Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:29, реферат
В данной работе мы рассмотрим четыре вопроса:
1. Социально политический строй Древнерусского государства.
2. Первые документы древнерусского государства.
3. Внешнюю политику Древнерусского государства.
4. Культуру и религию Древнерусского государства.
I Введение 3
II Основная часть 5
1Социально политический строй 5
2 Первые документы 9
3 Внешняя политика 17
4 Культура и религия 22
III Заключение 30
IV Список используемой литературы 32
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Алтайский государственный технический университет
им. И.И.Ползунова» (АлтГТУ)
Р Е Ф Е Р А Т
дисциплина: «История»
тема: «Древнерусское государство в VI-II вв. (социально-политический строй, первые документы, внешняя политика, культура и религия)»
Выполнила ст.гр.Ал- М(с)-
21
Проверила
г.Алейск 2012
Содержание
I Введение 3
II Основная часть 5
1Социально политический строй 5
2 Первые документы 9
3 Внешняя политика 17
4 Культура и религия 22
III Заключение 30
IV Список используемой литературы 32
Введение
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.
Процесс имущественного
и социального расслоения среди
общинников привел к выделению из
их среды наиболее зажиточной части.
Родоплеменная знать и
Восточные историки рассказываю о существовании на кануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой или Куявой тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании – третьего крупного объединения славян точно не установлено.
Согласно «Повести временных лет», русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 862г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус - на Белоозере, а Трувор – в Изборске.
После смерти братье Рюрик стал княжить один. Когда умер Рюрик (879г.), воевода Олег вместе с малолетним сыном Рюрика Игорем подняли племена по торговому пути «из варяг в греки» на большой поход к югу. В походе участвовали меря, варяги, словене, кривичи, весь и в 882г. захватили Киев. Это положило начало образованию Древнерусского государства с центром в Киеве.
В источниках прослеживается установление и усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Ко времени Святослава (857-972) с князьями племен было покончено. Их власть свели на степень посадников князя Киевского.
Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями - вассалами киевского правителя, получили наименование волость. Государство же в целом в Х в. Носило название «Русь» и «Русская земля». Такая структура государства сложилась к концу Х в., в эпоху киевского княжения Владимира Святославовича, который посадил на княжение в девяти крупнейших центрах Руси своих сыновей.
Таким образом в данной работе мы рассмотрим четыре вопроса:
По мере развития феодализма в Древнерусском государстве происходило усложнение его социальной структуры. Наверху общества находилась княжеская дружина, с которой сливается прежний высший земский класс. Дружина состоит из старшей ("бояр думающих и мужей храборствующих") и младшей (отроков, гридей), в которую входят и рабы князя. Из рядов дружины назначается княжеская администрация и судьи (посадник, тиун, вирники и др.). Класс людей делился определенно на горожан (купцы, ремесленники) и сельчан, из которых свободные люди называются смердами, а зависимые - закупами. Закупы не рабы, но ими начинается на Руси класс условно зависимых людей, с течением времени сменивший собой полных рабов. Дружина и люди не замкнутые общественные классы: из одного можно было перейти в другой. Основное различие в положении их заключалось, с одной стороны в отношении к князю (одни князю служили, а другие ему платили; что же касается до холопов, то они имели своим "господином" хозяина, а не князя, который их вовсе не касался), а с другой стороны - в хозяйственном и имущественном отношении общественных классов между собой.
Великие князья, а затем и удельные при обсуждении жизненно важных вопросов совещались не только с боярами, но и с широким собранием городских жителей - вече, возникшее еще в догосударственный период и по мере укрепления княжеской власти и становления феодализма терявшее свое значение (кроме Новгорода и Пскова). Противоречивы исторические источники и мнения исследователей по вопросы о роли веча в Киевской Руси. В отличие от совета дружины, вечевые собрания в этот период проходили, как правило, в чрезвычайных ситуациях: война, городское восстание, государственный переворот. Обыкновенно на вече по звону колокола сходились все свободные взрослые люди (мужчины) города. Дело докладывалось вече или князем, или «старейшинами града», выборными властями города. Свое мнение вече высказывало криком. Для решения дела требовалось, чтобы все согласились с предложением. Отдельные голоса не брали в расчет, а «на глаз» убеждались, что нет заметных возражений против господствующего мнения. В большинстве городов вече собиралось редко. По мере феодализации общества вече утрачивает свое значение.
В системе управления Древнерусским государством установились две системы управления, которые существовали одновременно: численная и дворцово-вотчинная. Первая своими корнями уходила в организацию военного ополчения. Военным структурным единицам соответствовали определенные военные округа, состоявшие под управлением тысяцких, сотских и десятских. Со временем утрачивается соответствие числовому обозначению. Тысяча стала не вооруженным числом людей, а понятием территориальным. Тысяцкие являлись прежде всего руководителями военных сил округа, но вместе с тем они сосредотачивали в своих руках власть, судебные и политические функции.
Численная система по мере феодализации была вытеснена дворцово-вотчинной. Центром управления становился княжеский двор. Княжеские дружинники отрывались от двора и оседали на своих землях. Основными административными представителями князя на местах были княжеские тиуны. Они стали играть основную роль в административно-финансовой и судебной организациях. Тысяцкий вошел в состав княжеских слуг, постепенно превращаясь в воеводу, начальника всех вооруженных формирований княжества, сотники превратились в представителей городских властей. Возникают при дворе своего рода ведомства по управлению определенными отраслями хозяйства. Наиболее влиятельными лицами сделались дворецкий, конюший (обеспечение войска конным составом), чашник (отвечал за продовольствие). Со временем князья поручают этим лицам какие-либо сферы управления, так или иначе связанные с их первоначальной деятельностью, предоставляют им для этого необходимые средства. Так личный слуга князя становится государственным деятелем, администратором.
В Древней Руси еще не существовало специальных судебных органов. Судебные функции выполнялись теми или иными представителями администрации, включая, самого великого князя. По Русской Правде суд по всем мирским делам сосредоточивался в руках князя как верховного законодателя, правителя и судьи. Князь отправлял правосудие лично или поручал это дело наместникам. Существовали специальные должностные лица, помогавшие в осуществлении правосудия. Среди них можно назвать, например, вирников - лиц. собиравших уголовные штрафы за убийство. Судебные функции осуществляли и церковные органы.
Возникновение Древнерусского государства сопровождалось формированием системы древнерусского права. Основным его источником были обычаи, перешедшие в классовое общество из первобытно-общинного строя и ставшие теперь обычным правом. Но уже с Х в. известно и княжеское законодательство. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава Мудрого, внесшие важные нововведения в финансовое, семейное и уголовное право. Наиболее же крупным памятником древнерусского права является «Русская Правда», в которой. нашли свое отражение основные отрасли права.
Характеризуя гражданское право, прежде всего необходимо обратить внимание на право собственности на землю. Феодальная собственность на землю становится дифференцированной, поскольку она принадлежала нескольким феодалам, стоявшим на разных ступенях феодальной лестницы. Сначала крупным землевладельцем становился великий князь. Он раздавал свои земли боярам-вассалам, они со своей стороны раздавали полученную землю своим боярам и близким людям. По своей природе эти раздачи были не чем иным, как бенефицием. Крупными земельными собственниками стали и удельные князья.
С проблемой формирования
частной земельной
Таким образом, характер политического
режима Киевской Руси был неоднозначен.
В нем видно сочетание
В IX в. получает развитие светское право. Появляются сборники права, содержащие накопленный княжеским и общинным судом правовой материал. До нас дошло таких сборников более 110 в различных списках. Эти сборники получили название "Русская правда" или "Закон русский". Русскими историками они по сходству между собой объединены в 3 редакции:
1. Краткая правда (КП).
2. Пространная правда (ПП).
3. Сокращенная правда (СП).
Некоторые списки именуются по месту нахождения:
Краткая правда делится на 2 части:
1. Древнейшая правда (см. ст. 1-18) - составлена в 30-х гг. XI в.
Ярославом Мудрым (1019-1054 гг.), поэтому известна как Правда Ярослава. В ней встречаются нормы обычного права (например - кровная месть), недостаточно выражена привилегия феодалов (устанавливается одинаковое наказание за убийство любого человека).
2. Правда Ярославичей (см. ст. 19-43), составленная в 70-х гг. XI в., когда в Киеве княжил сын Ярослава Изяслав (1054-1072 гг.). В правде Ярославичей отражена более высокая ступень развития феодального государства: защищается княжеская собственность и лица администрации; вместо кровной мести устанавливается денежное взыскание, причем разное, в зависимости от классового положения.
Пространная правда составлена в княжение Владимира Мономаха (1113-1125 гг.). Она состоит из 2 основных частей:
1. Устав Ярослава , включающий краткую правду (см. ст. 1-52) "Суд Ярославль Володемеречь".
2. Устав Владимира Мономаха (см. ст. 53-121) "Устав Володемер Всеволодовичь".
В этом документе: