Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:29, реферат
В данной работе мы рассмотрим четыре вопроса:
1. Социально политический строй Древнерусского государства.
2. Первые документы древнерусского государства.
3. Внешнюю политику Древнерусского государства.
4. Культуру и религию Древнерусского государства.
I Введение 3
II Основная часть 5
1Социально политический строй 5
2 Первые документы 9
3 Внешняя политика 17
4 Культура и религия 22
III Заключение 30
IV Список используемой литературы 32
За многими оригинальными произведениями древнерусской литературы стоит фольклор как один из важнейших источников. Устная поэзия оказала большое влияние на художественные особенности и на идейную направленность письменной литературы, на формирование древнерусского литературного языка.
Одним из основных оригинальных жанров формирующейся русской литературы стало летописание. Летописи — это средоточие истории Древней Руси, её идеология, понимание её места в мировой истории. Летописание, как полагают современные учёные, появилось на Руси после введения христианства. Первая летопись, вероятно, была составлена в конце Х века. Она была призвана отразить историю Руси до правления Владимира.
Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в то время, когда он объединил Русь, заложил храм святой Софии. Она вобрала в себя предшествующую летопись и другие материалы
Самым значительным памятником древнерусского летописания является «Повесть временных лет» — свод, который создавался в первое десятилетие XII века при дворе князя Святополка Изяславича. Большинство историков считает автором этого свода монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. [16]
В первых строках летописец поставил вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и откуда Русская земля есть?» Таким образом, уже в этих вступительных словах летописи говорится о тех значительных целях, которые поставил перед собой автор. «Повесть временных лет» не стала сухим, бесстрастным перечнем фактов в хронологической последовательности, но взволнованным рассказом историка, вносившего в повествование и философско-религиозные обобщения, и свои темперамент и стиль.
Один из древнейших памятников русской литературы — «Слово о законе и благодати». Оно написано в 30-х — 40-х годах XI века священником Иларионом, ставшим позднее первым киевским митрополитом из русских. Использовав форму церковной проповеди, Иларион создал политический трактат, в котором нашли отражение злободневные проблемы русской действительности. Своим остриём «Слово» направлено против притязаний Византии на культурную и политическую гегемонию в Восточной Европе. Этому Иларион противопоставил идею равноправия всех христианских народов независимо от времени их крещения, выдвинул теорию всемирной истории как постепенного и равного приобщения всех народов к христианству. Русь, приняв христианство, заняла достойное место среди других христианских государств. «Слово» пронизано патриотическим пафосом, гордостью за Русскую землю, которая «ведома и слышима есть всеми концами земли».
С борьбой Руси за утверждение церковной самостоятельности связано появление оригинальной житийной литературы. И для этого типично церковного жанра характерно проникновение публицистических мотивов и политических идей. Разновидностью житийной литературы стали княжеские жития. Образцом такого жития является «Сказание о Борисе и Глебе». Культ Бориса и Глеба, ставших жертвами междоусобной борьбы (они были убиты в 1015 году их братом Святополком), имел глубокий политический смысл: он освящал идею, согласно которой все русские князья — братья; в то же время в произведении подчёркивалась обязанность «покорения» младших князей старшим.
Значение периода Киевской Руси в истории русской культуры определяется прежде всего самим фактом её рождения. Однако этим оно далеко не ограничивается. Киевская Русь уже в XI веке достигла высокого по меркам того времени уровня развития культуры. По своим размерам, множеству каменных зданий — храмов, дворцов — Киев соперничал с другими тогдашними европейскими столицами. Недаром дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, вышедшая замуж за французского короля и приехавшая в Париж XI века была удивлена убогостью столицы Франции по сравнению с Киевом, где сияли куполами златоверхие храмы, поражали мозаики и фрески
Софийского собора, а неподалёку от княжеского дворца находились бронзовые кони, вывезенные Владимиром Святославичем из Херсонеса. В период раздробленности сохранялась живая связь с культурным наследием Киевской Руси, которое стало для русских земель своего рода образцом гармонии и величия.
В заключении можно отметить следующее.
Создание Древнерусского
государства – единого
Вместе с формированием
и развитием Древнерусского государства
складывалось и развивалось право.
Важнейшим законодательным
В Древнерусском государстве сложилась форма раннефеодальной монархии, которая сохранилась потом и у ее преемников на протяжении нескольких веков. Объективные исторические процессы развития феодализма повлекли за собой отмирание Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породившее Древнюю Русь, привело в конце концов к ее распаду, неизбежному процессу установления феодальной раздробленности в XII в.
Идея «двух религиозных реформ» Владимира: сначала языческой, а затем христианской, ставившая в один ряд установление «идолов» и крещение Руси, требовалась для умаления значения такого важнейшего события как принятие христианства, и являлась антирелигиозной по своей сути. Принятие христианства в качестве государственной религии способствовало консолидации Древнерусского государства, росту его международного значения, что позволило ему войти в систему европейских политических и династических отношений. Христианство способствовало сакрализации княжеской власти, завершению формирования её идеологии в системе средневековых христианско-монархических ценностей, святости происхождения и сущности власти, развитию её символов и системы княжеского поведения.
Список использованной литературы
1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир.
1988. - 125с.
2. Асеев Ю.С. Архитектура древнего Киева. Киев, 1982. – 48с.
3. Барская Н.А. Сюжеты
и образы древнерусской
4. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.
5. Введение христианства на Руси. М., 1987.
6.Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов.-М.: Издательство ПРИОР, 2005.-687с.
7. История культуры Древней Руси. М., 1948-1951. Т. 1-2.
8. Кочетков Д.А Эволюция государственного строя Древней Руси
9. Лихачёв Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир. 1988.
10. Мезин С.А. История русской культуры Х — ХVIII веков. М., 2000.
11. Мень А.В. Возвращение к истокам // Федотов Г.П. Святые Древней
Руси. М., 1990.
12. Седов В.В. Восточные славяне в VI — XIII вв. М., 1982.
13. Симонов Н.А, Загладин Н.В. Всеобщая история 2009. - 151с.
14. Суверов В.М. История России IX-XX веков, 2001г. с 7
15. Экономцев И. Православие, Византия, Россия, 1992.