Древний Китай эпохи Хань

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе, затрагиваются вопросы возникновения Народных восстаний, причины и последствия этих восстаний, экономические и в большей степени политические и социальные процессы. На мой взгляд, именно история Китая эпохи Хань является предметом довольно необычным, в какой-то степени неопределенным, в полной мере, удивительным и от того довольно интересным. Жестокий экономический и социальный кризис, а также вызванный народным восстанием против деспотии Цинь политический хаос, развал административной системы — все это привело к крайнему упадку Китая на рубеже III—II вв. до н.э. Катастрофически сократилась численность населения

Содержание работы

Введение 3
1 Древний Китай эпохи Хань 10
1.1 Империя старшей династии Хань (II в. до н.э. – начало I в. н.э.) 10
1.2 Эксплуатация земледельцев и формы присвоения в древнем Китае 24
2 Реформы Ван Мана 32
2.1 Предпосылки реформ 32
2.2 Ван Ман. Его реформы 39
3 Восстание «желтых повязок» и падение империи Хань 46
Заключение 56
Источники и список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Kabitov_M_A_kopia_ot_2013_05_21_12_17_42.docx

— 107.25 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы показать, какой характер принимало «собирание» земли в руках крупных землевладельцев, достаточно привести несколько примеров. Китайские источники приводят много данных о концентрации земельной собственности. Например, в период царствования императора Чэн-ди (32 – 7 годы до н.э.) некий Чжан Юй владел 400 цин (40000 му) орошаемой земли. В энциклопедии Ма Дуань-линя (XIII в.) указывается на то, что Чжан Юй был не единственным в своем роде: «В период Сяо Чэн-ди Джан Юй владел землей, орошаемой каналами Чжэн и Бо, в размере 400 с лишним цин; другие, захватившие землю, были в том же роде».

В период Хань крупные землевладельцы имели во владении по нескольку сот рабов. Так, например, Чжо Ши имел 800 рабов.

С ростом концентрации земли ухудшается положение свободного крестьянства, теряющего землю и вынужденного арендовать ее на тяжелых условиях у крупных землевладельцев.

Ученый и государственный деятель периода У-ди-Дун Чжун шу указывал на гибельные для крестьянства последствия концентрации земельной собственности. Отмечая, что, как при Цинь, так и при Хань, к его времени военные и трудовые повинности в 30 раз больше, чем в древности, а земельный подушный налог и налог на соль и железо, поступающие властям, в 20 раз больше, чем в древности, – Дун Чжун-шу следующим образом рисует положение крестьян, сообщая также о размере ренты, взимаемой с арендаторов крупными землевладельцами:

«Иные, обрабатывая поля крупных землевладельцев, платят ренту      10 – 5 (50% урожая). Поэтому бедный народ постоянно носит шкуры животных и питается пищей собак и свиней».

Дун Чжун-шу указывает на гнет и издевательства над народом со стороны представителей власти – чиновников:

«... в связи с тем, что жестокие и жадные чиновники наказывают и убивают безрассудно, народ отчаивается, убегает в горы и леса, превращаясь в разбойников».13

В качестве панацеи ото всех бед, выхода из аграрного кризиса конфуцианские ученые, государственные деятели той эпохи, выдвигали древнюю систему землепользования, так называемую цзин-тянь, систему колодезных полей. Они считали необходимым проведение реформ сверху, реформ, сводившихся к ограничению крупного землевладения и рабовладения.

Уже при У-ди Дун Чжун-шу вносит предложение ограничить землевладение и постепенно приблизиться к той идеальной древности, по представлению конфуцианцев, когда не было резкой диспропорции в землевладении.

В высказываниях Дун Чжун-шу ярко освещаются действительность, безрадостные условия жизни трудовых слоев населения. Дун Чжун-шу понимал, что сохранение этих условий невозможно, так как надвигается восстание крестьянства, угрожающее классу землевладельцев-рабовладельцев в целом.

Ханьская монархия в I в. до н. э. пытается отдельными подачками удержать крестьянство от выступления. Чтобы закрепить крестьян на земле, парализовать рост недовольств ханьские императоры снижают налоги, снабжают крестьян зерном в кредит, передают им в пользование общественные (государственные) земли, создают общественные амбары, регулирующие цены на хлеб.

Однако все перечисленные выше меры не приносили крестьянству освобождения от эксплуатации.

Тем временем аграрный кризис не прекращался, то ослабевая, то усиливаясь, до конца I в. до н. э. При вступлении на престол императора Ай-ди (6 – 1 гг. до н. э.) вновь поднимается вопрос об ограничении крупного землевладения. Сановник Ши Дань в докладе императору предлагал ограничить землевладение, указывая на чрезмерную концентрацию земли в руках «сильных и богатых».

Тогда же сановники Кун Гуан и Хэ У предложили ограничить землевладение князей, чиновников и прочих крупных землевладельцев всего 30 цинами (3000 му), а число рабов установить для князей и «маркизов» в 200 человек, для принцесс и более мелкой знати—в 100 человек; для «маркизов без уделов» чиновников и всего остального населения определить число рабов не более, чем в 30 человек14.

Император Ай-ди под напором своих советников, с одной стороны, в подталкиваемый растущей угрозой восстания крестьянства, издает указ об ограничении крупного землевладения и рабовладения. Указ этот представляет немалый интерес для историка, в особенности своей мотивировкой, в которой признавалась порочность рабовладельческой системы эксплуатации приносившей бедствия крестьянству. Приведу указ в том виде, в каком он помещен в «Своде Ханьской династии».

«При управлении соблюдают меру; предотвращение расточительности и излишеств является первой необходимостью в правлении, это – неизменное правило всех царей».

«Маркизы» «цари», удельные князья, принцессы, чиновники, полу чающие 200 мешков зерна, сильное и богатое население во множестве собрали рабов; земельные владения их неограничены. С народом они конкурируют (борются за выгоды). Народ утратил занятия и сильно бедствует от недостатков»15.

Далее указывается, что предложение об ограничении крупного землевладения император принимает и считает необходимым установить для землевладельцев нормы, предложенные Кун Гуаном и Хэ У.

Несмотря на то, что указ был опубликован, он не проводился в жизнь. Под давлением знати, крупных землевладельцев, вовсе не заинтересованных в сокращении своих земельных владений, император вынужден был отменить свое решение.

Попытка реформами сверху исправить общественный строй не увенчалась успехом. Императорским указом нельзя было лишить рабовладельцев земельной собственности.

Политический кризис в стране усиливался борьбой отдельных групп класса крупных землевладельцев, борьбой в правительственных, дворцовых кругах. Среди господствующей титулованной знати наибольшее значение приобретают члены императорской семьи по женской линии, так называемые «внешние (боковые) родственники». В этот-то период выдвигается Ван Ман.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Ван Ман. Его реформы

 

Ван Ман происходил из дома Ван, выдвинувшегося в середине I в. до н.э. Из этого дома вышли императрица – жена императора Юань-ди, ее братья – высшие сановники, фактические правители страны. Представители дома Ван по существу устранили от власти находившийся на престоле род Лю.

Сам Ван Ман, племянник императрицы, жены Юань-ди, на тридцатом году своей жизни получает титул «маркиза» (хоу), а через 8 лет, в 8 г. до н.э. занял высший пост в империи Хань – да-сы-ма. Это было в последние годы царствования Чэн-ди (32–7гг.). После смерти Чаи-ди на престол был возведен племянник умершего императора по имени Синь. Он известен в истории под именем Ай-ди (6–1гг.). В его царствование происходит борьба за власть между домом Ван и домом Фу, семьей матери Ай-ди. Результатом этой борьбы и усиления дома Фу была отставка Ван Мана. После смерти Ай-ди рушится могущество дома Фу, восстанавливается влияние рода Ван, полностью подчиняющего влиянию возведенного на престол восьмилетнего сына Ай-ди, императора Пин-ди (1—8 гг.). В 1 г. н.э. Ван Ман вновь назначается на прежний пост да-сы-ма и становится императорским наставником, одновременно получив титул «герцога, охраняющего династию Хань» (Ань Хань гун).

Немало было сделано Ван Маном для развития науки в Китае. Он создает высшую школу, улучшает бытовые условия студентов, построив специальное помещение для поселения учащихся. Им была расширена Академия, ко дворцу призывались талантливые ученые — астрономы, математики, литераторы, музыканты т.д. Свыше 1000 ученых были собраны в столице со всех концов империи. Значительное развитие при Ван Мане получает литература, в частности изучение классиков и публикация древних текстов. Правой рукой Ван Мана в деле популяризации классиков, их издания и переиздания был ученый Лю Синь. Изданные в период Ван Мана классики получили название «древних текстов», гу-вэнь. Как показывают исследования последнего десятилетия, многие из опубликованных вовсе не являются древними, а были подделкой ученых периода Ван Мана. В частности известный в Европе литературный памятник «Чжоуские уставы», Чжоу-ли, представляющий собой схему утопического государства, якобы существовавшего в эпоху Чжоу, — был, повидимому, написан при Ван Мане или незадолго до него и служил последнему теоретической базой для различных его социальных реформ. Влияние этого памятника на последующие поколения было огромно: многие крупные государственные деятели Китая вплоть до Х в., выдвигая те или иные реформы общественной организации, вдохновлялись идеями Чжоу-ли.

Придя вторично к власти в 1 г. н. э., Ван Ман последовательно готовится к захвату трона, не останавливаясь для достижения своей цели ни перед какими средствами. Император Пин-ди умер в 5 г. н. э., в возрасте 13 лет. В шестом году преемником Пин-ди был избран двухлетний ребенок; регентом при нем был Ван Ман. Нетрудно предвидеть последующий ход событий: через два года, в восьмом году Ван Ман без большого труда устраняет младенца-императора и провозглашает себя императором.

Дальнейшие мероприятия Ван Мана проводились в_целях ухрепления его собственного положения, ограничение политического и экономического влияния своих противников  из лагеря землевладельческой аристократии и, с другой стороны, в целях смягчения классовых противоречий, ликвидации аграрного кризиса.

В 9 г. н.э (первый из годов правления Ши-цзянь-го) Ван Ман издает указ, где излагается земельная реформа. В мотивировочной части эдикта Ван Мана порицались порядки, существовавшие во времена династии Цинь и при его, Ван Мана, предшественниках, ханьских императорах, и превозносилась древность, древняя система землепользования («колодезные поля», цзинь-тянь). Указ интересен тем, что он ярко рисует социальное неравенство и бедствия широких крестьянских масс. Указом вся земля объявлялась национализированной, собственностью царя, «царскими полями» ван-тянь; рабы переименовывались в «частно-зависамых», сы-шу, вводились ограничения в землепользовании, устанавливалось равномерное распределение земли, запрещалась купля-продажа земли и рабов.

Сильные (могущественные) захватывали и делили поля (т. е. сдавали в аренду на условиях испольщины), выжимая посредством принуждения и обмана оброк из арендаторов. Номинально оброк (рента) был в размере 1/30 урожая, а фактически — 5/10.

Отцы, дети и жены обрабатывали землю круглый год, а получаемого нехватало на содержание.

Ван Ман выступает в роли обличителя общественных порядков периода царствования династий Цинь и Хань, становясь, косвенно, в позу защитника элементарных прав непосредственных производителей – прав на существование.

Надо отдать должное Ван Ману: он с редкой для монарха откровенностью высказывался о действительном положении империи, о грабительской деятельности имущих классов, о бедствиях широких народных масс и мужественно искал выхода из этого положения в ограничении экономических и политических прав титулованной и нетитулованной землевладельческой аристократии.

Суть земельной реформы Ван Мана заключалась, во-первых, в обуздании титулованной знати, в ограничении ее прав на земельную собственность; во-вторых, в прекращении роста земельной собственности в руках частных землевладельцев – так надо понимать слова указа об объявлении земель царскими. Ван Ман пытался земельные владения, переданные знати, так же как и все остальные земли в стране превратить в государственные, царские, запретив одновременно куплю и продажу их. Этим шагом Ван Ман думал нанести удар сразу и землевладельческой аристократии и крупным землевладельцам, не связанным с чиновничьим землевладением. Что речь шла в указе о землевладении чиновничества не в меньшей мере, чем о всяком другом, можно судить из другого указа в 12 году н.э., когда была отменена земельная реформа 9 года.

В своей борьбе с аристократией и опиравшимся на нее царствовавшим домом Лю, представлявшим ханьскую династию, Ван Ман пытался опереться на крестьян, среди которых идея возвращения к патриархальным общинным отношениям должна была встретить широкую поддержку. Предложенная Ван Маном система «колодезных полей», хотя, повидимому, не он являлся автором, творцом ее, была той приманкой, тем средством, которым Ван Ман пытался перетянуть на свою сторону крестьянство. Однако Ван Ману не удалось завоевать симпатии крестьянства, которое, повидимому, мало выигрывало от реформ, и в дальнейшем мы увидим, что крестьянство поднимает знамя восстания как против землевладельческой знати, так и против Ван Мана.

Вслед за земельной Ван Ман проводит и ряд других реформ. Так, 10 году (второй год царствования Ван Мана) устанавливаются государственные монополии на соль, железо, виноделие, горные промыслы, выплавку монеты, вводится регламентация рыночных цен и кредитно-ростовщических операции. Эти монополии получили название «шести управлений» лю-гуань.

Введение этих монополий сопровождалось позднее указом Ван Мана, которым подчеркивалось государственное значение таких статей дохода, как виноделие, горные промыслы, плавка железа, выплавка монеты; с другой стороны, в указе отмечалась необходимость регулирования рыночных цен в целях борьбы со спекулянтами-торговцами.

Вот что гласил указ, изданный в 17 году н.э., после нескольких лет действия реформ:

«Соль является главной (приправой) в пище. Вино – основа всех лекарств и любимый (напиток) отменного общества; железо есть основа обработки земли, а недра (известные горы и великие озера) являются хранилищем изобилия (богатства).

Что касается пяти уравнивающих и кредитно-ссудных операций, го приобретаемое народом благосостояние зависит (от них) и ими поддерживается. Что касается металла, то (в зависимости) от наличия или отсутствия его в обращении удовлетворяются (в той или иной степени) потребности народа. Коль скоро (ни одно из этих) шести (т. е. соль, вино, железо, богатства недр, выплавка монеты, уравнение цен и кредитно-ссудные операции) не может быть (самостоятельно) производимо у себя в доме простым народом, внесенным в податные списки, то он (народ) обязательно должен зависеть от рынка и, хотя бы (цены) были выше в несколько раз, не может не покупать (товары) у сильных (влиятельных) людей и богатых купцов, которые обирают бедных и слабых.

Совершенно мудрые (цари) прошлых времен осознавали это, поэтому устанавливали контроль (государства). Ныне каждое управление (ведающее шестью государственными монополиями) устанавливает правила и запрещения. Те, кто нарушат их, подвергнутся наказанию до смертной казни»16.

Информация о работе Древний Китай эпохи Хань