Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 06:15, контрольная работа
Цель данной работы рассмотреть развитие Духовной культуры России XVII века, как источника модернизации общества, в различных социальных процессах.
В исследовании поставлены задачи:
- рассмотреть усиление светских и демократических элементов в культуре;
- выделить новые жанры в литературе;
- раскрыть общественно-политическую и экономическую мысль;
- показать новые веяния в быту;
- продемонстрировать развитие архитектуры и живописи;
- рассмотреть уровень образование и просвещение.
Введение……………………………………………………………………..3
1 Усиление светских и демократических элементов в культуре ……….5
2 Новые жанры в литературе. «Омирщение» житийной литературы ….7
3 Общественно-политическая и экономическая мысль …………………9
4 Новые веяния в быту …………………………………………………....13
5 Развитие архитектуры и живописи……………………………………..16
6 Образование и просвещение …………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………25
Список использованных источников……………………………………..27
Министерство образования и науки Российской Федерации
Гуманитарный факультет
Кафедра «Истории и архивоведения»
Контрольная работа
по дисциплине «История России»
Духовная культура России ХVII века
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………..27
Введение
Я считаю, что тема «Духовная культура России XVII века» актуальна и представляет научный интерес потому, что культура XVII века явила множество новшеств во всех своих направлениях. Часть этих новых явлений была вызвана эволюционным движением, другая - бурными событиями Смуты; третья - иностранным влиянием, в первую очередь, западноевропейским, проводником которого была для России Украины и Польша. Наиболее легко иностранные заимствования приживались в области быта и обиходной культуры. Несмотря на то, что предметный и бытовой уклад является весьма статичным, многие его элементы оказались подвержены значительным изменениям. Это было вызвано различными обстоятельствами. С одной стороны, большая часть заимствованных элементов быта не несла в себе идеологической нагрузки и оценивалась исключительно с точки зрения удобства и целесообразности. С другой, многие новшества были до той поры «незнаемы» и к ним не могло сложиться какое-либо устойчивое отношение, позволяющее оценить их с точки зрения господствующей традиции.
С развитием экономических и общественных отношений в XVII в. окончательно ликвидируется обособленность отдельных областей, и расширяются международные связи, в искусстве нарастают светские черты. Не выходя в целом почти до конца XVII в. за рамки религиозных форм, искусство отражало кризис официальной церковной идеологии и постепенно утрачивало цельность мировосприятия: непосредственные жизненные наблюдения разрушали условную систему церковной иконографии, а заимствованные из западноевропейской архитектуры детали вступали в противоречие с традиционной композицией русского храма. Но этим отчасти подготовлялось решительное освобождение искусства от влияния церкви, совершившееся к началу XVIII в. в результате реформ Петра I.
Цель данной работы рассмотреть развитие Духовной культуры России XVII века, как источника модернизации общества, в различных социальных процессах.
В исследовании поставлены задачи:
- рассмотреть усиление светских и демократических элементов в культуре;
-
выделить новые жанры в
-
раскрыть общественно-
- показать новые веяния в быту;
-
продемонстрировать развитие
- рассмотреть
уровень образование и
Источниковой базой являются работы русских ученых историков: Т. С. Георгиевой, Д. С. Лихачева, В.О. Ключевского, Ю. С. Рябцева, М. Р. Зезиной, Л. В. Кошмана, В. С. Шульгина, А. Б. Новосельцева, А. Н. Сахарова, В. И. Бурганова.
Контрольная работа состоит из введения, шести глав, заключения и списка источников.
Изменения в общественной жизни предопределяли основное направление развития культуры и её особенности. Главное, что характеризовало содержание культурно-исторического процесса в XVII в., это начавшееся разрушение традиционного средневекового мировоззрения, религиозного по всей сути. Шёл процесс «обмирщения» культуры, т. е. придания ей светского характера, освобождения её из-под духовной диктатуры церкви.
Это было
связанно с ростом демократических
тенденций в русской культуре.
Церковь теряла ведущую роль в
производстве и распространении
идей и культурных ценностей, в этот
процесс всё шире включалось
ремесленно-торговое городское население.
В его среде формировались
новые идеалы и представления, моральные
и эстетические нормы и вкусы,
вступавшие в противоречия с аскетическими
канонами, утверждавшимися церковью.
Крепло представление о самоценности
земной жизни с её радостями и
невзгодами, возрастало внимание к
самому человеку, к его роли в
событиях и в определении собственной
судьбы, осознавалось значение его
активной деятельности. Подобные взгляды
и настроения распространялись и
в придворной среде, и в дворянстве,
и в среде приказной
Возрастание роли демократических элементов в искусстве, литературе усиливало влияние народной культуры на культуру господствовавшего класса. Литература обогащалась фольклорными сюжетами, литературный язык сближался с живым народным языком. Влияние народного творчества явно проявлялось и в архитектуре, живописи и безусловно преобладала в прикладном искусстве. Всюду, куда проникали элементы народного творчества, они вступали в конфликт с традиционными формами и сюжетами.
Новые явления
в культуре утверждались в острой
борьбе с господствующей средневековой
культурой, базировавшейся на религиозном
мировоззрении. Консервативные силы в
этой борьбе возглавляла церковь. Отстаивая
незыблемость традиционной культуры
и религиозного мировоззрения, она
преследовала всякое стремление к свободомыслию,
к отходу от средневековых канонов,
препятствовала распространению светских
знаний, занимала крайне враждебную позицию
по отношению ко всяким новшествам,
особенно идущим с «еретического» Запада.
Борьба светского и феодально-
Проникновение идей и форм европейской культуры, идейные споры, приведшие к расколу, церковное искусство, утрачивавшее тягу к глубине, постижению сущности, весьма характерны для нового столетия. Появляется неудержимое стремление к описательности, декоративности.
Художественное творчество из священного занятия превращается в ремесло. Слабеют связи, соединяющие искусство с другими сферами культуры, т.е. теряется единство средневековой духовной сферы.
Вершиной
кризиса средневековой
XVII век
стал временем крупных перемен
в культурной жизни России. На
протяжении всего столетия
Немало
новых тенденций проникло в литературу:
появились вымышленные
Литература XVII века в значительной степени освобождается от религиозного содержания. В том случае, если отдельные авторы и начинали свое дело как сочинители религиозные, то все-таки большую часть их творчества представляла литература светского содержания. Так выписанные для перевода Библии с греческого языка на русский из Киево-Печерской лавры монахи Е. Славинецкий и С. Сатановский не только справились со своей основной задачей, но и пошли гораздо дальше. По заказу московского царя они перевели "Книгу врачевскую анатомию", "Гражданство и обучение нравов детских", "О граде царском" - сборник всякой всячины, составленный из греческих и латинских писателей по всем отраслям тогдашнего круга знаний от богословия и философии до минералогии и медицины.
Были написаны сотни других сочинений. Стали выходить книги, содержащие различные научно-практические сведения. Шло накопление ественнонаучных знаний, выпускались пособия по математике, химии, астрономии, географии, медицине, сельскому хозяйству. Усилился интерес к истории: события начала века, утверждение во главе государства новой династии, требовали осмысления. Появились многочисленные исторические повести, где представленный материал служил извлечению уроков на будущее.
Наиболее известные исторические сочинения того периода "Сказание" Аврамия Палицына, "Временник" дьяка И. Тимофеева, "Словеса" И.А. Хворостинина, "Повесть" кн. И.М. Катырева-Ростовского. Официальная версия событий Смуты содержится в "Новом летописце" 1630 г., написанном по заказу патриарха Филарета. В 1667 г. был издан первый печатный исторический труд "Синопсис" (т.е. обозрение), в котором излагалась история Руси с древнейших времен. Вышли "Степенная книга" - систематизированная история Московского государства, "Царственная книга" - одиннадцатитомная история иллюстрированная история мира, "Азбуковник" - своего рода энциклопедический словарь.
Антицерковные настроения и социальный протест народных масс нашли непосредственное отражение в устном народном творчестве. Такие пословицы, как "Молебен бьет, а пользы нет", "Кому тошно, а попу в мошно", показывают насмешливое отношение к церковникам и церковным обрядам в массе населения. Во многих пословицах осуждаются господа: "В боярский двор ворота широки, а со двора узки", "Наказал Бог народ - послал воевод". Фольклор отразил возникающее в народе сознание своей силы: "Мужик гол, а в руках у него кол". По всей России бродили скоморохи, кукольники. Их смелые и резкие, проникнутые народным юмором обличения светских и духовных господ привлекали к себе народ и в то же время сильно тревожили феодальные верхи общества. Царь Алексей Михайлович в 1648 году послал по городам указ - не пускать скоморохов, разгонять "позорища" (зрелища), а "хари" (маски) и "бесовские гудебные сосуды" ломать и жечь, непослушных же бить батогами. Но ничего не помогало.
В истории духовной культуры, как и в истории России в целом, XVII столетие завершает период средневековья и примерно со второй половины XVII в. начинается новый период. Во всех сферах общественной жизни происходят заметные изменения, обусловленные глубокими сдвигами в развитии социально-экономических отношений.
В этом столетии, как и в следующем, Россия продолжала оставаться феодальной страной. Феодальный строй, будучи господствующим, продолжал укрепляться, что нашло своё выражение в окончательном оформлении системы крепостного права Соборным уложением 1649 г. Одновременно всё большее значение приобретали новые явления в социально-экономической жизни, выразившиеся в развитии общественного разделения труда, росте товарного производства и обращения, в начавшемся процессе формирования всероссийского рынка. Это привело к образованию в недрах феодально-крепостнического строя первых, ещё неустойчивых и слабых ростков буржуазных общественных отношений, что и позволяет считать XVII век началом нового периода русской истории.
Противоречивость общественного развития предопределила высокий накал социальных противоречий, небывалый размах классовой борьбы. Недаром современники называли XVII век «бунташным». Две крестьянские войны, целая серия городских восстаний середины века, прокатившихся по всей стране, знаменитый «медный бунт» 1662 г., стрелецкие восстания конца столетия - это лишь одни из самых ярких проявлений народного недовольства. К этому следует добавить борьбу внутри господствующего класса, конфликт между церковью и светской властью, борьбу внутри самой церкви, которая привела к её расколу, и выступление купечества со своими сословными притязаниями. Конфликты и потрясения, которыми заполнен весь XVII век, отразились в культуре, придав многим её памятникам невиданную социальную остроту.
Обострение классовой борьбы заставляло господствующий класс совершенствовать и укреплять государственный аппарат. Всё более заметной тенденцией в развитии политического строя становилось усиление централизации власти, её эволюция от сословно-представительной монархии в сторону абсолютизма.
С зарождением буржуазных элементов начался новый этап этнического развития русского народа - формирование русской нации. Развитие экономических связей, укрепление государственного единства, объединение больших масс людей в ходе крестьянских войн, длительные войны с внешними врагами, людские потоки, направляющиеся в поисках воли в южные степи и далёкую Сибирь, - всё это способствовало ликвидации местной обособленности, росту национального самосознания. Обобщение накопленных веками традиций и их распространение вширь, усиление взаимопроникновения и слияние местных говоров, обычаев, особенностей быта вели к развитию общности культуры русского народа. Однако этот процесс только начинался и шёл очень медленно. Одним из главных факторов, тормозивших его, было крепостное право, приковывавшее крестьян к земле, а посадских людей - к посадам.