Древний восток

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:29, реферат

Описание работы

Источником информации о зарождении и истории государств Египта и Двуречья (Месопотамии) являлись раскопки холмов и курганов, образованных в течение ряда веков на месте разрушенных городов, храмов и дворцов, а для истории Иуды и Израиля единственным источником была библия – собрание мифологических произведений. Для истории Хеттского малоазиатского царства историческая наука располагала только материальными памятниками, открытыми в 1830-1861 годах при раскопках города Хаттушам.

Содержание работы

Источники изучения культур Древнего Востока.
Древнейшие государства Шуммера и Аккада.
Вавилонское царство.
Царство Египта.
Древнейшие государства Малой Азии и Сирии.
Ассирия, Урарту.
Зарождение культур Индии и Китая.
Значение восточной культуры для стран Европы

Файлы: 1 файл

Древний Восток.docx

— 57.29 Кб (Скачать файл)

Период  смут. VII-XI династии

В период их правления  власть фараонов переходит в руки жрецов Ра и процесс ослабления центральной  власти еще усиливается . Теперь каждый храм стал стремиться к самостоятельности. За время «смут» сменилось четыре династии. Единство Египта было нарушено и он распался на отдельные номы. Повсеместно шла вооруженная  борьба. Восстали рабы и крестьяне. Они разрушали гробницы правителей и другие сооружения.

Среднее царство XI и XII династии

После периода  смут и распада, продолжавшегося  около III веков вновь Египет объединился  в одно царство. Единство было продиктовано жизненными условиями: Нарушение единой оросительной системы, которое привело  к упадку земледельческое хозяйство, что грозило голодом и гибелью  Египта. В процессе объединения начался  в нежном городе Нут-Амон (Фивы). Однако при XI династии объединение не было прочным и на севере опять начались смуты т.к жители бедных кварталов  ютились в глинобитных жилищах, непосильный труд на землях и стройках правящей верхушки не могли обеспечить крестьянину существование. Поборы жрецов стали невыносимы, у крестьян отбирали урожай, который он вез  на рынок, ослов, его беспощадно били.

Эта напряженная  обстановка привела к падению XII династии. За ним последовала эпоха  восстании крестьян, ремесленников  и рабов, разгромивших общественную систему среднего царства.

Смут  и господства гиксосов. XIII-XVII династии

Этот период длился 80 лет. Состояние Египта в эту  эпоху описано в одном литературном памятнике «Речение Ипувера». В нем  рассказывается о величайшем бедствии постигшее Египет, в результате неправильного управления царя и забвения людьми страха перед богами и обязанностей налагаемых религией. Изображается массовое восстание крестьян охватившего весь Египет. Восставшие поселились в домах господ, а их заставили работать на себя. Дом царя остался без доходов, храмы без приношений .Но из записей не ясно какую власть организовали крестьяне, но ,то что революционное движение не было хорошо организовано прослеживается. И в стране продолжается кровавая внутренняя борьба. Этим обстоятельством воспользовались кочевые племена. Завоеватели в Египетских письменах называются «гиксосами». Столицей гиксосов продолжалось 150 лет и было свергнуто первыми Фараонами Нового царства.

Новое царство XVIII - XX династии

После многолетней  борьбы освобождении и объединение  Египта завершено в 1560 году фиванским  царем Яхмосом. Елеу удалось объединить Египет фактически, т.к. ему помогал  народ. В систему управления страной  были внесены изменения: было назначено  два визиря, один для юга, другой для севера. Все местные государственные  и общинные власти должны были представлять визирю периодические отчеты. Была преобразована военная система, численность войска была сокращена, но войска формировалась в гарнизоны  по всей стране, чины командного состава  получали земельные участки. Войско Яхмоса было верной опорой его власти. Походы Яхмоса были началом великих  завоевательных походов приведших  к образованию великой военной  египетской державы. Были завоеваны  Палестина и Сирия. Окончательное  их завоевание продолжил последователь  фараон Тутмос Ш. Он продолжил походы на Нил и запад , подчинил себе часть  Ливии. В конце своего царствования Тутмос совершил поход в Нубию  и передвинул египетскую границу  к югу до четырёх порогов Нила.

Так была создана  Татмосом III великая египетская военная  держава. Она продержалась 200 лет, но последние года проходили уже  в жестокой борьбе за её сохранением  и кончилась её крушением .

Период  распадения Египта XXI-XXVI династии

В 1071 году верховный  жрец Амона Херихор свернул фараона  Рамсеса XIII и провозгласил себя фараоном. Так началась XXI династия. В 941. Египет вновь был объединён под властью  ливийской династии а затем под  властью эфиопской династии из Нубии, которая в средние VIII в. Отсоединилась  от Египта. Эфиопское господство просуществовало  до 671 года, потом Египет был завоеван Ассирией. Но и ассирийская власть просуществовала в сего 20 лет. Князь  Саисского нома в Дельте Псаметих, выходец знатного ливийского рода, освободил Египет от подчинения Ассирии  и объединил весь Египет, так началась последняя династия и 125 лет Египет последний раз просуществовал независимым  государством. Эпоха сансской династии была расцветом египетской торговли и подъёма египетской культуры. В  первые литература была вне зависимости  от религиозной основы. Многочисленные экспедиции по Нилу и морские путешествия  питали художественное воображение  ваятелей , обилие строительного и  скульптурного камня архитектуры, скульптуры и художественного ремесла.

Письменность в  Египте появилась очень рано еще  в конце V тысячелетия до н.э. - знаки  в форме рисунков обозначали целые  понятия и краткие фразы. С  течением времени значения знаков изменялось и появились более упрощенные знаки - иероглифы. Египетское письмо во второй половине II тысячелетия до н.э. послужили основой финикийского алфавитного письма, заключавшего в  себе только двадцать четыре знака.

Техника и науки.

Огромные пирамиды строились по заранее подготовленным планам и расчетам архитекторов. Размах строительных работ требовал предварительных  вычислений в крупных цифрах. В  связи с этим развилась система  знаков для обозначения чисел 1, 10, 100, по десятичной системе до 10 000 000. Египетские астрономы изучали небо и составляли перечни звезд по их взаимному расположению. Египетский календарь был солнечным, путем  наблюдений в течение ряда лет  было установлено: момент совпадения восхода  солнца и Сириуса повторяется  через 365 дней, и отсюда установили год  в 365 дней. Разделили его на двенадцать месяцев, в месяце зо дней и добавочных 5 дней в конце года на праздники. Но такой год отставал от солнечного года на 6 часов и потому с течением веков календарь Египтян расходился с обычным и выравнивался только через 1460 лет. В последствии Египетский календарь был заимствован в  Риме Юлием Цезарем, он ввел в него усовершенствование установив високосные годы в 366 дней на каждые четыре года. Значительных успехов достигли Египтяне в медицине. Обычай бальзамирования трупов их вскрытие дал возможность изучить анатомию человека. Это обстоятельство в свою очередь дало основу развития физиологии и научной медицины. Египетские врачи  искали причины болезней в изменении  кровеносных сосудов.

История древнего Египта как самостоятельного государства  прекращается в 528 году. Когда был  завоеван Комбизом и с тех пор  на долго утратил независимость.

ФИНИКИЯ

Это узкая прибрежная часть Сирии. Здесь в древности  было расположено до 10 приморских городов. Города были заселены одним и тем  же народом. Греки называли его финикянами. Славились они как торговцы и  мореплаватели, а их искусство и  культура восходят ко II половине четвертого тысячелетия до н.э.. Предками финикян  были племена в южных областях Палестины. Они разделялись на ряд  общин близко родственных с арабскими  эдомитянами и с израильскими еврейскими племенами. Во второй половине IV тысячелетия племена стали переселяться в северные районы вдоль берега Средиземного моря. Эти племена основали города : Гебал, Сидон и Угарит. Первым царем был Керет в Сидоне, Он имел свое войско, но поскольку финикийские царства не объединились в одно государство у каждого города был свой правитель.

В течение 1,5 периода  от основания финикийских царств и до завоевания Палестины и Сирии  Тутлиосом III финикийские царства  были самостоятельными. В эту эпоху  первое место занимали царства Гебала и Угарита. Гебал имел постоянные торговые сношения с Египтом и  Критом. Города процветали, обстраивались  храмами и дворцами. Купцы жили в каменных домах, богато обставленных и с родовыми усыпальницами в  подвалах. Но середина второго тысячелетия  начинается зависимость финикийских  царств от Египта и от хеттов, которые  завоевывают Сирию. С этого времени  Финикия переживает упадок. А с  ослаблением Египта и упадок хеттского  царства в конце XIII века финикийцы  смогли вернуть себе независимость . И главным городом финикийского царства становится Тир. Он имел большой  флот, вел оживленную торговлю по всему  Средиземному морю. Сам город превратился  в неприступную крепость, выдерживающую  борьбу с ассириянами.

К прежним положениям Тира присоединяется Карфаген, который  скоро тоже становится независимым  государством. Период независимости  Финикии закончился в VIII в. И с  тех пор по очереди переходила под власть великих древних держав - Ассирии, Халдеи Персии, Македонии, Селевкидов и Рима.

Хозяйственный строй  финикийских городов не от строя  заведенного в Сирии. Основным занятием населения было земледелие, сажали хлеб и виноград. Излишки зерна  покупали иноземные купцы. Крестьяне  жили общинным строем, общины поставляли царю зерно, муку, вино и скот. Также  были введены отработки на дом  царя. В прибрежных частях царства  сохранились рабочие общины.

Собственностью  в финикийского царства была торговля. Во I половине II столетия в финикийских  царствах появляется многочисленный слой купцов. Они вели чисто посредническую торговлю. В числе самых разнообразных  товаров, привозившихся для продажи  или обмена в разные страны из продуктов  самой Финикии упоминается хлеб, вино, ливанский лес. Все остальные  товары покупались или выменивались в других странах. Так финикийские  купцы приобрели славу первых торговцев тогдашнего мира.

Я уже упоминала, что финикийцы славились также  как самые лучшие и отважные мореплаватели. Уже в конце IV тысячелетия они  предпринимали длительные морские  путешествия на юго-запад в Египет, и на север по Эгейскому морю в  крупные центры крито-микенского мира. А со II тысячелетия они пересекают Средиземное море и доходят до Испании и достигают Гибралтарского пролива.

До нас дошли  сочинения мореплавателя Ганнона, который доплыл до западного побережья  Африки до теперешнего Камеруна. Но, как рассказывает история, морские  путешествия предпринимались финикиянами  только для мирного, при удобном  случае они применяли разбои и  грабеж племен. В тех пунктах, где  они получали ценные товары или где  можно было устроить промежуточные  станции для кораблей финикияне  основали свои колонии, которые впоследствии стали крупными торговыми городами.

В городах Финикии  – Тире, Сидоне и Гебале было широко развито кораблестроение. Они строили  корабли для царей других государств, например для персидских царей.

Культура Финикии  очень самобытна. О ней мы узнаем из раскопок в Рас-Шалере и на месте  Гебала. Религия характеризуется  двумя направлениями: государственной  и народной или крестьянской. В  каждом царстве были культы государственных  богов – Ваала и Ваалат. Например, в Гебале это Адонис и Аштарта, в Тире – Мелькарт и т.д. А для  крестьянской религии характерны культы богов растительности и плодородия. Как правило, боги – покровители  царств наделялись также функциями  богов плодородия. Везде главным  праздником официального культа был  праздник, связанный с началом  сельскохозяйственного сезона.

Финикийская литература разрабатывала религиозные сюжеты. Почти все произведения были ритуальными  текстами.

Финикийская письменность зародилась в начале II тысячелетия  в виде иероглифов. Позже произошел  переход на алфавит из 28 клинообразных  знаков, обозначавших согласные звуки. О значении этой письменности я уже  писала в разделе о египетской культуре. В Гебале и Угарите было открыто много образцов финикийского искусства – статуи и статуэтки  божеств, разные предметы из золота и  серебра, бронзы и дерева. Они говорят  о том, что финикийские художники  начали с подражания египетским образцам, а затем перешли к переработке  заимствованных из Египта мотивов в  местном стиле. В результате, к  началу II тысячелетия сложился сирийский  стиль. А во II половине II тысячелетия  на работы финикийских художников влияют образцы хеттского и крито-микенского искусства. Высокохудожественной считается  композиция на саркофаге гебальского  царя Архирама. Финикийское искусство  оказало большое влияние на искусство  других сирийских стран и палестинских народов, в особенности – на израильско-иудейское  искусство.

Хеттское царство

Образовалось в  начале II тысячелетия. Его территорией  была область Малой Азии, расположенной  по течению реки Галис, со столицей – городом Хаттуш. Там жило много  различных племен родственных азиатскому происхождению. Язык Хеттов имеет много  общего с языками индоевропейских  народов.

Из дешифрованных  чешским ученым Б. Грозным глиняных «таблеток» мы узнаем об одних из первых царей Хеттов: Табану, правившего в  начале II тысячелетия и Мурмиле I. Последний, во время правления царя первой вавилонской династии вторгся в Вавилон и разграбил город, тогда было уведено много пленных. Он совершил также успешный поход в Сирию. После Мурмиля наступает смутный период. Междоусобицы членов царского дома из-за престола ослабили Хеттское царство. Но порядок был быстро восстановлен при Телепине. Он подавил восстание, и зачинщики смуты были проданы в рабство.

С середины XV века Хеттское царство опять становится сильной военной державой, ее дружины  завоевывают всю территорию Малой  Азии и укрепились в Сирии. Около 1200 г. Малая Азия, так же как Египет, Палестина и Сирия, подвергалась вторжению «морских народов» и в VIII в. окончательно были уничтожены царем  Саргоном.

Основным занятием хеттов было скотоводство. Но они также  выращивали хлеб, виноград. Общественный строй хеттского царства имеет  много общего со строем Древневавилонского царства. В записях хеттских законов  имеется 21 статья о рабстве.

Хеттская культура представлена памятниками письменности, искусства и архитектуры. Хеттское письмо было иероглифическим, созданным  самими хеттами. Его красивые знаки  похожи на рисунки. Как и у других древних народов, религия «верхов» и народа отличались. Только культ  богини матери природы почитался  всем хеттским народом.

Развитие хеттского  изобразительного искусства происходило  под влиянием вавилонско-ассирийского искусства. Рельефные скульптуры отображают хеттский народный тип, а изображения  домашних и диких животных резко  отличаются своей массивностью от легких фигур ассирийского искусства. Статуи, изображающие царя, сфинксов, львов  отличаются грубостью изображения.

Развалины хеттской столицы Хаттушама свидетельствуют  о высоком уровне хеттского строительного  искусства.

В Сирию и Палестину  из-за Иордана начинают вторгаться племена Хабиру – еврейские племена, объединившиеся во II тысячелетии до н.э. под именем Израиль. Их объединение  заканчивается в Палестине образованием первого израильского царства. Кроме  ханоанеев в северной части Палестины  поселилась часть аргореев. После  переселения у израильских племен сохранился родоплеменной быт, но скоро  произошел переход от скотоводства к земледелию. Родовые общины превращаются в сельские. Племена начинают жить оседло.

Информация о работе Древний восток