Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 00:12, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы и вопросов, касающихся истории развития древнерусских городов с момента её возникновения до периода татаро-монгольского нашествия IX-XIII вв., на сегодняшний день не утрачивается не только для российских учёных-историков, но и для обычных людей, поскольку именно города заложили основу для возникновения древнерусского государства, преемницей которого есть современная Россия.
ВВЕДЕНИЕ ...…………………………………………………………………….3
Глава I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЛИК ГОРОДОВ ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ (IX-XIII вв.)
1.1.Происхождение древнерусских городов: Киев и Галич……………..…7
1.2. Исторический облик древнерусских городов домонгольского периода
(IX-XIII) в. ...…………………………………………………………………….12
Глава II. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ ГОРОДОВ
2.1. Ремесленники………………………………………………………………15
2.2. Купечество.…………………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….……………………………………………………………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ …25
Нужда в кожаной обуви, шапках, оружейных ремнях, поясах, сбруе, седлах, колчанах, щитах, пергаменте для письма стимулировала развитие кожевенного дела. В нем произошла специализация. Выделились скорняки – мастера по выделке меха, кожемяки, усмошвецы, обрабатывающие кожи и шьющие сапоги, седельники, сафьяннники, тульники.
Знала Древняя Русь и другие ремесленные специальности. Есть свидетельства о существовании мастеров иконописного дела, книжных писцов, косторезов.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что древнерусское ремесло носило всеобъемлющий характер, достигло большого мастерства и создало основы для дальнейшего развития материальной культуры.
2.2. Купечество
Торговля всегда играла в
городах большую роль, поэтому
в массе городского населения
купцы всегда занимали немаловажное
место. С понятием купца рано стало
ассоциироваться представление
о богатом, человеке: «и еще другие,
купцы в граде, которые, суть богатые
люди», - говорится в одном
Слова «купец» или «купчина» являются производными от «купли», под которой понимались товар, покупка и торговля в обобщающем значении этого термина.
В отличие от слова «купец»,
обозначавшего всякого
Производными от слова «гость» являются два понятия, тесно связанные с торговлей. Во-первых, термин «гостинец» в значении большой дороги, по которой идёт непрерывное движение, во-вторых, - «гостиньница», т. е. место остановки гостей, постоялый двор, гостиница.
Наконец, с древнейшего времени известен третий термин для обозначения торговых операций и связанных с ними мест - «тьрг» или «торг». Производными от этого слова являются торговля, торговище, торговец и пр.
Первое упоминание о купцах
имеем в договоре Руси с греками
945 г., где в числе русских
Трудность и опасность дальнего путешествия заставляли купцов объединяться в караваны с большим количеством участников. Константин Багрянородный, описывая приём княгини Ольги в цесарском дворце, отмечает в числе прибывших с ней в Константинополь 43 купцов.21
В городском населении именно купцы или гости, торговавшие с другими городами и странами, составляли наиболее почитаемую группу, находившуюся под непосредственной княжеской защитой. В этом смысле примечательно упоминание купчины в первой статье Краткой Правды, которое показывает, что в эпоху появления этой статьи купцы состояли под непосредственным покровительством князя наряду с дружинниками (мечником, гридем и ябедником).
Высокое положение гостя ярко показано в поучении Владимира Мономаха, требовавшим почитания «гостей», так как от них зависела дурная или добрая слава князей. 22Поучение Мономаха перекликается с воспоминаниями Кузмища Киевлянина об Андрее Боголюбском. Когда к Андрею приходил какой-либо гость «из Царягорода и от иных стран, из Русской земли», то князь приказывал отвести его в соборную церковь, чтобы он мог полюбоваться её богатствами .23
Облик русского купца XI-XII вв. ярко выступает перед нами на страницах Пространной Русской Правды, источника исключительной ценности для суждения о городской жизни в Киевской Руси. Прежде всего довольно ясно различаются два вида торговых операций: внутренняя торговля - «купля» и торговля иноземная - «гостьба» («аже кто купець купцю дасть в куплю куны или в гостьбу»).
Купец имеет право на рассрочку платежей, если с ним в пути случилось несчастье: кораблекрушение, пожар, грабёж его имущества во время войны («истопиться, любо рать возметь, ли огнь»).
Он отвечает только в том случае, если «пропиеться», проиграет в закладе своё имущество или «в безумьи» испортит чужой товар. Гости или чужеземцы из других городов имеют право на преимущественное получение денег от несостоятельного должника. 24
Высокое положение купцов
на общественной лестнице обнаруживают
разные варианты договора Смоленска
с Ригой XIII в. Названный договор
был составлен для охраны русских
и немецких купцов на чужбине. По договору,
купцов нельзя судить по показаниям одного
только «послуха», надо выслушать двух
свидетелей, причём один из них должен
быть сородичем обвиняемого. Купца
нельзя подвергать испытанию горячим
железом, нельзя без его согласия
принять этот способ доказательства
невиновности. Русский купец не может
звать немецкого («латинина») к судебному
поединку в Русской земле, этого
же не может делать и немецкий купец
у себя на родине. Купец, поймавший
вора, может с ним расправиться,
как желает, не обращаясь к городским
властям, и т. д. Торговля и пребывание
купцов на чужбине по договору Смоленска
с Ригой регулируются рядом мелочных
предписаний, показывающих трудности
и опасности средневековой
Такой же заботой о хождении
«без пакости» новгородцев в Немецкую
землю, а немцев в Новгород пронизан
и договор Новгорода с
Вместе с тем оба договора рисуют мужественный, но грубый облик средневекового купца. Убийство, членовредительство, побои постоянно упоминаются в договорах («по уху ударять», «уранять» и т. д.), как и раны, причинённые оружием или просто кольями. Грубой действительностью веет от статей договора, говорящих о побоях замужних женщин и девушек, о срывании с них «повоев» (головных уборов), наконец о насилиях над женщинами.
В городской жизни купцы играли крупную роль, рано выделившись в особую общественную группу, пользовавшуюся большим весом в политических делах. Во время длительной смуты, последовавшей во Владимиро-Суздальской земле после смерти Андрея Боголюбского, «всташа бояре и купци». Они требовали расправы с князьями - противниками Всеволода Большое Гнездо, попавшими к нему в плен. Летописец замечает по этому поводу - «бысть мятежь велик в граде Володимери». Всеволод должен был уступить и посадил пленных князей в темницу. Что владимирский летописец не оговорился, поставив рядом бояр и купцов, можно заключить из рассказа 1206 г. о проводах князя Константина в Новгород. Его провожали братья «и все бояре отца его, и все купцы». 27
В обоих известиях купцы стоят на вершине общественной лестницы, тотчас же за боярами. То же самое, пожалуй в ещё более резкой форме, встречаем в Новгороде. Из ряда характерных примеров участия купцов в политической жизни Новгорода отметим хотя бы летописное известие о встрече Ростислава Мстиславича с новгородцами в Великих Луках: «и позва новгородьце на поряд: огнищане, гридь, купьце вячьшее».
Слово «поряд» объясняет нам, что речь шла о соглашении или договоре между Ростиславом и новгородцами. Эта формула «огнищане и гридьба и купци» встречается и позже, обозначая господствующие круги населения в Великом Новгороде: бояр, дружинников и купцов. Купцы в Новгороде пользовались некоторыми привилегиями, из которых можно отметить право не платить дикую виру.28
Торговля, связанная в средневековье с большими опасностями, делала из купцов не только торговцев в собственном смысле слова, но и воинов. В городском ополчении купцам принадлежало одно из первых мест, прежде всего потому, что они имели лучшее вооружение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги рассмотрения обобщенного исторического образа древнерусских городов, мы можем сделать несколько важных выводов.
Первые русские города появились гораздо раньше исследуемой в данной курсовой работе эпохи, но именно в IX-XII вв. они получают свое развитие в качестве центров ремесла и торговли. Ранее всего посады появились под стенами Киева и Полоцка, позже они становились принадлежностью всех более-менее значимых городов. С течением времени населённый пункт порой становился «городом», т. е. обносился укреплениями.
Совершенно ясно, что города в (IX-XIII вв.) стали центрами экономической, политической, социальной и культурной жизни зарождающегося государства, которое позже получило название Древняя Русь.
Основное населения древнерусских городов составляли купцы и ремесленники. Наиболее богатое и влиятельное купечество создавало купеческие союзы (к примеру, знаменитое Ивановское сто); стремление к созданию объединений проявляется и в среде ремесленников. Поэтому несомненным становится тот факт, что в это время в Древней Руси закладываются основы того общественного уклада, который принято называть «городским строем». А это, в свою очередь, стало прочным фундаментом для возникновения государственности.
В XI-XIII столетиях происходит постепенное оформление внешнего вида русских городов. Не только города, но и посады обносятся укреплениями, окружающими в больших центрах значительные площади. Городская архитектура на тот период качественно прогрессировала, как в плане усложнения конструкций, так и в качестве используемых материалов. Каменные городские стены и укрепления, мостовые и целые площади, величественные храмы и общественные строения…
Всё это есть прекраснейшие образцы русского зодчества – и по сию пору украшают современные города и являются памятниками русской архитектуры.
Именно города являлись связующим
звеном между Русью и странами-
И в конце хотелось бы сказать, что история русских городов до монгольского нашествия заслуживает пристального внимания хотя бы потому, что без неё непонятно высокое развитие древнерусской культуры. В строительстве нашей древней культуры принимали участие не только князья, бояре и духовенство, но и широкие массы горожан, ремесленников и купцов.
Глубокие традиции древней славянской культуры повлияли на творческое преобразование перенимаемые у соседей достижений. В городской среде, особенно в крупнейших центрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливались разнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностями придавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:
1 Даркевич В. П. Происхождение и развитие городов древней Руси (X-XIII вв.). Вопросы истории. 1994. №10. Стр.44.
2 Арциховский А. В. Основы археологии. М., 1955.Стр. 45
3 См. там же, стр.46
4 См. там же, стр.46
5 Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI-началоXII века / Сост. и общая ред. Д.С. Лихачёва и Л.А. Дмитриева. М. 1978. Стр. 27
6 См. там же, стр.27
7 Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956. Стр.287.
8 См. там же, стр. 289
9 См. там же, стр. 293
10 Л. А. Голубева. Киевский некрополь («Материалы и исследования по археологии СССР» № 11, М.-Л. 1949, стр. 103).
11 Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956. Стр. 329
12 Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956. Стр. 332
13 http://www.ozhegov-shvedova.
Информация о работе Древнерусские города в домонгольский период IX-XIII вв