Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 19:35, курсовая работа
В данной курсовой работе, затрагиваются вопросы возникновения Народных восстаний, причины и последствия этих восстаний, экономические и в большей степени политические и социальные процессы. На мой взгляд, именно история Китая эпохи Хань является предметом довольно необычным, в какой-то степени неопределенным, в полной мере, удивительным и от того довольно интересным. Жестокий экономический и социальный кризис, а также вызванный народным восстанием против деспотии Цинь политический хаос, развал административной системы — все это привело к крайнему упадку Китая на рубеже III—II вв. до н.э. Катастрофически сократилась численность населения
Введение 3
1 Древний Китай эпохи Хань 10
1.1 Империя старшей династии Хань (II в. до н.э. – начало I в. н.э.) 10
1.2 Эксплуатация земледельцев и формы присвоения в древнем Китае 24
2 Реформы Ван Мана 32
2.1 Предпосылки реформ 32
2.2 Ван Ман. Его реформы 39
3 Восстание «желтых повязок» и падение империи Хань 46
Заключение 56
Источники и список использованной литературы
Этот процесс вызвал явное недовольство бывших свободных и привилегированных общинников-чжоусцев, что и привело в 841 г. до н. э. к свержению Ли-вана за попытки править, не считаясь с традициями. Однако уже в 827 г. до н.э. Сюань-ван пошел по следам отца и не только отказался выполнить традиционный обряд ритуальной первовспашки на священном поле цзе, но и решил провести в домене всеобщую перепись населения. Из составленного по этому случаю поучения мы узнаем, что такая перепись – дело новое, необычное и потому нежелательное и что незачем считать народ, так как вполне достаточно того учета, который существовал прежде и был связан с системой цзе о (т.е. учет отрабатывавших на общем поле крестьян-общинников).
Ранние периоды эволюции форм эксплуатации и присвоения в уделах известны очень мало. В начале Чжоу, как упоминалось, с населения уделов взимали дань, т.е. часть совокупного продукта покоренных общинно-родовых коллективов. Однако спустя век-полтора характер отношений между уделами, превращавшимися в самостоятельные государства, и чжоуским ваном изменились. Изменились и взаимоотношение внутри молодых государств. Новые условия требовали замены дани другой формой присвоения.
Данные источников свидетельствуют о том, что уже с VII в. до н.э. в основных царствах господствовала продуктовая земельная рента, сопровождавшаяся дополнительными повинностями. Сведений о IХ— VIII в. нет, а в Х в. до н.э. в этих районах еще преобладала дань (гун). Едва ли между Х и VII вв. до н.э. на территории нечжоуских земель гун трансформировалась в отработочную ренту, а затем в продуктовую. Это слишком быстрые и явно неприемлемые для того периода темпы эволюции. Да и сама система отработок на больших полях сильно отличалась по форме и существу от дани. Отработки, понятные в условиях перехода от родового общества к раннеклассовому большого коллектива соплеменников-чжоусцев, были неуместны и чужды при наличии двух противостоявших друг другу разноплеменных групп — завоевателей и покоренных. В таких условиях с учетом эволюции, о которой только что упоминалось в отношении нечжоуских царств, – изменение дани гун скорее всего шло по пути трансформации ее в продуктовый поземельный налог. Это тем более вероятно, что по форме дань близка именно к продуктовой ренте-налогу (здесь и там взимание определенной доли совокупного продукта). Видимо, поэтому системы отработочной ренты на этих землях не существовало вовсе, а встречающиеся кое-где упоминания о полях цзе имеют отношение лишь к тем ритуальным участкам, которые по традиции были обязаны собственноручно обрабатывать правители и знать и которые не превышали 100 му.
Словом, система коллективно обрабатывавшихся полей и отработочная рента в древнем Китае, судя по данным источников, эффективно применялась лишь а домене вана и отмерла уже на начальном этапе раннеклассового общества. Примерно с VIII в. до н.э., а возможно и раньше, система продуктовой ренты-налога стала в Китае преобладающей. В разных царствах для обозначения понятия «налог» и «повинности» существовали и использовались разные термины. Некоторые из них сосуществовали в рамках одного царства, обозначая, видимо, разные виды налогов или повинностей.
Термин чжэн — один из наиболее ранних и общеупотребительных, с большим диапазоном значений и оттенков. Впервые он встречается в отрывке из «Го юй» применительно к VII в. до н.э. Смысл этой фразы заключается в том, что для хорошего управлении необходимо дифференцировать налогообложение в зависимости от качества земли — тогда земледельцы не станут покидать насиженных мест в поисках лучшей доли. Фраза не оставляет сомнений в том, что в царстве Ци в VII в. до н.э. существовала поземельная рента чжэн, что она не была дифференциальной и потому превращалась на скверных землях в непосильно тяжелый продуктовый налог, разорявший крестьян-общников. Чжэн в смысле «налог» использовался в середине VII в. до н.э. и в царстве Цзинь: в беседе с циньским правятелем чиновник из Цзинь упомянул: «не следует уклоняться от налогов»8.
Этим далеко не исчерпываются все случаи употребления термина чжэн в смысле «налог», но этого достаточно для некоторых выводов. Во-первых, термин применялся во многих царствах, начиная с VII в. до н.э. В более ранних текстах («Ши цзин») он встречается только в главном своем значении — «поход». Во-вторых, термин употреблялся и в смысле «доходы», «налоги», и для обозначения земельной ренты-налога, и для обозначения торговых пошлин.
Термин шуй, в отличие от чжэн, использовался в древних источниках много реже, хотя именно он превратился затем в наиболее употребительный для обозначения понятия «налог». Шуй впервые использован в этом значении в тексте «Чунь цю» относящемся к 594 г. до н.э. Трактовка термина и объяснение сущности этого нововведения в Лу породила огромную литературу и множество различных мнений. Большинство исследователей склоняется к тому, что с 594 г. в Лу была принята система продуктового налога, заменившая собой будто бы существовавшую ренту. Возможно, что это нововведение было связано с разложением надельной системы и сельской общины, протекавшим в VII – IV вв. до н.э. В этом смысле «нейтральность» термина шуй может быта обоснована тем, что он использовался для обозначения торговых пошлин.
Термин фу встречается в источниках очень часто, причем с разными оттенками значений. Так, а 573 г. до н.э., вступив на престол, цзиньский Дао-гун смягчил налоги. В 569 г. царство Лу просило цзиньского гуна (бывшего в ту пору гегемоном) разрешить присоединить к Лу небольшое царство Цзэн, — в частности под тем предлогом, что Цзэн не вносило причитавшихся с него налогов военному министру царства Цзинь. Иногда знак фу использовался в более узком значении: в 513 г. до н.э. в Цзинь было объявлено о введении чрезвычайного налога (употреблен термин фу). Чрезвычайный налог для сбора средств на свадьбу дочери гуна был объявлен в 484 г. на священные ритуальные поля аристократов.
Очень часто знак фу использовался в текстах VI—V вв. до н.э. для обозначения понятия «военный налог», «воинские повинности» и даже «солдаты», «рекруты». Судя по графике знака, этимологически это было, видимо, наиболее раннее значение его, откуда в качестве производного пошло значение «налог».
Термин цю, введенный впервые в Лу в 590 г., использовался в смысле «налог» очень редко, причем почти исключительно для обозначения военных налогов, поборов и повинностей. Это новшество, видимо, было связано с введением системы рекрутских наборов и военных повинностей. Ссылаясь на «Чжоу ли», комментаторы даже сближают цю с встречающимся в схемах «Чжоу ли» поселком цю в 16 цзин (144 земледельца), который будто бы должен был выставлять в качестве военной невинности 1 лошадь и 3 быков. В этом же смысле в трактате «Сунь цзы» упоминается и термин цю и9.
Термин и использовался исключительно в смысле «повинности», «отработки» (но не на поле), «работа». Иногда он сближался в этом значении с цю (цю и), иногда с чжэн. Повинности имелись в виду разные — воинские, трудовые (преимущественно строительство), гужевые и т. п. Этим термином обозначались, например, работы по строительству дворца для сунского гуна в 556 г. до н.э. Ремонтные работы тоже обозначались знаком и — впоследствии общепринятым для обозначения трудовой повинности.
Термин цзу в значении «налог» стал применяться позже других. Впервые он был употреблен при описании реформ 408 г. в царстве Цинь. Затем в сочетании с другим знаком (цзу шуй) он использовался для обозначения понятия «налоги» вообще. Как в некоторые другие термины, знак цзу со временем стал применяться также и в смысле «пошлины».
Налог шуй, введенный в 594 г. и предусматривавший взимание налога продуктами в соответствии с количеством земли, был продуктовой поземельной рентой, причем дифференцированной. Ею, по-видимому, облагались фактические землевладельцы, обрабатывавшие свои наделы. Возможно, что средняя норма его также не превышала 10%, если полагаться на «Цянь Хань шу». Введенвый четырьмя годами позже цю был постоянным или чрезвычайным военным налогом, который выплачивали либо отдельные земледельцы-общинники, либо, что вероятной, целые общинные коллективы, деревни, поселки. Возможно, это был налог в первую очередь на крестьянский скот — ведь для ведения войн требовалось большое количество лошадей для колесниц и еще большее количество быков для сопровождавших войско обозных повозок со снаряжением, питанием и т. п. Не исключено, однако, что в понятие цю входило и взимание с крестьян зерна и иных видов продовольствия на военные нужды. Чжэн платили не непосредственно земледельцы, а их хозяева-землевладельцы (аристократы и чиновники, обязанные нести службу). Этот налог являлся своего рода откупом от обязанности самому являться на войну с положенным количеством людей и снаряжения. В обычных условиях его, возможно, платили все владельцы уделов, в особых — только те, кто не являлся лично, но зато в удвоенном размере. Фу платили явно представители знати, землевладельцы. Этим термином обозначали подати гегемону, за непочтительность фу был удвоен с одного из владельцев уделов в Лу. В том, что фу вряд ли являлся налогом с земледельцев, убеждает и то обстоятельство, что только в 484 г. было решено взимать фу с земли.
Усиление эксплуатации земледельцев и разорение общинников вело к крушению древней сельской общины. Сильный удар по ней был нанесен в царстве Цинь в середине IV в. до н.э. в результате реформ Шан Яна, разделившего большие семьи и закрепившего за ними в вечное пользование земельные наделы. Эти наследственные наделы-аллоды уже с III в. до н.э. начали превращаться в товар и отчуждаться. Земли скупали разбогатевшие торговцы и ростовщики, представители знати, зажиточные крестьяне. В предханьском и особенно ханьском Китае (с III в. до н.э.) уже появляется частная собственность на землю, возникают безземельные крестьяне, появляются частная аренда и найм. Оформляется развитая система прямых и косвенных налогов (поземельная рента, подушный, подоходный, пошлины), внеочередных поборов и повинностей. Хотя эта система во многом отличалась от более примитивных форм налогообложения в чжоуском Китае, однако суть ее и теперь не изменилась. Главной и основной формой эксплуатации по-прежнему было взимание продуктовой ренты-налога с земледельцев.
2 РЕФОРМЫ ВАН МАНА
2.1 Предпосылки реформ
Период царствования первой ханьской династии (206 год до нашей эры – 25 год нашей эры), в особенности вторая половина ее царствования (I век до нашей эры – I век нашей эры), характеризовался небывалым ростом концентрации земельной собственности в руках немногих крупных землевладельцев и обострением на этой почве классовых противоречий. «Собирание» земли крупными купцами, видными представителями ханьской деспотии, приводило к разорению свободных мелких «землевладельцев», крестьян, к усилению кабалы, появлению значительных масс беглых, лишенных земли крестьян, вызывало рост долгового рабства. Результатом такой концентрации земли в руках господствующего класса крупных землевладельцев-рабовладельцев были огромной силы аграрный кризис в Китае на грани I в. до н.э.
На протяжении всего последнего столетия до нашей эры государственные деятели той эпохи неоднократно указывали на бедственные последствия концентрации земли, требуя проведения реформ, могущих смягчить аграрный кризис и спасти царствовавшую династию Хань от надвигавшейся революции рабов и свободного крестьянства, находившегося на положении полукрепостных. Однако все эти предложения по проведению реформ не затрагивали основ существовавшего строя, не были утопичными в своей основе.
С приходом к власти первой, или западной, ханьской династии10 (западной она называлась по месту нахождения столицы в Чан-ани, на западе) в 206 году до н.э., усиливается роль крупного частного землевладения, растут «арендные» отношения, и в то же время немалое значение приобретает в эту пору землевладение служилого сословия, чиновничества, вытесняющее наследственное землевладение аристократии.
Как основатель династии Западной Хань (по-китайски – Си Хань) – император Гао-цзу (206-195 годы до н.э.), так и его приемники, после захвата власти в результате длительной борьбы с представителями царствовавшей до них династии Цинь и с удельной знатью, раздавали крупные земельные владения своим родичам и заслуженным соратникам-полководцам, создавая
новую землевладельческую аристократию, представители которой получали наряду с земельным владением и титулы знатности, заимствованные от предшествующих эпох. Родичи царствовавшего дома Лю из династии Хань и оказавшие этому дому услуги в установлении династии генералы получили титулы «королей» (ван), «герцогов» (гун), «маркизов» (хоу), «графов» (бо), «виконтов» цзы и «баронов» (нань)11. Размеры земельных владений вновь созданной при династии Хань аристократии были различными в зависимости от степени знатности. Земля жаловалась ханьскими императорами не только представителям знати и служилому сословию, представителям ханьской бюрократии, военной и гражданской. Интересно при этом отметить, что размер жалованного землевладения исчислялся не по количеству му земли, а по числу прикрепленных и переданных с землей крестьян.
Крупное землевладение, однако, не ограничивалось только землевладением титулованной аристократии и чиновничества; значительные земельные площади находились в руках купечества, землевладельцев, не связанных с государственной службой или с придворной аристократией. Источником приобретения земельной собственности этими группами господствовавшего класса землевладельцев была свободная продажа-купля земли, по китайским источникам, введенная в практику в середине I в. до н.э. в княжестве Цинь крупным государственным деятелем, министром этого княжества Вэй Яном, или Шан Яном.
Реформы Шан Яна (земельная, налоговая и административная) сводились к разрушению общинного землепользования и введению неограниченной частной собственности на землю, на основе свободной продажи и купли земли, с установлением налога на землю, взимавшегося в за мости от размеров земельной площади, в то время как до реформы налог взимался с урожая, в размере 1/10 его, независимо от размеров землевладения. Они дали мощный толчок развитию частного крупного землевладения. Два столетия спустя после проведения реформ Шан Яна мы встречаемся с указаниями китайских источников на последствия этих реформ — необычайный рост частной земельной собственности. В период царствования императора ханьской династии ученый и государственный деятель того времени, Дун Чжун-шу, говорил следующее о росте крупного частного землевладения в результате установления права купли-продажи земли: «Циньская династия12 применяла законы Шан Яна и изменила систему прежних императоров и царей. Уничтожила «колодезные поля» – древняя система землепользования, при которой каждая семья получала в личное пользование 100 му посевной земли. При этом каждая семья обязана была обработать 10 му земли в пользу правителя, князя. Народ мог продавать и покупать землю. У богатых поля тянутся чередою (одно следует за другим), а бедные не имеют места (земли), чтобы воткнуть шило.