Древнерусское государство в VI-II вв.: социально-политический строй, первые документы, внешняя политика, культура и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:29, реферат

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим четыре вопроса:
1. Социально политический строй Древнерусского государства.
2. Первые документы древнерусского государства.
3. Внешнюю политику Древнерусского государства.
4. Культуру и религию Древнерусского государства.

Содержание работы

I Введение 3
II Основная часть 5
1Социально политический строй 5
2 Первые документы 9
3 Внешняя политика 17
4 Культура и религия 22
III Заключение 30
IV Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

При княгине Ольге  существенно изменились отношения  русских князей с Византийской империей. Посетив с официальным посольством  константинопольского императора, Ольга  приняла христианство, став первой христианской правительницей на Руси. Уровень оказанного княгине Ольге приема (она была принята лично императором Константином Багрянородным, причем принята как равная) ставил Киевскую Русь в один ряд с крупнейшими державами Европы. В частности, Н. М. Карамзин писал об Ольге: "Великие князья до времен Ольгиных воевали - она правила государством".

 Правление Святослава (945-972).

Сын Ольги и Игоря  Святослав - самый легендарный из всех киевских князей, вновь вернулся к войнам. Воинственный князь большинство своей жизни провел в походах за пределами русской земли. Он нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье. Вел войну с константинопольским императором за Балканский полуостров и подумывал о перенесении своей столицы в Переяславец на Дунае, считая его центром своей земли. Однако в результате поражения от Византии с империей был заключен мирный договор и, дунайские земли пришлось вернуть. Традиционно историки выделяют три этапа во внешнеполитической деятельности Святослава:

  • Походы против своих ближайших соседей;
  • Дальние походы на восток - река Итиль (Волга), Хазарское (Каспийское) море, Сурожское (Азовское) море, река Дон;
  • Походы на юг - Русское море, Болгария, Византия.

В княжение Святослава Русь впервые столкнулась с новыми выходцами из южных степей - печенегами. В отсутствие князя в Киеве печенеги осадили город и только призыв осажденных киевлян, и быстрое возвращение князя спасли город от разорения. Однако опасность набегов с юга не исчезла. По дороге в Киев в 972 году Святослав был окружен печенегами и убит.

В целом историки по-разному  оценивали политическую деятельность Святослава. Н. М. Карамзин, например, считал его плохим государственным деятелем, но хорошим полководцем из-за того, что он хотел перенести столицу своего государства на Дунай. Близкую оценку давал и С. М. Соловьев. Историк И. А. Заичкин в походах Святослава видел две цели:

  • Война с хазарами велась для полного освобождения восточнославянских племен от власти Хазарского каганата.
  • Война с Византийской империей имела целью помощь братскому болгарскому народу.

Изучая дипломатию Святослава, А. Н. Сахаров пришел к следующему выводу: "Внешняя политика князя  Святослава Игоревича явилась закономерным продолжением усилий, предпринятых еще Олегом и особенно Игорем по укреплению позиций Руси в Северном Причерноморье, на восточных торговых путях, на подступах к Балканам… Новые внешнеполитические задачи древнерусского государства, осуществление которых выпало на долю энергичного, предприимчивого Святослава, требовали и нового уровня дипломатии. Многообразные приемы и методы древнерусской дипломатии при Святославе Игоревиче основывались на дипломатическом опыте прошлого, способствовали его дальнейшему обогащению в соответствии с развитием древнерусской государственности, расширяющимися политическими связями Руси с другими странами".

Оценить деятельность князя  Святослава весьма сложно: князь-воин заслоняет князя-дипломата. Многие историки, так же как и современники, считали князя военным авантюристом, воюющим ради самой битвы и славы воина. "Повесть временных лет", описывая ратные подвиги князя, совсем не уделяет внимания причинам, по которым князь проводил столь активную внешнюю политику. Но посмотрим иначе: завоеваниями Святослава для Руси был обеспечен выход к Каспию, к восточным торговым путям, к Черному морю и главному торговому пути Восточной Европы - Дунаю, оказавшемуся под контролем русских князей. Киевская Русь за несколько лет укрепила свои позиции в Северном Причерноморье, на торговых путях на Балканах, стала крупной торговой державой, соперничавшей с самой Византией.

 

4. Культура и религия Древнерусского государства

История культуры русского народа уходит своими корнями в глубокую древность. Она выросла и созрела  в результате взаимодействия и взаимовлияния двух начал - языческой культуры восточнославянских племён и культуры восточного христианства (православия), главным очагом которой являлась Византийская империя.

Богатое культурное наследие восточных славян оказало мощное воздействие на процесс формирования самобытной древнерусской культуры.

       Уже в VII - VIII веках у восточных славян сложился основной комплекс ремесленных и сельскохозяйственных орудий труда, использовавшийся в течение последующих столетий. Определились основные виды производственной деятельности, в процессе которой формировались трудовые навыки, были накоплены практические знания о природе.

Закреплению и передаче производственного и социального  опыта служила языческая религия. С язычеством связана и богатая устная поэзия, которая не только оставалась одним из важных компонентов культуры следующих столетий, но и оказала огромное влияние на литературу.

Язычество восточных  славян в момент его наивысшего развития (Х век) - это довольно развитая религия природы, многобожие. Её истоки уходят в индоевропейские верования и ещё более глубокую древность. Именно тогда зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и её отношении к человеку, о своём месте в окружающем мире.

Во главе славянских божеств стоял великий Сварог - бог вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса.

Его сыновья Сварожичи - солнце и огонь - были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Молились славяне

Роду и роженицам - богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями славян и поэтому был особенно популярен.

Велес почитался у  славян в качестве покровителя скотоводства. Стрибог, по их представлениям, повелевал ветрами.

По мере слияния славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги перекочёвывали в славянский пантеон. Так, в VIII - IX вв. у славян почитался бог солнца Хорс, который пришёл из мира иранских племён. Оттуда же появился и бог Симаргл, который изображался в виде пса и считался богом почвы, корней, растений. В иранском мире это был хозяин подземного царства, божество плодородия.

Единственным крупным  женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства.

Со временем, по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, дружин, начала великих военных походов, на первый план всё больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который затем становится главным небесным божеством, сливается со Сварогом, Родом как более древними богами. Происходит это не случайно. Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде.

Если солнце всходило и заходило, ветер дул, а потом  стихал, плодородие почвы, бурно проявлявшееся весной и летом, утрачивалось осенью и исчезало зимой, то молния никогда не теряла своего могущества. Она не была подвластна другим стихиям, не была рождена каким-то другим началом. Перун - молния, высшее божество - был непобедим. К IX веку он стал главным богом восточных славян.

Формируясь на основе культурных традиций восточного славянства, древнерусская культура в то же время активно взаимодействовала с культурой других стран и народов.

Будучи одним из крупнейших государств эпохи средневековья, Киевская Русь занимала важное географическое положение: через её территорию пролегали торговые пути, связывавшие Северную Европу с Византией и Западную Европу со странами Востока. Развитие торговых и политических связей Древней Руси со странами Запада и Востока предопределило широту и многообразие её культурных контактов.   Культурные взаимодействия Древнерусского государства с зарубежными странами складывались по-разному и различались по степени их интенсивности. Наиболее многогранными были культурные связи с Византией, особенно усилившиеся после принятия Русью христианства.

Культура Византии в VI - XI вв. не знала себе равных в мире. Пронизанная духом христианства, она сумела сохранить духовное наследие античности. Византийские архитекторы создали величественные храмы, иконописцы - прекрасные произведения живописи, греческий учёный-   богослов Константин Философ (в монашестве - Кирилл) и его ученики разработали славянскую азбуку, позволившую славянам как на территории империи, так и за её пределами осваивать сокровища христианской культуры.

Что касается оценки характера, масштабов и значения византийского влияния на древнерусскую культуру, то равным образом необоснованными являются две противоположные точки зрения.

Сторонники одной из них, отстаивая мысль о византийском политическом, идейном и культурном преобладании на Руси, считают византийскую цивилизацию по сути дела единственным источником культуры Древней Руси, а древнерусское искусство - провинциальной ветвью византийского искусства. Противоположная концепция состоит в отстаивании полной самостоятельности древнерусской культуры, в признании её свободной от каких бы то ни было внешних влияний.

Крещение Руси -важнейший, переломный момент в истории русской культуры. Для восточнославянского мира это был культурный переворот, положивший начало глубоким изменениям во всех сферах жизни - от мировоззрения до быта - и длившийся в течение нескольких столетий. Но уже в XI - XII вв. был создан сплав языческой и христианской культуры, родилась высокая культура, отличавшаяся национальным своеобразием.

В 988 году христианство стало  официально признанной господствующей религией. Сначала крещение принял князь Владимир (980 - 1015) с дружиной, затем - киевляне и, наконец, остальное население Руси. Однако христианство победило далеко не сразу и не смогло полностью вытеснить язычество. Оно было вынуждено приспосабливаться к языческому сознанию, ассимилировать древнеславянские культы, вбирать в себя их элементы. В результате архаические верования и обряды сохранились не только в виде непризнанных и гонимых церковью языческих обычаев, праздников, культов, но и продолжали существовать под внешней оболочкой официально-церковного культа. [16]

Преследовавшееся церковью «идолопоклонство» сохранилось в виде почитания икон, особенно чудотворных. В культе святых мест и явленных икон проглядывают следы почитания объектов природы - растительности, водных источников.

Уступкой языческому политеизму стал культ святых, принявший  функции дохристианских богов-покровителей. В народной среде образы христианской религии связывались с повседневной трудовой жизнью, с реальными потребностями людей. Древние славянские боги - покровители различных областей человеческой деятельности, управители природы, боги-целители - продолжали своё существование под именами святых православного пантеона. Так, образ Ильи Пророка слился с образом Перуна-громовержца, святые Модест, Власий, Георгий стали покровителями скота. В основе культа Богородицы лежало почитание древней богини плодородия, в её образе, как и в образе Параскевы Пятницы, олицетворялись земля, земное плодородие, плодородящее начало в целом. Христианские праздники приурочивались к праздникам языческого аграрного календаря, были связаны с определёнными этапами сельскохозяйственных работ.

При Владимире Святославиче были сделаны лишь первые шаги по распространению христианства и созданию русской христианской культуры, но начиная с княжения Ярослава Мудрого (1019 - 1054) развитие культуры Древней Руси приобрело устойчивый ритм и увенчалось многочисленными достижениями в различных сферах.

 Принятие христианств способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство на Руси было принято в его восточном варианте, допускавшем, в отличие от западного, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке. Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь из Болгарии, принявшей христианство на 120 лет раньше, проник и первый межславянский литературный язык, возникший на основе одного из диалектов древнеболгарского языка. Этот язык, именуемый обычно старославянским (или церковнославянским) стал языком культа и религиозной литературы. В то же время на местной восточнославянской основе сформировался древнерусский литературный язык, обслуживавший различные сферы культурной, общественной и государственной жизни.

Византийскую церковь  возглавил константинопольский  патриарх. В признающих его власть епархиях на Востоке Европы, для  непосредственного руководства  деятельностью епископов, он назначил митрополита.[13, с.151]

Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не была монополистом в сфере  грамотности и образования. О  распространении грамотности среди  широких слоёв городского населения  свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде и других городах. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения и т.п.

Существовало в Древней  Руси и школьное образование. Сразу  же после введения христианства Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей». Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счёту. Имелись и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре. Из неё вышли многие видные деятели древнерусской культуры. [16]

Большинство памятников древнерусской письменности погибло  во время многочисленных пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась лишь незначительная часть книжных богатств Древней Руси. Древнейшими из них являются «Остромирово евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году, и два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг.

Информация о работе Древнерусское государство в VI-II вв.: социально-политический строй, первые документы, внешняя политика, культура и религия