Духовная культура России ХVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 06:15, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть развитие Духовной культуры России XVII века, как источника модернизации общества, в различных социальных процессах.
В исследовании поставлены задачи:
- рассмотреть усиление светских и демократических элементов в культуре;
- выделить новые жанры в литературе;
- раскрыть общественно-политическую и экономическую мысль;
- показать новые веяния в быту;
- продемонстрировать развитие архитектуры и живописи;
- рассмотреть уровень образование и просвещение.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1 Усиление светских и демократических элементов в культуре ……….5
2 Новые жанры в литературе. «Омирщение» житийной литературы ….7
3 Общественно-политическая и экономическая мысль …………………9
4 Новые веяния в быту …………………………………………………....13
5 Развитие архитектуры и живописи……………………………………..16
6 Образование и просвещение …………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………25
Список использованных источников……………………………………..27

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 51.74 Кб (Скачать файл)

Дальнейшее  развитие русского зодчества привело  к возникновению в конце столетия так называемого нарышкинского  стиля (или «московского барокко»). Заметную роль в оформлении этого стиля сыграла западно-европейская культура. Характерными чертами нового стиля являлись чёткость и симметричность композиции, подчёркнутая устремлённость ввысь, многоярусность, тщательная разработка деталей при сохранении и развитии приёмов многоцветной декоративной обработки здания (декоративная резьба по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов). Одним из самых замечательных памятников этого стиля – церковь Покрова в Филях, построенная в 1690-1693 гг. братом царицы Л. К. Нарышкиным.

Общий для  русской культуры XVII в. процесс «обмирщения» затронул и живопись. Новые явления в живописи начали проявляться с середины столетия. Главным из них было становление и развитие реалистических тенденций. Художники этого времени стремились отразить в своём искусстве и донести до сознания современников прелесть земного, материального, радость земного бытия. В рамках религиозной живописи развивается бытовой жанр, появляется портретная живопись.

Своего  рода манифестом его стал трактат  о живописи Иосифа Владимирова, написанный им в 1664 г. в форме послания к Симону Ушакову. Выступая против слепого преклонения  перед стариной, он утверждал, что  искусство должно быть близким к  природе и радовать человека, а  не подавлять его мрачными образами. По его мнению, «премудрый художник», что «видит и слышит, то и начертывает  в образах или лицах и согласно слуху или веденью уподобляет». Он резко протестовал против канонической регламентации искусства. И. Владимиров положительно оценивал западное искусство  и приводил доводы в его защиту.

Со своей  стороны, С. Ушаков написал «Слово к  люботщателям иконного писания» (1667), где  решительно встал на защиту реалистических тенденций, подчёркивая, что живопись должна отражать жизнь так же, как  зеркало отражает реальные предметы. Художником должно руководить стремление к красоте, произведение так должно воздействовать, чтобы изображённое на нём было понятно зрителю. Теоретические  взгляды С. Ушакова и его сподвижников воплотились в художественных произведениях.

Черты нового стиля в живописи – отход от старых канонов к реалистической действительности, к бытовому жанру  - отчётливо проявились в стенописи церкви Троицы в Никитниках (1652-1653). Исследователи предполагают, что в росписи стен участвовали С. Ушаков и И. Владимиров.

К числу  высоких достижений живописи относятся  стенные росписи ярославских  храмов конца XVII в. Особенно восхищают фрески церкви Ильи Пророка, исполненные артелью мастеров во главе с Гурием Никитиным и Силой Сивиным, и фрески церкви Иоанна Предтечи, написанные под руководством Дмитрия Плеханова. Здесь весьма заметно воздействие светской, посадской культуры, демократические элементы решительно вторгаются в церковно-догматическое искусство. В этих росписях господствует стремление художников изобразить реальный, материальный мир. Религиозные мифы, сюжеты «священной истории» они используют лишь, как повод для изображения бытовых сцен, для рассказа о жизни земных людей во всём её многообразии.

Чем шире распространялись реалистические тенденции  и чем глубже они укоренялись  в церковной живописи, тем решительнее  выступали против них ревнители  старины, которые отвергали всякие попытки художников приблизить изображаемое ни иконах и на стенах храмов к реальной жизни, нарушить веками освященные традиции иконописи. По их представлении, лица святых должны быть написаны «не по плотскому  умыслу», не похожими на лица обыкновенных людей. Вот как обличал новшества  в искусстве протопоп Аввакум: «Пишут Спасов образ Еммануила, лице одутловато, уста червонные, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, так же и у ног бёдры толстые, и весь ярко Немчин брюхат и толст  учинён, лишь сабли той при бедре  не писано. А то всё писано по плотскому  умыслу…» И хотя Аввакум упрекал  своего противника в том, что «все то кобель борзой Никон, враг, умыслил  будто живые писать», на самом  деле позиция официальной церкви здесь ни чем не отличалась от позиции  раскольников. Сам Никон выступал ярым гонителем новых веяний в  искусстве, устраивал даже публичные  расправы над иконами нового письма. Церковь пыталась строго регламентировать темы и образцы церковной живописи.

В 1668 г. появилась  грамота трёх патриархов - Паисия Александрийского, Макария Антиохийского, находившихся тогда в Москве по случаю суда над Никоном, и Иоасафа Московского. В ней рекомендовалось установить контроль над иконописью. В 1669 г. вышел царский указ, требовавший придерживаться старых иконописных традиций и объявлявший о создании специальной комиссии для освидетельствования новых икон. Эти мероприятия тормозили развитие новых явлений живописи.

С пробуждением интереса к человеку, к отдельной  личности связано появление и  развитие портретной («парсуной») живописи - первого собственно светского жанра. В первой половине XVII в. парсуны писались в старой иконописной манере и в старой иконной технике - на доске, яичными красками. Во второй половине столетия изображение стали принимать более реалистический характер, точнее передавать индивидуальные черты. Живописцы стали писать портреты по западному образцу - масляной краской на холсте.

На протяжении XVII столетия русская культура сделала большой шаг вперёд в своём развитии. В ней отчётливо проявились принципиально новые явления, утверждавшиеся в борьбе с религиозным мировоззрением. Однако эти новые, прогрессивные веяния были ещё не так сильны, чтобы радикально изменить направление культурного процесса. Но их развитие создало предпосылки этого перелома в культуре, который совершился в начале следующего столетия.

 

 

 

  1. Образование и просвещение

 

Во времена  Василия III, Ивана Грозного, Фёдора Ивановича грамотных можно было сыскать преимущественно среди лиц духовного или приказного сословия; в XVII в. их уже немало среди дворян и посадских людей. Даже среди крестьян черносошных, отчасти среди крепостных и даже среди холопов имелись грамотеи - старосты и целовальники, приказчики и писцы. Но, конечно, подавляющая масса крестьян - неграмотные.

В целом  процент грамотных по стране, хотя и медленно, увеличивался. Во второй половине столетия на воеводствах сидели люди, как правило, грамотные; это  прежде всего представители думных и московских чинов. Среди уездных  дворян грамотных было немного.

Немало  грамотных имелось в посадах. Занятия ремеслом и торговлей, разъезды по делам требовали занятия письма и счёта. Грамотные люди выходили из богатых, и из бедных слоёв.

Грамоте посадские и крестьяне учились  у «мастеров» из священников и  дьяконов, дьячков и подьячих, прочих грамотных людей. Нередко обучение грамоте строилось на началах  обычного ремесленного ученичества, по «ученической записи», соединялось  с обучением торговли, какому-либо ремеслу.

Обучались мужчины. Грамотных женщин было очень  немного; они - из царского дома и высшего сословия, как царевна Софья и некоторые другие. Учили прежде всего элементарной азбуке по азбуковникам, печатным и рукописным. В 1634 г. был опубликован и в течении столетия неоднократно переиздан букварь. В. Бурцева. На книжном складе московского Печатного двора в средние века лежало около 3 тыс. экземпляров бурцевского букваря. Стоил он одну копейку, или две деньги, весьма дёшёво по тогдашним ценам. Тогда же издали грамматику Мелетия Смотрицкого, украинского учёного. В конце столетия напечатали букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря Московского Кремля, а так же практическое руководство для счёта - таблицу умножения - «Считание удобное, которым всякий человек, купующий ли продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи». За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тыс. букварей, 150 тыс. учебных псалтырей и часословов. Бывало за несколько дней раскупались тысячные тиражи таких пособий.

Бумага  окончательно вытеснила дорогой  пергамент, употреблявшийся теперь только для царских грамот. Две  московские бумажные "мельницы" уже  не обеспечивали потребностей страны в бумаге, ее стали привозить из Франции и Голландии. Гораздо  больше, чем прежде, стали переводить книги. Не только в монастырях, где  книгохранилища существовали издавна, но и у отдельных лиц появились  большие по тому времени собрания книг.

Теперь  уже было недостаточным простое  обучение грамоте, письму и арифметике. С усложнением государственной  и хозяйственной деятельности возникла потребность в образованных людях, владеющих знаниями в различных  областях. Однако распространение светских знаний и тем более иностранных  языков, встречало упорное сопротивление  духовенства и консервативно  настроенной боярской знати. В XVII веке в Москве обосновалось немало образованных людей из украинских и белорусских  земель, искавших приют в Российском государстве. Они приносили с  собой западную образованность, но против них выступали так называемые грекофилы, которые боялись распространения "латинства", считавшегося извечным врагом православия. В 40-х годах Ф. М. Ртищев пригласил из Киева ученых монахов и устроил школу для  молодых дворян в Андреевском  монастыре, где он и сам обучался греческому и латинскому языкам, риторике, философии. Многие из числа знати  неодобрительно отнеслись к этому, считая, что уже в самой латинской  грамоте заключается "еретичество".

Тем не менее  в Москве открылось еще несколько  частных школ. Их деятельность подготовила  основание в 1687 году в Москве Славяно-греко-латинской  академии во главе с учеными-греками, братьями Иоанникием и Сафронием Лихудами. Это было первое высшее учебное заведение в России, открытое для людей "всякого чина, сана и возраста" и предназначавшееся для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.

С 1621 года в Посольском приказе для царя и его окружения составлялись "Куранты" - нечто вроде рукописной газеты, сводки новостей о событиях в других странах. Светские знания распространялись как с помощью книг, доступных  весьма узкому кругу людей, так и  путем накопления практического, конкретного  опыта в разных сферах деятельности. При невысоком общем теоретическом  уровне математических знаний в XVII веке умели решать задачи, связанные с  повседневной практикой - измерять площади, извлекать квадратные и кубические корни, решать уравнения с несколькими  неизвестными. Практические знания в  области химии отразились во многих рукописных пособиях для приготовления  красок и чернил.

Медицинские знания основывались также на практическом опыте лечения болезней, накопленном  веками. Распространялись переводные учебники и "травники" с описанием  лекарственных свойств растений. В Аптекарском приказе обучали  изготовлению медикаментов и врачеванию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Развитие  русской культуры XVII века отразило свойственные этому времени особенности  и противоречия. Они были обусловлены, в конечном счете, социально-политическими  и экономическими процессами, проходившими на Руси. Феодальный способ производства с присущими ему консерватизмом в развитии производительных сил, господством  замкнутого натурального хозяйства, слабо  развитым обменом, традициями к сохранению политической системы феодальной раздробленности, замедлял также развитие культуры, формирование местных традиций и  особенностей.

Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь  сыграла определенную роль и в  распространении грамотности, и  в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво  оберегала свои догматы и враждебно  относилась к новым явлениям в  культуре, являясь тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства.

В тяжелых условиях средневековья духовная культура XVII века достигла больших успехов в различных областях.

Отмечен рост грамотности среди различных  слоев населения. Печатались буквари, азбуки, грамматики и другая учебная  литература. Стали выходить книги, содержащие различные научно-практические сведения. Шло накопление ественнонаучных  знаний, выпускались пособия по математике, химии, астрономии, географии, медицине, сельскому хозяйству. Усилился интерес  к истории.

Появляются  новые жанры в русской литературе: сатирические сказки, жизнеописания, стихи, переводится иностранная литература.

В архитектуре  наблюдается отход от строгих  церковных правил, возрождаются традиции древнерусской архитектуры: закомары, арктурный пояс, каменная резьба.

Основным  видом живописи продолжала оставаться иконопись. Впервые в русской  живописи появляется жанр портрета.

И, тем  не менее, русская культура развивалась  не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося  свой вклад в ее развитие.

Культурные  достижения семнадцатого века вошли  в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего национального богатства, славы и величия нашего народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Георгиева, Т. С. Русская культура: история и современность: учебное пособие/ Т. С. Георгиева. - М.: Юрайт, 1998. - 576с.
  2. Лихачев, Д.С. Культура русского народа X-XVII вв. / Д. С. Лихачев. - Л.: Академия наук СССР, 1961. - 120 с.
  3. История России с древнейших времён до конца XVII в.: учебное пособие /А. Б. Новосельцев, А. Н. Сахаров, В. И. Бурганов, В. Д. Назаров. - М.: АСТ, 1997 г.- 576 с.
  4. Рябцев, Ю.С. История русской культуры: художественная жизнь и быт XI-XVII в.: учебное пособие/ Ю. С. Рябцев М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС. 2001 г. – 560 с.
  5. История русской культуры: учебное пособие/ М. Р. Зезина, Л. В. Кошман, В. С. Шульгин. - М.: Высшая школа. 1990 г. – 432 с.
  6. Ключевский, В.О.Русская история: в 3-х кн.: полный курс лекций/ В.О. Ключевский - М.: Мысль, 1995. – 3 кн.

Информация о работе Духовная культура России ХVII века