Древний Египет: вездесущие сборщики налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:15, доклад

Описание работы

На одном из древнеегипетских папирусов написано: «Переписчики опережают всех. Тот, кто пишет, не платит налоги. Хорошо запомни это». Египетская цивилизация существовала с 3000 до н. э. вплоть до упадка Рима. Она дважды проходила через серьезные кризисы (около 2200 и 1800 до н. э.) и каждый раз восстанавливала свое могущество. В 13 веке до н. э. фараон Аханатен не только хотел перейти к монотеизму, но и изменил налоговую систему. Монотеиз не прижился, а налоговые изменения остались.

Файлы: 1 файл

Drevny_Egipet.docx

— 36.10 Кб (Скачать файл)

Древний Египет: вездесущие сборщики налогов

На одном из древнеегипетских папирусов написано: «Переписчики опережают  всех. Тот, кто пишет, не платит налоги. Хорошо запомни это». Египетская цивилизация  существовала с 3000 до н. э. вплоть до упадка Рима. Она дважды проходила через  серьезные кризисы (около 2200 и 1800 до н. э.) и каждый раз восстанавливала  свое могущество. В 13 веке до н. э. фараон Аханатен не только хотел перейти к монотеизму, но и изменил налоговую систему. Монотеиз не прижился, а налоговые изменения остались. С этого времени начался постепенный закат египетской цивилизации.

На протяжении тысяч лет  она была мирной и по тем временам – самой богатой. Женщины и  мужчины были равными. Производство пива было государственной монополией и облагалось высокими налогами. Крестьяне  не были крепостными. Первая записанная в истории забастовка в Египте случилась по причине задержки выплаты  зарплаты. Нил был источником богатых  урожаев. Египет слыл страной не только могучего Нила, но и страной большого количества сборщиков налогов. Они  назывались переписчиками – scribes. Скрибы жестко управляли страной, контролируя сбор налогов.

Изначально слово «свобода»  относилось к праву не платить  налоги. В египетских языках этого  слова не было. Каждый египтянин  по требованию налоговиков должен был  явиться с записями о своей  экономической деятельности в «налоговую инспекцию» и отчитаться. У сборщиков  налогов были свои суды, в которых  налогоплательщик не имел права пользоваться услугами адвоката.

Египтяне платили налоги практически со всего: продаж, рабов, иностранцев, импорт, экспорт, бизнес, с/х производство – 20% (налог на урожай). Чтобы понять тиранию сборщиков налогов достаточно представить себе налог на растительное масло. Они регулярно совершали инспекции кухонь, чтобы убедиться в том, что хозяйки не используют масла, с которого не уплачены налоги. Как это напоминает сегодняшнюю торговлю товарами, которые были ведены по «левому», и продаются под одну партию товара, которая была легально растаможена.

Большая часть с/х угодий была государственной. Ее арендовали для крестьян. Налог на урожай взимался не с реального урожая, а с того, каким он должен был быть. Это также определяли налоговики. Нет сомнений, что Евклид придумал геометрию не благодаря уникальному провидению, а просто систематизировав способы исчисления налогов, которые практиковали египетские сборщики налогов.

История учит, что сборщики налогов не всегда были жестокими. Они  умели входить в положение  налогоплательщиков. Фараоны практиковали освобождение от уплаты налогов и  штрафов по налогам. Такая политика называлась «philanthropia”. Отсюда произошло современное слово «филантропия». Фараонам слагали оды в честь их фискальной доброты, которая выражалась в списании налогов. Три тысячи лет египетской цивилизации демонстрируют много случаев, когда фараоны списывали налоговые долги. Многие современные налоговые системы запрещают списание налоговых долгов, что делает их более жесткими, чем древнеегипетские.

При такой системе сбора  налогов проблемой Египта была коррупция. Сборщики налогов имели огромные права. Их субъективные оценки были определяющими  при сборе налогов. Над сборщиками налогов были специальные аудиторы, которые должны были проверять работу на местах. После смерти Тутанхамона  сильный фараон Харемхад раскрыл обширную коррупционную сеть среди сборщиков налогов. Они были обвинены в завышении налогов и присвоении части себе. Им отрезали носы и высылали в Аравию. История пишет о большом количестве людей с деформированными лицами, которые населяли этот отдаленный регион. Очевидно, для египтян Аравия была тем, чем Сибирь для России.

В Египте работала достаточно проработанная система сбора  дани. Тогда налог «дань» был вполне цивилизованным и не вызывал отторжения. Во время расцвета египетской цивилизации  дань была невысокой. Собранные средства шли на оказание людям услуг и  поставку того, что мы сегодня называем public goods. Дань собиралась с городов. Взамен они получали подарки в виде парадов и шествий. Дань, как справедливый налог, постепенно трансформировался в невыносимое бремя. Процесс начался примерно в 1000 до н. э. В истории цивилизации случалось часто, что изначально справедливый, экономически не репрессивный налог превращался в удавку экономики. Египетская дань – пример этому.

В 4 веке до н. э. сборщики налогов, по сути дела, прекратили практику взимания дани и перешли на систему прямой оценки налогооблагаемой базы. Таким  образом, колонии Египта лишились возможности  самостоятельно определять порядок  сбора дани для метрополии. Их экономические  возможности резко сократились. В библии описано, как Иудея, как  колония Египта, страдала от налогов. Кроме сборщиков налогов, колонии  были переполнены «шестерками» или  стукачами, которые за деньги «сдавали»  своих соотечественников. Как сегодня  в Америке они получали процент  от суммы налогов, собранных по их наводке (сегодня в США эта  сумма составляет 25%).

Власть фараона основывалась на религии и на справедливой экономике. Новые налоги постепенно разрушали  власть фараона. Египетская цивилизация  закончилась во время фараона  Ахенатена, который опять попытался ввести вместо политеизма монотеиз и заставить всех молиться богу солнца. Эти попытки требовали больших бюджетных затрат, что было неподъемно для казны. К тому же, как свидетельствует история, налоговая база сократилась вдвое. Сначала были потеряны богатые земли Сирии и Палестины. Империя Хиттитов (Hittite Empire) заняла территории Египта, потому что фараон не поддерживал свою репутацию и не демонстрировал во всей империи свою власть. В результате его наместники не могли собирать налоги и дань. Послы писали, что фараон по 20 лет не посещал различные регионы, поэтому вера людей в фараона померкла. Религиозная вера работала сильнее, чем войска. Ахенатен многие годы не демонстрировал свою мощь. Этот вакуум власти заполнили другие. Развалу империи способствовала система взяток или откатов, которая существовала в провинциях. Богатые люди «покупали» лояльность наместников фараона.

Ахенатен не сумел ввести новую религию. Его эксперимент со строительством новых храмов и даже новой столицы провалился. В результате он потерял свой статус. А вот религиозные общины резко увеличили свою власть. Они получили налоговый иммунитет и стали мощной силой, поскольку 1/3 земель Египта принадлежала храмам и жрецам. Каждый священник получал размер земли 100 Х 100 локтей (кубитов = 0,5 м.) бесплатно и не платил с этой земли налогов. Фараон Харемхаб не только расширил налоговый иммунитет храмов, но и передал им войска и машины для обработки земли. Обычный египтянин не получал выгоды от налоговой конкуренции священников и сборщиков налогов. Дело в том, что работа на священников, которые получали налоговые льготы, была такой же трудной и финансово невыгодной, как и непосредственно на фараона. Такая практика продолжалась практически всю историю развития цивилизации. В средние века большинство конфликтов между римскими папами и королями сводилось к спорам о налоговом иммунитете церковных активов.

В Египте храмы были не только освобождены от уплаты налогов. Они  были также местами, где неплательщики  налогов могли скрыться от преследования  государства. Это право называлось asylia. Оно сохранилось сегодня в отношении дипломатических зданий. После завоевания Египта иностранными войсками налоговый иммунитет был упразднен, но право asylia осталось.

Налоговая история Египта наглядно демонстрирует, что происходит в обществе с тоталитарным способом сбора налогов. Стукачи, коррупция  среди налоговых «органов», тотальный  надзор налоговой инквизиции – многие черты египетского общества воспроизводятся  сегодня.

Египетские переписчики  являются прообразом сегодняшнего бухучета и банковских транзакций. Сегодня  изменились инструменты сбора налогов, формы наказания, но сама система, по сути дела, остается неизменной уже  более 3 тысяч лет. Вот мнение одного из американских судей Потера Стюарта по поводу решения Высшего суда 1975 года о том, что федеральные агенты налоговой службы могут проникать в любые помещения и искать налоговую базу везде: «Практически все физические и юридические лица нашей страны ... могут иметь проблемы с уплатой налогов. Каждый день в экономике происходят тысячи экономический операций: выдаются кредиты, даются подарки, осуществляются покупки, сдаются в аренду помещения и т.д. Все это значит, что возникает возможность возникновения налоговых проблем для кого-то. В нашей экономике практически все имеет отношение к налогам».

Агент американской налоговой  службы писал: «Нет никакой важной информации, которую бы я не имел права искать». Широкое распространение таких  практик дает нам основание предположить, что египетские scribes совершенно спокойно адаптировались бы к современным реалиям европейской или американской жизни.

Убедительным доказательством  важности налогов в определении  хода цивилизации является Rosetta Stone. Этот камень был обнаружен солдатами Наполеона в северной части Египта. На этом камне на иероглифах, демотическом и греческом языкам написан текст документа, который является освобождением от уплаты налогов (200 лет до н. э.). Это было во время царствования Птолемея V, известного, как Эпифан. Эта греческая династия правила Египтом более 100 лет. Когда первый из Птолемеев пришел в Египет, в стране шла гражданская война, которую инициировали египетские солдаты, возмущенные новыми высокими налогами. Глава Египта раздавал храмам налоговые льготы (прощал налоговые долги) не на папирусе, а на специальном камне, чтобы подчеркнуть особый статус данного строения и территории. Эти камни ставили вместе со статуей царя, чтобы сборщики налогов не смели снимать с владельцев налоги.

Традиционные историки склонны  игнорировать налоговые записи. На самом деле, они очень много  говорят о жизни людей. Российский ученый Ростовцев подробно описал закат  египетской цивилизации, утверждая, что  основным причинами для этого  стали чрезмерная бюрократизация общества и чрезмерные налоги. Неограниченная власть сборщиков налогов привела  к тому, что у людей пропали  стимулы к производительному  труду и творчеству. Рабочие и  фермеры перестали работать. Земля  была не возделанной. Бизнесмены уехали. Стабильные деньги исчезли, а вместо них появились бумажные «фантики». Страну наводнили грабители, так  что перемещать товары стало невозможно. Плавать по Нилу также стало опасно. Воры были не только в налоговой  службе, но во всех органах госвласти.

После завоевания Египта цезарем  Августом в 31 в. до н. э. была снижена  налоговая нагрузка, предприняты  попытки снизить влияние бюрократии, но государство постепенно приходило  в упадок. Поэтому мусульманам  в 7 веке не составляло труда завоевать  Египет. Для задыхающихся от налогового бремени египтян исламисты предложили не просто снижение налогов, но вообще налоговый иммунитет в случае принятия ислама.

 

2)В Древнем Египте  уже во II тыс. до н.э. возник  приходно-расходный учет. На папирусах  того времени не просто велась  опись остатков, а фиксировалось  каждое действие. Изобретение учета  открыло дорогу к текущему  учету фактов хозяйственной деятельности.  
 
Все население Древнего Египта, от самых высокопоставленных людей до беднейших слоев безжалостно облагалось налогом. Налог составлял 30 процентов от размера урожая. А количество зерна, которое земледелец мог получить со своего надела в предстоящем году, чиновники рассчитывали заранее. Соответственно и 30 процентов от этого количества «закладывали» на год вперед. И никакой форс-мажор уже не мог стать причиной для уменьшения этой величины. Из 30 процентов, которые забирали у землевладельцев, до царского зернохранилища доходило только 22,5 процента. А остальные 7,5 процента шли в местные храмы за то, что они предоставляли охрану для защиты сборщиков налогов. Что касается оплаты труда остальных участников сбора податей, то их «услуги» земледелец оплачивал отдельно, уже сверх тех 30 процентов, которые отдавал государству. Налоги в Древнем Египте платили большинство жителей, но не все. Существовали «избранные», которые были освобождены от налогового бремени. Помимо самого фараона это были жрецы и «миряне» – люди, которые не являлись жрецами, но выполняли в храме какие-нибудь работы. Также от налогов были освобождены писцы – представители одной из самых элитных древнеегипетских профессий. 
 
Естественно, в те времена уже были и налоговые преступления. Нередко всплывали случаи нецелевого использования налогового зерна или же его похищения прямо-таки из карманов богов – из посвященных им житниц. Но чаще всего в документах упоминается недостача. 
 
За исключением определенных налогов в Древнем Египте не был введен прямой налог на прибыль и богатство. Каждый гражданин просто был вынужден платить налоги практически за все, чем пользовался и что делал. Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов), торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызва ли потребность создания банков, которые появились во II тысячелетии до нашей эры. Банки давали ссуды. Если материальное положение за емщика было устойчиво, он получал ссуду под 20—30% годо вых. Если его положение было сомнительно, то банк брал под свой контроль недвижимость заемщика. 
 
В каждом городе были рынки. Государство регламентирова ло торговлю. Государственными актами устанавливались каче ство и цены товаров. Рынки были строго разделены на кварталы по видам товаров. За организацию и контроль работы рын ков отвечали особые чиновники. Рыночная торговля облагалась государственными сборами (налогами). В целом, древнеегипетское общество имело достаточно развитую экономику натурального обмена.

 

Примечательной  особенностью древнеегипетской экономики  было нормирование (или что-то в этом роде) в виде твердо фиксированных  затрат и доходов. Его основная цель уже тогда состояла в обеспечении  казны и хозяйств постоянными  источниками поступлений. Объектами  нормирования являлись земля, зерно  и другие продукты, содержание работников, а также налоги. Так, межевание  государственных полей (например, после  частых наводнений) состояло в предварительном  определении зернового налога.

Должность сборщика налогов была материально ответственной. Невозможность обеспечить утвержденную норму сбора могла привести агента к гибели.

Имелось несколько  приемов технологии учета, например, по типам записей — по типам  землевладения и ответственности.

При первом типе записей  на папирусе записывалось: «Земля, возделанная  таким-то», включает в себя: размер участка, норму сбора (норму налогообложения) с единицы площади — 5 мер зерна  аруры земли среднего качества, общую сумму сбора. Все три цифры написаны красной тушью.

Записи второго  типа относятся к другим формам собственности. Они начинаются со слова «доля, часть» и состоят из трех цифр, из которых  первая — черная, а остальные  — красные. Первый показатель —  общая площадь участка, второй —  облагаемая налогом, третий — норма  обложения. Она постоянна и фиксирована  — 12/4 меры зерна.

Был и еще один тип записи — из двух черных цифр, причем участки измерены не в арурах, а в земельных локтях. Содержание записей не ясно, но условно переводится как остающаяся невозделанной и поэтому не облагаемая налогом земля.

Технология учета  при помощи описей зависела от экономического содержания учетных объектов. Поскольку  разные по назначению объекты учитывались  в одной описи, то в ней сосуществовали все три формы учетной регистрации. Современные ученые полагают, что  можно было бы описи вести раздельно  по типам учетных записей. Но так  как подобный подход отсутствует, то можно сделать вывод о том, что главным был хозяйственный  контроль, объектами которого прежде всего являлись земля и ответственные  за нее.

Агенты по сбору  зерна были практически бесконтрольны  в своей деятельности, что объяснялось  их бедственным положением: вышестоящие  чиновники требовали обязательного  выполнения нормы. Некоторые агенты и чиновники излишне увлекались и считали особой доблестью «перевыполнять»  нормы сбора.

В иероглифической  надписи на плите, обнаруженной в  Билгаи, читаем: «Я чиновник превосходный для господина его, так как поставляю в избытке зерновой налог, поставляю в избытке многочисленные подати.

Информация о работе Древний Египет: вездесущие сборщики налогов