Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:29, реферат
Источником информации о зарождении и истории государств Египта и Двуречья (Месопотамии) являлись раскопки холмов и курганов, образованных в течение ряда веков на месте разрушенных городов, храмов и дворцов, а для истории Иуды и Израиля единственным источником была библия – собрание мифологических произведений. Для истории Хеттского малоазиатского царства историческая наука располагала только материальными памятниками, открытыми в 1830-1861 годах при раскопках города Хаттушам.
Источники изучения культур Древнего Востока.
Древнейшие государства Шуммера и Аккада.
Вавилонское царство.
Царство Египта.
Древнейшие государства Малой Азии и Сирии.
Ассирия, Урарту.
Зарождение культур Индии и Китая.
Значение восточной культуры для стран Европы
Период смут. VII-XI династии
В период их правления власть фараонов переходит в руки жрецов Ра и процесс ослабления центральной власти еще усиливается . Теперь каждый храм стал стремиться к самостоятельности. За время «смут» сменилось четыре династии. Единство Египта было нарушено и он распался на отдельные номы. Повсеместно шла вооруженная борьба. Восстали рабы и крестьяне. Они разрушали гробницы правителей и другие сооружения.
Среднее царство XI и XII династии
После периода смут и распада, продолжавшегося около III веков вновь Египет объединился в одно царство. Единство было продиктовано жизненными условиями: Нарушение единой оросительной системы, которое привело к упадку земледельческое хозяйство, что грозило голодом и гибелью Египта. В процессе объединения начался в нежном городе Нут-Амон (Фивы). Однако при XI династии объединение не было прочным и на севере опять начались смуты т.к жители бедных кварталов ютились в глинобитных жилищах, непосильный труд на землях и стройках правящей верхушки не могли обеспечить крестьянину существование. Поборы жрецов стали невыносимы, у крестьян отбирали урожай, который он вез на рынок, ослов, его беспощадно били.
Эта напряженная обстановка привела к падению XII династии. За ним последовала эпоха восстании крестьян, ремесленников и рабов, разгромивших общественную систему среднего царства.
Смут и господства гиксосов. XIII-XVII династии
Этот период длился
80 лет. Состояние Египта в эту
эпоху описано в одном
Новое царство XVIII - XX династии
После многолетней борьбы освобождении и объединение Египта завершено в 1560 году фиванским царем Яхмосом. Елеу удалось объединить Египет фактически, т.к. ему помогал народ. В систему управления страной были внесены изменения: было назначено два визиря, один для юга, другой для севера. Все местные государственные и общинные власти должны были представлять визирю периодические отчеты. Была преобразована военная система, численность войска была сокращена, но войска формировалась в гарнизоны по всей стране, чины командного состава получали земельные участки. Войско Яхмоса было верной опорой его власти. Походы Яхмоса были началом великих завоевательных походов приведших к образованию великой военной египетской державы. Были завоеваны Палестина и Сирия. Окончательное их завоевание продолжил последователь фараон Тутмос Ш. Он продолжил походы на Нил и запад , подчинил себе часть Ливии. В конце своего царствования Тутмос совершил поход в Нубию и передвинул египетскую границу к югу до четырёх порогов Нила.
Так была создана Татмосом III великая египетская военная держава. Она продержалась 200 лет, но последние года проходили уже в жестокой борьбе за её сохранением и кончилась её крушением .
Период распадения Египта XXI-XXVI династии
В 1071 году верховный
жрец Амона Херихор свернул фараона
Рамсеса XIII и провозгласил себя фараоном.
Так началась XXI династия. В 941. Египет
вновь был объединён под
Письменность в Египте появилась очень рано еще в конце V тысячелетия до н.э. - знаки в форме рисунков обозначали целые понятия и краткие фразы. С течением времени значения знаков изменялось и появились более упрощенные знаки - иероглифы. Египетское письмо во второй половине II тысячелетия до н.э. послужили основой финикийского алфавитного письма, заключавшего в себе только двадцать четыре знака.
Техника и науки.
Огромные пирамиды
строились по заранее подготовленным
планам и расчетам архитекторов. Размах
строительных работ требовал предварительных
вычислений в крупных цифрах. В
связи с этим развилась система
знаков для обозначения чисел 1, 10,
100, по десятичной системе до 10 000 000.
Египетские астрономы изучали небо
и составляли перечни звезд по
их взаимному расположению. Египетский
календарь был солнечным, путем
наблюдений в течение ряда лет
было установлено: момент совпадения восхода
солнца и Сириуса повторяется
через 365 дней, и отсюда установили год
в 365 дней. Разделили его на двенадцать
месяцев, в месяце зо дней и добавочных
5 дней в конце года на праздники.
Но такой год отставал от солнечного
года на 6 часов и потому с течением
веков календарь Египтян
История древнего Египта как самостоятельного государства прекращается в 528 году. Когда был завоеван Комбизом и с тех пор на долго утратил независимость.
ФИНИКИЯ
Это узкая прибрежная
часть Сирии. Здесь в древности
было расположено до 10 приморских городов.
Города были заселены одним и тем
же народом. Греки называли его финикянами.
Славились они как торговцы и
мореплаватели, а их искусство и
культура восходят ко II половине четвертого
тысячелетия до н.э.. Предками финикян
были племена в южных областях
Палестины. Они разделялись на ряд
общин близко родственных с арабскими
эдомитянами и с израильскими
еврейскими племенами. Во второй половине
IV тысячелетия племена стали
В течение 1,5 периода от основания финикийских царств и до завоевания Палестины и Сирии Тутлиосом III финикийские царства были самостоятельными. В эту эпоху первое место занимали царства Гебала и Угарита. Гебал имел постоянные торговые сношения с Египтом и Критом. Города процветали, обстраивались храмами и дворцами. Купцы жили в каменных домах, богато обставленных и с родовыми усыпальницами в подвалах. Но середина второго тысячелетия начинается зависимость финикийских царств от Египта и от хеттов, которые завоевывают Сирию. С этого времени Финикия переживает упадок. А с ослаблением Египта и упадок хеттского царства в конце XIII века финикийцы смогли вернуть себе независимость . И главным городом финикийского царства становится Тир. Он имел большой флот, вел оживленную торговлю по всему Средиземному морю. Сам город превратился в неприступную крепость, выдерживающую борьбу с ассириянами.
К прежним положениям Тира присоединяется Карфаген, который скоро тоже становится независимым государством. Период независимости Финикии закончился в VIII в. И с тех пор по очереди переходила под власть великих древних держав - Ассирии, Халдеи Персии, Македонии, Селевкидов и Рима.
Хозяйственный строй финикийских городов не от строя заведенного в Сирии. Основным занятием населения было земледелие, сажали хлеб и виноград. Излишки зерна покупали иноземные купцы. Крестьяне жили общинным строем, общины поставляли царю зерно, муку, вино и скот. Также были введены отработки на дом царя. В прибрежных частях царства сохранились рабочие общины.
Собственностью
в финикийского царства была торговля.
Во I половине II столетия в финикийских
царствах появляется многочисленный слой
купцов. Они вели чисто посредническую
торговлю. В числе самых разнообразных
товаров, привозившихся для продажи
или обмена в разные страны из продуктов
самой Финикии упоминается
Я уже упоминала,
что финикийцы славились также
как самые лучшие и отважные мореплаватели.
Уже в конце IV тысячелетия они
предпринимали длительные морские
путешествия на юго-запад в Египет,
и на север по Эгейскому морю в
крупные центры крито-микенского мира.
А со II тысячелетия они пересекают
Средиземное море и доходят до
Испании и достигают
До нас дошли
сочинения мореплавателя
В городах Финикии – Тире, Сидоне и Гебале было широко развито кораблестроение. Они строили корабли для царей других государств, например для персидских царей.
Культура Финикии очень самобытна. О ней мы узнаем из раскопок в Рас-Шалере и на месте Гебала. Религия характеризуется двумя направлениями: государственной и народной или крестьянской. В каждом царстве были культы государственных богов – Ваала и Ваалат. Например, в Гебале это Адонис и Аштарта, в Тире – Мелькарт и т.д. А для крестьянской религии характерны культы богов растительности и плодородия. Как правило, боги – покровители царств наделялись также функциями богов плодородия. Везде главным праздником официального культа был праздник, связанный с началом сельскохозяйственного сезона.
Финикийская литература
разрабатывала религиозные
Финикийская письменность
зародилась в начале II тысячелетия
в виде иероглифов. Позже произошел
переход на алфавит из 28 клинообразных
знаков, обозначавших согласные звуки.
О значении этой письменности я уже
писала в разделе о египетской
культуре. В Гебале и Угарите было
открыто много образцов финикийского
искусства – статуи и статуэтки
божеств, разные предметы из золота и
серебра, бронзы и дерева. Они говорят
о том, что финикийские художники
начали с подражания египетским образцам,
а затем перешли к переработке
заимствованных из Египта мотивов в
местном стиле. В результате, к
началу II тысячелетия сложился сирийский
стиль. А во II половине II тысячелетия
на работы финикийских художников влияют
образцы хеттского и крито-
Хеттское царство
Образовалось в начале II тысячелетия. Его территорией была область Малой Азии, расположенной по течению реки Галис, со столицей – городом Хаттуш. Там жило много различных племен родственных азиатскому происхождению. Язык Хеттов имеет много общего с языками индоевропейских народов.
Из дешифрованных чешским ученым Б. Грозным глиняных «таблеток» мы узнаем об одних из первых царей Хеттов: Табану, правившего в начале II тысячелетия и Мурмиле I. Последний, во время правления царя первой вавилонской династии вторгся в Вавилон и разграбил город, тогда было уведено много пленных. Он совершил также успешный поход в Сирию. После Мурмиля наступает смутный период. Междоусобицы членов царского дома из-за престола ослабили Хеттское царство. Но порядок был быстро восстановлен при Телепине. Он подавил восстание, и зачинщики смуты были проданы в рабство.
С середины XV века Хеттское царство опять становится сильной военной державой, ее дружины завоевывают всю территорию Малой Азии и укрепились в Сирии. Около 1200 г. Малая Азия, так же как Египет, Палестина и Сирия, подвергалась вторжению «морских народов» и в VIII в. окончательно были уничтожены царем Саргоном.
Основным занятием хеттов было скотоводство. Но они также выращивали хлеб, виноград. Общественный строй хеттского царства имеет много общего со строем Древневавилонского царства. В записях хеттских законов имеется 21 статья о рабстве.
Хеттская культура представлена памятниками письменности, искусства и архитектуры. Хеттское письмо было иероглифическим, созданным самими хеттами. Его красивые знаки похожи на рисунки. Как и у других древних народов, религия «верхов» и народа отличались. Только культ богини матери природы почитался всем хеттским народом.
Развитие хеттского изобразительного искусства происходило под влиянием вавилонско-ассирийского искусства. Рельефные скульптуры отображают хеттский народный тип, а изображения домашних и диких животных резко отличаются своей массивностью от легких фигур ассирийского искусства. Статуи, изображающие царя, сфинксов, львов отличаются грубостью изображения.
Развалины хеттской
столицы Хаттушама
В Сирию и Палестину
из-за Иордана начинают вторгаться
племена Хабиру – еврейские племена,
объединившиеся во II тысячелетии до
н.э. под именем Израиль. Их объединение
заканчивается в Палестине