городов верхнего Поднестровья было положено ещё в первой половине XII в. Об этом свидетельствует заметка  о смерти в Галиче Ивана Васильковича, после чего «прия волость его  Володимерко Володаревичь; седе во обою волостью княжа в Галичи». Следовательно, усиление Галича произошло уже при  Иване, а Володимерко только наследовал этот город.

Так же М.Н. Тихомиров говорит  о том, что в случайных летописных заметках о Галиче всё-таки проскальзывают черты, рисующие его одним из крупнейших русских городов. Ярослав Осмомысл, чувствуя приближение смерти, велел созвать «соборы все и монастыри, и нищих и сильных и худых». 12

Интересно указание на соборы духовенства, т. е. объединения белого духовенства вокруг какого-нибудь собора, и на галицкие монастыри, которые, стало  быть, находились в городе и в  его окрестностях.

Раскопки украинских археологов давно уже установили существование  нескольких каменных церквей в районе Галича. Некоторые из них были довольно значительных размеров, другие занимали площадь, типичную для небольших  приходских храмов. Город, по-видимому, был окружён монастырями и слободами и раскинулся, подобно Киеву, на большое пространство. Возможно, князья имели загородный двор или замок с каменной церковью, как это было в других городах. Это способствовало забвению того места, где находился город до его разорения. Во всяком случае, княжеский дворец с церковью св. Спаса находился в городе, как это видно из рассказа о смерти Володимерка, а Ярослав был похоронен в церкви Богородицы.

 

На одной из церквей  Галича было устроено укрепление, в  котором горожане долго защищались в 1219 г. («бе бо град створен на церкви»). Одни из ворот Галича нам известны по их характерному названию - Немецкие ворота.

Галицкие «граждане» настолько  ясно отличаются в летописных известиях  от галицких бояр, что надо обладать очень большой невнимательностью  к текстам, чтобы спутать тех  и других. Недаром же Даниил Романович, обращаясь к галицким горожанам, восклицает: «О мужи градский, доколе хощете терпети иноплеменных князей державу».

Галич был крупным литературным центром. В нём составлялась известная  Галицко-Волынская летопись XIII в. Ряд  письменных памятников XII-XIII вв. отличается местными, «галицкими» особенностями. «Галич богатый» хорошо известен и  в народном эпосе. С ним тесно  связана былина о Дюке Степановиче.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Исторический  облик древнерусских городов домонгольского периода (IX-XIII вв.)

По моему мнению, самое  точное определение понятию «город»  есть «крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр»13. Практически все эти составляющие присутствовали в древнерусских городах, являющихся центрами экономической, политической и культурно-религиозной жизни зарождающейся Руси. Но нельзя утверждать, что город был полностью лишен сельскохозяйственного сектора, долгое время «он во многом сохранял аграрный облик»  14.

Каждое городское образование  имело специфические черты, свой неповторимый облик: города различались  системами укреплений, количеством  и плотностью населения, преобладанием  тех или иных сословий в среде  городского населения. Однако все перечисленные  черты в отличие от сельских поселений  свойственны именно городам.

Так как же выглядел город  Древней Руси? Как на Западе, так и на Востоке Европы город представлял собой сложную модель, своего рода микрокосм с концентрическими кругами вокруг основного ядра. Первый круг - садовые и огородные культуры (огороды вплотную примыкают к городскому пространству и проникают в свободные его промежутки), а также молочное хозяйство; во втором и третьем кругах - зерновые культуры и пастбища. При раскопках на территории городских дворов-усадеб находят огромное количество костей домашних животных. Места для содержания скота обнаружены как в пределах укреплений, так и вне их.15

Каждый  средневековый  город имел характерные для того времени укрепления. Города старались  основывать на возвышениях, крутых берегах  рек, что служило первой естественной защитой от вражеского нападения.

Среди типичных укреплений древнерусского города значились высокий вал, ров и стены.

В отличие от европейских городов, стены которых были сложены из камня, древнерусские города были защищены деревянными стенами. На верху стен имелась широкая площадка, которую  с внешней стороны от неприятельских стрел и камней прикрывал деревянный забор - «забрала», или «заборола». В  заборолах были устроены щели - «скважни» - для стрельбы в нападающих.        На заборолах происходила ожесточённая борьба во время штурма городов, отсюда защитники города бросали в нападающих камни, стрелы и копья. Стены укреплялись башнями - «вежами», - иногда на каменном фундаменте. Вход в город осуществлялся через  ворота, количество которых зависело от размеров поселения.

В городской архитектуре можно  было четко разделить два элемента: первый – это внутренняя крепость (детинец, кремль) и второй - окружающие  его строения (посад).

Жители посада старались селиться как можно ближе к стенам крепости, служившей защитой при случае нападения врагов, но не слишком  удалялись от реки. Основная масса  жителей посада принадлежала к ремесленникам  и торговцам, для которых особенно важно было иметь удобный доступ к воде, в большом количестве требовавшейся  для таких ремёсел, как гончарное  и кожевенное.

Для обозначения городских районов  в Древней Руси употреблялись  слова «улица» и «конец». Улицы  получали свое название либо от личных имён, либо они были связанны с ремесленной  или какой-либо другой специализацией, либо по топографическими особенностями  местности. Древнейшие мостовые имеют  меньшую ширину (не более 2,5 м), настил состоит из круглых нетёсаных жердей, концы которых входят в боковые лаги.   В крупных городах возникла уже потребность в сооружении мостов через большие реки.

Каждый город имел определенное функциональное значение, но существовал  общий ряд функций, присущий практически  всем городам.  

Принято выделять следующие функции: политико-административно-правовые; военные; культурные, с включением как религиозных, так и светских начал; ремесленные; торговые; коммуникационные.  В целом, город представлял собой самостоятельную  единицу, являющуюся упрощенной моделью  зарождающегося древнерусского государства.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКИХ ГОРОДОВ

2.1. Ремесленники 

Ремесленное производство Руси своими корнями уходит в глубокую древность. Ремесленники и люди, связанные с различными промыслами и подённой работой, составляли основное население древнерусских городов.  

В Древней Руси для обозначения людей, занятых ремеслом, употреблялись названия: «ремесленники», «рукодельные люди».      Ремесленники были свободными людьми, своим трудом добывавшие себе средства к жизни. Об этом говорят, хотя и очень скупо, письменные памятники. Древнейшая "Правда Русская" (так называемая Правда Ярослава) знрет "мзду" лекарю, "Правда" Ярославичей называет плату "от дела" плотникам ("мостникам") за ремонт моста.

Жилища ремесленников  обычно были и мастерскими. Свободные мастера-ремесленники были относительно зажиточными людьми, поэтому могли себе позволить жить в добротных деревянных избах, а не в сырых полуземлянках, что подтверждает разнообразный материал археологический изысканий в древнерусских городах; особенно  показательны раскопки А. В. Арциховского в Новгороде. Район Славна (в том числе Ильиной улицы) в Новгороде был сосредоточием сапожных мастерских, представляющих собой надземные деревянные строения. 

По мнению А.В. Муравьёва  и А.М. Сахарова, среди ремесленников  особенно выделялись мастера ювелирного дела, умельцы по обработке металла, дерева, камня, кожи, изготовлению тканей, одежды, гончарных и стеклянных изделий, иконники, книгописцы и др. 17

Мы можем утверждать, что  металлургическое производство, которое  получило своё распространение не только в городах, но и в деревнях, обособилось  прежде всех других ремёсел.

Спектр изготовляемых  кузнецами предметов был очень  широк: это не только  орудия труда, инструменты (косы, гвозди, цепи, серпы, ножи, пилы, замки), но и великолепное оружие (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы, щиты).18

Показателем высокого развития ремесла было и ювелирное производство. Ювелиры удовлетворяли потребности  широких слоёв населения в  украшениях, а так же изготовляли  предметы роскоши для феодальной знати и утварь для церкви.

Способы обработки металлов удивляют своим разнообразием: наряду с тонкими ювелирными технологиями, такими как ковка, скань, зернь, эмаль, применявшимися для изготовления штучного товара, единичных экземпляров особо  ценных украшений, уже в те далекие  времена существовали способы производства продукции массовой, «ширпотреба»: штамповка, литье, позолота. Большая  группа ремесленников занималась гончарным  делом. Гончарная глиняная посуда была основой в хозяйстве древнерусского человека, хотя в княжеской и боярской среде в обиходе была посуда из золота и серебра.

Уже с IX в. в Древней Руси стала преобладать посуда, сделанная на гончарном круге. Посуда орнаментировалась, ушилась, а потом обжигалась. Изготовлялись кринки, плошки, чашки, блюда. В городах, где предположительно с XI в. применялся ножной гончарный круг, ассортимент гончарных изделий был шире и сложнее. Здесь делались кувшины, жбаны, черпаки, миски, светильники, амфоры, различные глиняные игрушки.  Гончары занимались так же выделкой кирпичей – «плинфы» и различного рода глиняных поливных плиток, черепицы, изразцов, служивших для украшения пола, стен и потолков зданий. 

Умели в Древней Руси делать стекло, хотя долгое время считалось, что стеклянные изделия  на Руси были только привозные.

Однако обнаруженная в  Киеве мастерская по выделке стеклянных браслетов позволила сделать  вывод о местном характере  стеклянного дела. Однако использовали его, в основном, для производства украшений. Стеклянных оконных стекол или посуды почти не было.19

Непревзойденным мастерством  отличались русские мастера деревообработки. Дерево – универсальный материал: от мисок и ложек до храмов и  крепостных стен – таков был диапазон возможного его использования.

Появление каменного строительства  привело к выделению группы ремесленников, занятых строительством и отделкой каменных зданий, хотя по этому факту  существует очень мало свидетельств.

Особую группу ремесленников  занимали люди, занятые изготовлением  одежды, тканей, обработкой кожи.

Прядением льна и шерсти занимались в основном женщины. Более  дорогие ткани изготовляли особые специалисты-ремесленники. Опонники выделывали «опону», особо ценную ткань; ручечники  специализировались на выделке тонкого  холста-«ручошника». Были специалисты  и по пошиву одежды, носивших название портных швецов. «Порт» - означало одежду.     

Информация о работе Древнерусские города в домонгольский период IX-XIII вв