Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 07:47, контрольная работа
Эпоха Древней Руси это кладезь интересных фактов, неординарных событий и неоднозначных оценок – этим она и интересна! Даже время создания государства оспаривается Арабские географы в ІХ в. постоянно упоминают русов как обитателей южных регионов восточно-славянского мира. Аль-Хорезми в сочинении «Книга картин земли», написанном между 836-847 гг., упоминает реку Друс (Данапрос - Днепр), которая берет начало из Русской горы (Джабал-Рус). Сочинение неизвестного автора ІХ в. «Худуд-ал-Алам» сообщает, что «страна русов находится между горой печенегов на востоке, рекой Рутой на юге и славянами на западе. А царя их называют хакан русов» . Как видно что время создания государства это начало девятого века , а не конец его.
Работа направлена на освещение деятельности князей и ключевых событий эпохи.
Введение
1) Внутренняя и внешняя политика первых русских князей от Олега до Владимира Святославовича.
2)Крещение Руси.
3)Русь при Ярославе Мудром.
4)Разделение государства при Ярославичах. Начало раздробленности.
Заключение
Список литературы
Древнерусское государство в конце 9 - первой половине 11 в.
План
Введение
1) Внутренняя и внешняя
политика первых русских
2)Крещение Руси.
3)Русь при Ярославе Мудром.
4)Разделение государства при Ярославичах. Начало раздробленности.
Заключение
Список литературы
Введение
История Древней Руси отстоит от нас на тысячу лет. Мало подлинно известных сведений о том периоде. Летописи писались позже и подвергались цензуре князей и церкви. Сами летописцы часто вместо точных и достоверных сведений давали собственные оценки событиям и персонажам русской истории. Этот период достаточно хорошо освящен в исторической науке. Такие титаны истории работали над освящением и объяснением этих событий, как Ломоносов, Карамзин, Костомаров, Ключевский, Соловьев. Они разобрали все и деятельность князей, экономическое и политическое развитие, международные отношения. Но все равно интерес общественности и историков к данному времени не ослабевает. Наверное потому что , это время становления и начала нашей государственности, людям всегда интересны истоки и мотивы событий, они хотят проанализировать, почему все вышло так , а не иначе, какие альтернативы развития открывались. Эпоха Древней Руси это кладезь интересных фактов, неординарных событий и неоднозначных оценок – этим она и интересна! Даже время создания государства оспаривается Арабские географы в ІХ в. постоянно упоминают русов как обитателей южных регионов восточно-славянского мира. Аль-Хорезми в сочинении «Книга картин земли», написанном между 836-847 гг., упоминает реку Друс (Данапрос - Днепр), которая берет начало из Русской горы (Джабал-Рус). Сочинение неизвестного автора ІХ в. «Худуд-ал-Алам» сообщает, что «страна русов находится между горой печенегов на востоке, рекой Рутой на юге и славянами на западе. А царя их называют хакан русов»1. Как видно что время создания государства это начало девятого века , а не конец его.
Моя работа направлена на освящение деятельности князей и ключевых событий эпохи.
Складывание государства у восточных славян проходило по иному пути, чем в странах Западной Европы. История с приглашением новгородцами варягов с Рюриком во главе уникальна. В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. 2Варяги были приглашены в качестве защитников от нападений других варяжских родов и в качестве независимого судьи в территориальных спорах славян. Фактически древнерусское государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян. Рюрик и его дружина укрепились в Новгороде. После смерти Рюрика Олег объединил северный и южный центры государственности, тем самым начал историю Древней Руси.
В 882, по летописной хронологии, князь Олег , либо родственник Рюрика, а также возможно воевода или знатный дружинник, отправился в поход из Новгорода на юг, по пути захватив Смоленск и Любеч, установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наёмной варяжской дружиной захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.» 3. Олег военным путём распространил свою власть на земли древлян и северян, а радимичи приняли условия Олега без борьбы.
Правда датировка
принимается не всеми
«В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по чёрной кунице.
В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: „Я враг их и вам (им платить) незачем“.
В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: „Кому даете дань?“. Они же ответили: „Хазарам“. И сказал им Олег: „Не давайте хазарам, но платите мне“. И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.»6 Без сомнения – заслуга Олега в процессе объединения велика. Так ее оценивает Соловьев. Князь северного владения выступает в поход, но это не вождь одной варяжской дружины – в его руках сила всех северных племен он идет по обычному варяжскому пути, но не сцелью одного грабежа, не для того чтобы только добраться до Византии, он подчиняет все племена у себя на пути, закрепляет себе города, места, его поход представляет распространение его владения за счет захвата других.7
Власть князя в это время была в процессе становления. Главными задачами правления первых князей были: 1 Подчинение славянских племен и обложение их данью. 2 Защита границ 3 Расширение территории.
Походы за данью
– полюдье, продажа вырученной
дани, оплата дружине князя –
вот основное содержание
Воронин так говорит о задачах
княжеской власти на этапе становления
государственности: первоначально
эти функции были крайне примитивны и
являлись продолжением тех целей, которые,
собственно говоря, и создали Древнерусское
государство - они были направлены по преимуществу
за пределы Руси.
Основные устремления древнерусских князей
- это грабительские походы на земли соседних
народов - Византию (Аскольд и Дир в 866 г.,
Олег в 907 г., Игорь в 941, 944 гг., Святослав
в 970-971 гг., Владимир в 989 г., Ярослав в 1043
г.). Болгарию (Святослав в 968 г., Владимир
в 985 г.) и др. Речь, однако, шла не только
о военной добыче или последующей дани,
эти походы являлись одновременно и своеобразным
средством выработки стабильной системы
торговых отношений ( Договоры с Византийской
империей 912, 945, 1046 гг.), создания, говоря
сегодняшним языком, "режима наибольшего
благоприятствования" русско-византийской
торговле.
Другой задачей, также вытекавшей из тех
оснований, на которых государство возникло,
являлась оборона славянских земель от
натиска последовательно сменявших друг
друга степных кочевников - хазар, печенегов,
половцев.8
Из скудных сведений
о правлении князя Олега
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: "Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь". И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: "Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом". И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.
Фроянов отмечает завоевательную деятельность не только Олега , но и всего племенного союза полян. Так, в основном силой оружия (хотя не исключен был и мирный путь) рос суперсоюз с центром в "мати градом русским" - Киеве. Но завоевание окрестных племен – дело отнюдь не одних князей с их дружинами, а и рядовых полян, объединенных в ополчение. Это и понятно - отношения Киева с покоренными соседями в основном сводились к сбору даней, которые шли не только князю и его окружению, но и всей полянской общине.10
В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов: отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег, решение правовых и военных вопросов. Вот как Карамзин оценивает эти договоры с Византией.
Сей мир, выгодный
для Россиян, был утвержден священными
обрядами Веры: Император клялся
Евангелием, Олег с воинами оружием
и богами народа Славянского,
Перуном и Волосом. В знак победы
Герой повесил щит свой на
вратах Константинополя и
Скрынников так описывает и
оценивает эти события: Летописная история
его войны с греками пронизана фольклорными
мотивами. Князь двинулся на Византию
будто бы через четверть века после "вокняжения"
в Киеве. Когда русы в 907 г. подступили к
Царьграду, греки затворили крепостные
ворота и загородили бухту цепями. "Вещий"
Олег перехитрил греков. Он велел поставить
2000 своих ладей на колеса. С попутным ветром
корабли двинулись к городу с стороны
поля. Греки испугались и предложили дань.
Князь одержал победу и повесил свой щит
на вратах Царьграда. Киевские былины,
пересказанные летописцем, описывали
поход Олега как грандиозное военное предприятие.
Но это нападение русов не было замечено
греками и не получило отражения ни в одной
византийской хронике.
Поход "в ладьях на колесах" привел
к заключению выгодного для русов мира
в 911 г. Успех Олега можно объяснить тем,
что греки помнили о погроме, учиненном
русами в 860 г., и поспешили откупиться
от варваров при повторном появлении их
у стен Константинополя в 907 г. Плата за
мир на границах не была обременительной
для богатой имперской казны. Зато варварам
"злато и паволоки" (куски драгоценных
тканей), полученные от греков казались
огромным богатством.12
Согласно летописной версии,
Олег, носивший титул Великого князя, правил
более 30 лет. Скрынников поясняет, что
договор Олега с Византией 911 г. включал
перечень лиц, посланных к императору
"от Олега, великого князя рускаго, и
от всех, иже суть под рукою его светлых
и великих князь и его великих бояр".13 К моменту вторжения Олега
византийцы имели весьма смутные представления
о внутренних порядках русов и титулах
их предводителей. Но они все же заметили,
что в подчинении у "великого князя"
Олега были другие "светлые и великие
князья". Титулатура конунгов отразила
метко подмеченный греками факт: равенство
военных предводителей - норманнских викингов,
собравшихся "под рукой" Олега для
похода на греков. 14
Родной сын Рюрика Игорь занял престол
после смерти Олега около 912 и правил до
945.
Карамзин полагает , что Игорь и Ольга поженились в 903 году , еще при жизни Олега.
В 903 году Олег избрал для Игоря супругу, сию в наших летописях бессмертную Ольгу, славную тогда еще одними прелестями женскими и благонравием. Ее привезли в Киев из Плескова, или нынешнего Пскова: так пишет Нестор. Но в особенном ее житии и в других новейших исторических книгах сказано, что Ольга была Варяжского простого роду и жила в веси, именуемой Выбутскою, близ Пскова; что юный Игорь, приехав из Киева, увеселялся там некогда звериною ловлею; увидел Ольгу, говорил с нею, узнал ее разум, скромность и предпочел сию любезную сельскую девицу всем другим невестам. Обыкновения и нравы тогдашних времен, конечно, дозволяли Князю искать для себя супругу в самом низком состоянии людей, ибо красота уважалась более знаменитого рода; но мы не можем ручаться за истину предания, неизвестного нашему древнему Летописцу, иначе он не пропустил бы столь любопытного обстоятельства в житии Св. Ольги. Имя свое приняла она, кажется, от имени Олега, в знак дружбы его к сей достойной Княгине или в знак Игоревой к нему любви.15
В начале своего правления пришлось Игорю возвращать отделившихся древлян под власть киевского князя. Далее запечатленными в летописи событиями были походы князя в Византию. Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала также неудачная военная кампания против Хазарии, в ходе которой Русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом и повернула оружие против Византии. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. В 943 или 944 году был совершён поход на Бердаа. В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. Вот как историк описывает эти события: Под управлением Игоря находилась прежде всего земля полян. Поблизости от Киева располагалось более многочисленное племя древлян - "Деревская земля". Игорю, как подчеркивали новгородские летописи, пришлось уступить богатую древлянскую дань конунгу Свенельду. Собрав с древлян "по черной куне (шкурке куницы) от дыма (с очага)", дружина Свенельда "изоделась" в богатое платье, что вызвало зависть киевской дружины. По настоянию дружины киевский конунг отправился к древлянам и повторно собрал с них дань. Явное беззаконие норманнов возмутило старейшин славянского племени. "Князь" (старейшина) Мал захватил Игоря в плен и предал его казни. Киевский князь был привязан к стволам деревьев и разорван надвое.16
После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда .
Информация о работе Древнерусское государство в конце 9 - первой половине 11 в.