Древняя Греция: период эллинизма. Политическое учение стоиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 15:57, реферат

Описание работы

Для философов и философских школ эллинистического периода античной истории характерно не столько выдвижение новых идей, сколько осмысление, уточнение, комментирование идей и учений, созданных мыслителями предшествующего периода. Но мы остановимся на той мировоззренческой новизне, которая возникла в постаристотелевской философии и была связана с изменениями, происшедшими прежде всего в социальной жизни античного мира: империя, созданная в результате походов Александра Македонского, не давала прежней возможности буквально каждому гражданину быть "животным политическим"; те мировоззренческие ориентиры, которые сложились в эпоху греческих полисов изменились, смысл жизни человека стал опять неясным...

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Стоицизм как философия.

1.1.Общие сведения о стоицизме. 5
1.2.Логика и физика. 6

Глава 2.Политические и общественно-социальные
аспекты стоицизма.
2.1.Этика. 16
2.2.Учение о государстве и обществе. 20

Заключение 22

Библиография 25

Файлы: 1 файл

реферат по стоицизму.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

             ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ                            

             ГОУВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

                     ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

              Институт международных отношений и социально-

                                    политических наук

                               КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ

 

        Дисциплина: ОПД.Ф.01 «История политических учений»

        Специальность: 03.02.01 «Политология»

 

 

 

                                       Реферат                                                                    

          «Древняя Греция: период эллинизма. Политическое учение                         

                                                стоиков»            

 

 

 

         Автор: Минич Карина Александровна, 211 англо/финская группа

                                     _______ (подпись)_______________

 

         Научный руководитель: Чащихин Борис Дмитриевич,

                                     доктор политических наук, профессор

                                     ________(подпись)_______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

СОДЕРЖАНИЕ                                      стр.                                           

 

 

      Введение                                                                                  3

 

      Глава 1. Стоицизм как философия.

                  

      1.1.Общие сведения о стоицизме.                                         5

      1.2.Логика и физика.                                                              6

      

      Глава 2.Политические и общественно-социальные

                   аспекты стоицизма.

      2.1.Этика.                                                                                16

      2.2.Учение о государстве и обществе.                                 20                       

 

      Заключение                                                                             22

 

      Библиография                                                                         25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

Введение.

 

Для философов  и философских школ эллинистического периода античной истории характерно не столько выдвижение новых идей, сколько осмысление, уточнение, комментирование идей и учений, созданных мыслителями предшествующего периода. Но мы остановимся на той мировоззренческой новизне, которая возникла в постаристотелевской философии и была связана с изменениями, происшедшими прежде всего в социальной жизни античного мира: империя, созданная в результате походов Александра Македонского, не давала прежней возможности буквально каждому гражданину быть "животным политическим"; те мировоззренческие ориентиры, которые сложились в эпоху греческих полисов изменились, смысл жизни человека стал опять неясным...  
Интерес и теории, к теоретическому выяснению картины мира, физике космологии, астрономии повсеместно снижается. Философов теперь интересует не столько вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать угрожающих со всех сторон бедствий и опасностей. Философ, который в эпоху "великой классики" был ученым, исследователем, созерцателем, умопостигающим Микро- и Макрокосм, теперь становится "умельцем жизни", добытчиком не столько знания, сколько счастья. В философии он видит деятельность и строй мысли, освобождающей человека от ненадежности, обманчивости, от страха и волнений, которыми так полна и испорчена жизнь. Оживляется интерес и изменяется отношения к кинизму, в котором внутреннее разорванное общество "восполняет" социальную несвободу асоциальной свободой . Возникают и оригинальные, не "комментаторского" толка философско-этические концепции, порожденные культурным состоянием эллинской эпохи - прежде всего, это скептицизм, стоицизм и этическая доктрина материалиста-атомиста Эпикура.

В общем поступательном развитии философии  в хронологических промежутках  между узловыми пунктами бывают зигзаги, отступления, необходимые для того, чтобы снова двинуться вперед. Кто не приемлет этой исторической необходимости, пишет Карл Маркс, тот не поймет, «как могли появиться после Аристотеля Зенон, Эпикур, даже Секст Эмпирик, как после Гегеля оказались возможными попытки новейших философов, бесконечно жалкие в большей своей части».

Послеаристотелевскую  философию мы не должны рассматривать  как упадок,  после которого все  начинается сначала. Античная философия  после Аристотеля испытала, конечно, известное снижение теоретического уровня, но, по выражению Маркса, «смерть героев подобна закату солнца, а не смерти лягушки, лопнувшей от натуги».

Так, Маркс подчеркивает историческое значение и теоретическую важность этих философских систем – эпикуреизма, стоицизма и скептицизма. Эти системы представляют собой немалый интерес с точки зрения диалектики, логики и теории познания. Диалектика в послеаристотелевский период занимала немаловажное место в философии, в частности, стоики способствовали ее дальнейшему практическому применению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Cтоицизм как философия.

 

1.1. Общие сведения о стоиках.

Стоики — представители философской школы, возникшей во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира.

Школа получила свое название от знаменитой художественной галереи Stoa Picelis («Расписанная Стоя»), портика на холме в Афинах, где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые выступил в качестве самостоятельного учителя.

Периодизация.

Древняя стоя: III—II века до нашей эры. Основатель школы — Зенон Китийский (ок. 336—264 гг. до н. э.), его ученик Клеанф (?- ок. 232 г. до н. э.), придавший классической системе законченный вид.

Средняя стоя (стоический платонизм): II—I века до нашей эры. Представители: Панетий Родосский (ок. 180—110 гг. до н. э.) и Посидоний (ок. 135-51 гг. до н. э.). Они перенесли стоические идеи в Рим, смягчив присущий им этический ригоризм.

Поздняя стоя (римский стоицизм): I—II век н. э. Прежде всего это Сенека (4 г до н. э. — 65 г н. э.), Эпиктет (50-138 гг. н. э.) и Марк Аврелий (121—180 гг. н. э.). В центре их интересов — независимость от условий жизни и вопросы морали. К этому времени к Cтое начинают уже относиться как к своего рода популярной философии.

 

1.2.Логика и физика.

Логика

Поскольку греческое  слово логос означало одновременно «слово»  и «разум», стоики, создавая свою логику, уделяли огромное внимание, как мышлению, так и языку. Логика делилась на две части, риторику и диалектику, которые не противопоставлялись друг другу, как это было, например, у Платона. Риторы говорят развернуто то, что диалектики выражают более сжато. Зенон поэтому сравнивал диалектику с кулаком, а риторику – с ладонью. Как в философских учениях других античных мыслителей, диалектика стоиков выступает в двух видах – во-первых, это одна из составных частей стоической философии, которую они и назвали этим термином, и которая в сущности отождествлялась  ими с логикой;  во-вторых, диалектика стихийная, проявляющаяся в постановке или трактовке стоиками некоторых проблем физики и этики, причем в каждой из трех частей стоической философии – в логике, физике и этике, - диалектическая проблематика имеет свою специфическую форму. 

Что касается диалектики как части их учения, то она понималась ими традиционно для античности – как искусство достижения истины с помощью спора. При этом они акцентировали собственно формальнологические приемы доказательности и выводимости одних положений из других.  Для того чтобы делать правильные выводы и избегать ошибок, философ, по мнению стоиков, должен не только знать принципы логики, но и уметь искусно оперировать ими. Поэтому задача диалектики (логики) – развивать это умение.  Быть диалектиком для стоиков означало знать логику, и, наоборот, хорошим логиком они считали того, кто владеет диалектикой. Таким образом, грани между формальной логикой и диалектикой у стоиков по существу стираются.

Некоторые стоики помимо диалектики и риторики включали в  логику учение об определении и учение о канонах и критериях. Риторика делилась на три части: совещательную, судебную и восхваляющую. Диалектика делилась на учение о звуке (грамматика), и о том, что звук обозначает. В грамматике стоики подытоживают и обобщают результаты, достигнутые предшествующими философами, в первую очередь Аристотелем. Стоики разрабатывают общее учение о языке, теорию падежей (именно им мы обязаны употребительными названиями падежей), теория частей речи, теорию времен глагола, основы теории стилистики. Их понимание языка основывалось на учении о его природном характере, поскольку первые слова возникли, по теории стоиков, из подражания вещам. В связи с этим стоики занимались еще и этимологией.

Критерием истины, по стоикам, являлась так называемая «каталептическая фантазия». Что это такое? По Зенону, процесс  познания начинается тогда, когда мы получаем извне некий импульс, толчок. Этот толчок действует на нашу душу, запечатлеваясь на ней. Такое запечатление называлось стоиками фантазией. Надо отметить, что до этого внешнего воздействия наша душа является пустой, как лист белой бумаги до письма или воск до тиснения на нем печати. После того как состоялось запечатление, следует согласие или несогласие с ним, что относится к ведению нашего духа. Мы можем согласиться или нет, мы свободны принять или отвергнуть образ, полученный нами извне.  Если этот образ имеет в самом себе свидетельство той вещи, от которой он произошел, то есть если он ясен и отчетлив, не вызывает никаких сомнений, то в случае его приятия возникает восприятие или “каталепсис”. Это восприятие похоже на то, что мы испытываем, захватывая рукой какую-нибудь вещь, то есть оно обеспечивает нам прямое и непосредственное касание вещи. Наконец, получив такое восприятие, мы проверяем его разумом. Если оно не будет разумом опровергнуто, возникает знание. Если же оно будет опровергнуто, возникает неведение. Зенон демонстрировал отношение этих этапов нашего знания посредством руки. Так открытая ладонь символизирует первоначальный образ, отпечатлевшийся в нас. Когда мы немного сгибаем пальцы, это означает наше согласие на этот образ. Когда мы сжимаем руку в кулак, это означает восприятие. Наконец, когда ладонь другой руки мы обхватываем этот кулак, мы получаем образ научного знания, знания, обладать которым может только мудрец. Таким образом, началом нашего познания является действие извне, в котором мы не свободны. Но м можем принять или отвергнуть образ, появившийся в нас. В этом проявляется наша свобода. Если мы сочтем, что этот образ ясно свидетельствует о той вещи, от которой он произошел, и дадим на него согласие, мы получим восприятие, которое затем должно пройти проверку разума. Критерием истины в этой схеме является восприятие, то есть образ, который ясно сообщает о породившей его вещи, и который получил одобрение.

Несколько иначе эта  схема познания представлена у Хрисиппа. По Хрисиппу, критерием истины является не восприятие, состоящее из каталептической фантазии плюс одобрение, но сама каталептическая фантазия. Дело в том, что эта последняя, по Хрисиппу, принуждает нас к согласию.  Если мы восприняли нечто каталептически, то согласие следует автоматически. Поэтому нет смысла говорить о критерии истины как соединения каталептической фантазии и одобрения. Однако и он признавал все же возможность случаев, когда некоторые дополнительные обстоятельства заставляют нас отвергнуть каталептическую фантазию. Так, когда в трагедии Еврипида «Алкеста» Геракл возвращает Алкесту из Аида и приводит ее к Адмету, ее мужу, несмотря на ясность и несомненность образа Алкесты, не соглашается, что перед ним именно его жена, поскольку он знал, что она в Аиде, откуда не возвращаются. Значит, в определенных обстоятельствах каталептическая фантазия все же не может получить одобрения.

Таким образом, хотя наше познание начинает с ощущений, ощущениями оно не заканчивается. Неверно было бы считать гносеологию стоиков  сенсуалистической. Ощущения могут быть различной степени ясности, как истина должна быть ясна и очевидна. Помимо непроизвольных ощущений у нас есть право на согласие или несогласие с ними. Значит, в познавательной деятельности человек не полностью связан явлениями, действующими на его органы чувств. Человек свободен в познании, поскольку последнее слово всегда остается за ним  и его согласием.

Когда объект уже воспринят, в нас остается воспоминание о  нем. Из множества воспоминаний образуется опыт, то есть множество однородных представлений. Из наших восприятий постепенно образуются понятия, причем одни из них образуются сами о себе, а другие являются результатом  сознательной деятельности нашего мышления. В первом случае у нас образуются общие представления,  во втором – искусственно образованные понятия. Разум образуется в человеческой душе из восприятий и общих представлений постепенно. Его формирование заканчивается в возрасте четырнадцати лет. Именно разум открывает перед нами возможность познания не только единичных вещей, но и мирового целого.

Самыми высшими понятиями  являлись, согласно стоикам, следующими:

  1. Подлежащее
  2. Качество или наделенное качеством подлежащее
  3. Находящееся в определенном состоянии или находящееся в определенном состоянии наделенное качеством подлежащее
  4. Относящееся к чему-то или относящееся к чему-то находящееся в определенном состоянии наделенное качеством подлежащее.

Информация о работе Древняя Греция: период эллинизма. Политическое учение стоиков