Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:29, реферат
В данной работе мы рассмотрим четыре вопроса:
1. Социально политический строй Древнерусского государства.
2. Первые документы древнерусского государства.
3. Внешнюю политику Древнерусского государства.
4. Культуру и религию Древнерусского государства.
I Введение 3
II Основная часть 5
1Социально политический строй 5
2 Первые документы 9
3 Внешняя политика 17
4 Культура и религия 22
III Заключение 30
IV Список используемой литературы 32
При княгине Ольге
существенно изменились отношения
русских князей с Византийской империей.
Посетив с официальным
Правление Святослава (945-972).
Сын Ольги и Игоря Святослав - самый легендарный из всех киевских князей, вновь вернулся к войнам. Воинственный князь большинство своей жизни провел в походах за пределами русской земли. Он нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье. Вел войну с константинопольским императором за Балканский полуостров и подумывал о перенесении своей столицы в Переяславец на Дунае, считая его центром своей земли. Однако в результате поражения от Византии с империей был заключен мирный договор и, дунайские земли пришлось вернуть. Традиционно историки выделяют три этапа во внешнеполитической деятельности Святослава:
В княжение Святослава Русь впервые столкнулась с новыми выходцами из южных степей - печенегами. В отсутствие князя в Киеве печенеги осадили город и только призыв осажденных киевлян, и быстрое возвращение князя спасли город от разорения. Однако опасность набегов с юга не исчезла. По дороге в Киев в 972 году Святослав был окружен печенегами и убит.
В целом историки по-разному оценивали политическую деятельность Святослава. Н. М. Карамзин, например, считал его плохим государственным деятелем, но хорошим полководцем из-за того, что он хотел перенести столицу своего государства на Дунай. Близкую оценку давал и С. М. Соловьев. Историк И. А. Заичкин в походах Святослава видел две цели:
Изучая дипломатию Святослава, А. Н. Сахаров пришел к следующему выводу: "Внешняя политика князя Святослава Игоревича явилась закономерным продолжением усилий, предпринятых еще Олегом и особенно Игорем по укреплению позиций Руси в Северном Причерноморье, на восточных торговых путях, на подступах к Балканам… Новые внешнеполитические задачи древнерусского государства, осуществление которых выпало на долю энергичного, предприимчивого Святослава, требовали и нового уровня дипломатии. Многообразные приемы и методы древнерусской дипломатии при Святославе Игоревиче основывались на дипломатическом опыте прошлого, способствовали его дальнейшему обогащению в соответствии с развитием древнерусской государственности, расширяющимися политическими связями Руси с другими странами".
Оценить деятельность князя Святослава весьма сложно: князь-воин заслоняет князя-дипломата. Многие историки, так же как и современники, считали князя военным авантюристом, воюющим ради самой битвы и славы воина. "Повесть временных лет", описывая ратные подвиги князя, совсем не уделяет внимания причинам, по которым князь проводил столь активную внешнюю политику. Но посмотрим иначе: завоеваниями Святослава для Руси был обеспечен выход к Каспию, к восточным торговым путям, к Черному морю и главному торговому пути Восточной Европы - Дунаю, оказавшемуся под контролем русских князей. Киевская Русь за несколько лет укрепила свои позиции в Северном Причерноморье, на торговых путях на Балканах, стала крупной торговой державой, соперничавшей с самой Византией.
История культуры русского народа уходит своими корнями в глубокую древность. Она выросла и созрела в результате взаимодействия и взаимовлияния двух начал - языческой культуры восточнославянских племён и культуры восточного христианства (православия), главным очагом которой являлась Византийская империя.
Богатое культурное наследие восточных славян оказало мощное воздействие на процесс формирования самобытной древнерусской культуры.
Уже в VII - VIII веках у восточных славян сложился основной комплекс ремесленных и сельскохозяйственных орудий труда, использовавшийся в течение последующих столетий. Определились основные виды производственной деятельности, в процессе которой формировались трудовые навыки, были накоплены практические знания о природе.
Закреплению и передаче
производственного и
Язычество восточных славян в момент его наивысшего развития (Х век) - это довольно развитая религия природы, многобожие. Её истоки уходят в индоевропейские верования и ещё более глубокую древность. Именно тогда зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и её отношении к человеку, о своём месте в окружающем мире.
Во главе славянских божеств стоял великий Сварог - бог вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса.
Его сыновья Сварожичи - солнце и огонь - были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Молились славяне
Роду и роженицам - богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями славян и поэтому был особенно популярен.
Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства. Стрибог, по их представлениям, повелевал ветрами.
По мере слияния славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги перекочёвывали в славянский пантеон. Так, в VIII - IX вв. у славян почитался бог солнца Хорс, который пришёл из мира иранских племён. Оттуда же появился и бог Симаргл, который изображался в виде пса и считался богом почвы, корней, растений. В иранском мире это был хозяин подземного царства, божество плодородия.
Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства.
Со временем, по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, дружин, начала великих военных походов, на первый план всё больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который затем становится главным небесным божеством, сливается со Сварогом, Родом как более древними богами. Происходит это не случайно. Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде.
Если солнце всходило и заходило, ветер дул, а потом стихал, плодородие почвы, бурно проявлявшееся весной и летом, утрачивалось осенью и исчезало зимой, то молния никогда не теряла своего могущества. Она не была подвластна другим стихиям, не была рождена каким-то другим началом. Перун - молния, высшее божество - был непобедим. К IX веку он стал главным богом восточных славян.
Формируясь на основе культурных традиций восточного славянства, древнерусская культура в то же время активно взаимодействовала с культурой других стран и народов.
Будучи одним из крупнейших государств эпохи средневековья, Киевская Русь занимала важное географическое положение: через её территорию пролегали торговые пути, связывавшие Северную Европу с Византией и Западную Европу со странами Востока. Развитие торговых и политических связей Древней Руси со странами Запада и Востока предопределило широту и многообразие её культурных контактов. Культурные взаимодействия Древнерусского государства с зарубежными странами складывались по-разному и различались по степени их интенсивности. Наиболее многогранными были культурные связи с Византией, особенно усилившиеся после принятия Русью христианства.
Культура Византии в VI - XI вв. не знала себе равных в мире. Пронизанная духом христианства, она сумела сохранить духовное наследие античности. Византийские архитекторы создали величественные храмы, иконописцы - прекрасные произведения живописи, греческий учёный- богослов Константин Философ (в монашестве - Кирилл) и его ученики разработали славянскую азбуку, позволившую славянам как на территории империи, так и за её пределами осваивать сокровища христианской культуры.
Что касается оценки характера, масштабов и значения византийского влияния на древнерусскую культуру, то равным образом необоснованными являются две противоположные точки зрения.
Сторонники одной из них, отстаивая мысль о византийском политическом, идейном и культурном преобладании на Руси, считают византийскую цивилизацию по сути дела единственным источником культуры Древней Руси, а древнерусское искусство - провинциальной ветвью византийского искусства. Противоположная концепция состоит в отстаивании полной самостоятельности древнерусской культуры, в признании её свободной от каких бы то ни было внешних влияний.
Крещение Руси -важнейший, переломный момент в истории русской культуры. Для восточнославянского мира это был культурный переворот, положивший начало глубоким изменениям во всех сферах жизни - от мировоззрения до быта - и длившийся в течение нескольких столетий. Но уже в XI - XII вв. был создан сплав языческой и христианской культуры, родилась высокая культура, отличавшаяся национальным своеобразием.
В 988 году христианство стало официально признанной господствующей религией. Сначала крещение принял князь Владимир (980 - 1015) с дружиной, затем - киевляне и, наконец, остальное население Руси. Однако христианство победило далеко не сразу и не смогло полностью вытеснить язычество. Оно было вынуждено приспосабливаться к языческому сознанию, ассимилировать древнеславянские культы, вбирать в себя их элементы. В результате архаические верования и обряды сохранились не только в виде непризнанных и гонимых церковью языческих обычаев, праздников, культов, но и продолжали существовать под внешней оболочкой официально-церковного культа. [16]
Преследовавшееся церковью «идолопоклонство» сохранилось в виде почитания икон, особенно чудотворных. В культе святых мест и явленных икон проглядывают следы почитания объектов природы - растительности, водных источников.
Уступкой языческому политеизму стал культ святых, принявший функции дохристианских богов-покровителей. В народной среде образы христианской религии связывались с повседневной трудовой жизнью, с реальными потребностями людей. Древние славянские боги - покровители различных областей человеческой деятельности, управители природы, боги-целители - продолжали своё существование под именами святых православного пантеона. Так, образ Ильи Пророка слился с образом Перуна-громовержца, святые Модест, Власий, Георгий стали покровителями скота. В основе культа Богородицы лежало почитание древней богини плодородия, в её образе, как и в образе Параскевы Пятницы, олицетворялись земля, земное плодородие, плодородящее начало в целом. Христианские праздники приурочивались к праздникам языческого аграрного календаря, были связаны с определёнными этапами сельскохозяйственных работ.
При Владимире Святославиче были сделаны лишь первые шаги по распространению христианства и созданию русской христианской культуры, но начиная с княжения Ярослава Мудрого (1019 - 1054) развитие культуры Древней Руси приобрело устойчивый ритм и увенчалось многочисленными достижениями в различных сферах.
Принятие христианств способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство на Руси было принято в его восточном варианте, допускавшем, в отличие от западного, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке. Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь из Болгарии, принявшей христианство на 120 лет раньше, проник и первый межславянский литературный язык, возникший на основе одного из диалектов древнеболгарского языка. Этот язык, именуемый обычно старославянским (или церковнославянским) стал языком культа и религиозной литературы. В то же время на местной восточнославянской основе сформировался древнерусский литературный язык, обслуживавший различные сферы культурной, общественной и государственной жизни.
Византийскую церковь возглавил константинопольский патриарх. В признающих его власть епархиях на Востоке Европы, для непосредственного руководства деятельностью епископов, он назначил митрополита.[13, с.151]
Развитие письменности
на родном языке привело к тому,
что русская церковь с самого
начала не была монополистом в сфере
грамотности и образования. О
распространении грамотности
Существовало в Древней Руси и школьное образование. Сразу же после введения христианства Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей». Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счёту. Имелись и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре. Из неё вышли многие видные деятели древнерусской культуры. [16]
Большинство памятников древнерусской письменности погибло во время многочисленных пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась лишь незначительная часть книжных богатств Древней Руси. Древнейшими из них являются «Остромирово евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году, и два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг.