Древнерусское государство в конце 9 - первой половине 11 в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 07:47, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Древней Руси это кладезь интересных фактов, неординарных событий и неоднозначных оценок – этим она и интересна! Даже время создания государства оспаривается Арабские географы в ІХ в. постоянно упоминают русов как обитателей южных регионов восточно-славянского мира. Аль-Хорезми в сочинении «Книга картин земли», написанном между 836-847 гг., упоминает реку Друс (Данапрос - Днепр), которая берет начало из Русской горы (Джабал-Рус). Сочинение неизвестного автора ІХ в. «Худуд-ал-Алам» сообщает, что «страна русов находится между горой печенегов на востоке, рекой Рутой на юге и славянами на западе. А царя их называют хакан русов» . Как видно что время создания государства это начало девятого века , а не конец его.
Работа направлена на освещение деятельности князей и ключевых событий эпохи.

Содержание работы

Введение
1) Внутренняя и внешняя политика первых русских князей от Олега до Владимира Святославовича.
2)Крещение Руси.
3)Русь при Ярославе Мудром.
4)Разделение государства при Ярославичах. Начало раздробленности.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

история россии.docx

— 64.88 Кб (Скачать файл)

 

Правда не все историки подтверждают эти данные:   После гибели Игоря карательный поход в "Деревы" возглавили конунги Свенельд и Асмольд. Победители отомстили за Игоря перебив 5000 древлян.  
     Кровавые события в "Деревах" были вызваны спором между двумя конунгами, а вернее, между их дружинами из-за "деревской" дани. После замирения древлян дань была разделена заново. Вдове Игоря Ольге выделена была треть дани. Ее доля шла в Вышгород. Две трети дани стали поступать в Киев дружине.17 Это противоречит рассказу об Ольге как правительнице Руси. Скрынников считает, что влияние Ольги на дела управления было, по-видимому, ограниченным. В год смерти Игоря княжичу Святославу исполнилось никак не меньше 8-10 лет. Мстя древлянам за отца, Святослав начал битву, метнув в них тяжелое копье. Копье упало у ног коня, на котором сидел мальчик. Ко времени приезда епископа в Киев Святославу было более 20 лет. Он достиг совершеннолетия. По летописи, Ольга-Елена многократно просила сына переменить веру, но тот неизменно отказывал ей, ссылаясь на мнение дружины.     

В русской летописи говорится о реформах Ольги: установление точного количества ежегодной дани и установление мест сбора дани – погостов.   В доказательство приводят следующий отрывок из летописи XII в.: " В лето 6455 (947) иде Вольга Новугороду, и устави по Мьсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани; и ловища ея суть по всей земли, знаменья и места и повосты, и сани ее стоятъ въ Плескове и до сего дне"18.  Скрынников сравнивает Повесть временных лет с записями византийского императора. С приближением зимы, писал император, русские "архонты выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдиа, что именуется "кружением", а именно в земли древлян, дреговичей, северян и прочих данников славян. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда тает лед на Днепре возвращаются в Киев".  
     "Поездка" Ольги в Новгород как две капли воды напоминала полюдье, описанное Константином VII. Летописец XII в. озаглавил свое известие "Иде Ольга Новугороду". Но полюдье не было путешествием. Византийский писатель очень точно назвал его "кружением". Именно таким "кружением" была описанная летописцем поездка. В Новгород Ольга отправилась бы обычным путем "из греков в варяги" - по Ловати на Волхов. Вместо этого она прошла через землю ильменских славян с востока на северо-запад по Мсте и Луге, после чего в конце зимы повернула на юг в Псков. Судя по тому, что Ольга оставила свои сани в Пскове, ее полюдье закончилось весной. Но зима как раз и была временем полюдья. 19

Вскоре Святослав возмужал и стал княжить сам. Карамзин высоко ценит воинское искусство князя. Сей Князь, возмужав, думал единственно о подвигах великодушной храбрости, пылал ревностию отличить себя делами и возобновить славу оружия Российского, столь счастливого при Олеге; собрал войско многочисленное и с нетерпением юного Героя летел в поле.20

Около 960 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последними из всех восточнославянских племён продолжали платить дань хазарам. В 965 (по др. данным также в 968/969) году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом его основные города: город-крепость Саркел, Семендер и столицу Итиль. На месте Саркела после этого возникла древнерусское поселение Белая Вежа. Возможно, с этим походом связано и утверждение Руси в Тмутаракани. Также Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода на Византию в 972 году.

После смерти Святослава между его сыновьями разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). Святослав разделив государство , дал своим сыновьям уделы и тем самым по мнению Карамзина невольно стал родоначальником княжеских усобиц, много лет терзавших Русь.  Он поручил Киев сыну своему Ярополку, а другому сыну, Олегу, Древлянскую землю, где прежде властвовали ее собственные князья. В то же время Новогородцы, недовольные, может быть, властию Княжеских Наместников, прислали сказать Святославу, чтобы он дал им сына своего в Правители, и грозились в случае отказа избрать для себя особенного Князя: Ярополк и Олег не захотели принять власти над ними; но у Святослава был еще третий сын, Владимир, от ключницы Ольгиной, именем Малуши, дочери Любчанина Малька: Новогородцы, по совету Добрыни, Малушина брата, избрали в Князья сего юношу, которому судьба назначила преобразить Россию. - Итак, Святослав первый ввел обыкновение давать сыновьям особенные Уделы: пример несчастный, бывший виною всех бедствий России.21 Усобицы появлялись из-за недостатков механизма распределения высшей власти в государстве. Согласно Сергеевичу, в механизме распределения высшей власти и статусных полномочий между политическими лидерами лежало не только родовое начало.  Таких начал, по мнению историка, было четыре: народное собрание (народная воля); распоряжение великого князя (его завещание; предварительный договор, заключенный с вечем или с другими князьями; начало отчины; старшинство князей. Причем «ни одно из этих начал» не было настолько сильно, чтобы могло осуществляться самой собой. Для приведения одного из этих начал в действие необходимо было, чтобы другие содействовали ему или, по крайней мере, не мешали. В противном случае между разнородными началами возникала борьба, и торжествующим выходило то,  представители которого в данном случае были фактически сильнее»22  Механизм распределения власти давал возможность передавать власть не по очередности, а по приговору народа, как потом будет с Владимиром Мономахом, которого киевляне возвели на престол  не по княжеской очередности, а в силу популярности.

Итак, старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, а Владимир — Новгород. В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, а сам Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через два года с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы Владимир Святославич отстоял свои права на киевский престол. При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь.

 Время правления Владимира - во многомпереломное в истории Киевской Руси, когда причудливо переплеталось старое и еще только зарождавшееся новое    

Владимиру необходимо было укрепить границы страны.   Скрынников пишет, что  Владимир Святославич первым приступил к строительству системы укреплений на южных притоках Днепра. Он "нача ставити городы на Десне и по Востри, и по Трубежеви и по Суле и по Стугне. И поча нарубати муже лучшие от словен и от кривичь и от чюди и от вятич". Летописное сообщение помещено под 981 г., и оно заключает в себе сведения о строительной деятельности, не прекращавшейся на протяжении нескольких десятилетий. Первые укрепленные городки были сооружены на Десне. Иначе говоря, они располагались на подступах к Чернигову, много севернее Киева, на левом берегу Днепра. Позднее пограничная линия была отнесена на реку Трубеж. Среди построенных тут городков самым крупным был Переславль.23    Владимиру пришлось совершить много завоевательных походов. В год 6489 (981). Пошел Владимир на поляков и захватил города их, Перемышль, Червен и другие города, которые и доныне под Русью. В том же году победил Владимир и вятичей и возложил на них дань - с каждого плуга, как и отец его брал. В год 6490 (982). Поднялись вятичи войною, и пошел на них Владимир, и победил их вторично. В год 6491 (983). Пошел Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и завоевал их землю. В год 6492 (984). Пошел Владимир на радимичей. Был у него воевода Волчий Хвост; и послал Владимир Волчьего Хвоста вперед себя, и встретил тот радимичей на реке Пищане, и победил радимичей Волчий Хвост.  В год 6493 (985). Пошел Владимир на болгар в ладьях с дядею своим Добрынею, а торков привел берегом на конях; и победил болгар.24  Обширные территории, которыми владел киевский князь, управлялись по-варварски, власть князя во многом ограничивалась сбором дани. Владимир много сделал для подчинения себе славянских племен.   Костомаров так характеризует деятельность князя. С большею достоверностью можно принять известие о том, что Владимир, будучи еще язычником, был повелителем большого пространства нынешней России и старался как о распространении своих владений, так и об укреплении своей власти над ними. Таким образом он повелевал новгородскою землею - берегами рек: Волхова, Невы, Меты, Луги, - землею белозерскою, землею ростовскою, землею смоленскою в верховьях Днепра и Волги, землею полоцкою на Двине, землею северскою по Десне и Семи, землею полян или киевскою, землею древлянскою (восточною частью Волыни) и вероятно, также западною Волынью. Радимичи, жившие на Сожи и вятичи, жители берегов Оки и ее притоков, хотели отложиться от подданства и были укрощены. Владимир подчинил дани даже отдаленных ятвягов, полудикий народ, живший в лесах и болотах нынешней Гродненской губернии. Не должно, однако, думать, чтобы это обладание имело характер государственный: оно ограничивалось собиранием дани, где можно было собирать ее, и такое собирание имело вид грабежа. Сам Владимир укрепился в Киеве с помощью чужеземцев-скандинавов, называемых у нас варягами, и роздал им города, откуда со своими вооруженными дружинами они могли собирать дани с жителей.25  Также Владимир предпринял религиозную реформу и попытался создать пантеон богов. Историки приходят к выводу, что языческая религиозная реформа была нужна князю для укрепления собственной власти.   Свое княжение в Киеве Владимир начал с устройства языческого капища подле своего двора. Уже при Игоре на киевском холме "стояще Перун". Владимир установил в капище несколько идолов: "постави кумиры на холму вне двора теремнаго". Полагают, что киевский князь провел своего рода реформу. Он объединил богов, которым поклонялись разноязычные племена, и создал общий языческий пантеон, что упрочило единство государства. По летописи после бога русов Перуна были установлены славянские кумиры Даждьбог и Стрибог, а также идолы неизвестной этнической принадлежности Мокошь, Хорс и Симаргл. 26

Правления первых русских князей очень важная веха в истории государства. Именно они создавали государство своей деятельностью, они повернули исторический путь развития страны и народов ее населявших. Но не все князья одинаково высоко ценятся историками. Олег прозван Вещим, Владимир Святославич -  Красным солнышком  и Владимиром  Святым, а Игорю досталась слава погибнуть от рук древлян из-за жадности его дружины.

  Олег и Ольга соединены в предании одним характером: оба представляются нарядниками земли, мудрыми, вещими; Игорь между ними является воином неотважным, князем недеятельным, вождем дружины корыстолюбивым. Святослав представлен образцом воина и только воина, который с своею отборною дружиною покинул Русскую землю для подвигов отдаленных, славных для него и бесполезных для родной земли; эти отношения Святослава к Руси предание выставило в речах послов киевских, отправленных к Святославу в Болгарию. Можно сказать, что Святослав никогда не имел на Руси значения князя: сначала это значение имела его мать, Ольга, потом сыновья его. Утверждение Святослава в Болгарии, успехи его в войне с греками могли иметь важные следствия для новорожденной Руси, но историк не имеет права рассуждать о том, что могло быть, он имеет право только сказать, что неудача Святославова проистекла от недостаточности его средств, от того, что он оторвался от Руси, действовал только с одною отборною дружиною, а не устремил на Грецию соединенные силы всех племен, подвластных Руси; только в последнем случае предприятие Святослава могло иметь важное, решительное влияние на судьбы Восточной Европы. Олег и Ольга предания действуют преимущественно хитростию и перехитряют самих греков; Святослав отличается поведением противоположным; он не нападает на врагов хитростию, но посылает сказать им: иду на вас!.27 Высоко оценивается и деятельность Владимира. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил Россиян на путь истинной Веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные. Сей Князь, похитив Единовластие, благоразумным и счастливым для народа правлением загладил вину свою; выслав мятежных Варягов из России, употребил лучших из них в ее пользу; смирил бунты своих данников, отражал набеги хищных соседей, победил сильного Мечислава и славный храбростию народ Ятвяжский; расширил пределы Государства на Западе; мужеством дружины своей утвердил венец на слабой главе Восточных Императоров; старался просветить Россию: населил пустыни, основал новые города; любил советоваться с мудрыми Боярами о полезных уставах земских; завел училища и призывал из Греции не только Иереев, но и художников.28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Крещение Руси.

В чем причины крещения Руси. Зачем Владимир пошел на такой ответственный и опасный шаг, как смена религии. Историки по-разному  отвечают на этот вопрос.

Владимир, его окружение и полянская община стремились остановить расползание суперсоюза. С этой целью предпринимается ряд мер идеологического характера: устраивается за городом большое языческое капище, затем создается знаменитый языческий пантеон. Все эти меры должны были символизировать единство суперсоюза, объединявшего союзы племен Восточной Европы - боги в киевский пантеон свозились изо всех земель. Однако остановить ход исторического процесса было невозможно - союз продолжал расползаться. Именно тогда князь Владимир обратил свой взор к христианству - религии, в которой момент централизации, монотеизма является главенствующим.29

Широко известна летописная история о выборе веры Владимиром. По тем или иным причинам он  отверг ислам, католичество, иудаизм. Видимо,  это должно было подчеркнуть преимущества христианской  веры перед всеми остальными.  Историки давно ведут спор о времени крещения Руси. Полагают, что события развивались в следующем порядке. Русское войско прибыло в Константинополь в 988 г. Тогда же князь встретил невесту у днепровских порогов. После княжеской свадьбы Русь в том же 988 г. приняла христианство, а через год киевский князь по просьбе императора разгромил Херсонес (Корсунь), причастный к мятежу.  
     Определенно известно, что Корсунь была взята русскими в 989 г., а значит, Владимир стал христианином в 987 г.  
     Почему Владимир нарушил союзный договор и, будучи христианином, напал на владения своего союзника Василия II? Причина заключалась, по-видимому, в том, что император нарушил договор первым и не прислал на Русь сестру Анну в 988 г., когда Владимир ждал ее у днепровских порогов.  
     Взяв Корсунь, князь пригрозил Василию II, что теперь он сделает с Константинополем то же, что сделала с этим знаменитым городом в Крыму, если император откажется прислать в Киев сестру Анну. 30

Князь сам крестился и крестилась дружина, далее были крещены киевляне. Постепенно были крещены жители Древней Руси, но язычество уходило сложно и долго. Князю пришлось применить силу в Новгороде и других городах. Язычество частично вошло в православие и быт народа. Многие праздники стали носить двойной характер. Например, масленница – славянский праздник встречи весны и проводы зимы и православное прощенное воскресенье. Так же можно привести в пример и день Ивана Купала, и святки и т.д…

Фроянов так оценивает итоги крещения Руси: Именно тогда князь Владимир обратил свой взор к христианству - религии, в которой момент централизации, монотеизма является главенствующим. В Киеве христианство вводилось безболезненно с согласия народного собрания - веча, но в других землях оно навязывалось силой. Вот почему вплоть до конца "киевского периода" нашей истории можно говорить о том, что христианство лишь скользило по поверхности общества, не затрагивая основ древнерусской жизни. Даже появление первых русских святых не показатель глубокого проникновения христианства в ткань жизни Руси Х-XII вв.31 Значение принятия христианства велико и для быта восточных славян, и для укрепления власти князя, и на нравы населения.

Информация о работе Древнерусское государство в конце 9 - первой половине 11 в.